Казахстанцы готовы тратить на смартфоны больше, чем до девальвации

Опубликовано
В последнем квартале прошлого года казахстанский рынок телефонов показал сокращение объемов продаж до 655 тыс мобильных устройств

В последнем квартале прошлого года казахстанский рынок телефонов показал сокращение объемов продаж до 655 тысяч мобильных устройств. Одно из проявлений кризисного периода заключается в том, что продавцы смартфонов снизили цены на продукцию как в дорогом, так и в бюджетном сегментах. Такие данные из ежеквартального отчета в рамках конференции Enterprise Mobility Cloud Leadership Forum представили аналитики компании IDC.

Несмотря на серьезное падение в последнем квартале прошлого года, рынок мобильных телефонов в целом упал меньше, чем тенге по отношению к доллару. Так, с августа по декабрь 2015 года национальная валюта девальвировала более чем на 85%, тогда как рынок мобильных устройств сократился «всего» на 40,3% в абсолютном выражении и на 35,9% — в денежном. В целом, отмечает аналитик IDC по мобильным устройствам и планшетам Алена Кизуб, спрос на мобильные устройства остается выше, чем на другие IT-продукты. С этим согласен и вице-президент IDC в России и СНГ Роберт Фариш. «Именно направление мобильных телефонов чувствует себя относительно благополучно даже на фоне общего негативного тренда, в том числе смартфонов и планшетов, и тут дело в востребованности. Мобильные телефоны люди используют для решения задач, которые раньше решались с помощью планшетов и компьютеров», — говорит Роберт Фариш.

Относительно уровня доходов: сегодня казахстанцы готовы тратить на мобильные устройства более значительную часть своего дохода, чем год назад, утверждают эксперты. Вместе с тем, нельзя сказать, чтобы вопрос, сколько потратить на новый смартфон, был бы уж совсем безразличен покупателям. Свидетельство тому — незначительное снижение цен. Средняя цена самых доступных устройств (до $80) снизилась на 9,7%, а самых дорогих моделей (от $450) – на 8,9%. «Это связано с тем, что потребители стремятся экономить даже на доступных моделях, а покупатели из верхнего ценового сегмента снижают запросы и частично переходят в категорию средних цен», — утверждает Алена Кизуб.

Тем не менее, если брать среднюю цену мобильного телефона (а в конце прошлого года, по данным IDC, она составляла $183), то она выросла по сравнению с IV кварталом 2014 года, но по сравнению с первыми тремя кварталами 2015 года упала на 5,8%. Что касается предпочтений потребителей, то по данным на конец минувшего года операционная система Android не только осталась лидером симпатий, но и укрепила позиции, завоевав почти 70% рынка. Доля устройств на платформе iOS незначительно потеряла позиции, и теперь ей принадлежит 6,7% рынка, а доля мобильных устройств на Windows выросла до 2,6%.

Если до последнего времени казахстанцы, известные любовью к «раскрученным» брендам, не очень охотно приобретали смартфоны китайских производителей, то теперь, несмотря на то, что в глобальном плане лидеры рынка остались прежними, потребитель стал более благосклонно относиться к китайским брендам, отмечают аналитики. Особенно это заметно на примере Huawei в верхнем ценовом сегменте и Xiaomi – среди доступных моделей.

По мнению аналитиков IDC, значительным событием на рынке мобильных телефонов стал введенный правительством запрет на использование смартфонов государственными служащими при исполнении рабочих обязанностей. «Такое решение в ближайшем будущем приведет к росту продаж обычных мобильных телефонов в корпоративном секторе и, безусловно, повлияет на расстановку сил среди лидеров рынка», — заметила Алена Кизуб.

Впрочем, некоторые игроки IT-отрасли не считают решение казахстанского правительства знаковым для сегмента мобильных устройств, помня, что строгость законов в наших реалиях компенсируется необязательностью их исполнения. Запрет на использование чиновниками смартфонов на службе легко обойти, уверен руководитель отдела сопровождения глобальных продаж «Лаборатории Касперского» Кирилл Керценбаум. «Руководство одной из российских компаний, сотрудникам которой в свое время запретили пользоваться смартфонами, вскоре было вынуждено отменить свое решение, и произошло это после появления планшетов с мобильным интернетом. Выяснилось, что камеры хранения, которые предназначались для смартфонов, не вмещали планшет. Подсчитав расходы, в компании поняли, что установка новой камеры хранения на несколько тысяч ячеек для устройств всех сотрудников и возможных посетителей обойдется себе дороже, особенно с учетом того, что все и так знали: сотрудники игнорируют запрет», — утверждает Кирилл Керценбаум.

Между тем, считают аналитики IDC, в ближайшие годы мобильность останется одним из ключевых трендов, являющихся драйвером развития рынка IT. По словам Роберта Фариша, к 2019 году во всем мире будет насчитываться 2,1 млрд мобильных устройств.

Читайте также