nedvijimost-v-krizis.png

4032 просмотра

«Заоблачный» доход сотовых операторов

В декабре прошлого года авиакомпания Air France совместно c швейцарской OnAir запустили проект по использованию мобильных телефонов во время полета. С того времени пассажиры Air France получили возможность отсылать SMS, MMS и выходить в Интернет на высоте 10 км. В странах СНГ интерес к проекту проявили только ведущие российские операторы «Вымпелком» и МТС. По оценкам экспертов, доходы этих сотовых операторов от авиасвязи могут составить $10-12 млн. в год

«Заоблачный» доход сотовых операторов

«Заоблачный» доход сотовых операторов
В ближайшее время авиаперевозчики разрешат пользование мобильниками на борту

«Заоблачный» доход сотовых операторовВ декабре прошлого года авиакомпания Air France совместно c швейцарской OnAir запустили проект по использованию мобильных телефонов во время полета. С того времени пассажиры Air France получили возможность отсылать SMS, MMS и выходить в Интернет на высоте 10 км. В странах СНГ интерес к проекту проявили только ведущие российские операторы «Вымпелком» и МТС. По оценкам экспертов, доходы этих сотовых операторов от авиасвязи могут составить $10-12 млн. в год.


По данным исследований Pradate Passenger Survey, выполненных для OnAir, 96% бизнес-пассажиров и 89% путешествующих пассажиров берут с собой мобильный телефон и хотят оставаться на связи в течение дня. Более 70% бизнес-путешественников заявили, что они готовы использовать сервисы по передаче данных и совершать звонки в полетах средней и большой дальности.

Помимо Air France, в настоящее время услугу предоставления сотовой связи тестируют BMI (Великобритания), TAP (Португалия), Royal Jordanian (Иордания), Ryanair (Ирландия), Air Asia (Малайзия), Shenzhen Airlines (Китай), Kingfisher Airlines (Индия).

Компания OnAir основана в 2005 году. Летом 2006 года она получила одобрение Европейского агентства авиационной безопасности (EASA) на комплектование лайнеров системой OnAir, позволяющей использовать на борту мобильные устройства в стандарте GSM. Услугой можно воспользоваться на протяжении всего полета - после взлета и до посадки, не создавая помех в работе систем навигации. Контролирующим акционером является информационная сеть Международного общества связи для авиации (SITA), остальные акции принадлежат Airbus. «На борту самолета устанавливается небольшое устройство под названием picocell (пикосота - сота очень малого размера, позволяющая снижать уровень выходной мощности телефоны до минимума - «Къ»), которое будет принимать сигналы мобильных телефонов, перенаправлять на спутник для дальнейшей передачи этих сигналов на наземную сеть», - разъяснила координатор по безопасности полетов АО «Эйр Астана» Галия Тулепбергенова.

Генеральный директор ТОО «КаР-Тел» Дмитрий Кромский не отрицает возможность внедрения такой технологии в Казахстане. По его словам, необходима кооперация сотовых операторов, операторов спутниковой связи и авиакомпаний. Однако пока компания не работала по этому направлению с авиаперевозчиками.

Сейчас абоненты «Вымпелкома» и МТС в России с борта «телефонизированного» самолета могут отправлять SMS и передавать данные по протоколу GPRS, голосовые же сервисы будут доступны абонентам оператора с апреля. Например, у «Вымпелкома» отправка SMS из самолета обойдется в 15 руб., а услуги передачи данных по GPRS - 25 руб. за 50 Кб. Для сравнения, стоимость обычного SMS на «земле» начинается от 55 коп., а стоимость переданных/полученных данных (за 1 МБ) начинается от 2,5 руб.

Помимо OnAir, в этом году аналогичные проекты запускает American Airlines, она оснащает системой AirCell 15 своих Boeing-767-200. Запустить собственные системы Интернета и электронной почты для пассажиров планируют американская JetBlue, австралийская Qantas и немецкая Lufthansa.

Однако российские эксперты сдержанно оценивают перспективы сотовой связи на борту самолетов. Национальный авиаперевозчик «Эйр Астана» также пока к технологии не присматривался. Не принимает ее во внимание и «Аэрофлот». Галия Тулепбергенова отметила «Къ» две причины запрета на использование мобильной связи на борту самолета.

Первая - активированный мобильный телефон может вызвать отклонения в системе бортового навигационного оборудования. «Это заключение многочисленных исследований авиационных научных институтов, таких как Администрация гражданской авиации Великобритании, Федеральная комиссия по телекоммуникациям США, Аэрокосмическое агентство США (NASA)», - разъяснила она.

Вторая - использование мобильного телефона во время полета может причинить дискомфорт пассажирам, нежелающим слушать разговоры соседей по салону. «В Великобритании и США были проведены опросы пассажиров, около 70% респондентов сообщили, что чувствуют раздражение от мобильных разговоров рядом сидящих пассажиров. Самолет - это закрытое пространство, и нетрудно представить, что будет, если сотня пассажиров включит свои мобильные телефоны. Безусловно, это может вызвать волну конфликтов между пассажирами на бортах самолетов. Пассажирам воздушного транспорта следует понять, что запрет на использование мобильной связи на воздушных судах введен в интересах безопасности самих же пассажиров», - добавила г-жа Тулепбергенова.

Тем не менее сам продукт очень интересен для «Эйр Астаны». По оценкам президента компании Питера Фостера, на национального авиаперевозчика приходится 70% внутреннего и 40% международного пассажирооборота. «Мы будем наблюдать за ситуацией, которая сложится в результате снятия запрета на использование мобильной связи на борту самолетов авиакомпаний. И понимаем, что коммуникативные возможности в полете важны для некоторых пассажиров, особенно для деловых людей, однако для нас на первом месте стоит комфорт всех пассажиров. Главное, чтобы введение подобной новинки не стало причиной нарушения спокойствия на борту», - добавила Галия Тулепбергенова.

По словам Д. Кромского, это источник дополнительных доходов, но больше все же влияет на имиджевую составляющую как оператора, так и авиаперевозчика.

Курсив-справка
OnAir зарегистрирована в феврале 2005 года. Собственниками являются Airbus и SITA (ведущий поставщик приложений авиаперевозчикам в сфере коммуникаций и IT-инфраструктуры). Цель OnAir состоит в том, чтобы дать авиапассажирам возможность общаться во время полета. OnAir входит в состав Ассоциации GSM и Inmarsat Distribution Partner.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

kursiv_in_telegram.JPG

banner_wsj.gif


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер

kursiv_opros.gif

kursiv_opros.gif