Как Казахстан переживает «цифровую трансформацию»

Опубликовано
В областном центре Восточного Казахстана всего несколько предприятий внедряют новые цифровые технологии или бережливое производство

Казахстан переживает «цифровую трансформацию». Часть предприятий делает свои производства более гибкими и бережливыми, а сотрудников учат командной работе и постоянному внедрению рационализаторских предложений. В будущем это должно вылиться в уменьшение количества выполняемой работы и увеличение качества продукции.

Цель цифровизации – приспособить бизнес и госструктуры к реалиям современного дня и сделать их более конкурентоспособными, позволяя получать высокую прибыль, одновременно модернизируя и улучшая производство и методы управления. Цель японской философии Кайдзен – снизить количество ошибок, высвободить производственные площади, сократить простои, уменьшить всевозможные потери, подготовить профессиональные кадры и довести качество выпускаемой продукции до идеального. Эти понятия-синонимы часто произносятся на территории страны вслух, но не часто реализуются на деле. К примеру, в областном центре Восточного Казахстана всего несколько предприятий внедряют новые цифровые технологии или бережливое производство.

В крупнейшей металлургической компании региона в рамках технического перевооружения реализуются сразу семь проектов. Часть из них уже запущена, часть еще в разработке. Автоматизированная система управления Pitram на Малеевском руднике в Зыряновске, где проложили разветвленную информационную сеть, позволила значительно повысить уровень управленческого контроля в шахте. Теперь информация о работе или неисправности подземного оборудования, передвижении горняков и техники в режиме реального времени отображается на экранах, расположенных над землей. На очереди запуск двух глобальных проектов – «Внедрение и тиражирование SAP» и BigData. Благодаря им на промышленном гиганте надеются связать бизнес-процессы и управлять персоналом через облачные технологии, а также создать систему принятия производственных решений на основе фактических и статистических данных.

На предприятиях поменьше не столь амбициозные планы, но они тоже заслуживают внимания. Например, на хлебозаводе «Каравай» всегда рады претворить в жизнь предложения сотрудников по упрощению и модернизации труда и рабочих мест. Для того, чтобы облегчить работу технического персонала, один из рабочих создал специальную тележку, на которой можно перевозить тяжелые мешки с мукой по загруженному оборудованием цеху.

Другой придумал способ, как быстро повысить влажность теста, когда это необходимо. Третий сформировал идею, благодаря которой на предприятии значительно упростился процесс упаковки хлеба. В результате в нескольких цехах существенно снизились трудозатраты и повысилась производительность. Это цифровизация и одновременно Кайдзен. Цифровизация потому, что отчасти применены цифровые технологии, японская философия потому, что, так или иначе, все это ведет к организации рабочего места, которое устраивается по методологии 5S.

«5S – это Seiri, Seiton, Seiso, Seiketsu и Shitsuke. То есть, необходимо убрать то, что мешает работе, привести все оставшееся в порядок, расположить в поле зрения, навести чистоту. Все это должно войти в привычку, постоянно отслеживаться и поддерживаться», – рассказывает директор хлебозавода Нуржан Жанабаев.

Собственно цифровизация больше всего коснулась распространения продукции хлебозавода. С применением цифровых технологий (был разработан специальный алгоритм анализа спроса на товар) здесь провели исследования, из которых узнали, какие наименования продукции менее популярны, и не стали их производить. Затем менеджеры установили, в каких торговых точках и во сколько покупатели приобретают именно их хлеб. После этого был создан совершенно новый график доставки. Машины стали привозить меньше продукции за один раз, но ездить гораздо чаще. Прибыль сразу же начала расти, а возврата практически не стало. Если раньше обратно возвращалась каждая 10 булка, то теперь не больше одной.

Внедрение новых подходов к управлению позволяет отслеживать процессы, которые ведут к перепроизводству, устранять лишние движения, избыток запасов, излишнюю обработку, ожидание и дефекты. Под цифровизацией здесь подразумевают трансформацию экономики компании и ее ресурсов в цифровой формат. Делается это для того, чтобы повысить важность информационной составляющей в общей работе и обеспечить ее связанность по всей цепочке от производства до сбыта.

Кайдзен же Нуржан Жанабаев стал изучать и внедрять три года назад, когда пекари перестали выполнять план по продажам, заработки упали, а количество клиентов сократилось. По прошествии нескольких лет он уверен в том, что совокупность новых технологий и восточного подхода к деталям в ближайшем будущем полностью изменит его производство. Японская бизнес-философия вплотную связана со стандартами ИСО 9000. В ней особое внимание уделяется информационному обеспечению, которое поддерживает эффективность и непрерывность потоков информации на предприятии. Цифровизации в этом случае отводится своя роль. Вместе с ростом потоков информации растут требования к эффективности информационного обеспечения и системе управленческого учета. На предприятии создается информационная система, которая позволяет регистрировать и выполнять заказы клиентов, одновременно идентифицируя и планируя все ресурсы компании.

«Внедряя бережливое производство и применяя новые технологии, нужно использовать IT-cистемы с максимальной эффективностью. Это вовлекает их в процесс постоянного улучшения. То есть система менеджмента качества и ERP-система работают взаимосвязано», – говорит инженер по качеству хлебозавода Людмила Чехунова.

На усть-каменогорском хлебозаводе постепенно реализуют процесс стандартизации работы каждого сотрудника. Именно это создает основу для стабильной трудовой деятельности. Сама стандартизация не завершается никогда, ведь все системы, как и цифровой мир, постоянно совершенствуются. Обмениваться опытом и одновременно изучать новые подходы и новые технологии предприятия, придерживающие цифровизацию и японскую философию производства, могут на общегородском кубке по Кайдзен. В этом году его обладателем стала команда автосборочного завода. Теперь еще восемь сотрудников завода смогут пройти курс «Бережливой технологии от А до Я».

В цехах автосборочного завода успешно внедряют цифровизацию и одновременно стремятся минимизировать трудозатраты и сроки создания новой продукции, гарантировать поставки товара заказчику и обеспечить максимальное качество, снижая конечную стоимость продукта. Устраняет потери от любой деятельности, потребляющей ресурсы, но не создающей ценности, специальная группа по бережливому производству.

«Мы стараемся цифровизировать все процессы, какие можно. Каждая служба, каждый отдел уже составили план, по которому будут внедряться технологии. Мы ожидаем значительного сокращения времени хождения документов, создания отчетов, их обработки и всего, что до этого было связано с бумажной работой», – рассказала корреспонденту «Къ» руководитель группы, директор по строительству Ольга Прудникова.

Что касается бережливости, то только за три месяца 2018 года этой системе обучили 85 новых сотрудников, стандартизировали 39 и реорганизовали семь рабочих мест. При этом высвободилось 720 квадратных метров площадей, которые в будущем будут заняты по-новому. 15 человек технического персонала получили прибавку к заработной плате за реорганизацию трудового процесса, внедрение системы 5S и наведение порядка.

В современных условиях ведения бизнеса важно знать не только перспективы эффективности внедрения новых технологий, но и специфику их применения, и обладать стратегией, которая отвечает на запросы рынка. Поэтому часть компаний не может позволить себе полную цифровизацию, реализуя лишь точечные решения, относящиеся к высокоэффективным технологиям.

Концепция цифровизации и бережливого производства весьма популярна в Соединенных Штатах Америки. За океаном появилась своя система, охватывающая такие функциональные сферы бизнеса, как информационные технологии, менеджмент и маркетинг. Называется она Lean Manufacturing. По данным статистики, более 70% всех предприятий применяют эти технологии на практике. Произошло это благодаря государственной поддержке, стимулирующей их распространение и внедрение налоговыми и другими льготами. В Европе ситуация несколько иная, поскольку государства прежде всего озабочены тем, чем занять специалистов, которые высвобождаются с производств в ходе интеграции в цифровое пространство. Благодаря продуманной экономической политике в результате цифровизации и внедрения бережливого производства в одной только Германии число рабочих мест в промышленности выросло и составило 5,5 млн человек.

В Казахстане же сам принцип всеобщей цифровизации продвигается скорее на уровне идеологическом, но при благоприятных условиях должен привести к стандартизации производственных операций и процессов, их автоматизации, непрерывному повышению качества продукции и государственных услуг, внедрению мировых стандартов качества и реализации системы организации, которая обеспечит соблюдение принципа «точно вовремя».

Читайте также