Игроки рынка e-commerce отмечают рост мобильных платежей

Опубликовано
На казахстанском рынке электронных платежей мобильная составляющая начинает играть все более заметную роль

На казахстанском рынке электронной коммерции мобильная составляющая начинает играть все более заметную роль. К такому выводу пришли эксперты Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции (АКИБ), основываясь на данных, озвученных в ходе недавно состоявшейся в Алматы традиционной конференции MobiEvent’16. Уже в прошлом году почти 60% пользователей всем другим способам выхода в интернет предпочитало мобильное широкополосное соединение.

В этом году мобильные операторы совместно с платежной системой Wooppay запустили первые сервисы, позволяющие клиентам оплачивать услуги, в частности проезд в транспорте, с баланса мобильного счета. О том, что столь элементарные и недорогие сервисы на самом деле могут стать хорошим катализатором развития электронной коммерции, участники рынка говорили уже пару лет назад. Несколькими годами ранее такая ситуация наблюдалась на российском рынке, который сегодня, по данным совместного исследования PayPal и компании Data Insight, стал крупнейшим рынком Восточной Европы. Платежи через мобильное устройство в настоящее время осуществляют 10-15 млн россиян.

Ранее президент АКИБ Константин Горожанкин высказывал мнение, что мобильная коммерция может быть особенно востребована в сегменте покупок стоимостью 1 000-2 000 тенге, где, как правило, люди не стремятся расплачиваться картами: мобильный телефон сегодня есть у каждого, в отличие от карт, которые, несмотря на увеличение доли в общем объеме платежей, все-таки не получили массового распространения.

Практика показала, что мобильная коммерция оказалась востребована при покупке билетов в кино и на концерты – в частности, сегодня сервис онлайн-продаж билетов Ticketon, в частности, проводит через мобильные платежи порядка 4% своих транзакций. По мнению руководства АКИБ, этот факт свидетельствует о том, что на казахстанском рынке электронной коммерции в целом сегмент мобильной коммерции может занять соответствующую долю. Кроме того, посредством мобильной коммерции казахстанцы оплачивают онлайн-игры, услуги телекоммуникационных компаний, а также компаний, работающих в сфере сетевого маркетинга.

Статистика Казнета

В целом, по данным АКИБ, за семь месяцев нынешнего года количество безналичных платежей (не только мобильных), проведенных через интернет-ресурсы, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло практически вдвое, с 1,5 млн почти до 3 млн транзакций. По данным компании Cloud Payments в денежном выражении по итогам прошлого года объем платежей в интернете составлял порядка $400 млн, а по итогам 9 месяцев нынешнего года – порядка $775 млн. При этом представители АКИБ со ссылкой на данные Национального банка отмечают снижение количества выпущенных платежных карт за 9 месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7,6%, с 16,5 млн штук до 15,3 млн штук. За тот же период количество держателей платежных карт уменьшилось с 14,5 до 13,9 млн человек.

По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, 63,8% пользователей тратят деньги в казахстанских интернет-магазинах, 20,6% — в интернет-магазинах стран Таможенного союза, а 15,6% — в других странах. Средний чек 45% казахстанских любителей покупать в интернете варьируется в пределах 5 000-25 000 тенге, еще 26% тратят на одну покупку до 5 000 тенге, средний чек 17% покупателей колеблется в пределах 25 000-50 000 тенге, а еще 12% — превышает 50 000 тенге.

Что касается способов оплаты онлайн-покупок, то в представленных АКИБ данных двух источников – ресурса Satu.kz и Комитета по статистике – единства нет. Оба источника, тем не менее, свидетельствуют о том, что с большим отрывом (по разным данным, 41% и 66%).

Интересно, что, по данным Комитета по статистике, 69% тех, кто еще не совершает покупки в интернете, в принципе не видит в этом необходимости. 24% тех, кто не посещает сайты интернет-магазинов, называет в качестве причины стремление делать покупки лично, еще 5% ссылаются на недостаток опыта, 1% опасается проблем при доставке товаров и лишь в общей сложности 0,6% респондентов удерживает от покупок в интернете боязнь за сохранность персональной информации и вопрос безопасности финансовых транзакций при оплате картой.

Безналичное будущее

Отдельная сессия в рамках MobiEvent’16 была посвящена актуальной в последнее время теме цифровых банков и финтех-проектов. Как отметили участники сессии, представители банковского сектора, сегодня основная задача сводится к тому, чтобы клиенты тратили минимум усилий на получение банковских услуг и могли воспользоваться банковскими сервисами в удобное для себя время там, где это наиболее комфортно. По мнению одного из экспертов в области банковского сектора и информационных технологий Ермека Шамуратова, цифровые процессы на протяжении многих лет меняют банковскую сферу, и многие банки сокращают физическое присутствие, закрывая некоторые отделения. «С развитием новых технологий наступил новый этап развития, но надо иметь ввиду, что всему свое место, и влияние человеческого фактора нельзя исключить. Иногда клиенту необходимо получить личную консультацию у банковского сотрудника. Кроме того, одной из главных проблем остается система идентификации клиента, которую необходимо усовершенствовать, введя возможность идентификации по голосу или изображению, например. Пока же она не доработана, но, в общем и целом, все банки должны переходить на новые технологии. Если оценивать, какие именно направления будут расти, то это явно не кредитование, а безналичные платежи, эквайринг. В эти направления хорошо вкладывать, они будут хорошо масштабироваться», — считает эксперт.

Что касается перспектив роста безналичных платежей в офлайн-ритейле, который, как бы ни было, сегодня с большим отрывом доминирует над онлайн-коммерцией, то по мнению старшего партнера компании «Тералект» Сергея Елютина, все зависит от доходности проекта, одним из ключевых критериев которой является увеличение среднего чека. «То, насколько в офлайне увеличивается средний чек при внедрении безналичных платежей – это ключевой момент. Мы оценили на примере нескольких сетей, насколько растет средний чек, и выяснили, что в разных магазинах показатели разные, в среднем 5-25%, но рост есть всегда: психологически человек готов потратить больше денег, если это не наличные, которые надо отдать здесь и сейчас, а средства на карте. 12% — тот порог, на который средний чек должен расти у клиентоориентированной базы, иначе магазин работает в минус», — уверен эксперт.

По оценкам аналитиков, пока общий поток покупателей, приходящих в магазин, условно подразделяется на несколько категорий. Примерно треть потребителей составляют ярые сторонники наличных платежей, не желающие расплачиваться картами, 10% — апологеты безналичных платежей, инноваторы. Самый интересный, на взгляд специалистов, сегмент представляют собой колеблющиеся потребители, которые в какой-то момент могут заплатить наличными, а в другой раз — расплатиться картой. «От того, как поведут себя эти люди, зависит экономика проекта в целом», — уверен Сергей Елютин.

Читайте также