Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


1978 просмотров

GenerationS: «Стартапу важно мыслить глобально, а действовать локально»

Что делать компаниям, которые стремятся выйти на международный рынок

Казахстанский рынок стартапов становится все более привлекательным для международных инвесторов. Крупные компании обращают внимание на технологии из-за растущей конкуренции и пытаются подружиться с местными акселераторами в поисках оптимальных решений для своего бизнеса. Сами же стартапы, с более-менее жизнеспособным продуктом, мечтают попасть на международную арену. Желание такой экспансии понятно и вполне оправдано. Местный рынок еще не достаточно зрелый, а ожидание, что тебя на нем заметят, крайне малы. Мы поговорили с Екатериной Петровой, директором корпоративного акселератора GenerationS от РВК, которая рассказала, насколько сильно отличаются казахстанский и российский рынок стартапов и что делать предпринимателям, которые стремятся заручиться поддержкой иностранных инвесторов.

- Какие тенденции в стартап-сфере сейчас можно наблюдать в мире? Какие отрасли становятся более востребованы у начинающих предпринимателей?

-  Мы видим несколько отраслей, которые являются наиболее перспективными. Первое направление - это все, что связано с технологиями безопасности передачи данных и их верификации, например, проверка подлинности документов и биометрической защиты. Большинство расчетов осуществляется через онлайн банкинг и различные платежные системы. Поэтому сейчас много стартапов создают решения в области биометрической защиты – по лицу и голосу, верификации документов с помощью блокчейн, блокировки вредоносных ПО и хакерских атак, а также решения, связанные с квантовыми коммуникациями и криптографией.

Финтех также остается перспективным сегментом. По оценкам PwC, объем инвестиций в инновации в этой сфере в ближайшие 3-5 лет вырастет до $150 млрд. За последние годы на рынок вышло огромное число стартапов в сфере финансовых сервисов, как для корпоративных заказчиков, так и для потребителей, но выживут только немногие компании, которые смогут собрать аудиторию. Для неповоротливых банков покупка таких сервисов – прекрасная возможность быстро и недорого внедрить современные технологические решения.

Еще один заметный тренд – растущий спрос на технологии в области медицины и поддержания здоровья. В этой отрасли также идет процесс цифровизации, однако сдерживающим фактором остается проблема длительного внедрения и нехватка специалистов, готовых интегрировать системы предиктивного анализа и больших данных в медицинских организациях. Например, для ранней диагностики пациентов. Также, например, появляются проекты по производству бионических протезов рук, но пока это не массовая технология из-за высокой стоимости производства.

- Как сильно отличается рынок стартапов в Казахстане и России? Можно ли сказать, что инфраструктура рынков отличается из-за социального и культурного бэкграунда?

- Рынки отличаются с точки зрения технологий и того, насколько быстро они развиваются. Мы со своей стороны говорим, что Казахстан - это второй Сингапур, потому что видим, рынок только формируется, но уже есть очень сильные проекты и инфраструктурные игроки, которые понимают, как правильно работать с предпринимателями, инвесторами и как сформировать результат. В конце прошлого года мы заключили соглашение о партнерстве с казахстанским акселератором DAR Lab в сфере логистики и цепей поставок именно потому, что его представители стремятся вырастить из начинающих предпринимателей сильных бизнес-игроков, способных укрепить экономику страны.

- Какие направления на рынке стартапов в Казахстане Вы считаете наиболее перспективными? Для каких заказчиков GenerationS ищет проекты в Казахстане?

- Впервые мы познакомились с местным рынком года два назад, когда делали совместный проект в образовательной сфере и смотрели на технологии, которые тогда присутствовали на рынке. Сейчас с помощью DAR Lab мы активно работаем в направлении логистики. У нас есть корпоративный партнер «Мишлен», для которого удалось привлечь несколько проектов из сферы логистики и транспорта из Казахстана.

Можно также отметить сильные стартапы в области химической промышленности и металлургии. В Казахстане есть институт цветных металлов (Восточный научно-исследовательский горно-металлургический институт цветных металлов,- ред), который предлагает рынку сильные технологические проекты в металлургической отрасли. Некоторые из них уже проходили отбор в корпоративные акселераторы компаний Красцветмет и АЛРОСА. Другой вопрос в том, что такие проекты не всегда «упакованы», то есть они больше про науку и технологии, чем про бизнес. Поэтому в рамках акселератора мы обучаем команды как преподнести свою разработку.

- Почему GenerationS решил начать партнерство с казахстанским акселератором?

- Прежде всего мы увидели, что коллеги открыты к проектам с Россией. Казахстан нам интересен как партнер, который активно развивается в различных направлениях. Кроме того, в стране есть сильная экспертиза и специалисты, что необходимо нам как акселератору. Сейчас мы с DAR Lab рассматриваем создание совместной инициативы по акселерации технологических проектов. Мы со своей стороны готовы предоставлять экспертизу по поиску и выводу локальных стартапов на международные рынки.

- Возвращаясь к трендам, как вы относитесь к стартапам, которые берут идею с западного рынка и пытаются адаптировать ее к местным реалиям?  Например, создают еще один сервис такси, как Uber. Может ли это в конечном счете привести к быстрому росту и развитию в стране, или сервисы до них уже решили всю «боль» клиента?

- Я считаю, что в появлении таких проектов нет ничего плохого, так как конкуренция – это залог качества и оптимальной цены для конечного пользователя. Главное здесь не слепо копировать, а постараться найти собственное видение и отстраниться от конкурента, возможно предложить дополнительный функционал, характерный для конкретного региона. Пользователи даже чаще испытывают больше доверия к локальным аналогам, чем к западным брендам.

- Как быть стартаперам, которые стремятся выйти на международный рынок: сначала набить шишки на домашнем рынке, а после выходить на международный или сразу уезжать в США или Европу?

- Стартапу важно мыслить глобально, а действовать локально. Российский рынок стартапов, например, достаточно емкий, и многие стартары имеют очень высокий потенциал внутри страны и даже не задумываются о том, чтобы выходить за рубеж. В Казахстане рынок пока существенно меньше, поэтому технологическим стартапам можно смело изучать возможность зарубежной экспансии. Важно учитывать, насколько локальный спрос на товары растет, есть ли вообще глобальный интерес в этом направлении. Второй момент – выходят ли ваши конкуренты на другие рынки. Важно не фокусироваться на CША или Европе, а смотреть шире, например, на азиатский рынок, который сейчас на подъеме. Тем более у Казахстана такое выгодное географическое расположение.

- Несмотря на обоюдный интерес между стартапами и инвесторами, обоим все еще очень сложно работать друг с другом. Как наладить эти отношения, чего не хватает самим инвесторам?

- Если посмотреть на мировую экономику стартапов, то сейчас она развивается с геометрической прогрессией, из-за чего существует достаточно жесткая конкуренция, которую не так просто преодолеть. Стартапы вынуждены бороться за внимание инвесторов, а инвесторы хотят найти «алмазы», в которые они могли бы вложить средства.

Если говорить о том, как инвесторы смотрят на проекты, то здесь очень важно учитывать несколько моментов. Как правило, инвестиционные фонды имеют свою отраслевую специфику. Они постоянно изучают рынок и существующие на нем тренды, чтобы в нужный момент не проглядеть технологию, которая может выстрелить. Кроме того, каждый инвестор заинтересован в том, чтобы быть своего рода ментором для своего стартапа, который будет подсказывать основателю куда двигаться и, возможно, что следует изменить в проекте. Также существует пул корпоративных инвесторов, которые ищут проекты для развития своих компаний. Каждый проект должен четко понимать, в какой этап производственной цепочки он может внедриться и какой вклад он внесет с точки зрения бизнеса (сократит издержки, увеличит прибыль, откроет новый рынок для сбыта и т.д.). Принимая во внимание эти особенности, стартапам будет проще найти своего инвестора.
 


1 просмотр

Что даст искусственный интеллект Казахстану?

Согласно данным исследования McKinsey & Company, потенциал отрасли высок и в Казахстане

Изображение: Pixabay

Сегодня различные страны стремятся стать мировыми лидерами в сфере искусственного интеллекта (ИИ). Их манят растущие перспективы и возможности использования технологий ИИ и углубленной аналитики для решения насущных для человечества вопросов. Согласно данным исследования McKinsey & Company, потенциал отрасли высок и в Казахстане.

Признанным мировым лидером по развитию технологий ИИ являются Соединенные Штаты Америки, где объем инвестиций в развитие искусственного интеллекта только в 2019 году превысил $5,3 млрд. В США даже есть сообщества государственных служащих, которые занимаются разработкой бизнес-кейсов использования ИИ. Цифровое правительство в действии.

Япония также не отстает и активно планирует переход на «Общество 5.0». Объем инвестиций в научные исследования и инновации в сфере развития технологий ИИ здесь составил $8 млрд. В стране практикуется применение налоговых льгот к компаниям, занимающимся исследованиями и разработками в сфере ИИ и больших данных.

В Великобритании созданы благоприятные условия для развития компаний МСБ и стартапов, использующих технологии ИИ. Здесь действует регулятивная среда для поддержки более чем 500 компаний. Страна инвестировала в исследования ИИ $1,3 млрд, в инфраструктуру ИИ – $1 млрд из государственных средств.

Китай к 2030 году намерен стать лидером в сфере разработки технологий ИИ. В стране создан государственный фонд в размере около $23 млрд, предназначенный для вложения средств в разработку технологий, необходимых для развития ИИ.

Все эти страны понимают потенциал отрасли и наращивают свое конкурентное преимущество в ней. А какое влияние на экономику Казахстана могут оказать и частично уже оказывают искусственный интеллект и технологии углубленной аналитики?

Экономический эффект ИИ

Йохен Бербнер, управляющий партнер McKinsey & Company в Казахстане, отмечает: «Технологии ИИ и углубленной аналитики могут стать одними из основных факторов, которые позволят Казахстану достичь 5–6%-ного ежегодного роста ВВП до 2030 года. Это возможно за счет увеличения производительности труда, которое станет значимым фактором экономического роста в условиях замедления темпов наращивания занятости».

Рассмотрим влияние искусственного интеллекта и углуб­ленной аналитики на валовую добавленную стоимость (ВДС).

Годовой эффект от внедрения технологий искусственного интеллекта и углубленной аналитики в добывающей и производственной отраслях может составить от $5 до 7 млрд в ценах 2018 года. В секторе услуг аналогичный эффект может достигнуть от $9 до 13 млрд. В секторах образования, здравоохранения, госуправления и обороны эффект сравнительно ниже, однако дополнительные $1–2 млрд ВДС в год (в ценах 2018 года) представляются весьма существенным подспорьем для повышения уровня жизни населения.

AI 2.PNG

Социальный эффект ИИ

Наряду с потенциалом для развития экономики технологии искусственного интеллекта и углубленной аналитики могут способствовать значительному повышению качества жизни горожан. Существует множество примеров использования, приведем некоторые из них.

Уже сегодня в мире действует система навигации для слабовидящих, которая помогла существенно повысить качество жизни и трудоустроить свыше 50 тыс. человек. Для более чем 25 тыс. жителей Казахстана, которые относятся к категории слабовидящих, такая система, несомненно, была бы очень полезна.

В части управления городской транспортной системой есть примеры того, что технологии позволили увеличить среднюю скорость движения по городу на 13% в одном из самых худших в мире городов с точки зрения дорожных пробок. Это актуально и для Казахстана, в крупнейшем мегаполисе которого – Алматы – в 2017 году средняя скорость передвижения в часы пик составляла лишь 19 км/ч.

AI 0.PNG

Человек в помощь искусственному интеллекту

Очевидно, что для обеспечения максимального эффекта от внедрения новых технологий Казахстану понадобятся специалисты, обладающие соответствующими навыками. К 2030 году в стране должно появиться 5–10 тыс. аналитиков данных, 20–25 тыс. разработчиков систем данных, 2–5 тыс. дата-сайентистов (исследователи данных). Это огромная ниша, к которой уже сейчас следует присмотреться соискателям на рынке труда.

Для того чтобы Казахстан смог использовать весь потенциал применения технологий ИИ и углубленной аналитики, потребуется также немало совместных усилий со стороны государства, частного бизнеса и жителей страны.

Государство ответственно за создание необходимой инфраструктуры и среды для содействия технологическим инновациям. Также существенна роль государства в содействии разработке новых технологий ИИ и углубленной аналитики в качестве крупного заказчика таких технологий в частном секторе.

Частный бизнес может внести значимую лепту через структурирование и маркировку доступных данных для последующего использования при внедрении технологий ИИ и углубленной аналитики. Повсеместное внед­рение методики Agile для повышения темпов инноваций также будет способствовать реализации сценариев использования технологий в деле.

На уровне населения можно говорить о формировании привычек применения технологий для облегчения повседневной жизни, а также об освоении цифровых методов работы.

Совокупных усилий государства и бизнеса требуют такие действия, как обновление учебных программ и организация необходимого обучения для будущих специалистов. Эффективно действует переквалификация работников путем организации краткосрочных образовательных программ на различных предприятиях, а на уровне каждого отдельного человека остается актуален поиск новых путей саморазвития.

AI 4.PNG

* Основано на данных исследования McKinsey & Company в Казахстане.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций