Перейти к основному содержанию

2566 просмотров

Доступ к Интернету станет дешевле

Значительную часть доходов АО «Казахтелеком» составляют услуги фиксированной телефонии. Изменится ли ситуация на рынке в связи с развитием мобильной связи и широкополосного доступа в Интернет (ШПД), и о других тенденциях на рынке телекоммуникаций Казахстана рассказал «Къ» председатель правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев.<br /><br />

Доступ к Интернету станет дешевле

Доступ к Интернету станет дешевле
Значительную часть доходов АО «Казахтелеком» составляют услуги фиксированной телефонии. Изменится ли ситуация на рынке в связи с развитием мобильной связи и широкополосного доступа в Интернет (ШПД), и о других тенденциях на рынке телекоммуникаций Казахстана рассказал «Къ» председатель правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев.

– Какой продукт «Казателекома» является основным источником дохода компании и может ли данная тенденция в ближайшее время измениться?
– На сегодняшний день значительную часть доходов АО «Казахтелеком» составляют услуги фиксированной телефонии. Однако в соответствии с мировыми тенденциями они (эти услуги – «Къ») будут демонстрировать дальнейшее снижение объемов потребления, преимущественно в связи с развитием мобильной телефонии и ШПД. Вообще для рынка фиксированной голосовой связи характерно замещение сотовой связью. В связи с этим драйвером как телекоммуникационного рынка РК, так и АО «Казахтелеком», бесспорно, станут услуги доступа к сети Интернет. Кстати, на данном сегменте рынка компания «Казахтелеком» лидирует не только по абонентской базе, но и по объему доходов.

– Планируется ли к линейке продуктов компании добавлять новые? Когда это произойдет и во сколько обойдется?
– Группа компаний АО «Казахтелеком» создает услуги и продукты, которые дают возможность свободного общения людей друг с другом, со всем миром, ускоряя развитие знаний и повышая эффективность людей и организаций. В 2011 году мы планируем постоянно расширять набор продуктов и географию бизнеса, внедрять новейшие мировые технологии в области связи и бизнес-процессов, как залог непрерывного роста и лидерства. Также в течение года мы планируем внедрить ряд пакетных предложений по концепции Double Play и Triple Play и сконцентрироваться на предоставлении зонтичного бренда «iD»: iDPhone, iDNet, iDTV, iDHost и других инфокоммуникационных услуг. В целях удержания существующей доли рынка услуг междугородной и международной телефонной связи и удержания темпов снижения доходов от данных услуг «Казахтелеком» в 2011 году внедрит пакеты с предоплаченным объемом трафика, что позволит предоставлять абонентам услуги по оптимальным и доступным тарифам.

– Сколько требуется финансовых средств для модернизации и развития новых технологий в ближайшие 3 года? Обойдется ли компания при этом своими ресурсами или будет привлекать заемные деньги, и если да, то откуда?
– Компанией будут инициированы изменения в планах развития на ближайшие 5 лет, в том числе и в части инвестиционных затрат на развитие. Поэтому в настоящее время озвучить конкретные цифры мы не можем. Что касается источников финансирования, то мы планируем, что около половины расходов будет финансироваться за счет собственных средств, а оставшаяся часть за счет заемных средств крупных международных банков по линии экспортно-кредитных агентств.

– Телекоммуникационный рынок Казахстана становится более конкурентным. Размоется ли со временем доля «Казахтелекома»? В каких сегментах компания останется безусловным доминантом?
– Несмотря на очень жесткий характер конкуренции, присущий телекоммуникационному рынку Казахстана, по итогам 2010 года лидирующую позицию по объему доходов сохранила группа компаний АО «Казахтелеком». Собственно, и «тройка» лидеров на рынке осталась прежней: вторую позицию по объему доходов занимает сотовый оператор ТОО «GSM-Казахстан ОАО Казахтелеком», тройку лидеров дополняет группа компаний «Билайн». Остальные операторы отстают от лидеров рынка с существенным отрывом. «Казахтелеком» является лидером на рынках фиксированной телефонии, Интернета и передачи данных, а также широкополосного доступа в Интернет.

– Возглавляя АИС, вы говорили, что тарифы на Интернет будут снижаться и «Казахтелеком» обяжут это сделать. Скажите, что сделано для этого за последний год и что будет сделано в 2011 году? Из чего и в каком размере складывается себестоимость доступа к Интернету у «Казахтелеком»?
– В течение 2010 года было проведено двухэтапное снижение тарифов на услуги доступа к сети Интернет, предоставляемые вторичным ISP-провайдерам. Это мероприятие позволило увеличить доступность услуг Интернет для всех пользователей страны.

В отношении снижения тарифов на услуги доступа к сети Интернет в 2011 году необходимо отметить, что в компании уделяется большое внимание вопросу повышения доступности (улучшению потребительских характеристик) услуг широкополосного доступа к сети Интернет с акцентом на активное развитие этого сегмента и повышение скорости. При этом необходимо учитывать огромную территорию со сравнительно небольшим населением – проведение модернизации магистральных и зоновых сетей, направленной на качественное улучшение характеристик услуг широкополосного доступа сопровождается колоссальными затратами.

Тарифы на услуги доступа к сети Интернет формируются на основе экономически обоснованных затрат, таких как аренда внешних Интернет-каналов, эксплуатационные расходы по предоставлению услуги и нормы прибыли, обеспечивающей активное развитие услуги в рыночных условиях.

– Как, по вашему мнению, отразится недавнее внесение «Казахтелеком» в Реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее положение на рынке первичного доступа к сети Интернет на казахстанском рынке? Как в связи с этим изменятся тарифы и уровень доступности Интернета для вторичных провайдеров и пользователей?
– Включение АО «Казахтелеком» в реестр субъектов, занимающих доминирующее и монопольное положение на рынке первичного доступа к сети Интернет и, как следствие, применение норм антимонопольного законодательства будет накладывать на АО «Казахтелеком» обязательства по согласованию с уполномоченными государственными органами вводимых в действие тарифов, в случае их увеличения. Однако необходимо отметить, что стоимость доступа к сети Интернет в РК имеет тенденцию к постоянному снижению. Так, за 2007-2010 годы стоимость первичного доступа к сети Интернет АО «Казахтелеком» для операторов связи была снижена в среднем более чем в 4,5 раза. Данному обстоятельству способствовала активизация работы альтернативных первичных провайдеров, что в конечном итоге привело к снижению рыночной стоимости. В настоящее время стоимость первичного доступа к сети Интернет как АО «Казахтелеком», так и других первичных провайдеров определяется исключительно рыночной конъюнктурой и имеет устойчивую тенденцию к снижению. При сохранении текущей динамики развития рынка Интернет-услуг в перспективе прогнозируется дальнейшее снижение стоимости первичного доступа.

– Намерена ли АЗК провести проверки на предмет создания барьеров для входа новых игроков в отрасль первичного доступа в Интернет со стороны доминантов? Создает ли «Казахтелеком» барьеры для входа новых игроков в эту отрасль? И теоретически как бы он мог это сделать?
– Для вхождения нового оператора на рынок первичного доступа к сети Интернет необходимо наличие соответствующей лицензии и телекоммуникационной инфраструктуры первичного доступа к сети Интернет. Вопросы, связанные с предоставлением лицензии, относятся к компетенции Министерства связи и информации РК, а наличие соответствующей инфраструктуры первичного доступа к сети Интернет решается оператором самостоятельно, исходя из финансовых возможностей. Необходимо отметить, что в настоящее время другими первичными провайдерами эксплуатируется более 11 тыс. км собственной телекоммуникационной инфраструктуры и организовано предоставление Интернет-услуг более чем в 20 городах и населенных пунктах РК.

– Кайрат Келимбетов, глава ФНБ «Самрук-Казына», сообщал, что есть намерение вывести входящие в состав ФНБ компании на IPO. По вашим оценкам, какова справедливая стоимость компании «Казахтелеком» сейчас? Больше вероятность, что она будет недооценена или переоценена на IPO и почему?
– В первую очередь, надо отметить, что АО «Казахтелеком» уже является листинговой компанией, акции которой котируются на Казахстанской фондовой бирже. Кроме того, акции компании с 1999 года торгуются на внебиржевых площадках во Франкфурте по программе ADR (Американские депозитарные расписки).

В октябре 2006 года состоялось так называемое «народное IPO» АО «Казахтелеком». Так, правительство РК приняло решение разместить 4,6% голосующих акций (497597 штук) АО «Казахтелеком» на внутреннем фондовом рынке. Предлагаемые к размещению акции были разбиты на два пакета. Первый, составляющий 90% от общего количества продаваемых акций (447837 штук), реализован путем подписки среди населения на неорганизованном рынке. Второй – 10%, или 49760 штук – на организованном рынке, в том числе среди пенсионных фондов страны.

В краткосрочном периоде АО «Казахтелеком» не планирует проведение дополнительного размещения акций, так как финансирование инвестиционной программы предполагается за счет собственных и заемных средств. Но в среднесрочном периоде не исключена возможность вывода на IPO одной из дочерних компаний АО.

Конечные планы в отношении размещения акций будут зависеть от стратегии основных акционеров компании.

В настоящее время, по оценкам независимых аналитиков, справедливая стоимость компании составляет более 300 млрд тенге. Что касается того, будет ли недооценена или переоценена стоимость компании во время IPO – все будет зависеть от состояния рынка долевого капитала на момент IPO или вторичного размещения акций. Как показывает мировая практика, порой рынок может отреагировать по-разному.

Тем не менее, в случае решения о проведении размещения акций мы будем прилагать все усилия для того, чтобы стоимость компании была оценена максимально справедливо.

– В чем будут главные плюсы и опасности IPO для «Казахтелеком»?
– Как показывает мировая практика, при выходе любой компании на международные биржи можно отметить несколько плюсов и минусов. И следует понимать, что для АО «Казахтелеком» это ответственный шаг – как для самой компании, так и для ее акционеров.

В связи с этим данное решение хотелось бы связать с положительными прогнозируемыми и ожидаемыми результатами. В первую очередь, здесь необходимо отметить основные цели компании, стратегические и экономические, такие как формирование международного имиджа «Казахтелеком» и обеспечение доступа к мировым финансовым потокам.

А также стремление увеличить прибыль, улучшить репутацию, что позволит обрести твердые позиции в привлечении долгосрочных капиталов. К положительным сторонам также можно отнести полную прозрачность в предоставлении информации по финансово-хозяйственной деятельности компании на рынке, повышение корпоративного управления компании, увеличение рыночной капитализации.

Предварительные итоги АО «Казахтелеком»По предварительным данным, доходы АО «Казахтелеком» от реализации услуг в 2010 году составили 153 222 млн тг, рост к 2009 году – 6,4%, чистая прибыль – 34 314 млн тг, план выполнен на 126%. Согласно неаудированной финансовой отчетности, активы компании оцениваются в 373 219 млн тг, собственный капитал – в 238 636 млн тг.

1 просмотр

Технологии для людей: как Huawei помогает сделать мир лучше

Компания намерена предоставить людям равные цифровые возможности

Фото: Linkedin/Ken Hu

Одна из самых высокотехнологичных корпораций мира стремится активно участвовать в решении глобальных социальных проблем, используя для этого свой научно-технический потенциал.

Об одном из примеров того, как техника Huawei помогает бороться за спасение окружающей среды, рассказал Кэнь Ху, заместитель председателя правления Huawei. Речь идет о некоммерческой организации Rainforest Connection, руководитель которой Тофер Уайт придумал способ использовать старые смартфоны Huawei для спасения тропического леса.

Сама идея до гениальности проста - смартфоны подключаются к миниатюрным солнечным батареям, а затем устанавливаются высоко на деревьях, где с помощью облачного приложения на базе искусственного интеллекта специалисты Rainforest Connection могут в реальном времени отслеживать звуки в лесу. Если вдруг они услышат характерные звуки бензопилы или активности, связанной с браконьерством, то сразу же могут оповестить об этом правоохранительные органы.

asdg_0.jpg

По словам Кэня Ху, в Huawei были впечатлены подходом Уайта к решению проблемы, поскольку здесь видна четкая цель и для ее достижения используются современные технологии. 

Аналогичным путем Huawei стремится разрешить одну из важнейших проблем современности, а именно сократить цифровой разрыв между людьми в различных странах и регионах. В частности, благодаря деятельности Huawei возможность подключиться к цифровым сервисам получила более трети населения мира, причем не только в больших городах, но и в самых отдаленных регионах планеты, где раньше подобные услуги попросту были не доступны.

Для этого инженеры компании даже перестроили традиционное оборудование. Так, размер базовых станций уменьшился до размера рюкзака, при помощи которого стало возможным наладить связь там, где невозможно проложить оптоволоконный кабель.

Впрочем, как признается Кэнь Ху, фокус лишь на самом доступе - доступ к компьютерам, смартфонам и сетевым подключениям не способен решить проблему как таковую – важна и сама ценность, которую технологии создают. Таким образом, помимо возможности подключения и доступа, в Huawei решили сосредоточиться на развертывании технологий, способных создать реальную ценность для людей.

Борьба с детскими глазными заболеваниями

Благодаря сотрудничеству с детским офтальмологом Викторией Пуэйо, Huawei задействовал свой технологический потенциал для того, чтобы упростить диагностику глазных заболеваний у детей. Совместно со стартапом DIVE-Medical инженеры Huawei разработали приложение под названием TrackAI, при помощи которого, даже не имея медицинского образования, люди могут своевременно определить кто из детей подвержен риску развития проблем со зрением.

Всего, по данным Всемирной организации здравоохранения, в мире насчитывается 19 млн детей с нарушениями зрения. Значительная часть из них подвержена риску потери зрения из-за болезни и даже умереть от осложнений.

Учитывая, что дети, как правило, не могут полноценно ответить на вопросы врача, поставить правильный диагноз чрезвычайно сложно, хотя сами заболевания в большинстве случаев излечимы при своевременном выявлении. В этой связи Huawei стремится максимально упросить процесс диагностирования подобных заболеваний.

adfg.png

Так, приложение TrackAI работает на чипах с искусственным интеллектом смартфонов Huawei и отслеживает то, как глаза детей реагируют на движущиеся объекты. С помощью этих данных можно диагностировать нарушения зрения у детей уже с шестимесячного возраста. При этом само оборудование портативное, и поскольку все данные обрабатываются на смартфоне, его цена намного ниже стоимости других видов дорогостоящего медицинского оборудования.

Повышение уровня цифровых навыков

Еще одна важная проблема – это недостаток цифровых навыков у людей, и существует она даже в индустриально развитых странах. Согласно опросу, проведенному Европейской комиссией, 43% граждан стран ЕС не умеют выполнять даже базовые цифровые задачи, например, найти нужную информацию в Интернете. К счастью, Европейская комиссия решает эту проблему внедряя специальные программы и Huawei стремится перенести этот опыт в другие регионы.

В частности, в Кении компания Huawei сотрудничает с некоммерческой организацией из Бельгии Close the Gap, UNESCO и Safaricom, которые переделывают 40-футовые стальные контейнеры в мобильные компьютерные классы - Digitrucks.

Стандартно Digitrucks оснащаются столами, цифровыми гаджетами и беспроводным широкополосным доступом к сети Интернет. В качестве источника электроэнергии эти мобильные компьютерные классы используют солнечные панели, что делает возможным обучение цифровым навыкам даже в самых отдаленных деревнях. В 2020 году в одной только Кении Huawei надеется обучить по меньшей мере 6000 молодых студентов и 1000 учителей.

Сделать цифровой мир более инклюзивным

Еще одной инициативой Huawei стала программа под названием TECH4ALL. В рамках программы компания сотрудничает с самыми разными организациями с целью снижения цифрового неравенства, разработки новых приложений для различных сообществ и распространения навыков работы с цифровыми технологиями.

Главная цель проекта – предоставить доступ к цифровым технологиям любому человеку, внедрить эти технологии в каждый дом и каждую организацию, создав таким образом мир «умных» устройств, объединенных в единую сеть. В конечном счете, Huawei ожидает, что в течение следующих пяти лет инициатива поможет получить доступ к цифровым технологиям как минимум еще 500 млн человек.

Они смогут не только подключиться к сети, но и воспользоваться преимуществами таких технологий, как искусственный интеллект, облачные хранилища и смарт-устройства.

«TECH4ALL стремится открыть двери в удивительный цифровой мир для большего количества людей, домохозяйств и организаций. Мы хотим защитить уязвимые группы населения и сделать обычных людей экстраординарными. В этом заключается уникальная ценность технологии», — говорит Кэнь Ху.

Впрочем, в Huawei отмечают, что, несмотря на все усилия одной, пусть даже и очень большой компании, необходимо взаимодействие всех заинтересованных сторон. «Мы сделали только первый маленький шаг и приглашаем всех людей и организации поддержать нашу инициативу», - отмечает заместитель председателя правления Huawei.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance