Перейти к основному содержанию

GenerationS: «Стартапу важно мыслить глобально, а действовать локально»

Что делать компаниям, которые стремятся выйти на международный рынок

Казахстанский рынок стартапов становится все более привлекательным для международных инвесторов. Крупные компании обращают внимание на технологии из-за растущей конкуренции и пытаются подружиться с местными акселераторами в поисках оптимальных решений для своего бизнеса. Сами же стартапы, с более-менее жизнеспособным продуктом, мечтают попасть на международную арену. Желание такой экспансии понятно и вполне оправдано. Местный рынок еще не достаточно зрелый, а ожидание, что тебя на нем заметят, крайне малы. Мы поговорили с Екатериной Петровой, директором корпоративного акселератора GenerationS от РВК, которая рассказала, насколько сильно отличаются казахстанский и российский рынок стартапов и что делать предпринимателям, которые стремятся заручиться поддержкой иностранных инвесторов.

- Какие тенденции в стартап-сфере сейчас можно наблюдать в мире? Какие отрасли становятся более востребованы у начинающих предпринимателей?

-  Мы видим несколько отраслей, которые являются наиболее перспективными. Первое направление - это все, что связано с технологиями безопасности передачи данных и их верификации, например, проверка подлинности документов и биометрической защиты. Большинство расчетов осуществляется через онлайн банкинг и различные платежные системы. Поэтому сейчас много стартапов создают решения в области биометрической защиты – по лицу и голосу, верификации документов с помощью блокчейн, блокировки вредоносных ПО и хакерских атак, а также решения, связанные с квантовыми коммуникациями и криптографией.

Финтех также остается перспективным сегментом. По оценкам PwC, объем инвестиций в инновации в этой сфере в ближайшие 3-5 лет вырастет до $150 млрд. За последние годы на рынок вышло огромное число стартапов в сфере финансовых сервисов, как для корпоративных заказчиков, так и для потребителей, но выживут только немногие компании, которые смогут собрать аудиторию. Для неповоротливых банков покупка таких сервисов – прекрасная возможность быстро и недорого внедрить современные технологические решения.

Еще один заметный тренд – растущий спрос на технологии в области медицины и поддержания здоровья. В этой отрасли также идет процесс цифровизации, однако сдерживающим фактором остается проблема длительного внедрения и нехватка специалистов, готовых интегрировать системы предиктивного анализа и больших данных в медицинских организациях. Например, для ранней диагностики пациентов. Также, например, появляются проекты по производству бионических протезов рук, но пока это не массовая технология из-за высокой стоимости производства.

- Как сильно отличается рынок стартапов в Казахстане и России? Можно ли сказать, что инфраструктура рынков отличается из-за социального и культурного бэкграунда?

- Рынки отличаются с точки зрения технологий и того, насколько быстро они развиваются. Мы со своей стороны говорим, что Казахстан - это второй Сингапур, потому что видим, рынок только формируется, но уже есть очень сильные проекты и инфраструктурные игроки, которые понимают, как правильно работать с предпринимателями, инвесторами и как сформировать результат. В конце прошлого года мы заключили соглашение о партнерстве с казахстанским акселератором DAR Lab в сфере логистики и цепей поставок именно потому, что его представители стремятся вырастить из начинающих предпринимателей сильных бизнес-игроков, способных укрепить экономику страны.

- Какие направления на рынке стартапов в Казахстане Вы считаете наиболее перспективными? Для каких заказчиков GenerationS ищет проекты в Казахстане?

- Впервые мы познакомились с местным рынком года два назад, когда делали совместный проект в образовательной сфере и смотрели на технологии, которые тогда присутствовали на рынке. Сейчас с помощью DAR Lab мы активно работаем в направлении логистики. У нас есть корпоративный партнер «Мишлен», для которого удалось привлечь несколько проектов из сферы логистики и транспорта из Казахстана.

Можно также отметить сильные стартапы в области химической промышленности и металлургии. В Казахстане есть институт цветных металлов (Восточный научно-исследовательский горно-металлургический институт цветных металлов,- ред), который предлагает рынку сильные технологические проекты в металлургической отрасли. Некоторые из них уже проходили отбор в корпоративные акселераторы компаний Красцветмет и АЛРОСА. Другой вопрос в том, что такие проекты не всегда «упакованы», то есть они больше про науку и технологии, чем про бизнес. Поэтому в рамках акселератора мы обучаем команды как преподнести свою разработку.

- Почему GenerationS решил начать партнерство с казахстанским акселератором?

- Прежде всего мы увидели, что коллеги открыты к проектам с Россией. Казахстан нам интересен как партнер, который активно развивается в различных направлениях. Кроме того, в стране есть сильная экспертиза и специалисты, что необходимо нам как акселератору. Сейчас мы с DAR Lab рассматриваем создание совместной инициативы по акселерации технологических проектов. Мы со своей стороны готовы предоставлять экспертизу по поиску и выводу локальных стартапов на международные рынки.

- Возвращаясь к трендам, как вы относитесь к стартапам, которые берут идею с западного рынка и пытаются адаптировать ее к местным реалиям?  Например, создают еще один сервис такси, как Uber. Может ли это в конечном счете привести к быстрому росту и развитию в стране, или сервисы до них уже решили всю «боль» клиента?

- Я считаю, что в появлении таких проектов нет ничего плохого, так как конкуренция – это залог качества и оптимальной цены для конечного пользователя. Главное здесь не слепо копировать, а постараться найти собственное видение и отстраниться от конкурента, возможно предложить дополнительный функционал, характерный для конкретного региона. Пользователи даже чаще испытывают больше доверия к локальным аналогам, чем к западным брендам.

- Как быть стартаперам, которые стремятся выйти на международный рынок: сначала набить шишки на домашнем рынке, а после выходить на международный или сразу уезжать в США или Европу?

- Стартапу важно мыслить глобально, а действовать локально. Российский рынок стартапов, например, достаточно емкий, и многие стартары имеют очень высокий потенциал внутри страны и даже не задумываются о том, чтобы выходить за рубеж. В Казахстане рынок пока существенно меньше, поэтому технологическим стартапам можно смело изучать возможность зарубежной экспансии. Важно учитывать, насколько локальный спрос на товары растет, есть ли вообще глобальный интерес в этом направлении. Второй момент – выходят ли ваши конкуренты на другие рынки. Важно не фокусироваться на CША или Европе, а смотреть шире, например, на азиатский рынок, который сейчас на подъеме. Тем более у Казахстана такое выгодное географическое расположение.

- Несмотря на обоюдный интерес между стартапами и инвесторами, обоим все еще очень сложно работать друг с другом. Как наладить эти отношения, чего не хватает самим инвесторам?

- Если посмотреть на мировую экономику стартапов, то сейчас она развивается с геометрической прогрессией, из-за чего существует достаточно жесткая конкуренция, которую не так просто преодолеть. Стартапы вынуждены бороться за внимание инвесторов, а инвесторы хотят найти «алмазы», в которые они могли бы вложить средства.

Если говорить о том, как инвесторы смотрят на проекты, то здесь очень важно учитывать несколько моментов. Как правило, инвестиционные фонды имеют свою отраслевую специфику. Они постоянно изучают рынок и существующие на нем тренды, чтобы в нужный момент не проглядеть технологию, которая может выстрелить. Кроме того, каждый инвестор заинтересован в том, чтобы быть своего рода ментором для своего стартапа, который будет подсказывать основателю куда двигаться и, возможно, что следует изменить в проекте. Также существует пул корпоративных инвесторов, которые ищут проекты для развития своих компаний. Каждый проект должен четко понимать, в какой этап производственной цепочки он может внедриться и какой вклад он внесет с точки зрения бизнеса (сократит издержки, увеличит прибыль, откроет новый рынок для сбыта и т.д.). Принимая во внимание эти особенности, стартапам будет проще найти своего инвестора.
 

banner_wsj.gif

Почему в Казахстане упали продажи гаджетов

Реакция казахстанских покупателей на падение тенге оказалась необычной

Коллаж: Вадим Квятковский

Драматическое сочетание падения курса тенге и перевода жизненного уклада на карантин негативно отразилось на продажах смартфонов и ноутбуков. Если прежде в условиях девальвации продажи этих товаров росли, то необходимость мыслить категориями выживания заставляет казахстанцев контролировать траты. Корреспондент «Курсива» изучил проблемы текущего спроса на популярные гаджеты.

Вынужденное потребление

Работники торговой сети Technodom отмечают уникальное поведение покупателей. Весь опыт торговли говорит, что падение курса нацвалюты сопровождается резким повышением уровня продаж наиболее популярных моделей смартфонов и ноутбуков. Ничего подобного в этот раз не произошло. В первые дни продажи упали на 25%, и далее в течение недели спрос понизился до 50% от обычного уровня. При этом цена изменилась только на продукцию Apple – она выросла на 11-14%, товар других марок будет переоценен в апреле. Хорошо продаются только офисные модели ноутбуков, но это в сети охарактеризовали как «вынужденные приобретения». Их совершают родители школьников, которых ждет перевод на онлайн-обучение, и сотрудники компаний, переведенные на удаленную работу.

Рассрочка поддерживает спрос

Арендаторы (компании, которые используют площадку маркетплейса) онлайн-магазина Froot.kz в первые дни кризиса закрыли продажи смартфонов из опасения дальнейшего падения курса тенге. Но уже на следующий день вернулись к продажам, пересмотрев цены. Здесь отмечают, что уровень продаж поддержала возможность приобретения товара в рассрочку – банк-партнер сохранил такую возможность, хоть и ужесточил скоринг. Самые популярные покупки – дорогие модели смартфонов. Покупатели опасаются, что в ближайшее время цены на этот товар радикально вырастут.

Продают не все

В торговой сети Pulser отметили общее падение спроса, но уточнить его параметры затруднились. Спрос сохранился на дорогие игровые модели компьютеров и офисные ноутбуки.

Интернет-магазин Moon.kz зафиксировал повышение спроса (на 10%) на офисные ноутбуки стоимостью 250-500 тыс. тенге и стационарные игровые модели компьютеров. Причем покупатели сразу выкладывали полную стоимость, поскольку многие банки закрыли программы покупки товаров в кредит и рассрочку.

Онлайн-магазин Appletech.kz также на период праздников приостановил продажи. Здесь нам подтвердили, что на рынке возник высокий спрос на ноутбуки и стационарные компьютеры; покупатели – переведенные на дистанционную работу сотрудники офисных компаний.

Интернет-магазин Forcecom.kz приостановил продажи дорогой техники перед Наурызом из-за непредсказуемого курса тенге.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png