Ценовое дно достигнуто, операторы сотовой связи начали отказываться от безлимитных предложений

Опубликовано
По данным аналитического портала finprom.kz, компании телекоммуникационного сектора снижают объем услуг
Основной источник дохода мобильных операторов – голосовые услуги – не приносят значительного дохода, компании сегментируют бизнес и расширяют список предоставляемых услуг, переходя от привычной модели бизнеса к развитию IT-решений. При этом участники рынка подчеркивают, что развитие других ниш не отразится на основной деятельности и качестве связи.
По данным аналитического портала finprom.kz, компании телекоммуникационного сектора снижают объем услуг. «Объем услуг в телекоммуникационном секторе в текущем году снижается, несмотря на рост тарифов. За январь-июль 2016 года совокупный объем услуг связи в Казахстане составил 387 млрд тенге, что на 2% ниже уровня за аналогичный период прошлого года», – говорится в обзоре портала.
При этом производительность в телекоммуникационном секторе не увеличивается, даже несмотря на рост цен на услуги связи в Казахстане, который фиксируется с 2015 года. Представители мобильных операторов рассказали о том, как будет развиваться и перестраиваться отрасль в части услуг сотовой связи.
Директор по корпоративным коммуникациям Beeline Казахстан Алексей Бендзь рассказал об объективных причинах сокращений в отрасли, отметив, что снижение рынка стало происходить еще до прошлогодней девальвации, летом 2015 года.
«Телеком-рынок с момента своего основания всегда рос и развивался более или менее интенсивно в разные периоды. Однако ряд факторов, таких как девальвация, гипервысокая конкуренция, ценовые войны привели к тому, что рынок идет вниз второй год подряд»,– поясняет он.
«Ценовое дно достигнуто, операторы уже начали отказываться от безлимитных предложений, тарифы для потребителей в нижнем ценовом сегменте тоже постепенно повышаются. Появились и новые предложения, ориентированные на высокодоходных клиентов», – отмечает руководитель отдела коммуникаций АО «Кселл» Наталья Еськова.
Прощание с традициями
Для того, чтобы оставаться на плаву в сложившейся ситуации, компании переходят от привычной модели бизнеса к расширению услуг. Кроме этого, большой упор компании делают на развитие цифровых услуг и IT-решений для бизнеса.
«Старая парадигма телекомоператора себя изживает, потому что услуги сильно дешевеют. Если мы сравним стоимость услуг три года назад и сейчас, то увидим совершенно разные наборы услуг и разные цены», – поясняет г-н Бендзь.
Основной источник дохода мобильных операторов – голосовые услуги – сокращается, сейчас это уже не приносит значительной прибыли, но тянет компании вниз. Однако операторы подчеркивают, что развитие других ниш не отразится на основной деятельности и качестве связи.
«Качество услуг всегда было и остается в фокусе нашей компании вне зависимости от сегментации бизнеса», – говорит г-жа Еськова.
«Поскольку деятельность оператора комплексная, здесь нельзя сказать, что можно сосредоточиться на технической поддержке, а клиентский сервис оставить в стороне, или сконцентрироваться на салонах связи и оставить в стороне систему самообслуживания», – отмечает г-н Бендзь.
Он добавил, что сейчас задача оператора это поиск новых ниш и предоставление большего спектра услуг для клиентов помимо стандартных. К примеру, одним из перспективных услуг компании Beeline Казахстан являются мобильные финансы. Абонент может использовать денежные средства, находящиеся на его счету, не только для оплаты услуг оператора, а также для оплаты за парковку, проезд в общественном транспорте и др. услуг.
«Мы посмотрели различные сценарии развития ситуации на рынке и пришли к тому, что нам нужно уходить от модели операционного оператора в сторону диджитал решений», – отметил он.
Участники рынки рассказали, что происходит активное инвестирование в 4G, развитие В2В сегмента, разработка новых продуктов и бизнес-решений для высокодоходных клиентов. В Kcell отметили, что около 80% наших новых проектов на целены на IT или M2M технологии.
«Мы видим изменения в предпочтениях потребителей. Если раньше многим абонентам было все равно, каким тарифом они пользуются, то сейчас все больше интереса к нашим пакетным предложениям. У нас достаточно простая стратегия, которой придерживаются многие операторы в мире, имеющие большую долю рынка», – говорит г-жа Еськова.
Ожидания
Также, по данным аналитиков Finprom, показатели рентабельности производства в телекоме уменьшаются, если смотреть на годовую динамику, рентабельность производства предприятий отрасли связи по итогам 1 кв. 2016 года составила 14% против 21% за январь-март 2015 года. В текущем году уровень прибыльности производства в секторе пытается восстановиться после падения в течение второй половины прошлого года: в 3 кв. 2015 года уровень рентабельности производства составил всего 7%, а в 4 кв. 2015 года – 12%.
Г-н Бендзь не ожидает, что итоги по прибыли в 2016 будут сильно отличаться от показателей 2015 года, который стал убыточным для всей отрасли. Предположительно, рынок уйдет вниз.
Однако есть надежды, что инициативы, разработанные компанией, помогут исправить ситуацию в следующем году, подчеркнул г-н Бендзь.
«Ценовое дно достигнуто, что, я надеюсь, окажет положительное влияние на состояние отрасли, и это будет заметно уже к концу года», – отмечает г-жа Еськова.
Г-жа Еськова также отметила, что разрешение доступа к лицензиям на 4G, который был открыт в начале года для всех операторов, также дает отличные возможности для дальнейшего развития услуг передачи данных.
По данным Kcell, в первом полугодии 2016 года объем голосового трафика оставался стабильным по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составил 11,211 млн минут (11,420). При этом уже на протяжении нескольких лет идет тренд на активный рост потребления услуг передачи данных. По результатам первого полугодия, объем трафика передачи данных вырос более чем в 2 раза до 53,016 млн Гб (21,753), а доход от услуг передачи данных вырос на 1,4 процента до 19,732 млн тенге (19,453), сообщили в компании Ксел
Читайте также