Перейти к основному содержанию

b1_lexus.jpg


97 просмотров

Как правительство страны претворяет в жизнь программу «Цифровой Казахстан»

Бакытжан Сагинтаев подвел итоги первого года реализации программы «Цифровой Казахстан»

Фото: shutterstock.com

Правительство страны стремится претворить в жизнь программу «Цифровой Казахстан». Вместе с тем, как отмечают эксперты IT-рынка, аналитическая информация, содержащаяся в базах данных государственных и финансовых структур, позволяет не только извлекать из разрозненных неструктурированных источников массу данных, но и дает возможность предпринимателям строить новые бизнес-модели.

Выступая на международном инновационном форуме Digital Bridge, премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев подвел итоги первого года реализации программы «Цифровой Казахстан». Глава кабмина напомнил, что в настоящее время постепенно переводят на цифровой формат образование и здравоохранение.

«Сегодня с господином премьер-министром Эстонии говорили о принятой там образовательной программе, при помощи которой можно наблюдать за успеваемостью ребенка. Такая же программа внедрена у нас, и каждый родитель сегодня может через «Күнделік» проследить успеваемость своего ребенка в школе. В здравоохранении основной заботой врачей было что-то писать, заполнять. Сегодня эти записи тоже полностью переходят в цифровой формат. Уже со следующего года мы выйдем на другой уровень», – отметил г-н Сагинтаев.

По его словам, многое в плане цифровизации было сделано и для сферы бизнеса. По данным премьера, за восемь месяцев 2018 года более 13 млн услуг оказано казахстанцам в цифровом формате.

«Сегодня также мы говорили о том, что по рейтингу Doing Business у нас в этом году хороший показатель, на 28-й позиции находимся. По одному индексу международной торговли мы на не лучшем месте – 102-м. Это связано с тем, что мы не имеем выхода к морю, территория огромная и прохождение границы не совсем у нас автоматизировано. В этом году мы эту программу ввели и ожидаем, что в следующем году у нас будут совсем другие показатели индекса международной торговли», – подчеркнул Бакытжан Сагинтаев.

Не упускают из поля зрения власти и начинающих предпринимателей. Стартап-хаб в Астане, по мнению премьер-министра, станет возможностью заняться бизнесом в этой сфере и привлечь инвесторов. Впрочем, программа «Цифровой Казахстан» проходит только первые этапы реализации – впереди еще много перспективных направлений.

Будущее за аналитикой

26 октября в Алматы прошла конференция участников финансового рынка FCB: Key to Customer, посвященная клиентской аналитике, которая на сегодняшний день является трендом в развитии финрынка и цифровых технологий.

Обратили внимание участники мероприятия на стратегию Open Data, концепция которой отражает идею о том, что определенные данные должны быть доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений, связанных с авторским правом, патентами и другими механизмами контроля.

По словам председателя Наблюдательного совета ПКБ Руслана Омарова, сегодня стратегия Open Data является «красной нитью всех цифровых инициатив». В связи с этим большинством министерств и ведомств отрабатывается вопрос получения из государственных баз данных сведений для финансового и IT секторов, которые позволят пользователям открывать доступ к эксклюзивной информации.

«На сегодняшний день база данных кредитных историй содержит более 40 млн кредитных контрактов. Почти 7,5 млн казахстанцев брали хотя бы один кредит с начала 2000-х. Кредитная нагрузка составляет 1,62 кредита на одного казахстанца. Помимо «больших» кредитов, таких как ипотека или автокредиты, казахстанцы отдают предпочтение потребительским, в том числе товарным кредитам или товарам в рассрочку. Всего в кредитной экосистеме на данный момент 10,5 млн действующих кредитных контрактов», – привел в пример данные ПКБ Руслан Омаров.

К слову, аналитическая информация в таких базах данных дает возможность извлекать из разрозненных неструктурированных источников массу информации и заодно обеспечивают предприятиям ощутимые конкурентные преимущества. В этом контексте ценность информационных ресурсов предприятий значительно возрастает.

Через идентификацию к финансам

В свою очередь, председатель НАО «Правительство для граждан» Абылайхан Оспанов рассказал о том, как будет работать единая биометрическая идентификационная система для получения государственных и коммерческих услуг. Кстати, в Казахстане биометрия уже внедрена отечественными банками и потенциально может быть реализована в большинстве финансовых учреждений. На практике пока это лишь самые простейшие биометрические технологии – распознавание лица и отпечатков пальцев. Но в целом, в перспективе, как отмечают представители ПКБ, для правильного управления рисками нужно подключить еще и третий модуль – определение голоса или радужки глаза.

Здесь, с точки зрения экспертов, для Казахстана открываются широкие возможности, да и примеры тому уже есть. Наш северный сосед уже ввел в июне текущего года Единую биометрическую систему, которая является одним из ключевых элементов механизма удаленной идентификации, позволяющей гражданам дистанционно получать финансовые услуги. Идентификация пользователя в Единой биометрической системе происходит по двум параметрам – голосу и лицу, одновременное использование которых позволяет определить живого человека, а не имитацию его биометрических данных в цифровом канале. На сегодняшний день лицо и голос – самые распространенные и доступные для массового применения биометрические параметры.

IT-аналитика в помощь бизнесу

Между тем, если говорить об использовании аналитической информации, сохраняемой в базах данных различных государственных и финансовых организаций, стоит отметить, что такие ресурсы позволяют бизнесу поменять подход к ведению дел. Причем, как утверждают аналитики IT-компании SAS, специализирующейся на разработке и продаже решений и услуг в области бизнес-аналитики, это относится не только к ежедневной работе, но и к инновациям.

Согласно исследованиям SAS «Здесь и сейчас: потребность в аналитической платформе», 27% из числа опрошенных утверждают, что аналитика помогла запустить новые бизнес-модели. В исследованиях участвовали 132 правительственные организации и компании региона ЕМЕА. На их основе был составлен глобальный онлайн-опрос, в котором приняли участие 477 профессионалов из разных сфер экономики.

«Почти три четверти организаций – 72% – утверждают, что аналитика делает их данные полезными, помогает извлекать из них ценную информацию, а 60% сообщили, что аналитические ресурсы сделали их более инновационными. Тем не менее в основу своей бизнес-стратегии аналитику закладывают только четыре из 10 организаций (39% опрошенных). Еще треть респондентов сообщили, что используют ее изредка, только для специальных проектов. Больше половины компаний – 65% – признали ценность аналитики, однако считают, что не получают максимальной отдачи от инвестиций в нее», – отмечают эксперты IT-компании, проводившие исследования.

Полученные в ходе исследования ответы говорят о том, что компании признают ценность аналитики, но им не хватает четкого и полного понимания преимуществ использования платформенного подхода на протяжении всего жизненного цикла аналитики. Это объясняет, почему немногие организации имеют подходящую платформу.

Среди самых востребованных преимуществ аналитической платформы называли: сокращение времени, затрачиваемого на подготовку данных, – 46% опрошенных, более разумное и уверенное принятие решений – 42% и быстрое получение информации – 41%.

Существует множество мнений о роли аналитической платформы. Большинство – 61% – считают, что она предназначена для извлечения ценной информации из данных. Немногим меньше – 59% – утверждают, что роль аналитической платформы заключается в интегрировании данных. 43% респондентов считают, что она обеспечивает моделирование и алгоритмы для искусственного интеллекта и машинного обучения. 27% опрошенных придерживаются мнения, что аналитическая платформа помогает обеспечить гибкое пространство для централизации инструментов, приложений, API и различных функций.

Вместе с тем, по данным SAS, использовать потенциал аналитики максимально, согласно опросу, мешают нехватка навыков и несогласованность действий, в том числе управленческих. Многим компаниям сложно управлять несколькими инструментами аналитики и процессами обработки, очистки, интеграции и обеспечения качества данных.

Несмотря на разнообразные сложности и варианты использования аналитики, уверенность в конечном результате у респондентов высока. В среднем они оценивают пользу аналитики на 70%. То же самое касается взглядов на будущее и новые вызовы. «Полученные результаты свидетельствуют о большом желании бизнес-сообщества повысить конкурентоспособность и эффективность с помощью аналитики. Большинство признает, что эффективная аналитика может принести пользу их организациям, особенно по мере развития их способности развертывать передовые технологии искусственного интеллекта. Но число тех, кто эффективно использует аналитику, может быть намного больше. Мы рекомендуем уделять больше внимания развитию персонала и найму специалистов с нужными навыками, особенно data scientists, а также придерживаться целостной стратегии развития аналитической платформы», – отмечает директор глобальной технологической практики SAS Эдриан Джонс.


1835 просмотров

Большие данные – «нефть» будущего

Есть ли у Казахстана шансы заменить выгоду от продажи углеводородов преимуществами «нефти будущего», которой эксперт считает большие массивы данных

Фото: shutterstock.com

Уже в ближайшем будущем цифровые системы предприятий различных отраслей будут взаимосвязаны, и прогноз погоды будет в автоматическом режиме задавать работу энергосистемам по всему миру. Таким видит мир будущего компания Honeywell, активно участвующая в процессах цифровизации в Казахстане: по словам главы регионального представительства компании, у Казахстана есть все шансы заменить выгоду от продажи углеводородов преимуществами «нефти будущего», которой эксперт считает большие массивы данных.

Корпорация Honeywell является мировым лидером в индустрии разработок аэрокосмических и промышленных технологий – ее доход в прошлом году составил приблизительно $40 млрд, и в общей сложности компания обслуживает более 1 тыс. 300 объектов в разных странах мира. В их числе  – промышленные объекты в горнорудной и нефтедобывающей отраслях Казахстана, причем своей деятельности в республике, как уже состоявшейся, так и потенциальной, Honeywell придает большое значение, открыв вслед за Алматы и Атырау третий офис в Астане.

При этом президент Honeywell в регионе Россия/страны Таможенного союза и Ближний Восток Норм Гилсдорф считает основной миссией своей компании в Казахстане не столько содействие отдельным проектам, сколько помощь в выстраивании общей архитектуры будущего, в которой информационные системы различных отраслей и сфер будут взаимосвязаны и переплетены между собой. Этот симбиоз, убежден эксперт, позволит извлекать дополнительную выгоду всем участникам такой глобальной системы, создание которой произведет эффект не меньший, чем появление интернета или сотовой связи в свое время.

«Сейчас в мире 7 млрд мобильных телефонов, практически по одному на каждого жителя земного шара, и эта способность круглосуточно быть на связи в сочетании с соответствующими девайсами создает наше будущее, где системы работы и отдыха могут находиться в одном приложении, быть взаимосвязаны друг с другом, – говорит представитель корпорации. –  Одновременно происходит процесс, который можно назвать «революцией данных»: можно сказать, что данные – это новая нефть, потому что они имеют очень высокую ценность, их трудно получить, и для того, чтобы их использовать, их необходимо обрабатывать. И те, кто в состоянии собирать данные и организовать их правильным образом и создать систему на базе этих данных, получат от этих процессов добавочную стоимость. И именно эта идея стоит за стратегией, которая сейчас реализуется во многих частях мира, включая Казахстан – за стратегией цифровизации», – подчеркивает он.

Эксперты полагают, что следующим шагом промышленной революции будет система «подключенных объектов»: подключенный дом, подключенный самолет, подключенное производство – все в общей системе данных. «Мы можем обеспечить подключение буквально всех устройств, систем управления внутри завода к системе, в которую дистанционно имеют вхождение буквально все эксперты, которые могут в режиме онлайн дать свои советы и обеспечить более эффективную работу этого предприятия», – говорит Гилсдорф.

По его мнению, для Казахстана, с его расстояниями, обеспечение такого дистанционного экспертного «консилиума» по возникшей здесь и сейчас на производстве конкретной проблеме особенно ценно. Основное преимущество такой системы состоит в том, что она является открытой – и в силу этого дает возможность всем партнерам помогать каждому из отдельных клиентов компании, устанавливающей такую систему на предприятии. В результате создается уникальная возможность использовать источники данных, накопленные в разных странах мира, на всех объектах.

Также специалисты международной корпорации убеждены, что при таких возможностях взаимного обмена данными в будущем возможно обеспечить автоматизацию процессов в смежных отраслях. Например, систему мониторинга погодных условий можно синхронизировать с системой, управляющей энергообъектами: в результате с помощью прогноза погоды можно будет корректироваться энергобаланс за счет автоматического переключения с одного источника энергии на другой.

«За этим сочетанием и взаимодополнением инфосистем будущее, и сейчас в Казахстане очень много сделано в нефтегазовой отрасли, в сфере оснащения зданий и в сфере транспорта для того, чтобы такая система будущего могла заработать и здесь, – считает Гилсдорф. – Но при этом надо понимать, что в сегодняшнем цифровом мире, который развивается в сторону открытости и взаимопроникновения, особенно важны системы киберзащиты, и такие продукты, как риск-менеджмент, помогают нашим заказчикам решать и устранять любые проблемы внутри сети. Это уже внедрено в «Тенгизшевройл» и будет расширяться и тиражироваться в Казахстане. Это одно из основных направлений, на которых следует акцентировать внимание в процессе цифровизации», – добавляет он.

В свою очередь, руководитель подразделения «Промышленная автоматизация» Honeywell в России и странах Таможенного союза Алексей Зенкевич отмечает, что решения международной корпорации будут использованы в новых инфраструктурных проектах в республике  – в частности, разрабатывается такое обеспечение проектов строительства газопровода «Сарыарка» и нового газохимического комплекса в Атырау. Помимо этого Honeywell размышляет над возможностью открыть в Казахстане собственное сборочное производство.

« В следующем году вместе с локальным партнером мы планируем открыть нашу первую сборочную площадку в Казахстане, где будем собирать оборудование для нестандартных решений. По сборочной площадке в Казахстане мы рассматриваем разные географические варианты, но скорее всего, это будет западная часть республики, где сосредоточены ключевые заказчики – «Тенгизшевройл» и «Карачаганак Петролиум Оперейтинг», – сказал Зенкевич.

В рамках программы «Цифровой Казахстан» корпорация намерена расширять системы безопасности предприятий, заниматься превентивной аналитикой, что позволит оптимизировать операционные расходы и повышать эффективность казахстанских предприятий.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Из Казахстана продолжает уезжать большое количество людей. Как Вы думаете, в чем главная причина?

Варианты

Цифра дня

Более 14 тысяч
ДТП
зарегистрировано в Казахстане за 2018 год, в них пострадало более 20,2 тысяч человек

Цитата дня

Судьями хотят многие (стать - ред.), кто в правоохранительных органах не нашел себе достойного места. Вот какая плохая тенденция. Поэтому я уверен, что придут достойные. Пусть меньше – зато качество будет гораздо выше и будут люди, которые будут в состоянии нести это высокое звание судьи...

Жакип Асанов
председатель Верховного суда РК

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank