Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


306 просмотров

Как Казахстан переживает «цифровую трансформацию»

В областном центре Восточного Казахстана всего несколько предприятий внедряют новые цифровые технологии или бережливое производство

Фото: shutterstock.com

Казахстан переживает «цифровую трансформацию». Часть предприятий делает свои производства более гибкими и бережливыми, а сотрудников учат командной работе и постоянному внедрению рационализаторских предложений. В будущем это должно вылиться в уменьшение количества выполняемой работы и увеличение качества продукции.

Цель цифровизации – приспособить бизнес и госструктуры к реалиям современного дня и сделать их более конкурентоспособными, позволяя получать высокую прибыль, одновременно модернизируя и улучшая производство и методы управления. Цель японской философии Кайдзен – снизить количество ошибок, высвободить производственные площади, сократить простои, уменьшить всевозможные потери, подготовить профессиональные кадры и довести качество выпускаемой продукции до идеального. Эти понятия-синонимы часто произносятся на территории страны вслух, но не часто реализуются на деле. К примеру, в областном центре Восточного Казахстана всего несколько предприятий внедряют новые цифровые технологии или бережливое производство.

В крупнейшей металлургической компании региона в рамках технического перевооружения реализуются сразу семь проектов. Часть из них уже запущена, часть еще в разработке. Автоматизированная система управления Pitram на Малеевском руднике в Зыряновске, где проложили разветвленную информационную сеть, позволила значительно повысить уровень управленческого контроля в шахте. Теперь информация о работе или неисправности подземного оборудования, передвижении горняков и техники в режиме реального времени отображается на экранах, расположенных над землей. На очереди запуск двух глобальных проектов – «Внедрение и тиражирование SAP» и BigData. Благодаря им на промышленном гиганте надеются связать бизнес-процессы и управлять персоналом через облачные технологии, а также создать систему принятия производственных решений на основе фактических и статистических данных.

На предприятиях поменьше не столь амбициозные планы, но они тоже заслуживают внимания. Например, на хлебозаводе «Каравай» всегда рады претворить в жизнь предложения сотрудников по упрощению и модернизации труда и рабочих мест. Для того, чтобы облегчить работу технического персонала, один из рабочих создал специальную тележку, на которой можно перевозить тяжелые мешки с мукой по загруженному оборудованием цеху.

Другой придумал способ, как быстро повысить влажность теста, когда это необходимо. Третий сформировал идею, благодаря которой на предприятии значительно упростился процесс упаковки хлеба. В результате в нескольких цехах существенно снизились трудозатраты и повысилась производительность. Это цифровизация и одновременно Кайдзен. Цифровизация потому, что отчасти применены цифровые технологии, японская философия потому, что, так или иначе, все это ведет к организации рабочего места, которое устраивается по методологии 5S.

«5S – это Seiri, Seiton, Seiso, Seiketsu и Shitsuke. То есть, необходимо убрать то, что мешает работе, привести все оставшееся в порядок, расположить в поле зрения, навести чистоту. Все это должно войти в привычку, постоянно отслеживаться и поддерживаться», – рассказывает директор хлебозавода Нуржан Жанабаев.

Собственно цифровизация больше всего коснулась распространения продукции хлебозавода. С применением цифровых технологий (был разработан специальный алгоритм анализа спроса на товар) здесь провели исследования, из которых узнали, какие наименования продукции менее популярны, и не стали их производить. Затем менеджеры установили, в каких торговых точках и во сколько покупатели приобретают именно их хлеб. После этого был создан совершенно новый график доставки. Машины стали привозить меньше продукции за один раз, но ездить гораздо чаще. Прибыль сразу же начала расти, а возврата практически не стало. Если раньше обратно возвращалась каждая 10 булка, то теперь не больше одной.

Внедрение новых подходов к управлению позволяет отслеживать процессы, которые ведут к перепроизводству, устранять лишние движения, избыток запасов, излишнюю обработку, ожидание и дефекты. Под цифровизацией здесь подразумевают трансформацию экономики компании и ее ресурсов в цифровой формат. Делается это для того, чтобы повысить важность информационной составляющей в общей работе и обеспечить ее связанность по всей цепочке от производства до сбыта.

Кайдзен же Нуржан Жанабаев стал изучать и внедрять три года назад, когда пекари перестали выполнять план по продажам, заработки упали, а количество клиентов сократилось. По прошествии нескольких лет он уверен в том, что совокупность новых технологий и восточного подхода к деталям в ближайшем будущем полностью изменит его производство. Японская бизнес-философия вплотную связана со стандартами ИСО 9000. В ней особое внимание уделяется информационному обеспечению, которое поддерживает эффективность и непрерывность потоков информации на предприятии. Цифровизации в этом случае отводится своя роль. Вместе с ростом потоков информации растут требования к эффективности информационного обеспечения и системе управленческого учета. На предприятии создается информационная система, которая позволяет регистрировать и выполнять заказы клиентов, одновременно идентифицируя и планируя все ресурсы компании.

«Внедряя бережливое производство и применяя новые технологии, нужно использовать IT-cистемы с максимальной эффективностью. Это вовлекает их в процесс постоянного улучшения. То есть система менеджмента качества и ERP-система работают взаимосвязано», – говорит инженер по качеству хлебозавода Людмила Чехунова.

На усть-каменогорском хлебозаводе постепенно реализуют процесс стандартизации работы каждого сотрудника. Именно это создает основу для стабильной трудовой деятельности. Сама стандартизация не завершается никогда, ведь все системы, как и цифровой мир, постоянно совершенствуются. Обмениваться опытом и одновременно изучать новые подходы и новые технологии предприятия, придерживающие цифровизацию и японскую философию производства, могут на общегородском кубке по Кайдзен. В этом году его обладателем стала команда автосборочного завода. Теперь еще восемь сотрудников завода смогут пройти курс «Бережливой технологии от А до Я».

В цехах автосборочного завода успешно внедряют цифровизацию и одновременно стремятся минимизировать трудозатраты и сроки создания новой продукции, гарантировать поставки товара заказчику и обеспечить максимальное качество, снижая конечную стоимость продукта. Устраняет потери от любой деятельности, потребляющей ресурсы, но не создающей ценности, специальная группа по бережливому производству.

«Мы стараемся цифровизировать все процессы, какие можно. Каждая служба, каждый отдел уже составили план, по которому будут внедряться технологии. Мы ожидаем значительного сокращения времени хождения документов, создания отчетов, их обработки и всего, что до этого было связано с бумажной работой», – рассказала корреспонденту «Къ» руководитель группы, директор по строительству Ольга Прудникова.

Что касается бережливости, то только за три месяца 2018 года этой системе обучили 85 новых сотрудников, стандартизировали 39 и реорганизовали семь рабочих мест. При этом высвободилось 720 квадратных метров площадей, которые в будущем будут заняты по-новому. 15 человек технического персонала получили прибавку к заработной плате за реорганизацию трудового процесса, внедрение системы 5S и наведение порядка.

В современных условиях ведения бизнеса важно знать не только перспективы эффективности внедрения новых технологий, но и специфику их применения, и обладать стратегией, которая отвечает на запросы рынка. Поэтому часть компаний не может позволить себе полную цифровизацию, реализуя лишь точечные решения, относящиеся к высокоэффективным технологиям.

Концепция цифровизации и бережливого производства весьма популярна в Соединенных Штатах Америки. За океаном появилась своя система, охватывающая такие функциональные сферы бизнеса, как информационные технологии, менеджмент и маркетинг. Называется она Lean Manufacturing. По данным статистики, более 70% всех предприятий применяют эти технологии на практике. Произошло это благодаря государственной поддержке, стимулирующей их распространение и внедрение налоговыми и другими льготами. В Европе ситуация несколько иная, поскольку государства прежде всего озабочены тем, чем занять специалистов, которые высвобождаются с производств в ходе интеграции в цифровое пространство. Благодаря продуманной экономической политике в результате цифровизации и внедрения бережливого производства в одной только Германии число рабочих мест в промышленности выросло и составило 5,5 млн человек.

В Казахстане же сам принцип всеобщей цифровизации продвигается скорее на уровне идеологическом, но при благоприятных условиях должен привести к стандартизации производственных операций и процессов, их автоматизации, непрерывному повышению качества продукции и государственных услуг, внедрению мировых стандартов качества и реализации системы организации, которая обеспечит соблюдение принципа «точно вовремя».


1327 просмотров

«Казахтелеком» запустил «Сервисную фабрику»

Структура позволит компании сконцентрировать в одном филиале управление всеми бизнес-процессами

Сегодня в АО «Казахтелеком» состоялся запуск филиала «Сервисная фабрика» - структуры, которая позволит компании сконцентрировать в одном филиале управление всеми бизнес-процессами, оптимизировать операционные затраты, повысить прозрачность и эффективность использования сервисных ресурсов и качества выполняемых услуг. 

Решение о создании нового филиала «Сервисная фабрика» было принято в начале 2019 года советом директоров АО «Казахтелеком», это нововведение в организационной структуре национального оператора связи стало логичным продолжением работы по внедрению эффективной бизнес-модели с учетом автоматизации процессов и централизации поддерживающих функций. 

Ранее поддерживающие функции были частично централизованы и распределены по географическим и функциональным филиалам АО «Казахтелеком», вывод же непрофильных вспомогательных подразделений и бизнес-процессов в один филиал поможет значительно повысить эффективность работы персонала. Планируемый эффект от создания «Сервисной фабрики» по прогнозам специалистов компании составит свыше 800 тыс. тенге в 2019 году.

Так, например, вывод ОЦО (Общего центра обслуживания) из структуры филиала АО «Казахтелеком» Объединения «Дальняя Связь» предоставит компании возможность более предметно сфокусироваться на таких важных проектах, как обеспечение широкополосным доступом сельских населенных пунктов Республики Казахстан по технологии волоконно-оптических линий связи.

«Сервисная фабрика» будет реализовывать следующий функционал для сотрудников компании: правовое обеспечение, кадровое администрирование, бухгалтерский и налоговый учет, административно-хозяйственное обеспечение и финансовое сопровождение. Следует отметить, что изменения коснутся и структуры некоторых ОЦО. Так, в Административном общем центре обслуживания будет создан Фонд недвижимости. 

По словам и.о. генерального директора филиала «Сервисная фабрика» Алмата Караманова, «Казахтелеком» - одна из первых казахстанских компаний, которая реализовала на столь высоком уровне проект по созданию общих центров обслуживания. 

Алмат Караманов.JPG

Фото: и.о. генерального директора филиала «Сервисная фабрика» Алмат Караманов

«Создание филиала положительно повлияет на повышение эффективности работы всей компании, в частности, повысит производительность труда, сократит совокупные затраты, позволит стандартизировать и унифицировать бизнес-процессы, повысит эффективность контроля при централизации, а также будет способствовать повышению качества внутренних услуг, создаст доступность и прозрачность управленческой информации», - отметил Караманов.

В свою очередь, управляющий директор по персоналу АО «Казахтелеком» Берик Битабаров подчеркнул, что введение в структуру «Казахтелекома» нового филиала «Сервисная фабрика» - это один из завершающих этапов внедрения модели Общего центра обслуживания в компании. 

Берик Битабаров.JPG

Фото: управляющий директор по персоналу АО «Казахтелеком» Берик Битабаров

«Мы продолжаем использовать современную бизнес-модель, запущенную в рамках программы трансформации «Өрлеу». И делаем это еще эффективнее, централизуя все вспомогательные функции в один филиал. Одной из наших новых корпоративных ценностей CREDO является Client/Клиент, следуя которой необходимо стремиться точно и полно удовлетворять потребности внешних и внутренних клиентов. Другими словами, мы  уделяем большое внимание как качеству сервиса, предоставляемого клиентам, так и сервису для сотрудников компании. Создание «Сервисной фабрики» - это яркий пример того, как корпоративные ценности находят свое отражение в реализации проектов по улучшению сервиса. Благодаря фокусу на клиентоориентированность и своевременным изменениям в организационной структуре, филиалы «Казахтелекома»  получили возможность сосредоточиться на основном бизнесе», - считает Битабаров.

Напомним, что Общий центр обслуживания (ОЦО) был запущен в 2017 году в целях повышения эффективности деятельности и скорости обработки процессов, связанных с HR и финансовыми функциями, начислением заработной платы и производством расчетов по выплатам работникам компании. Что касается Финансового ОЦО, охватившего 8 филиалов, дислоцированных в Алматы, то тиражирование данного опыта в разрезе филиалов осуществлялось на протяжении 2018 года, что позволило сохранить ритмичность и непрерывность процессов бухгалтерского учета в пределах филиалов и по компании в целом. 

Основными целями создания в 2018 году Общего центра обслуживания АО «Казахтелеком» по функции юридического сопровождения (ОЦО ЮС) стали: централизация процессов юридического сопровождения, унификация и стандартизация процессов, документов, договоров, повышение транспарентности и эффективности процессов юридического сопровождения, выработка единой политики по идентичным правовым вопросам, которые ранее рассматривались каждым филиалом самостоятельно.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

Почти 900 млн
тенге
пожертвовали казахстанцы кандидатам в президенты РК

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций