Перейти к основному содержанию

bavaria_seasonX_1200x120.gif


1273 просмотра

Джозеф Зиглер: «Копировать Кремниевую долину то же самое, что копировать Голливуд»

Что нужно для создания казахстанской стартап-экосистемы рассказал глава Astana Hub Джозеф Зиглер

Можно ли создать вторую Кремниевую долину? Оказалось, что некоторые страны нацелены на то, чтобы полностью скопировать и создать что-то подобное у себя на родине. Образ долины и успех ее «обитателей» на международной арене стоит перед глазами и у предпринимателей, запускающих новый технологический проект. «Гоняться за идеями, которые создавались для другой страны с другой культурой - не самая лучшая идея», говорит глава Astana Hub Джозеф Зиглер. На встрече, организованной отраслевым акселератором DAR Lab, посвященной цифровизации логистики, Зиглер рассказал что нужно для развития казахстанской стартап-экосистемы и почему создание второй Кремниевой долины – плохая идея.  

- Джозеф, в каком состоянии сейчас находится экосистема стартапов у нас в стране? 

- Я бы сказал, стартап-экосистема Казахстана сейчас находится на начальном этапе, так что говорить о каких-то далеко идущих планах пока рано. У нас на рынке есть много ниш, которые до сих пор плохо развиты. Например, e-commerce или образование. Мне кажется, это как раз те места, куда очень легко внедрить технологии, а затем развить их. Все говорят о том, что хотят построить вторую Кремниевую долину. Я часто слышу такое, когда бываю в разных странах. Но давайте будем честными, в США такая экосистема активно формируется уже в течение чуть ли не пары десятков лет и, что важно, продолжает формироваться до сих пор. Я лишь хочу сказать, что это не быстрый путь и здесь всем нам нужно время.   

- То есть, желание создать вторую Кремниевую долину – плохая идея? 

- Давайте быть честными, многие пытаются скопировать Кремниевую долину. Кто не захочет достичь такого же уровня успеха, правильно? Копировать Кремниевую долину - то же самое, что копировать Голливуд, но у каждой индустрии есть свои преимущества, так что гоняться за идеями, которые создавались для другой страны с другой культурой - не самая лучшая идея. К тому же, Кремниевая долина все еще строится.  

- Нужно ли нам привлекать больше иностранных специалистов в эту область или мы сможем обойтись собственными силами? 

- Возвращаясь к примеру с Кремниевой долиной, могу сказать, что больше половины предпринимателей и экспертов, которые там работают – это иностранцы. Так что привлекать экспертов, которые приедут в страну и смогут помочь нам в развитии - не такая уж плохая идея. Мне кажется, что когда эксперты начнут приезжать в Казахстан, и мы сможем взаимодействовать, то это даст возможность создать цельную экосистему. Когда все это произойдет, местные предприниматели или любые другие специалисты, которые сейчас работают в этой среде, станут следующим поколением стартаперов. Я думаю, все это работает именно таким образом.  

- А как обстоят дела с инвестированием в стартапы Казахстана? 

- Я думаю, что будет лучше, если мы научим местный рынок, как и когда вкладывать средства, а также разбираться в стартапах. Сейчас ситуация такая, что иногда даже корпорации не понимают, как работать с такими предпринимателями, а ведь корпоративная вовлеченность здесь очень важна. Ты не можешь потратить кучу денег в 2018-м и получить прибыть в 2019 году. Это так не работает. Нам нужно время, чтобы рынок созрел. Причем, созревать здесь должны не только инвесторы, но и сами предприниматели со своими продуктами.  

- К вопросу об инвестициях, местным стартапам стоит рассчитывать на получение средств из-за рубежа или лучше искать инвесторов внутри страны? 

- Мы же все понимаем, что очень сложно привлечь бизнес-инвесторов откуда-то из заграницы. В случае таких инвестиций, тот, кто вкладывает средства, несет наибольшие финансовые риски, но и может рассчитывать на высокую окупаемость средств, если компания достигнет успеха. На данном этапе мы можем только планировать привлекать бизнес-ангелов и так называемых seed-инвесторов. 

- Что конкретно нужно сделать, чтобы помочь местной стартап-экосистеме получить полноценное развитие? Возможно, стоит обратить вынимание на отраслевые акселераторы, например такие, как DAR Lab? 

- Сейчас нам нужно заняться двумя вещами. Первое - развить экосистему в целом. В центре любой стартап-экосистемы всегда стоит предпринимательство, так что именно оно становится областью, которую нам нужно развивать. Могу отметить тенденцию, что в Казахстане инициаторами создания экосистемы являются не только предприниматели, но и государство, которое создает необходимую инфраструктуру и убирает некоторые бюрократические барьеры. Для этого мы собираемся работать с предпринимателями, стартапами и инвесторами. Так как сейчас я руковожу Astana Hub, то теперь у нас есть много инструментов, чтобы помочь предпринимателям создать и развить свои идеи. Например, в Astana Hub мы проводим тренинги и обучающие курсы для инвесторов. Второе - очень важно, чтобы мы научили людей, как вкладывать инвестиции и определять наиболее перспективные направления. Рынок стартапов в Казахстане не такой уж большой, так что мы будем специализироваться на областях, в которых можем конкурировать на международном уровне.  

- Есть ли у Казахстана какие-либо особенности рынка по сравнению с остальными странами? 

- Я долгое время жил в Сингапуре - стране, которая очень далеко продвинулась в плане инноваций. У этой страны много ресурсов, которые она смогла направить в нужное русло и не стала никого копировать. Чтобы создать более-менее устойчивую систему, Сингапуру потребовалось около 5 лет. Надеюсь, что в Казахстане этот процесс пойдет быстрей.  

Я хочу отметить, что стартап-экосистема в каждой стране имеет свою специфику и зависит от множества факторов, например, от состояния экономики или образования, так что здесь нет универсального средства развития экосистемы. Мне кажется, вскоре мы увидим, как люди все больше обращают внимание на b2b стартапы, как это сейчас происходит на «зрелых» рыках. Наверное, этот шаг станет следующим в развитии экосистемы, как та, что сейчас есть в Казахстане.  

На мой взгляд, в Казахстане отличная система образования, которая дает нам весомые преимущества по сравнению с остальными странами.  Нам нужно смотреть дальше, чем ближайшее время.  Уж не знаю, как назовут казахстанскую экосистему, может Яблочная долина или просто Долина, но в Казахстане есть очень молодое поколение стартапов и отличное образование, так что это одно из главных наших преимуществ.  


2425 просмотров

Big data следит за тобой: как заставить потребителя совершить нужные бизнесу действия?

Управляющий директор ДБ «Альфа-Банк» Максат Нуриденулы поделился с Kursiv.kz своим опытом работы с большими данными

Фото: shutterstock.com

Концепция big data (большие данные) позволяет манипулировать поведением клиента, заставляя его совершать нужные бизнесу действия. Об основных ценностях больших данных и их возможностях рассказал управляющий директор ДБ «Альфа-Банк» Максат Нуриденулы.

– Для начала хотелось бы определиться с терминами. Что такое big data в вашем понимании?

– Глобально, big data – это все окружающие нас данные. Например, информация о том, что вы засмотрелись на рекламный баннер или bluetooth-сигнал ваших умных часов, или «разговор» базовой станции с телефоном. В практической плоскости это то, на чем можно заработать. К примеру, к 2016 году человечество произвело 16 зеттабайт информации. Однако только 1,5% из этого объема люди смогли пустить в дело, тем или иным способом монетизировав информацию. Оставшиеся 98,5% – это пока еще информационный шум, что-то вроде неразработанного нефтеносного слоя. При этом к 2023 году ожидается уже 160 зеттабайт информации.

Поэтому я считаю, что некорректно говорить о big data как о простой базе данных. Нет, большие данные – это история именно про ценность и монетизацию, которая осуществляется через онлайн- или офлайн-каналы. Их можно перечислить: искусственный интеллект, технологии интернета вещей, нейронные сети – все это продукты big data. И, на мой взгляд, говоря о больших данных, нужно рассматривать развитие именно этих направлений и в частности искусственного интеллекта.

IMG-20181128-WA0035.jpg

– Не могли бы вы остановиться на этом подробнее?

– Эксперименты с искусственным интеллектом начались еще в 1970-х годах, когда машину попросили написать текст. Эксперимент удался, но лишь частично, поскольку текст был красивым, но бессмысленным. Сейчас с помощью искусственного интеллекта можно написать картину, которую не отличишь от работы живого автора. Работа ИИ основывается на больших данных, как и десятки других экспериментальных и коммерческих направлений (чат-боты, нейронные сети и другое). Эти направления являются уже работающими или перспективными каналами монетизации больших данных. Потенциал дальнейшего внедрения безграничен.

– Как банкиры используют нейронные сети в своей работе?

– Нейронные сети используются для предиктивного анализа, который позволяет понять следующий шаг человека как потребителя. Для того чтобы ответить на вопрос, во сколько этот покупатель купит килограмм апельсинов в среду, нужно собрать и проанализировать много информации. Выводы можно сделать, автоматически получив данные из легальных источников о поведении того или иного человека в социальных сетях, специфике его карточных платежей, посещениях сайтов и о многом другом. И все это в итоге приводит к тому, что банки теперь могут предсказывать вероятность покупки клиентом того или иного товара. Хочу напомнить, что обрабатывают информацию не люди, а машины, система.

– Приведите примеры.

– Есть интересный кейс, мы исследовали группу клиентов, часто посещающих кофейни. Наши специалисты в автоматическом режиме анализировали их карточные транзакции. Рассматривалась разная информация: в какие кафе они ходят, как далеко от заведения находится их место работы и жительства, каков средний чек, возраст гостей и даже интерьер и кухня заведений. На базе этого мы сделали аналитику, которую предложили кофейням, недавно потерявшим своих клиентов. Мы дали им решение, программу лояльности, которое с высокой долей вероятности вернет клиентов обратно. На big data мы попытались предугадать, в какое время клиент пойдет в кофейню. И за несколько часов до его похода мы отправляли ему сообщение о том, что для него доступно несколько вариантов напитков в разных заведениях, предоставляя ему возможность выбора.

– А в чем выгода для банка?

– Монетизация данных в этом случае предполагает, что это будет повышение программ лояльности для клиента. Мы развиваем бизнес нашего партнера, за этим следует рост транзакций и, соответственно, дополнительный доход для банка. Современные системы по сбору и обработке данных легко могут масштабироваться под любые объемы бизнеса. К примеру, в торговые центры приходят десятки тысяч человек, которых можно распознавать уже на входе по биометрическим данным и, соответственно, управлять всем этим потоком. Это позволяет манипулировать оттоками и новым привлечением покупательского трафика, что в итоге сказывается на повышении среднего чека и в целом на росте бизнеса.

– Кстати, о big data и геоаналитике: работает ли это в Казахстане?

– Да, в Казахстане есть решения. Мы, например, работаем с основными игроками телекоммуникационного рынка и два месяца назад запустили первый коммерческий проект по real-time-маркетингу. Человек, заходящий через свой мобильный телефон на любой сайт, может получать от нас предложения на товары и услуги, находящиеся рядом с пользователем. Интересно наблюдать, когда человек смотрит сайт авто и в этот момент получает предложение о кредите. Людям такой ход нравится, так как это в новинку. Даже несмотря на ощущение, что за ними следят, постепенно клиенты привыкают к этому новому миру.

– А насколько это законно?

– Есть закон о защите персональных данных. Мы никогда не передаем персональные данные наших клиентов третьей стороне. Маркетинговые активности проводятся только с согласия клиентов. Если нет согласия клиента, с нашей стороны нет активности.

– Если заглянуть в будущее, то какими станут банки с дальнейшим развитием big data?

– Сам по себе банкинг как продуктовое явление никуда не денется, а вот классические банки исчезнут. Банков в традиционном понимании не будет, их заменят «сервисные агрегаторы», как я их называю, они будут управлять спросом и его удовлетворением на одной площадке. Банк будущего – это многоуровневые B2B- и B2C-системы, где сойдутся капитал, передовая научная мысль, банковская компетенция, транзакционный финтех и клиенты. Заря глобальной финансовой трансформации уже видна и в Казахстане. Посмотрите на наш банковский рынок: малый и средний бизнес сегодня формирует серьезную бизнес-повестку в среде банкиров.

– Что мешает банкам уже сейчас начать работать с большими данными?

– Любому бизнесу для развития нужны инвестиции, время и компетенции. У кого-то нет одного компонента из этого набора, у кого-то всего набора, а кто-то до сих пор считает, что большие данные – это лишь модная фишка на сезон. Признанный факт: big data – это не только прямая монетизация через стимулирование клиентов на покупку, но и внутренняя аналитика для построения цифрового банка на базе клиентского опыта. Кроме того, в Казахстане, как, впрочем, и в целом в СНГ, не хватает кадров. Конечно, есть отдельные курсы, тренинги, семинары по data-science, но высокого уровня компетенций крайне мало. Существующие специалисты, понятное дело, востребованы и высокооплачиваемы. Очевидно, что data-science – это одна из профессий будущего, поэтому мы уже сейчас готовим для себя молодых специалистов.
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Многие люди уезжают из Казахстана по тем или иным причинам. Почему Вы остаетесь здесь жить?

Варианты

maqanKursiv14fev.jpg

Цифра дня

$22,012
трлн
составил госдолг США, впервые в истории превысив отметку в $22 трлн

Цитата дня

«Достигнутый без труда успех – это несчастье. Можно по наследству богатых родителей получить, но не будет впрок. Я вам заявляю, как поживший человек, опытный: я не видел ни одного счастливого человека-миллиардера, у которого 10-20 миллиардов денег (долларов). Я могу вам привести список миллиардеров, которые покончили жизнь самоубийством и в тюрьмах закончили, потому что просто так данные средства, кажется, не сделают тебя счастливым, а счастливым тебя делает то, что ты горбом заработал и получил это. Сделал, создал свое счастье, свой успех».

Нурсултан Назарбаев
Президент Казахстана

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank