Перейти к основному содержанию

bavaria_seasonX_1200x120.gif


2052 просмотра

Большие данные – «нефть» будущего

Есть ли у Казахстана шансы заменить выгоду от продажи углеводородов преимуществами «нефти будущего», которой эксперт считает большие массивы данных

Фото: shutterstock.com

Уже в ближайшем будущем цифровые системы предприятий различных отраслей будут взаимосвязаны, и прогноз погоды будет в автоматическом режиме задавать работу энергосистемам по всему миру. Таким видит мир будущего компания Honeywell, активно участвующая в процессах цифровизации в Казахстане: по словам главы регионального представительства компании, у Казахстана есть все шансы заменить выгоду от продажи углеводородов преимуществами «нефти будущего», которой эксперт считает большие массивы данных.

Корпорация Honeywell является мировым лидером в индустрии разработок аэрокосмических и промышленных технологий – ее доход в прошлом году составил приблизительно $40 млрд, и в общей сложности компания обслуживает более 1 тыс. 300 объектов в разных странах мира. В их числе  – промышленные объекты в горнорудной и нефтедобывающей отраслях Казахстана, причем своей деятельности в республике, как уже состоявшейся, так и потенциальной, Honeywell придает большое значение, открыв вслед за Алматы и Атырау третий офис в Астане.

При этом президент Honeywell в регионе Россия/страны Таможенного союза и Ближний Восток Норм Гилсдорф считает основной миссией своей компании в Казахстане не столько содействие отдельным проектам, сколько помощь в выстраивании общей архитектуры будущего, в которой информационные системы различных отраслей и сфер будут взаимосвязаны и переплетены между собой. Этот симбиоз, убежден эксперт, позволит извлекать дополнительную выгоду всем участникам такой глобальной системы, создание которой произведет эффект не меньший, чем появление интернета или сотовой связи в свое время.

«Сейчас в мире 7 млрд мобильных телефонов, практически по одному на каждого жителя земного шара, и эта способность круглосуточно быть на связи в сочетании с соответствующими девайсами создает наше будущее, где системы работы и отдыха могут находиться в одном приложении, быть взаимосвязаны друг с другом, – говорит представитель корпорации. –  Одновременно происходит процесс, который можно назвать «революцией данных»: можно сказать, что данные – это новая нефть, потому что они имеют очень высокую ценность, их трудно получить, и для того, чтобы их использовать, их необходимо обрабатывать. И те, кто в состоянии собирать данные и организовать их правильным образом и создать систему на базе этих данных, получат от этих процессов добавочную стоимость. И именно эта идея стоит за стратегией, которая сейчас реализуется во многих частях мира, включая Казахстан – за стратегией цифровизации», – подчеркивает он.

Эксперты полагают, что следующим шагом промышленной революции будет система «подключенных объектов»: подключенный дом, подключенный самолет, подключенное производство – все в общей системе данных. «Мы можем обеспечить подключение буквально всех устройств, систем управления внутри завода к системе, в которую дистанционно имеют вхождение буквально все эксперты, которые могут в режиме онлайн дать свои советы и обеспечить более эффективную работу этого предприятия», – говорит Гилсдорф.

По его мнению, для Казахстана, с его расстояниями, обеспечение такого дистанционного экспертного «консилиума» по возникшей здесь и сейчас на производстве конкретной проблеме особенно ценно. Основное преимущество такой системы состоит в том, что она является открытой – и в силу этого дает возможность всем партнерам помогать каждому из отдельных клиентов компании, устанавливающей такую систему на предприятии. В результате создается уникальная возможность использовать источники данных, накопленные в разных странах мира, на всех объектах.

Также специалисты международной корпорации убеждены, что при таких возможностях взаимного обмена данными в будущем возможно обеспечить автоматизацию процессов в смежных отраслях. Например, систему мониторинга погодных условий можно синхронизировать с системой, управляющей энергообъектами: в результате с помощью прогноза погоды можно будет корректироваться энергобаланс за счет автоматического переключения с одного источника энергии на другой.

«За этим сочетанием и взаимодополнением инфосистем будущее, и сейчас в Казахстане очень много сделано в нефтегазовой отрасли, в сфере оснащения зданий и в сфере транспорта для того, чтобы такая система будущего могла заработать и здесь, – считает Гилсдорф. – Но при этом надо понимать, что в сегодняшнем цифровом мире, который развивается в сторону открытости и взаимопроникновения, особенно важны системы киберзащиты, и такие продукты, как риск-менеджмент, помогают нашим заказчикам решать и устранять любые проблемы внутри сети. Это уже внедрено в «Тенгизшевройл» и будет расширяться и тиражироваться в Казахстане. Это одно из основных направлений, на которых следует акцентировать внимание в процессе цифровизации», – добавляет он.

В свою очередь, руководитель подразделения «Промышленная автоматизация» Honeywell в России и странах Таможенного союза Алексей Зенкевич отмечает, что решения международной корпорации будут использованы в новых инфраструктурных проектах в республике  – в частности, разрабатывается такое обеспечение проектов строительства газопровода «Сарыарка» и нового газохимического комплекса в Атырау. Помимо этого Honeywell размышляет над возможностью открыть в Казахстане собственное сборочное производство.

« В следующем году вместе с локальным партнером мы планируем открыть нашу первую сборочную площадку в Казахстане, где будем собирать оборудование для нестандартных решений. По сборочной площадке в Казахстане мы рассматриваем разные географические варианты, но скорее всего, это будет западная часть республики, где сосредоточены ключевые заказчики – «Тенгизшевройл» и «Карачаганак Петролиум Оперейтинг», – сказал Зенкевич.

В рамках программы «Цифровой Казахстан» корпорация намерена расширять системы безопасности предприятий, заниматься превентивной аналитикой, что позволит оптимизировать операционные расходы и повышать эффективность казахстанских предприятий.


2425 просмотров

Big data следит за тобой: как заставить потребителя совершить нужные бизнесу действия?

Управляющий директор ДБ «Альфа-Банк» Максат Нуриденулы поделился с Kursiv.kz своим опытом работы с большими данными

Фото: shutterstock.com

Концепция big data (большие данные) позволяет манипулировать поведением клиента, заставляя его совершать нужные бизнесу действия. Об основных ценностях больших данных и их возможностях рассказал управляющий директор ДБ «Альфа-Банк» Максат Нуриденулы.

– Для начала хотелось бы определиться с терминами. Что такое big data в вашем понимании?

– Глобально, big data – это все окружающие нас данные. Например, информация о том, что вы засмотрелись на рекламный баннер или bluetooth-сигнал ваших умных часов, или «разговор» базовой станции с телефоном. В практической плоскости это то, на чем можно заработать. К примеру, к 2016 году человечество произвело 16 зеттабайт информации. Однако только 1,5% из этого объема люди смогли пустить в дело, тем или иным способом монетизировав информацию. Оставшиеся 98,5% – это пока еще информационный шум, что-то вроде неразработанного нефтеносного слоя. При этом к 2023 году ожидается уже 160 зеттабайт информации.

Поэтому я считаю, что некорректно говорить о big data как о простой базе данных. Нет, большие данные – это история именно про ценность и монетизацию, которая осуществляется через онлайн- или офлайн-каналы. Их можно перечислить: искусственный интеллект, технологии интернета вещей, нейронные сети – все это продукты big data. И, на мой взгляд, говоря о больших данных, нужно рассматривать развитие именно этих направлений и в частности искусственного интеллекта.

IMG-20181128-WA0035.jpg

– Не могли бы вы остановиться на этом подробнее?

– Эксперименты с искусственным интеллектом начались еще в 1970-х годах, когда машину попросили написать текст. Эксперимент удался, но лишь частично, поскольку текст был красивым, но бессмысленным. Сейчас с помощью искусственного интеллекта можно написать картину, которую не отличишь от работы живого автора. Работа ИИ основывается на больших данных, как и десятки других экспериментальных и коммерческих направлений (чат-боты, нейронные сети и другое). Эти направления являются уже работающими или перспективными каналами монетизации больших данных. Потенциал дальнейшего внедрения безграничен.

– Как банкиры используют нейронные сети в своей работе?

– Нейронные сети используются для предиктивного анализа, который позволяет понять следующий шаг человека как потребителя. Для того чтобы ответить на вопрос, во сколько этот покупатель купит килограмм апельсинов в среду, нужно собрать и проанализировать много информации. Выводы можно сделать, автоматически получив данные из легальных источников о поведении того или иного человека в социальных сетях, специфике его карточных платежей, посещениях сайтов и о многом другом. И все это в итоге приводит к тому, что банки теперь могут предсказывать вероятность покупки клиентом того или иного товара. Хочу напомнить, что обрабатывают информацию не люди, а машины, система.

– Приведите примеры.

– Есть интересный кейс, мы исследовали группу клиентов, часто посещающих кофейни. Наши специалисты в автоматическом режиме анализировали их карточные транзакции. Рассматривалась разная информация: в какие кафе они ходят, как далеко от заведения находится их место работы и жительства, каков средний чек, возраст гостей и даже интерьер и кухня заведений. На базе этого мы сделали аналитику, которую предложили кофейням, недавно потерявшим своих клиентов. Мы дали им решение, программу лояльности, которое с высокой долей вероятности вернет клиентов обратно. На big data мы попытались предугадать, в какое время клиент пойдет в кофейню. И за несколько часов до его похода мы отправляли ему сообщение о том, что для него доступно несколько вариантов напитков в разных заведениях, предоставляя ему возможность выбора.

– А в чем выгода для банка?

– Монетизация данных в этом случае предполагает, что это будет повышение программ лояльности для клиента. Мы развиваем бизнес нашего партнера, за этим следует рост транзакций и, соответственно, дополнительный доход для банка. Современные системы по сбору и обработке данных легко могут масштабироваться под любые объемы бизнеса. К примеру, в торговые центры приходят десятки тысяч человек, которых можно распознавать уже на входе по биометрическим данным и, соответственно, управлять всем этим потоком. Это позволяет манипулировать оттоками и новым привлечением покупательского трафика, что в итоге сказывается на повышении среднего чека и в целом на росте бизнеса.

– Кстати, о big data и геоаналитике: работает ли это в Казахстане?

– Да, в Казахстане есть решения. Мы, например, работаем с основными игроками телекоммуникационного рынка и два месяца назад запустили первый коммерческий проект по real-time-маркетингу. Человек, заходящий через свой мобильный телефон на любой сайт, может получать от нас предложения на товары и услуги, находящиеся рядом с пользователем. Интересно наблюдать, когда человек смотрит сайт авто и в этот момент получает предложение о кредите. Людям такой ход нравится, так как это в новинку. Даже несмотря на ощущение, что за ними следят, постепенно клиенты привыкают к этому новому миру.

– А насколько это законно?

– Есть закон о защите персональных данных. Мы никогда не передаем персональные данные наших клиентов третьей стороне. Маркетинговые активности проводятся только с согласия клиентов. Если нет согласия клиента, с нашей стороны нет активности.

– Если заглянуть в будущее, то какими станут банки с дальнейшим развитием big data?

– Сам по себе банкинг как продуктовое явление никуда не денется, а вот классические банки исчезнут. Банков в традиционном понимании не будет, их заменят «сервисные агрегаторы», как я их называю, они будут управлять спросом и его удовлетворением на одной площадке. Банк будущего – это многоуровневые B2B- и B2C-системы, где сойдутся капитал, передовая научная мысль, банковская компетенция, транзакционный финтех и клиенты. Заря глобальной финансовой трансформации уже видна и в Казахстане. Посмотрите на наш банковский рынок: малый и средний бизнес сегодня формирует серьезную бизнес-повестку в среде банкиров.

– Что мешает банкам уже сейчас начать работать с большими данными?

– Любому бизнесу для развития нужны инвестиции, время и компетенции. У кого-то нет одного компонента из этого набора, у кого-то всего набора, а кто-то до сих пор считает, что большие данные – это лишь модная фишка на сезон. Признанный факт: big data – это не только прямая монетизация через стимулирование клиентов на покупку, но и внутренняя аналитика для построения цифрового банка на базе клиентского опыта. Кроме того, в Казахстане, как, впрочем, и в целом в СНГ, не хватает кадров. Конечно, есть отдельные курсы, тренинги, семинары по data-science, но высокого уровня компетенций крайне мало. Существующие специалисты, понятное дело, востребованы и высокооплачиваемы. Очевидно, что data-science – это одна из профессий будущего, поэтому мы уже сейчас готовим для себя молодых специалистов.
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Многие люди уезжают из Казахстана по тем или иным причинам. Почему Вы остаетесь здесь жить?

Варианты

maqanKursiv14fev.jpg

Цифра дня

$22,012
трлн
составил госдолг США, впервые в истории превысив отметку в $22 трлн

Цитата дня

«Достигнутый без труда успех – это несчастье. Можно по наследству богатых родителей получить, но не будет впрок. Я вам заявляю, как поживший человек, опытный: я не видел ни одного счастливого человека-миллиардера, у которого 10-20 миллиардов денег (долларов). Я могу вам привести список миллиардеров, которые покончили жизнь самоубийством и в тюрьмах закончили, потому что просто так данные средства, кажется, не сделают тебя счастливым, а счастливым тебя делает то, что ты горбом заработал и получил это. Сделал, создал свое счастье, свой успех».

Нурсултан Назарбаев
Президент Казахстана

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank