Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1698 просмотров

Джозеф Зиглер: «Копировать Кремниевую долину то же самое, что копировать Голливуд»

Что нужно для создания казахстанской стартап-экосистемы рассказал глава Astana Hub Джозеф Зиглер

Можно ли создать вторую Кремниевую долину? Оказалось, что некоторые страны нацелены на то, чтобы полностью скопировать и создать что-то подобное у себя на родине. Образ долины и успех ее «обитателей» на международной арене стоит перед глазами и у предпринимателей, запускающих новый технологический проект. «Гоняться за идеями, которые создавались для другой страны с другой культурой - не самая лучшая идея», говорит глава Astana Hub Джозеф Зиглер. На встрече, организованной отраслевым акселератором DAR Lab, посвященной цифровизации логистики, Зиглер рассказал что нужно для развития казахстанской стартап-экосистемы и почему создание второй Кремниевой долины – плохая идея.  

- Джозеф, в каком состоянии сейчас находится экосистема стартапов у нас в стране? 

- Я бы сказал, стартап-экосистема Казахстана сейчас находится на начальном этапе, так что говорить о каких-то далеко идущих планах пока рано. У нас на рынке есть много ниш, которые до сих пор плохо развиты. Например, e-commerce или образование. Мне кажется, это как раз те места, куда очень легко внедрить технологии, а затем развить их. Все говорят о том, что хотят построить вторую Кремниевую долину. Я часто слышу такое, когда бываю в разных странах. Но давайте будем честными, в США такая экосистема активно формируется уже в течение чуть ли не пары десятков лет и, что важно, продолжает формироваться до сих пор. Я лишь хочу сказать, что это не быстрый путь и здесь всем нам нужно время.   

- То есть, желание создать вторую Кремниевую долину – плохая идея? 

- Давайте быть честными, многие пытаются скопировать Кремниевую долину. Кто не захочет достичь такого же уровня успеха, правильно? Копировать Кремниевую долину - то же самое, что копировать Голливуд, но у каждой индустрии есть свои преимущества, так что гоняться за идеями, которые создавались для другой страны с другой культурой - не самая лучшая идея. К тому же, Кремниевая долина все еще строится.  

- Нужно ли нам привлекать больше иностранных специалистов в эту область или мы сможем обойтись собственными силами? 

- Возвращаясь к примеру с Кремниевой долиной, могу сказать, что больше половины предпринимателей и экспертов, которые там работают – это иностранцы. Так что привлекать экспертов, которые приедут в страну и смогут помочь нам в развитии - не такая уж плохая идея. Мне кажется, что когда эксперты начнут приезжать в Казахстан, и мы сможем взаимодействовать, то это даст возможность создать цельную экосистему. Когда все это произойдет, местные предприниматели или любые другие специалисты, которые сейчас работают в этой среде, станут следующим поколением стартаперов. Я думаю, все это работает именно таким образом.  

- А как обстоят дела с инвестированием в стартапы Казахстана? 

- Я думаю, что будет лучше, если мы научим местный рынок, как и когда вкладывать средства, а также разбираться в стартапах. Сейчас ситуация такая, что иногда даже корпорации не понимают, как работать с такими предпринимателями, а ведь корпоративная вовлеченность здесь очень важна. Ты не можешь потратить кучу денег в 2018-м и получить прибыть в 2019 году. Это так не работает. Нам нужно время, чтобы рынок созрел. Причем, созревать здесь должны не только инвесторы, но и сами предприниматели со своими продуктами.  

- К вопросу об инвестициях, местным стартапам стоит рассчитывать на получение средств из-за рубежа или лучше искать инвесторов внутри страны? 

- Мы же все понимаем, что очень сложно привлечь бизнес-инвесторов откуда-то из заграницы. В случае таких инвестиций, тот, кто вкладывает средства, несет наибольшие финансовые риски, но и может рассчитывать на высокую окупаемость средств, если компания достигнет успеха. На данном этапе мы можем только планировать привлекать бизнес-ангелов и так называемых seed-инвесторов. 

- Что конкретно нужно сделать, чтобы помочь местной стартап-экосистеме получить полноценное развитие? Возможно, стоит обратить вынимание на отраслевые акселераторы, например такие, как DAR Lab? 

- Сейчас нам нужно заняться двумя вещами. Первое - развить экосистему в целом. В центре любой стартап-экосистемы всегда стоит предпринимательство, так что именно оно становится областью, которую нам нужно развивать. Могу отметить тенденцию, что в Казахстане инициаторами создания экосистемы являются не только предприниматели, но и государство, которое создает необходимую инфраструктуру и убирает некоторые бюрократические барьеры. Для этого мы собираемся работать с предпринимателями, стартапами и инвесторами. Так как сейчас я руковожу Astana Hub, то теперь у нас есть много инструментов, чтобы помочь предпринимателям создать и развить свои идеи. Например, в Astana Hub мы проводим тренинги и обучающие курсы для инвесторов. Второе - очень важно, чтобы мы научили людей, как вкладывать инвестиции и определять наиболее перспективные направления. Рынок стартапов в Казахстане не такой уж большой, так что мы будем специализироваться на областях, в которых можем конкурировать на международном уровне.  

- Есть ли у Казахстана какие-либо особенности рынка по сравнению с остальными странами? 

- Я долгое время жил в Сингапуре - стране, которая очень далеко продвинулась в плане инноваций. У этой страны много ресурсов, которые она смогла направить в нужное русло и не стала никого копировать. Чтобы создать более-менее устойчивую систему, Сингапуру потребовалось около 5 лет. Надеюсь, что в Казахстане этот процесс пойдет быстрей.  

Я хочу отметить, что стартап-экосистема в каждой стране имеет свою специфику и зависит от множества факторов, например, от состояния экономики или образования, так что здесь нет универсального средства развития экосистемы. Мне кажется, вскоре мы увидим, как люди все больше обращают внимание на b2b стартапы, как это сейчас происходит на «зрелых» рыках. Наверное, этот шаг станет следующим в развитии экосистемы, как та, что сейчас есть в Казахстане.  

На мой взгляд, в Казахстане отличная система образования, которая дает нам весомые преимущества по сравнению с остальными странами.  Нам нужно смотреть дальше, чем ближайшее время.  Уж не знаю, как назовут казахстанскую экосистему, может Яблочная долина или просто Долина, но в Казахстане есть очень молодое поколение стартапов и отличное образование, так что это одно из главных наших преимуществ.  


967 просмотров

В Казахстане резко вырос рынок облачных сервисов

Разбираемся, что стало драйвером рынка

Фото: Syda Productions/Shutterstock

По оценке компании iKS-Consulting, 2018 год оказался крайне удачным для отечественного облачного рынка: он вырос на 32%, достигнув $8 млн. Если точкой отсчета брать 2015 год, то за три года рынок облачных услуг вырос почти вдвое. Ни один сегмент отечественного рынка IТ не показывает столь высокие темпы роста. Справедливости ради нужно отметить, что емкость облачного рынка пока не высока, особенно на фоне всего IТ-рынка, который исчисляется $1,6 млрд. Впрочем, ничего экстраординарного здесь нет – отечественный рынок всегда имел очень сильный «железный» акцент: доля услуг на нем составляет лишь около 12%.

Облакам поверили

Тенденция 2018 года, отмеченная экспертами: рост доверия к облакам в Казахстане. Это касается не только частного бизнеса – в облака пошел и госсектор, который начинает активнее использовать сервисную модель информатизации.

Второй драйвер – осознание того, что облака – это экономически выгодно. В среднесрочной и долгосрочной перспективах облачный подход может помочь сэкономить до 50% (в сравнении с подходом on premis). С учетом того, что расходы из капитальных переходят в операционные, то идея становится еще более привлекательной.
 
Светлана Черненко, директор представительства iKS-Consulting в Казахстане, согласна с утверждением, что у бизнеса нет задачи уйти в облако, но есть задача оптимизировать затраты. «С этой точки зрения понимание эффективности облака, особенно для решения тривиальных задач и размещения не очень ценной информации, безусловно, есть. Безусловно, есть инерция мышления, особенно у руководителей. Я всегда говорю, что перед местными поставщиками облачных решений стоит огромная задача по просветительской работе», – делится она, добавляя, что с инфраструктурой ЦОДов (центров обработки данных), как и с телеком-инфраструктурой вообще, в Казахстане дела обстоят отлично – предложение пока опережает спрос.

По наблюдениям Рустэма Нысанбаева, коммерческого директора Дирекции информационных систем «Казахтелекома», в последнее время в облако идут не только крупный бизнес и госсектор: «Наши клиенты, помимо традиционных – телекома и госсектора, все чаще прирастают бизнесом, в том числе представителями малого и среднего бизнеса! Это очень важное замечание, своего рода сигнал, что нам доверяют».

Особенность казахстанского рынка дата-центров – в его высокой концентрации. Доля «Казахтелекома» на этом рынке – 54% (15 ЦОДов в 11 областных центрах республики). «Казахтелеком» остается ключевым игроком, имеющим основную долю в общей рыночной инфраструктуре ЦОДов. Его стратегическая роль всегда будет ключевой при выполнении государственных проектов. И я бы не сказала, что «Казахтелеком» не дает развиваться другим игрокам. Ведь в отличие от рынка телефонии и рынка ШПД (широкополосный доступ к интернету), где ключевой фактор успеха – наличие инфраструктуры, на рынке ЦОД огромную роль играет клиентоориентированность, скорость реакции и т. д. И на этом поле конкурировать с лидером рынка можно вполне успешно», – говорит директор представительства iKS-Consulting.

Открытые перспективы

Уверенным спросом в Казахстане пользуются такие услуги, как аренда программного обеспечения (SaaS), услуги виртуального дата-центра (IaaS) и аренда физического оборудования. «В целом на сегодня на IaaS приходится подавляющая доля казахстанского облачного рынка, но, думаю, структура спроса будет меняться в сторону SaaS. Это общемировой тренд», – считает г-н Нысанбаев. Сейчас на чистые облачные услуги приходится 36% рынка, для сравнения – в 2015 году этот показатель составлял 29%. Рост есть, но в этом сегменте казахстанский рынок несколько отстает от общемирового показателя: по данным Gartner, в 2018 году на SaaS пришлось почти 44% мирового рынка облачных сервисов. Можно предположить, что потенциал казахстанского рынка здесь еще не реализован.

Сумеют ли воспользоваться потенциалом модели SaaS отечественные разработчики – вопрос открытый. «Разработчикам местных облачных решений будет непросто: слишком сильна мощь мировых поставщиков – Google, Amazon и т. д. Вполне возможно, что казахстанские разработки будут идти в направлении развития государственных услуг и правительства для граждан. Такой диалог (открытые API) между разработчиками и идеологами электронного правительства уже имеется. Это очень перспективное направление для локальных компаний, ибо компетенций и рыночности государственной компании, реализующей сейчас электронное правительство, явно недостаточно», – предполагает Светлана Черненко.

По оценке Рустэма Нысанбаева, вокруг облачных сервисов складывается неплохая конъюнктура в целом. «Например, сервисная модель, и в ее основе ЦОДы. В эту сторону сейчас активно идут госорганы, и здесь будут происходить интересные события для дата-центров», – добавляет он. В пользу оптимистичного настроя говорят и цифры: казахстанским игрокам есть куда расти – отечественные поставщики удовлетворяют лишь 27% существующего спроса на облачные услуги. Более того, дата-центры – это не только базис для Индустрии 4.0 и цифровой экономики в самом широком ее понимании – 5G, IoT, Big Data, VR, AI и Smart City. К 2022 году, по оценке Gartner, мировой облачный рынок вырастет почти вдвое – до $331 млрд.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций