NYT: Многие из ваших начальников хотели бы заменить вас машинами

Проведенное в 2017-м году компанией Delloite исследование выявило: 52% компаний уже начали использовать машины для решения задач, ранее бывших прерогативой людей. К 2020-му этот показатель, как ожидается, составит 72%

Фото: shutterstock.com

Многие из ваших начальников хотели бы заменить вас машинами, и как можно скорее, именно к таким выводам пришел журналист The New York Times Кевин Руз, пообщавшийся в ходе прошедшего в Давосе Всемирного экономического форума с топ-менеджерами многих крупнейших корпораций, передает Hi-tech Вести.

Как выяснилось, ответы бизнесменов на вопросы об автоматизации очень сильно зависят от того, кто этот ответ может услышать. Публично топ-менеджеры могут говорить о возможных негативных последствиях внедрения в бизнес-процессы алгоритмов искусственного интеллекта и автоматизации, и обещать защиту тем, кто из-за этого рискует потерять работу.

Но в частных беседах, в том числе на встречах с руководством многих консалтинговых и технологических компаний, настроения, как выясняется, совсем другие. Бизнесмены уже во всю включились в гонку за автоматизацией, чтобы оставить позади конкурентов, и о судьбе работников беспокоятся мало.

Во всем мире руководители компаний вкладывают миллиарды долларов, чтобы сделать свои бизнесы подтянутыми, цифровизированными и автоматизированными по максимуму. Они мечтают о прибыли, которую может обеспечить автоматизация, и видят ИИ (искусственный интеллект) как «волшебную палочку» для сокращения издержек в результате сокращения штата подразделений с тысячами сотрудников до нескольких десятков.

«Они хотят достичь крайне внушительных показателей. Раньше они ставили скромные цели по сокращению рабочей силы, 5 или 10%. Теперь они говорят — почему мы не может решать те же задачи с 1% от текущего штата сотрудников», говорит президент технологической и консалтинговой компании Infosys, Мохит Джоши.

Редкий бизнесмен в наш век неравенства готов признать публично, что хочет избавиться от работников. Из-за этого возник длинный список модных словечек и эвфемизмов, маскирующих реальные намерения. Работников не «заменяют» машинами, их «освобождают» от монотонных, тягостных задач. Компании не увольняют людей, они «осуществляют цифровую трансформацию».

Проведенное в 2017-м году компанией Delloite исследование выявило: 52% компаний уже начали использовать машины для решения задач, ранее бывших прерогативой людей. К 2020-му этот показатель, как ожидается, составит 72%.

Одержимость корпоративной элиты искусственным интеллектом оказалась золотым дном для фирм, специализирующихся на «роботизации процессов» (robotic process automation, R.P.A.) Индийская Infosys сообщила о росте выручки своего цифрового подразделения за год на 33%. Подразделение «когнитивных решений» IBM, использующее ИИ, чтобы помочь бизнесу повысить эффективность, стало вторым крупнейшим в компании, заработав за минувший квартал $5,5 млрд. Про прогнозу инвестбанка UBS, оборот мировой индустрии искусственного интеллекта к будущему году достигнет $180 млрд.

Автор книги «Сверхспособности ИИ» и ветеран многих технологических компаний Кай-Фу Ли прогнозирует, что в течение 15 лет искусственный интеллект ликвидирует 40% рабочих мест в мире. В интервью The New York Times он пояснил, что руководители компаний испытывают невероятное давление акционеров и советов директоров, требующих максимизировать краткосрочные прибыли. Неизбежным результатом становится резкий переход к автоматизации.

«Они всё время говорят: цена акций — это ещё не все, - говорит Ли. - Но в конечном итоге, если ты не справился, тебя увольняют».

shutterstock_680929729.jpg

Другие эксперты, напротив, предсказывают, что ИИ создаст больше новых рабочих мест, чем уничтожит, и что сокращения, вероятно, не будут катастрофическими. Они указывают, что автоматизация помогает работникам, повышая производительность труда и, высвобождая их от рутинных задач, дает возможность сконцентрироваться на задачах более творческих.

Не удивительно, что во времена политической нестабильности и протестов против элит как слева, так и справа, переход к автоматизации происходит по-тихому и скрыт от глаз общественности. Несколько топ-менеджеров, посетивших в этом году Давос, попросту отказались отвечать на вопрос, сколько денег им сэкономила автоматизация процессов, в которых раньше были заняты люди. И ни один не решился сознаться, что их конечной целью является замена людей машинами.

«Это сложнейшая дихотомия, - говорит Бен Принг, директор «Центра работы будущего» в компании Cognizant, оказывающей технологические услуги. — C одной стороны, озабоченные прибылью менеджеры хотят автоматизировать всё, что только можно. С другой, они рискуют столкнуться с отпором гражданского общества».

Чтобы составить ясное представление о том, как некоторые бизнес-лидеры Америки высказываются об автоматизации в частных беседах, достаточно послушать их азиатских коллег, которые зачастую не дают себе труда скрывать реальные цели. Терри Гу, председатель совета директоров тайваньского производителя электроники Foxconn, заявил о планах заменить 80% работников роботами в ближайшие 5-10 лет. Ричард Лю, основатель гиганта электронной торговли JD.com, заявил в прошлом году: «Я надеюсь, придет день, когда моя компания станет полностью автоматизированной».

Один часто звучащий аргумент, который приводят бизнесмены: работников можно «переучить», чтобы они выполняли в организации другие функции. Они приводят пример Accenture, заявившей в 2017-м о замещении 17 тыс. офисных позиций без увольнений, сотрудников переобучили для других задач. В письме акционерам в прошлом году глава Amazon Джефф Безос заявил, что более 16 тыс. сотрудников складов компании получили обучение в таких востребованных профессиях как уход за больными или ремонт самолетов, причем Amazon покрыла 95% их затрат.

Но это, возможно, те самые исключения, которые подтверждают правило. Есть много историй успешной профессиональной переориентации — оптимисты часто приводят в пример небольшую группу шахтеров из Кентукки, которых переобучили на программистов. Но доказательств того, что подобное заработает в большом масштабе, нет. В исследование Всемирного экономического форума говорится, что из 1,37 млн рабочих, чей труд полностью заменят машины в ближайшее десятилетие, лишь четверть смогут с выгодой для себя и работодателя освоить новые профессии через программы, финансируемые частным сектором. Остальным, видимо, придется решать свои проблемы самостоятельно или надеяться на помощь государства.

В Давосе топ-менеджеры предпочитают говорить об автоматизации как о естественном явлении, которое они не в состоянии контролировать — вроде аномальной жары или урагана. Они заявляют: если мы не автоматизируем работу как можно скорее, это сделают наши конкуренты.

Тем не менее, в вопросе автоматизации у руководителей компаний есть выбор — он, безусловно, затруднен давлением акционеров, но он есть. И даже если до какой-то степени рост безработицы из-за автоматизации неизбежен, эти руководители могут выбирать, как распределять дополнительные прибыли от внедрения автоматизации и искусственного интеллекта, могут решить поделиться доходами с работниками, или забрать их себе и акционерам.

Выбор, который сделают представители элиты в Давосе — и давление, которое оказывают на них в интересах защиты работников — определят, станет ли искусственный интеллект инструментом повышения производительности или инструментом причинения страданий.

«Выбор идет не между автоматизацией или отказом от нее, - говорит Эрик Бринйолфсон, директор «Инициативы за цифровую экономику» в Массачусетском технологическом институте. - А между тем, использовать ли технологии ради всеобщего блага, или ради дальнейшего сосредоточения богатства».

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Четыре шага к онлайн-приватности

Советы от управляющего директора «Лаборатории Касперского» в Казахстане, Центральной Азии, странах СНГ и Балтии

Фото: Depositphotos/nuvolanevicata

Ваши почтовые ящики завалены спамом? Не знаете, куда деваться от запросов в друзья, приходящих от не пойми кого, а ваши публикации в Facebook комментируют все, кому не лень? Вас неотступно преследует реклама товаров, которые вы недавно искали в интернете? Вероятно, интернет слишком много о вас знает. Но ничего страшного – вот четыре совета, которые помогут вам сохранить приватность в сети.

1. Прежде чем что-то публиковать, подумайте

Да, не вы за собой шпионите и нарушаете собственные границы, но ваша онлайн-приватность все же начинается с вас и ваших решений: того, какой информацией вы делитесь и что оставляете при себе.

Перед тем как что-нибудь опубликовать, подумайте о последствиях: не выкладывайте на всеобщее обозрение контент, который может нарушить вашу (или чью-то еще) приватность. Вы же не выложите на Facebook ваш пароль? Вот именно. И со всем остальным так же: не нужно публиковать то, что может рассказать о вас больше, чем следует, например, адрес, личный номер телефона, адрес электронной почты и так далее.

То же касается билетов на самолет и любых документов со штрих-кодами или QR-кодами. Если вы сфотографировали билет на концерт с QR-кодом и выложили его в Instagram, считайте, что вы его уже кому-то подарили.

Если вы все же хотите выложить фото билета, позаботьтесь о том, чтобы не было видно QR-кода и номера билета – их нужно хорошенько замазать в фоторедакторе. Мы уже писали о том, как замазывать что-либо на картинке правильно, чтобы потом нельзя было прочитать информацию. Но безопаснее, конечно, ничего не выкладывать вообще.

2. Избавьтесь от слежки в браузере

Когда вы заходите на сайт, срабатывает система аналитики веб-трекер. Она следит за тем, кто и как часто посещает страницу. Как правило, эта система принадлежит какому-нибудь интернет-гиганту вроде Google или Facebook. Они используют информацию о посещенных вами сайтах, чтобы определять ваши интересы и предлагать «правильную» рекламу.

Чтобы избавиться от такого внимания, можно использовать режим «инкогнито». Но учтите, что приватный поиск скрывает не всю информацию о вас – кое-что все же будет видно сайтам, которые вы посещаете (и третьим сторонам, о которых вы даже и не подозреваете).

От чересчур любознательных сайтов и систем аналитики спасут специальные решения для блокировки веб-трекеров, например, компонент «Защита от сбора данных» в вашем антивирусном решении.

Кстати, некоторые браузеры и поисковые системы тоже собирают данные пользователей, чтобы показывать им рекламу. Не хотите такого? Тогда используйте браузер, который бережно отнесется к вашей приватности (например, Firefox), и поисковик, который не будет за вами шпионить (например, DuckDuckGo или Startpage.com). Но имейте в виду, что такая приватность требует жертв. Как правило, приватные поисковые системы выдают менее релевантные результаты, ведь они о вас ничего не знают.

У браузеров, выступающих против слежки, есть свой недостаток: несовместимость с некоторыми сайтами. Так, в Firefox некоторые страницы могут отображаться некорректно, поскольку чаще всего их адаптируют под считающийся золотым стандартом среди веб-дизайнеров браузер Google Chrome.

3. Покопайтесь в настройках социальных сетей

Социальные сети – публичные пространства, но не все публичные пространства одинаковы и не все публичные вещи следует показывать всем подряд. Во многих соцсетях можно выбрать, кто будет видеть определенный контент на вашей странице: все пользователи, только зарегистрированные, друзья и друзья друзей, только друзья и так далее.

В дополнение к этому в большинстве социальных сетей есть еще множество самых разных настроек. Вы можете, например, запретить показывать ваш профиль в результатах поиска или не дать другим пользователям отмечать вас в публикациях и писать вам сообщения. Так что если вы устали от навязчивых «друзей», спамеров и мошенников, поройтесь в настройках приватности ВКонтакте, Instagram, Facebook, TikTok, «Одноклассников», Twitter и других сервисов.

4. Удаляйте старые аккаунты, не теряя данных

Со временем у каждого из нас накапливаются десятки учетных записей, причем некоторые из них мы используем редко или вовсе забрасываем. Помните, что не все аккаунты удаляются автоматически по прошествии некоторого времени – многие из них так и остаются в сети и в какой-то момент могут стать причиной утечки ваших данных. Как вы знаете, утечки случаются чаще, чем хотелось бы.

Заведите привычку удалять аккаунты, которыми вы больше не пользуетесь и не планируете пользоваться в будущем. Делайте это безо всяких колебаний, особенно если речь идет об учетных записях, где много личных данных: профилях в социальных сетях, почтовых ящиках и аккаунтах в платежных системах.

Если вы начитались статей о приватности и готовы распрощаться со всеми или некоторыми соцсетями, имейте в виду, что это можно сделать без потери данных – обратитесь в службу поддержки сети или спросите у нас, как это сделать.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg