Смартфоны в плюсе, планшеты – в минусе

Опубликовано
Похоже, казахстанцы однозначно определились с тем, какой именно вид мобильных устройств предпочтительнее в том случае, если финансовая ситуация ставит перед выбором

Похоже, казахстанцы однозначно определились с тем, какой именно вид мобильных устройств предпочтительнее в том случае, если финансовая ситуация ставит перед выбором. Компания IDC представила итоги исследования казахстанского рынка планшетов и смартфонов за II квартал текущего года, и судя по данным аналитиков, разрыв между двумя сегментами увеличивается. В то время как рынок планшетов продолжает падение, продажи на рынке мобильных телефонов пошли вверх после спада, зафиксированного на фоне августовской девальвации.

Во втором полугодии, по данным IDC Quarterly Tablet Tracker, в Казахстан было поставлено около 35 тыс. планшетов – это означает, что по сравнению со II кварталом 2015 года рынок сократился на 38,3% в штучном выражении и на 43,7% в долларах США. Аналитики IDC и ранее прогнозировали сокращение поставок планшетов до обозначенной отметки; как видно из итогов, реальность соответствует прогнозам.

«Тенденция сохраняется, и в ближайшее время мы не увидим никаких резких изменений. Ситуация на рынке складывается следующим образом: цены на устройства стабильно падают, даже на самые дорогие модели категории 2-в-1 — средняя цена устройства опустилась на 8,7%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила $210. Модельный ряд обновляется медленно, и в основном планшеты поступают в Казахстан по «белым» каналам поставок», — говорит аналитик IDC в Центральной Азии по мобильным устройствам Алена Кизуб.

В свою очередь, объем поставок смартфонов на казахстанский рынок во II квартале составил почти 700 тыс. штук, это на 18% больше, чем годом ранее, когда казахстанский потребитель находился в состоянии девальвационного шока. При этом поставки кнопочных мобильных телефонов относительно того же периода снизились на 20%.

По итогам II квартала лидерами рынка планшетов в абсолютном выражении стали Asus, Huawei и Samsung, а в денежном – Apple, Huawei и Samsung. Самыми востребованными остались планшеты с диагональю 7-8 дюймов, планшеты с диагонально 10-11 дюймов увеличили свою долю до 10,1%. Продажи устройств формата 2-в-1 в денежном выражении выросли до $1 млн. Лидерами рынка планшетов остаются устройства на платформе Android с долей рынка 86%, доля iOS составила 11,8%, а Windows — 2,2%.

В сегменте смартфонов хорошо держится рынок устройств класса «люкс» — аналитики отмечают, что это особенно хорошо заметно по числу покупателей, которые могут позволить себе купить то устройство, которое они действительно хотят. Надо признать, что свое слово в стремлении удовлетворить свойственную многим казахстанцам тягу к обладанию премиальным смартфоном сказали торговые сети и операторы, предлагающие программы кредита и рассрочки. Как бы то ни было, но доля смартфонов компании Apple, которая во II квартале прошлого года составляла 9,3%, в нынешнем году сократилась всего до 7,5%, хотя цена устройства после девальвации выросла почти вдвое.

Как водится, более чувствительным к влиянию финансовых потрясений оказался средний класс. В этом сегменте по сравнению с прошлым годом значительно увеличился объем продаж телефонов стоимостью до $150. Как отмечают аналитики IDC, во всем мире цены на аналогичные по техническим характеристикам смартфоны падают из года в год; в то же время потребители все чаще выбирают смартфоны с функцией 4G/LTE, которые по определению дороже, чем 3G модели. «Во многих странах эти новые тенденции компенсируют друг друга, но в Казахстане в среднем сегменте рынка потребители выбирают устройства, которые в национальной валюте стоят столько же, сколько до девальвации. Еще летом прошлого года хорошо продавались смартфоны на платформе Android стоимостью $300, сейчас наиболее популярны модели в ценовом диапазоне $120-150», — отмечает Саймон Бейкер, руководитель программы исследований рынка мобильных телефонов IDC CEMA.

Большой скачок продаж смартфонов 4G наблюдался в III квартале прошлого года, но тогда их средняя цена тоже падала ниже $300.

Что касается расклада по брендам, то лидерство сохраняет Samsung с двумя третями рынка (это выше, чем год назад) и самыми популярными моделями Galaxy A7, Galaxy A3, Galaxy J5. До 13% с 11,8% во II квартале прошлого года увеличила свою долю LG.

Прогнозы IDC для рынка планшетов не выглядят оптимистичными. За год, считают аналитики, объемы поставок на казахстанский рынок не превысит 200 тыс. единиц. Устройства на базе Android не уступят лидирующих позиций, так же как и планшеты с диагональю 7-8 дюймов, хотя доля устройств с большей диагональю все же возрастет. В сегменте смартфонов, как ожидается, перемены окажутся более заметными, в том числе за счет китайских производителей, которые активно осваивают бюджетный ценовой сегмент. Китайские производители, в целом, оптимистично оценивают перспективы освоения рынка РК: в I квартале 2016 года доля китайских смартфонов на казахстанском рынке составила 3%. Если учесть, что еще год назад присутствие китайских брендов было минимальным, этот результат, безусловно, заслуживает внимания. Вместе с тем, в России, например, смартфоны из Поднебесной бьют рекорды, завоевав в этом году 33% рынка и 21% — в денежном обороте, так что плацдарм для дальнейшего расширения их присутствия в Казахстане тоже есть.

Участники рынка уже прослеживают меняющееся отношение к китайским брендам со стороны потребителей. Так, менеджер по продуктам компании Redington Kazakhstan (представляет на рынке ASUS, Dell, Gigabyte, Lenovo, Meizu) Руслан Кайтегулов отмечает, что еще год назад в представленной в Казахстане линейке смартфонов Meizu, например, самым высоким спросом пользовались бюджетные модели, ориентированные на молодежную аудиторию. «Прошло время, и мы заметили смещение спроса в сторону моделей более высокого класса и, соответственно, более дорогих по цене, например, бизнес-серии Pro. Мы считаем, пользователи оценили соотношение ценовых и качественных характеристик и сделали свой выбор», — отмечает он. По словам Алены Кизуб, бренды, выступающие в нижнем ценовом сегменте, тоже очень активно осваивают рынок. Во II квартале о себе заявили OnePlus и Elephone, которые последовали за Xiaomi, ZTE (который, к слову, буквально на следующей неделе готовится представить в Алматы новый флагман Axon7) и teXet. Так что, казахстанских потребителей, уверены эксперты IDC, ждет большой выбор смартфонов по доступной цене, а производителей – рост конкуренции.

Читайте также