Как правительство страны претворяет в жизнь программу «Цифровой Казахстан»

Бакытжан Сагинтаев подвел итоги первого года реализации программы «Цифровой Казахстан»

Фото: shutterstock.com

Правительство страны стремится претворить в жизнь программу «Цифровой Казахстан». Вместе с тем, как отмечают эксперты IT-рынка, аналитическая информация, содержащаяся в базах данных государственных и финансовых структур, позволяет не только извлекать из разрозненных неструктурированных источников массу данных, но и дает возможность предпринимателям строить новые бизнес-модели.

Выступая на международном инновационном форуме Digital Bridge, премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев подвел итоги первого года реализации программы «Цифровой Казахстан». Глава кабмина напомнил, что в настоящее время постепенно переводят на цифровой формат образование и здравоохранение.

«Сегодня с господином премьер-министром Эстонии говорили о принятой там образовательной программе, при помощи которой можно наблюдать за успеваемостью ребенка. Такая же программа внедрена у нас, и каждый родитель сегодня может через «Күнделік» проследить успеваемость своего ребенка в школе. В здравоохранении основной заботой врачей было что-то писать, заполнять. Сегодня эти записи тоже полностью переходят в цифровой формат. Уже со следующего года мы выйдем на другой уровень», – отметил г-н Сагинтаев.

По его словам, многое в плане цифровизации было сделано и для сферы бизнеса. По данным премьера, за восемь месяцев 2018 года более 13 млн услуг оказано казахстанцам в цифровом формате.

«Сегодня также мы говорили о том, что по рейтингу Doing Business у нас в этом году хороший показатель, на 28-й позиции находимся. По одному индексу международной торговли мы на не лучшем месте – 102-м. Это связано с тем, что мы не имеем выхода к морю, территория огромная и прохождение границы не совсем у нас автоматизировано. В этом году мы эту программу ввели и ожидаем, что в следующем году у нас будут совсем другие показатели индекса международной торговли», – подчеркнул Бакытжан Сагинтаев.

Не упускают из поля зрения власти и начинающих предпринимателей. Стартап-хаб в Астане, по мнению премьер-министра, станет возможностью заняться бизнесом в этой сфере и привлечь инвесторов. Впрочем, программа «Цифровой Казахстан» проходит только первые этапы реализации – впереди еще много перспективных направлений.

Будущее за аналитикой

26 октября в Алматы прошла конференция участников финансового рынка FCB: Key to Customer, посвященная клиентской аналитике, которая на сегодняшний день является трендом в развитии финрынка и цифровых технологий.

Обратили внимание участники мероприятия на стратегию Open Data, концепция которой отражает идею о том, что определенные данные должны быть доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений, связанных с авторским правом, патентами и другими механизмами контроля.

По словам председателя Наблюдательного совета ПКБ Руслана Омарова, сегодня стратегия Open Data является «красной нитью всех цифровых инициатив». В связи с этим большинством министерств и ведомств отрабатывается вопрос получения из государственных баз данных сведений для финансового и IT секторов, которые позволят пользователям открывать доступ к эксклюзивной информации.

«На сегодняшний день база данных кредитных историй содержит более 40 млн кредитных контрактов. Почти 7,5 млн казахстанцев брали хотя бы один кредит с начала 2000-х. Кредитная нагрузка составляет 1,62 кредита на одного казахстанца. Помимо «больших» кредитов, таких как ипотека или автокредиты, казахстанцы отдают предпочтение потребительским, в том числе товарным кредитам или товарам в рассрочку. Всего в кредитной экосистеме на данный момент 10,5 млн действующих кредитных контрактов», – привел в пример данные ПКБ Руслан Омаров.

К слову, аналитическая информация в таких базах данных дает возможность извлекать из разрозненных неструктурированных источников массу информации и заодно обеспечивают предприятиям ощутимые конкурентные преимущества. В этом контексте ценность информационных ресурсов предприятий значительно возрастает.

Через идентификацию к финансам

В свою очередь, председатель НАО «Правительство для граждан» Абылайхан Оспанов рассказал о том, как будет работать единая биометрическая идентификационная система для получения государственных и коммерческих услуг. Кстати, в Казахстане биометрия уже внедрена отечественными банками и потенциально может быть реализована в большинстве финансовых учреждений. На практике пока это лишь самые простейшие биометрические технологии – распознавание лица и отпечатков пальцев. Но в целом, в перспективе, как отмечают представители ПКБ, для правильного управления рисками нужно подключить еще и третий модуль – определение голоса или радужки глаза.

Здесь, с точки зрения экспертов, для Казахстана открываются широкие возможности, да и примеры тому уже есть. Наш северный сосед уже ввел в июне текущего года Единую биометрическую систему, которая является одним из ключевых элементов механизма удаленной идентификации, позволяющей гражданам дистанционно получать финансовые услуги. Идентификация пользователя в Единой биометрической системе происходит по двум параметрам – голосу и лицу, одновременное использование которых позволяет определить живого человека, а не имитацию его биометрических данных в цифровом канале. На сегодняшний день лицо и голос – самые распространенные и доступные для массового применения биометрические параметры.

IT-аналитика в помощь бизнесу

Между тем, если говорить об использовании аналитической информации, сохраняемой в базах данных различных государственных и финансовых организаций, стоит отметить, что такие ресурсы позволяют бизнесу поменять подход к ведению дел. Причем, как утверждают аналитики IT-компании SAS, специализирующейся на разработке и продаже решений и услуг в области бизнес-аналитики, это относится не только к ежедневной работе, но и к инновациям.

Согласно исследованиям SAS «Здесь и сейчас: потребность в аналитической платформе», 27% из числа опрошенных утверждают, что аналитика помогла запустить новые бизнес-модели. В исследованиях участвовали 132 правительственные организации и компании региона ЕМЕА. На их основе был составлен глобальный онлайн-опрос, в котором приняли участие 477 профессионалов из разных сфер экономики.

«Почти три четверти организаций – 72% – утверждают, что аналитика делает их данные полезными, помогает извлекать из них ценную информацию, а 60% сообщили, что аналитические ресурсы сделали их более инновационными. Тем не менее в основу своей бизнес-стратегии аналитику закладывают только четыре из 10 организаций (39% опрошенных). Еще треть респондентов сообщили, что используют ее изредка, только для специальных проектов. Больше половины компаний – 65% – признали ценность аналитики, однако считают, что не получают максимальной отдачи от инвестиций в нее», – отмечают эксперты IT-компании, проводившие исследования.

Полученные в ходе исследования ответы говорят о том, что компании признают ценность аналитики, но им не хватает четкого и полного понимания преимуществ использования платформенного подхода на протяжении всего жизненного цикла аналитики. Это объясняет, почему немногие организации имеют подходящую платформу.

Среди самых востребованных преимуществ аналитической платформы называли: сокращение времени, затрачиваемого на подготовку данных, – 46% опрошенных, более разумное и уверенное принятие решений – 42% и быстрое получение информации – 41%.

Существует множество мнений о роли аналитической платформы. Большинство – 61% – считают, что она предназначена для извлечения ценной информации из данных. Немногим меньше – 59% – утверждают, что роль аналитической платформы заключается в интегрировании данных. 43% респондентов считают, что она обеспечивает моделирование и алгоритмы для искусственного интеллекта и машинного обучения. 27% опрошенных придерживаются мнения, что аналитическая платформа помогает обеспечить гибкое пространство для централизации инструментов, приложений, API и различных функций.

Вместе с тем, по данным SAS, использовать потенциал аналитики максимально, согласно опросу, мешают нехватка навыков и несогласованность действий, в том числе управленческих. Многим компаниям сложно управлять несколькими инструментами аналитики и процессами обработки, очистки, интеграции и обеспечения качества данных.

Несмотря на разнообразные сложности и варианты использования аналитики, уверенность в конечном результате у респондентов высока. В среднем они оценивают пользу аналитики на 70%. То же самое касается взглядов на будущее и новые вызовы. «Полученные результаты свидетельствуют о большом желании бизнес-сообщества повысить конкурентоспособность и эффективность с помощью аналитики. Большинство признает, что эффективная аналитика может принести пользу их организациям, особенно по мере развития их способности развертывать передовые технологии искусственного интеллекта. Но число тех, кто эффективно использует аналитику, может быть намного больше. Мы рекомендуем уделять больше внимания развитию персонала и найму специалистов с нужными навыками, особенно data scientists, а также придерживаться целостной стратегии развития аналитической платформы», – отмечает директор глобальной технологической практики SAS Эдриан Джонс.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Четыре шага к онлайн-приватности

Советы от управляющего директора «Лаборатории Касперского» в Казахстане, Центральной Азии, странах СНГ и Балтии

Фото: Depositphotos/nuvolanevicata

Ваши почтовые ящики завалены спамом? Не знаете, куда деваться от запросов в друзья, приходящих от не пойми кого, а ваши публикации в Facebook комментируют все, кому не лень? Вас неотступно преследует реклама товаров, которые вы недавно искали в интернете? Вероятно, интернет слишком много о вас знает. Но ничего страшного – вот четыре совета, которые помогут вам сохранить приватность в сети.

1. Прежде чем что-то публиковать, подумайте

Да, не вы за собой шпионите и нарушаете собственные границы, но ваша онлайн-приватность все же начинается с вас и ваших решений: того, какой информацией вы делитесь и что оставляете при себе.

Перед тем как что-нибудь опубликовать, подумайте о последствиях: не выкладывайте на всеобщее обозрение контент, который может нарушить вашу (или чью-то еще) приватность. Вы же не выложите на Facebook ваш пароль? Вот именно. И со всем остальным так же: не нужно публиковать то, что может рассказать о вас больше, чем следует, например, адрес, личный номер телефона, адрес электронной почты и так далее.

То же касается билетов на самолет и любых документов со штрих-кодами или QR-кодами. Если вы сфотографировали билет на концерт с QR-кодом и выложили его в Instagram, считайте, что вы его уже кому-то подарили.

Если вы все же хотите выложить фото билета, позаботьтесь о том, чтобы не было видно QR-кода и номера билета – их нужно хорошенько замазать в фоторедакторе. Мы уже писали о том, как замазывать что-либо на картинке правильно, чтобы потом нельзя было прочитать информацию. Но безопаснее, конечно, ничего не выкладывать вообще.

2. Избавьтесь от слежки в браузере

Когда вы заходите на сайт, срабатывает система аналитики веб-трекер. Она следит за тем, кто и как часто посещает страницу. Как правило, эта система принадлежит какому-нибудь интернет-гиганту вроде Google или Facebook. Они используют информацию о посещенных вами сайтах, чтобы определять ваши интересы и предлагать «правильную» рекламу.

Чтобы избавиться от такого внимания, можно использовать режим «инкогнито». Но учтите, что приватный поиск скрывает не всю информацию о вас – кое-что все же будет видно сайтам, которые вы посещаете (и третьим сторонам, о которых вы даже и не подозреваете).

От чересчур любознательных сайтов и систем аналитики спасут специальные решения для блокировки веб-трекеров, например, компонент «Защита от сбора данных» в вашем антивирусном решении.

Кстати, некоторые браузеры и поисковые системы тоже собирают данные пользователей, чтобы показывать им рекламу. Не хотите такого? Тогда используйте браузер, который бережно отнесется к вашей приватности (например, Firefox), и поисковик, который не будет за вами шпионить (например, DuckDuckGo или Startpage.com). Но имейте в виду, что такая приватность требует жертв. Как правило, приватные поисковые системы выдают менее релевантные результаты, ведь они о вас ничего не знают.

У браузеров, выступающих против слежки, есть свой недостаток: несовместимость с некоторыми сайтами. Так, в Firefox некоторые страницы могут отображаться некорректно, поскольку чаще всего их адаптируют под считающийся золотым стандартом среди веб-дизайнеров браузер Google Chrome.

3. Покопайтесь в настройках социальных сетей

Социальные сети – публичные пространства, но не все публичные пространства одинаковы и не все публичные вещи следует показывать всем подряд. Во многих соцсетях можно выбрать, кто будет видеть определенный контент на вашей странице: все пользователи, только зарегистрированные, друзья и друзья друзей, только друзья и так далее.

В дополнение к этому в большинстве социальных сетей есть еще множество самых разных настроек. Вы можете, например, запретить показывать ваш профиль в результатах поиска или не дать другим пользователям отмечать вас в публикациях и писать вам сообщения. Так что если вы устали от навязчивых «друзей», спамеров и мошенников, поройтесь в настройках приватности ВКонтакте, Instagram, Facebook, TikTok, «Одноклассников», Twitter и других сервисов.

4. Удаляйте старые аккаунты, не теряя данных

Со временем у каждого из нас накапливаются десятки учетных записей, причем некоторые из них мы используем редко или вовсе забрасываем. Помните, что не все аккаунты удаляются автоматически по прошествии некоторого времени – многие из них так и остаются в сети и в какой-то момент могут стать причиной утечки ваших данных. Как вы знаете, утечки случаются чаще, чем хотелось бы.

Заведите привычку удалять аккаунты, которыми вы больше не пользуетесь и не планируете пользоваться в будущем. Делайте это безо всяких колебаний, особенно если речь идет об учетных записях, где много личных данных: профилях в социальных сетях, почтовых ящиках и аккаунтах в платежных системах.

Если вы начитались статей о приватности и готовы распрощаться со всеми или некоторыми соцсетями, имейте в виду, что это можно сделать без потери данных – обратитесь в службу поддержки сети или спросите у нас, как это сделать.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg