Перейти к основному содержанию

bavaria_seasonX_1200x120.gif


1439 просмотров

GenerationS: «Стартапу важно мыслить глобально, а действовать локально»

Что делать компаниям, которые стремятся выйти на международный рынок

Казахстанский рынок стартапов становится все более привлекательным для международных инвесторов. Крупные компании обращают внимание на технологии из-за растущей конкуренции и пытаются подружиться с местными акселераторами в поисках оптимальных решений для своего бизнеса. Сами же стартапы, с более-менее жизнеспособным продуктом, мечтают попасть на международную арену. Желание такой экспансии понятно и вполне оправдано. Местный рынок еще не достаточно зрелый, а ожидание, что тебя на нем заметят, крайне малы. Мы поговорили с Екатериной Петровой, директором корпоративного акселератора GenerationS от РВК, которая рассказала, насколько сильно отличаются казахстанский и российский рынок стартапов и что делать предпринимателям, которые стремятся заручиться поддержкой иностранных инвесторов.

- Какие тенденции в стартап-сфере сейчас можно наблюдать в мире? Какие отрасли становятся более востребованы у начинающих предпринимателей?

-  Мы видим несколько отраслей, которые являются наиболее перспективными. Первое направление - это все, что связано с технологиями безопасности передачи данных и их верификации, например, проверка подлинности документов и биометрической защиты. Большинство расчетов осуществляется через онлайн банкинг и различные платежные системы. Поэтому сейчас много стартапов создают решения в области биометрической защиты – по лицу и голосу, верификации документов с помощью блокчейн, блокировки вредоносных ПО и хакерских атак, а также решения, связанные с квантовыми коммуникациями и криптографией.

Финтех также остается перспективным сегментом. По оценкам PwC, объем инвестиций в инновации в этой сфере в ближайшие 3-5 лет вырастет до $150 млрд. За последние годы на рынок вышло огромное число стартапов в сфере финансовых сервисов, как для корпоративных заказчиков, так и для потребителей, но выживут только немногие компании, которые смогут собрать аудиторию. Для неповоротливых банков покупка таких сервисов – прекрасная возможность быстро и недорого внедрить современные технологические решения.

Еще один заметный тренд – растущий спрос на технологии в области медицины и поддержания здоровья. В этой отрасли также идет процесс цифровизации, однако сдерживающим фактором остается проблема длительного внедрения и нехватка специалистов, готовых интегрировать системы предиктивного анализа и больших данных в медицинских организациях. Например, для ранней диагностики пациентов. Также, например, появляются проекты по производству бионических протезов рук, но пока это не массовая технология из-за высокой стоимости производства.

- Как сильно отличается рынок стартапов в Казахстане и России? Можно ли сказать, что инфраструктура рынков отличается из-за социального и культурного бэкграунда?

- Рынки отличаются с точки зрения технологий и того, насколько быстро они развиваются. Мы со своей стороны говорим, что Казахстан - это второй Сингапур, потому что видим, рынок только формируется, но уже есть очень сильные проекты и инфраструктурные игроки, которые понимают, как правильно работать с предпринимателями, инвесторами и как сформировать результат. В конце прошлого года мы заключили соглашение о партнерстве с казахстанским акселератором DAR Lab в сфере логистики и цепей поставок именно потому, что его представители стремятся вырастить из начинающих предпринимателей сильных бизнес-игроков, способных укрепить экономику страны.

- Какие направления на рынке стартапов в Казахстане Вы считаете наиболее перспективными? Для каких заказчиков GenerationS ищет проекты в Казахстане?

- Впервые мы познакомились с местным рынком года два назад, когда делали совместный проект в образовательной сфере и смотрели на технологии, которые тогда присутствовали на рынке. Сейчас с помощью DAR Lab мы активно работаем в направлении логистики. У нас есть корпоративный партнер «Мишлен», для которого удалось привлечь несколько проектов из сферы логистики и транспорта из Казахстана.

Можно также отметить сильные стартапы в области химической промышленности и металлургии. В Казахстане есть институт цветных металлов (Восточный научно-исследовательский горно-металлургический институт цветных металлов,- ред), который предлагает рынку сильные технологические проекты в металлургической отрасли. Некоторые из них уже проходили отбор в корпоративные акселераторы компаний Красцветмет и АЛРОСА. Другой вопрос в том, что такие проекты не всегда «упакованы», то есть они больше про науку и технологии, чем про бизнес. Поэтому в рамках акселератора мы обучаем команды как преподнести свою разработку.

- Почему GenerationS решил начать партнерство с казахстанским акселератором?

- Прежде всего мы увидели, что коллеги открыты к проектам с Россией. Казахстан нам интересен как партнер, который активно развивается в различных направлениях. Кроме того, в стране есть сильная экспертиза и специалисты, что необходимо нам как акселератору. Сейчас мы с DAR Lab рассматриваем создание совместной инициативы по акселерации технологических проектов. Мы со своей стороны готовы предоставлять экспертизу по поиску и выводу локальных стартапов на международные рынки.

- Возвращаясь к трендам, как вы относитесь к стартапам, которые берут идею с западного рынка и пытаются адаптировать ее к местным реалиям?  Например, создают еще один сервис такси, как Uber. Может ли это в конечном счете привести к быстрому росту и развитию в стране, или сервисы до них уже решили всю «боль» клиента?

- Я считаю, что в появлении таких проектов нет ничего плохого, так как конкуренция – это залог качества и оптимальной цены для конечного пользователя. Главное здесь не слепо копировать, а постараться найти собственное видение и отстраниться от конкурента, возможно предложить дополнительный функционал, характерный для конкретного региона. Пользователи даже чаще испытывают больше доверия к локальным аналогам, чем к западным брендам.

- Как быть стартаперам, которые стремятся выйти на международный рынок: сначала набить шишки на домашнем рынке, а после выходить на международный или сразу уезжать в США или Европу?

- Стартапу важно мыслить глобально, а действовать локально. Российский рынок стартапов, например, достаточно емкий, и многие стартары имеют очень высокий потенциал внутри страны и даже не задумываются о том, чтобы выходить за рубеж. В Казахстане рынок пока существенно меньше, поэтому технологическим стартапам можно смело изучать возможность зарубежной экспансии. Важно учитывать, насколько локальный спрос на товары растет, есть ли вообще глобальный интерес в этом направлении. Второй момент – выходят ли ваши конкуренты на другие рынки. Важно не фокусироваться на CША или Европе, а смотреть шире, например, на азиатский рынок, который сейчас на подъеме. Тем более у Казахстана такое выгодное географическое расположение.

- Несмотря на обоюдный интерес между стартапами и инвесторами, обоим все еще очень сложно работать друг с другом. Как наладить эти отношения, чего не хватает самим инвесторам?

- Если посмотреть на мировую экономику стартапов, то сейчас она развивается с геометрической прогрессией, из-за чего существует достаточно жесткая конкуренция, которую не так просто преодолеть. Стартапы вынуждены бороться за внимание инвесторов, а инвесторы хотят найти «алмазы», в которые они могли бы вложить средства.

Если говорить о том, как инвесторы смотрят на проекты, то здесь очень важно учитывать несколько моментов. Как правило, инвестиционные фонды имеют свою отраслевую специфику. Они постоянно изучают рынок и существующие на нем тренды, чтобы в нужный момент не проглядеть технологию, которая может выстрелить. Кроме того, каждый инвестор заинтересован в том, чтобы быть своего рода ментором для своего стартапа, который будет подсказывать основателю куда двигаться и, возможно, что следует изменить в проекте. Также существует пул корпоративных инвесторов, которые ищут проекты для развития своих компаний. Каждый проект должен четко понимать, в какой этап производственной цепочки он может внедриться и какой вклад он внесет с точки зрения бизнеса (сократит издержки, увеличит прибыль, откроет новый рынок для сбыта и т.д.). Принимая во внимание эти особенности, стартапам будет проще найти своего инвестора.
 


1512 просмотров

Принципиально новой роли IT-сектора в экономике Казахстана в 2019 году не будет

Проблема для рынка – это традиционность взглядов менеджмента как в бизнесе, так и в государственном управлении

Фото: shutterstock.com

Тема цифровизации из прошлого года плавно перетекла и в текущий. Эксперты убеждены, что доля IT-сектора в экономике продолжит расти. О том, кто выступил основным цифровым реформатором в прошлом году и какие тренды станут ключевыми на IT-рынке в нынешнем, рассказали специалисты компаний.

Если, с одной стороны, бизнес видит, что на фоне растущей цифровизации, запуска проекта «Индустрия 4.0», IT-сектор будет играть одну из ключевых ролей в экономике и становиться более системообразующим (в частности, для квазигоссектора), то, с другой стороны, принципиальных отличий или какой-то революции в развитии IT не предвидится. Но обо всем по порядку.

Лидеры digital-трансформации

Для начала стоит напомнить, что впереди всех в части внедрения цифровых решений в прошлом году оказалось государство. Далее последовали промышленность, энергетика и финансы, отмечает управляющий директор «Лаборатории Касперского» в Центральной Азии и Монголии Евгений Питолин.

К слову, для финансового сектора IT-технологии стали одним из основных инструментов достижения бизнес-целей, ведь уже многие из них позиционируют себя как IT-компании, подчеркнул управляющий директор блока информационных технологий АО ДБ «Альфа-Банк» Андрей Сабынин.

Также цифровые трансформации задели медиаиндустрию, телекоммуникации. «Эти отрасли – лидеры на протяжении уже многих лет по развитию цифровых технологий. Очень быстро стали развиваться технологии интернета вещей (умные датчики, телеметрия) в машиностроении, добыче полезных ископаемых, сельском хозяйстве, сформировался интересный запрос на цифровизацию среднего и высшего образования», – добавил он.

Примечательно и то, что в 2018 году бизнес активно рассматривал отдельные перспективные технологии, интерес к которым достаточно быстро остыл. «Так, еще в начале 2018 года на конференциях все провозглашали новую эру технологии блокчейн, но после массового падения курсов криптовалют, основанных на этой технологии, подобные разговоры резко утихли», – добавил спикер. Но и это не все – на рынке наметился еще один тренд, который будет набирать обороты и в 2019 году.

Тренды IT-рынка в 2019 году

По мнению специалиста «Лаборатории Касперского», это ориентир на казахстанское происхождение. «Задан очень крупный тренд локализации, стремления к казахстанскому содержанию, усилению роли локальных разработчиков, аналитиков, локального маркетинга. Эта тенденция будет преобладать в 2019 году», – считает он.

Кроме того, наблюдается переход на системы электронного документооборота, растет интерес к открытым системам, реализованным на блокчейн-технологиях. «2019 год может стать годом зарождения реальных бизнес-систем», – не исключает специалист.

Нефтегазовый сектор тоже становится одним из ключевых объектов цифровизации. «Остается верить и надеяться, что этот бурный рост цифровизации будет коррелировать с ростом инвестиций в информационную безопасность и повышение качества знаний о киберрисках», – заметил г-н Питолин.

В разгар этого цифрового бума продолжит расти интерес к IT-специалистам, что в свою очередь приведет к дальнейшему росту зарплат в индустрии. «Держать у себя компетентные IT-команды смогут только топ-компании, инвестирующие в людей, сфокусированные на развитии бренда работодателя», – комментирует эксперт Альфа-Банка.

В мировом масштабе трендом 2019 года будет развертывание 5G-сетей для телекоммуникационной индустрии. Высокая скорость и низкие сетевые задержки в сетях 5G помогут дальнейшему развитию интернета вещей (IoT) и технологий виртуальной реальности (VR).

B2C-бизнесы, продающие товары и услуги физическим лицам, будут фокусироваться на внедрении решений обработки живого языка, NLP (Natural language processing), таких как, например, самообучающиеся чат-боты. «О ботах, общающихся с клиентами на живом языке, говорят уже много лет. Но есть все основания полагать, что именно в 2019 году технология созреет до массового внедрения, ведь уже появились умные аудиоколонки от Amazon и «Яндекса», – прогнозирует спикер.

Наиболее вовлечены в разработку и развитие IT- процессов будут банки, e-commerce, индустрия, образование и, как перспектива, коммунальные хозяйства. «Мне кажется, власти должны задуматься на тем, чтобы оцифровывать коммунальные структуры и деятельность городов, чтобы жители могли получать лучшие сервисы», – считает главный IТ-архитектор компании DAR Игорь Рыбаков.

В пример он привел «Казпочту», которая за последние пару лет очень продвинулась в плане автоматизации. «Компания даже поменяла индексацию почтовых отделений ради цифровизации. Теперь индексация настолько детализирована, что у каждого дома есть свой индекс. Получается, что коммунальные службы, которые обслуживают эти дома, также могут этим воспользоваться», – отметил он.

Еще одним актуальным для бизнеса направлением в 2019 году может стать машинное обучение.

«Судя по рынку, крупные компании из той же логистики, не только в Казахстане, но и в мире, будут закладывать большие суммы на это направление. Сейчас крупные вендоры предлагают платформы для машинного обучения», – рассказывает специалист.

Второе – облачные решения. Несмотря на то что они пока не очень популярны в Казахстане, часть более продвинутых компаний уже используют их. «Сейчас можно выделить три вида компаний: те, кто уже признал важность этих технологий и использует их, компании, которые видят необходимость в облаке и контроле над ним, и те компании, которые все еще не признают облачные решения. Вот как раз последние будут отставать от рынка», – считает г-н Рыбаков.

Отдельно специалист отмечает Open API (application program interface), идеи об использовании которого все чаще звучат из уст профессиональных участников IT, телеком- и финансового рынков. «Например, если раньше вы хотели создать какую-то компанию в сфере финтеха, то нужно было обратиться в банк и решить еще множество сопутствующих вопросов. Теперь за счет API можно получить сервис от банка, просто зарегистрировавшись как девелопер. В цифровом мире банк – это прежде всего API», – считает он.

Добавим, Open API – это прерогатива не только банков, инструмент применим к остальным отраслям, тем более что это сокращает время на доступ к услугам и увеличивает продажи этой же услуги.

К слову, из инструментов, которые раньше использовались только в банках, сейчас на рынке развивается software development. «Во всех других областях такого направления практически не было, а роль играли только вендоры. За последние несколько лет software development получило хорошее развитие», – резюмировал Игорь Рыбаков.

Конечно, грядущие изменения выглядят довольно привлекательно. Но смогут ли они стать масштабируемыми и жизнеспособными, зависит и от того, насколько эффективно будут решены существующие проблемы.

Ложка дегтя

По мнению Андрея Сабынина, первая проблема – это традиционность взглядов менеджмента как в бизнесе, так и в государственном управлении. «Управленцы зачастую просто не понимают глубинной сути и ограничений таких технологий, как, например, блокчейн и машинное обучение, что нередко приводит к выбору некомпетентных команд, подрядчиков для реализации проектов. А бывает и так, что проекты делаются для галочки, где та или иная технология употребляется только для хайпа», – отмечает спикер.

Второй камень преткновения – отсутствие нужного количества IT-инженеров высокого класса в своей предметной сфере. «Сроки подбора некоторых позиций на рынке труда – 3–5 месяцев. Субъективно, многие профессионалы уезжают, продолжая карьеру вне страны, обескровливая и так не богатую на кадры индустрию», – продолжил специалист.

В целом г-н Сабынин считает, принципиально новой роли IT-сектора в экономике Казахстана в 2019 году не будет. «Есть все предпосылки полагать, что продолжатся тренды предыдущих лет, когда IT-сектор и технологии проникали во все отрасли народного хозяйства: от добычи нефти до продаж в супермаркетах, но принципиально новой волны IT-революции не будет», – заключил он.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Министерство информации и коммуникаций РК ужесточает правила аккредитации журналистов в освещении мероприятий. Как Вы думаете, почему они это делают?

Варианты

Цифра дня

2%
годовых
составит ставка по ипотеке для многодетных и неполных семей

Цитата дня

Эффективное государство, как чистый воздух, его не чувствуешь...

Бауыржан Байбек
аким Алматы

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank