Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


709 просмотров

Google и Amazon ищут энергетический плацдарм по мере распространения «умных домов»

Техногиганты хотят увеличить охват пользователей благодаря росту экосистемы «умных домов», пишет The Wall Street Journal

Фото: Shutterstock.com

Google и Amazon предпринимают первые шаги для расширения бизнеса в сфере электроэнергетики, поскольку системы автоматизации домашней энергетики становятся богатым источником данных о клиентах.

Технологические гиганты не заинтересованы в продаже мегаваттов - по крайней мере, пока. Они ищут пути расширения для своих умных колонок, подключенных к интернету термостатов и других устройств, чтобы поставить себе на службу информацию о личном использовании энергии потребителями. Эта информация таит огромную силу, ее можно применять для того, чтобы стимулировать людей потреблять меньше электричества в часы пиковой нагрузки.

Пока что энергетические амбиции техкомпаний ограничены, но некоторые топ-менеджеры видят будущее, в котором солнечные панели, аккумуляторы и даже электрические автомобили - все становится частью экосистемы умного дома. В таких условиях компания, которая контролирует ПО и системы энергообеспечения, могла бы занять доминирующее положение на рынке, считают менеджеры и консультанты.

«Через 10 или 20 лет лидирующим розничным поставщиком электроэнергии в США будет Amazon или Google», - заявил Дэвид Крейн, бывший исполнительный директор NRG Energy Inc, который сказал, что не задействован в переговорах с этими компаниями. «Цены они могут предоставить ниже, а сервис лучше».

Управление домашней энергией стало полем битвы в борьбе Google и Amazon за рынок «умных» устройств для дома. Эта борьба усилилась в последние годы после того, как компании подметили растущую популярность умных колонок.

В 2014 году Google купил Nest Labs, производителя камер домашней безопасности и термостатов, за $3,2 млрд. В прошлом году Amazon приобрел Ring - производителя дверных видеозвонков. Эта сделка оценивается более чем в $1 млрд. Также в марте 2018 года Amazon инвестировал в производителя умных термостатов Ecobee Inc.

По оценке консалтинговой фирмы Wood Mackenzie, траты на устройства домашней энергетики в 2018 году превысят $40 млрд, а в последующие пять лет удвоятся.

Google, чтобы обеспечить более широкую аудиторию для своих умных устройств, заключил соглашения с поставщиками коммунальных услуг и энергии в Великобритании и Нидерландах, а также штатах Иллинойс, Калифорния и Техас. У Google заключена сделка с Reliant Energy, техасским поставщиком электричества, принадлежащим NRG.

«Мы хотим мобилизовать потребителей», - сказал Джефф Хэмел, директор Google по глобальному партнерству в сфере энергетики и предпринимательства. «Если сообща мы сможем внести много маленьких изменений в большой группе людей, это принесет огромную пользу для поставщиков энергии, электросетей, окружающей среды и самих потребителей».

Amazon тем временем начал свой бизнес по предоставлению строительно-монтажных услуг, Amazon Home Services, чтобы помочь покупателям с настройкой и управлением умного дома. Согласно людям, знакомым с деловыми переговорами Amazon, компания также провела переговоры о партнерстве с поставщиками коммунальных услуг и о небольших инвестициях в стартапы в этой сфере. Представитель Amazon отказался дать комментарий по этой теме.

Также Amazon объединился с такими компаниями, как Arcadia Power, которые поставляют ряд устройств для дома, производимых или поддерживаемых Amazon, например, ecobee и Ring. Кроме того, Amazon согласен поддерживать установку домашней зарядки внедорожника Audi e-tron, выпускаемого концерном Volkswagen AG.

Такие устройства, как цифровые термостаты и сопутствующее программное обеспечение, могут помочь потребителям экономить деньги, предлагая окна с пониженными тарифами на электричество для энергоемких занятий вроде стирки. Многие поставщики электроэнергии ищут способы стимулировать потребителей на такие меры, например, через баллы для покупок и даже кэшбек. Аналитики видят у техкомпаний огромный потенциал для закрепления таких усилий.

Google уже испытал в деле способы снижения энергопотребления с помощью своих технологий. Во время солнечного затмения летом 2017 года, когда выработка солнечной энергии прекратилась, Google поощрял владельцев термостатов Nest подключаться к особой программе.

Устройства заранее охлаждали дома до того, как затмение вызвало перебои в электроснабжении. Во время затмения термостаты вновь повышали температуру дома на несколько градусов. Google назвал эту программу «часом пик солнечного затмения». Участие в ней приняли более 750 тысяч потребителей, что снизило энергозатраты на 700 мегаватт.

Выход на рынок энергетики - испытание для техкомпаний, поскольку сектор энергетики размыт и подвержен мириадам регуляций по всему миру. Первые шаги компаний были сосредоточены на дерегулированных рынках энергии, как в Техасе, где потребители могут выбирать среди множества розничных поставщиков электроэнергии, которые, в свою очередь, приобретают энергию у оптовых поставщиков. Такая система снижает входной барьер, так как у розничных поставщиков нет собственных электролиний или электростанций.

В Техасе в прошлом июле цены на электричество кратковременно взлетели выше отметки в $2000 за мегаватт в час (среднее годовое значение - $34,69). И если удастся убедить тысячи потребителей снизить энергопотребление в часы пиковой нагрузки, это может помочь поставщику крупно снизить затраты.

Хотя существующие розничные поставщики энергии и коммунальных услуг в последние годы усовершенствовались в этой области, их решения еще недостаточно динамичны, автоматизированны и чутки к изменению рыночных цен, заявила Эльта Коло, научный руководитель Wood Mackenzie по вопросам энергетики и возобновляемых источников энергии.

«Это ресурс, который все еще не используется», - сказала Эльта Коло. -Эта технология уже есть у нас дома. В этом вся прелесть. Благоприятная возможность диктует бал».

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz


966 просмотров

В Казахстане резко вырос рынок облачных сервисов

Разбираемся, что стало драйвером рынка

Фото: Syda Productions/Shutterstock

По оценке компании iKS-Consulting, 2018 год оказался крайне удачным для отечественного облачного рынка: он вырос на 32%, достигнув $8 млн. Если точкой отсчета брать 2015 год, то за три года рынок облачных услуг вырос почти вдвое. Ни один сегмент отечественного рынка IТ не показывает столь высокие темпы роста. Справедливости ради нужно отметить, что емкость облачного рынка пока не высока, особенно на фоне всего IТ-рынка, который исчисляется $1,6 млрд. Впрочем, ничего экстраординарного здесь нет – отечественный рынок всегда имел очень сильный «железный» акцент: доля услуг на нем составляет лишь около 12%.

Облакам поверили

Тенденция 2018 года, отмеченная экспертами: рост доверия к облакам в Казахстане. Это касается не только частного бизнеса – в облака пошел и госсектор, который начинает активнее использовать сервисную модель информатизации.

Второй драйвер – осознание того, что облака – это экономически выгодно. В среднесрочной и долгосрочной перспективах облачный подход может помочь сэкономить до 50% (в сравнении с подходом on premis). С учетом того, что расходы из капитальных переходят в операционные, то идея становится еще более привлекательной.
 
Светлана Черненко, директор представительства iKS-Consulting в Казахстане, согласна с утверждением, что у бизнеса нет задачи уйти в облако, но есть задача оптимизировать затраты. «С этой точки зрения понимание эффективности облака, особенно для решения тривиальных задач и размещения не очень ценной информации, безусловно, есть. Безусловно, есть инерция мышления, особенно у руководителей. Я всегда говорю, что перед местными поставщиками облачных решений стоит огромная задача по просветительской работе», – делится она, добавляя, что с инфраструктурой ЦОДов (центров обработки данных), как и с телеком-инфраструктурой вообще, в Казахстане дела обстоят отлично – предложение пока опережает спрос.

По наблюдениям Рустэма Нысанбаева, коммерческого директора Дирекции информационных систем «Казахтелекома», в последнее время в облако идут не только крупный бизнес и госсектор: «Наши клиенты, помимо традиционных – телекома и госсектора, все чаще прирастают бизнесом, в том числе представителями малого и среднего бизнеса! Это очень важное замечание, своего рода сигнал, что нам доверяют».

Особенность казахстанского рынка дата-центров – в его высокой концентрации. Доля «Казахтелекома» на этом рынке – 54% (15 ЦОДов в 11 областных центрах республики). «Казахтелеком» остается ключевым игроком, имеющим основную долю в общей рыночной инфраструктуре ЦОДов. Его стратегическая роль всегда будет ключевой при выполнении государственных проектов. И я бы не сказала, что «Казахтелеком» не дает развиваться другим игрокам. Ведь в отличие от рынка телефонии и рынка ШПД (широкополосный доступ к интернету), где ключевой фактор успеха – наличие инфраструктуры, на рынке ЦОД огромную роль играет клиентоориентированность, скорость реакции и т. д. И на этом поле конкурировать с лидером рынка можно вполне успешно», – говорит директор представительства iKS-Consulting.

Открытые перспективы

Уверенным спросом в Казахстане пользуются такие услуги, как аренда программного обеспечения (SaaS), услуги виртуального дата-центра (IaaS) и аренда физического оборудования. «В целом на сегодня на IaaS приходится подавляющая доля казахстанского облачного рынка, но, думаю, структура спроса будет меняться в сторону SaaS. Это общемировой тренд», – считает г-н Нысанбаев. Сейчас на чистые облачные услуги приходится 36% рынка, для сравнения – в 2015 году этот показатель составлял 29%. Рост есть, но в этом сегменте казахстанский рынок несколько отстает от общемирового показателя: по данным Gartner, в 2018 году на SaaS пришлось почти 44% мирового рынка облачных сервисов. Можно предположить, что потенциал казахстанского рынка здесь еще не реализован.

Сумеют ли воспользоваться потенциалом модели SaaS отечественные разработчики – вопрос открытый. «Разработчикам местных облачных решений будет непросто: слишком сильна мощь мировых поставщиков – Google, Amazon и т. д. Вполне возможно, что казахстанские разработки будут идти в направлении развития государственных услуг и правительства для граждан. Такой диалог (открытые API) между разработчиками и идеологами электронного правительства уже имеется. Это очень перспективное направление для локальных компаний, ибо компетенций и рыночности государственной компании, реализующей сейчас электронное правительство, явно недостаточно», – предполагает Светлана Черненко.

По оценке Рустэма Нысанбаева, вокруг облачных сервисов складывается неплохая конъюнктура в целом. «Например, сервисная модель, и в ее основе ЦОДы. В эту сторону сейчас активно идут госорганы, и здесь будут происходить интересные события для дата-центров», – добавляет он. В пользу оптимистичного настроя говорят и цифры: казахстанским игрокам есть куда расти – отечественные поставщики удовлетворяют лишь 27% существующего спроса на облачные услуги. Более того, дата-центры – это не только базис для Индустрии 4.0 и цифровой экономики в самом широком ее понимании – 5G, IoT, Big Data, VR, AI и Smart City. К 2022 году, по оценке Gartner, мировой облачный рынок вырастет почти вдвое – до $331 млрд.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций