Телевидение будущего

Опубликовано
Интернет-телевидение, которое еще совсем недавно было чем-то диковинным, начинает превращаться в массовое явление. В некоторых странах аудитория интернет-ТВ за последний год выросла вдвое. Потребителей привлекают широкие возможности использования телевизионного контента, которые до последнего времени были недоступны на традиционном телевидении.

На данный момент Интернет-телевидение - это сфера активного развития и роста. По последним исследованиям, пользователи из трех вариантов представления информации (текст, адаптированный текст с картинками и короткий видеоряд) выбирают видеоряд. Это говорит о том, что люди привыкли к движущимся картинкам. Более того, по мнению исследователей, потребитель настолько привык к ним, что испытывает «сенсорное голодание», если не получает такой информации в течение дня. В этом смысле интернет дает возможность быстро находить и смотреть все, что желает пользователь. Кроме того, Интернет, в отличие от традиционного ТВ, делает возможным обратную связь потребителя с производителем. Это создает ощущение того, что человек сам, в какой-то мере, является создателем этого информационного пространства. По мнению экспертов, такая вовлеченность в процесс креатива и обуславливает бешеную популярность ресурса youtube.com, который на сегодняшний день является лидером в этой отрасли.

Что касается бизнес-модели телевидения всемирной паутины, то у нее есть много преимуществ перед бизнес-моделями схожих проектов (традиционное ТВ, мобильное ТВ, продажа DVD и кассет). Сетевое телевидение выгодно сочетает в себе такие достоинства традиционного ТВ, как широкая зона охвата и оперативность в подаче информации, но в то же время является более гибким и актуальным в силу того, что таковым является весь Интернет.
Потребителей привлекают широкие возможности использования телевизионного контента, которые до последнего времени были недоступны на традиционном телевидении. И аудитория Интернет-ТВ растет изо дня в день, независимо от географического месторасположения.
Эксперты объясняют столь высокий интерес потребителей к онлайн-телевидению целым рядом причин: это удобно, там меньше (по крайней мере, пока) рекламы, понравившуюся передачу можно скачать уже после просмотра.
«Проекты YouTube, Joost и их аналоги действительно сейчас очень популярны, особенно зарубежом, — говорит «Къ» генеральный директор ТОО «Intelsoft Kazakstan Ltd» Аскар Алматов. — Причиной этому, по-моему, является большая свобода выбора контента и свобода его размещения».
Развитие сетевого телевидения в Казахстане связано с определенными трудностями. Прежде всего, это необходимость агрегации достаточного количества контента на одном портале. По приблизительным оценкам, минимальные затраты на разработку каталога, способного привлечь около 5000 пользователей в день (это является пороговой величиной), составляют порядка $100 тыс. Но это не единственная трудность, с которой предстоит столкнуться создателям проекта.
Зачастую правообладатели, придерживаясь популярного стереотипа о том, что Интернет является «черной дырой», весь контент, помещенный туда, немедленно попадет в руки пиратов, просто отказываются от сотрудничества.
«Нашей компанией ведется тестовое multicast вещание (обеспечение многоадресной доставки контента в режиме реального времени — «Къ») на двух каналах, — сообщает А.Алматов. — Кроме того, совместно с Digital TV в 2006 году запущен проект по вещанию ими в нашей сети 67 каналов».
Пользователей multicast вещания практически нет. Главная причина — нет контентной наполненности. Для того, чтобы легально вещать в IP-сетях, нужно преодолеть множество юридических препон. «Мы предлагаем бесплатный IPTV хостинг. Однако до сих пор никто им не воспользовался, — добавляет генеральный директор Intelsoft. — Хотя мы предлагали его многим, в том числе телеканалам и владельцам видеоконтента».
Кроме того, существует ряд чисто технологических трудностей. Например, для подобного проекта необходимы специализированные видео-сервера и большие массивы данных для хранения видео, программное обеспечение с возможностью масштабирования под ежедневный приток контента. Возникает необходимость интеграции системы воспроизведения потокового видео в удобный интерфейс. Это позволит пользователю по окончании просмотра сделать выбор: пройти по ссылке в интернет-магазин для приобретения просмотренного видео на фиксированном носителе, если это был музыкальный клип, или ответить на вопрос, если это был вопрос викторины, или просто начать просмотр заново.
«Сегодня в Казахстане, в отличие от западных стран, спрос на телевидение еще выше, чем на Интернет, — утверждает директор департамента маркетинга ТОО «Digital TV» Кайыржан Кожалы. — 500 тыс. пользователей из всего населения Казахстана — это мало для того, чтобы был скачек». Сейчас Digital TV предоставляет услуги IPTV (Internet Protocol Television), которое сочетает в себе достоинства традиционного телевидения и добавляет качественно новый аспект — интерактивность. Для пользователя открываются достаточно широкие возможности — добавить в пакет только те каналы, которые необходимы, просмотреть фильм любого жанра из большой фильмотеки на сервере, выйти в Интернет с экрана телевизора на любимые сайты.
«Чтобы иметь возможность просматривать передачи, фильмы на том или ином сайте, необходим широкополосный доступ в Интернет, что, к сожалению, на данный момент в Казахстане имеют не все, — поясняет К.Кожалы. — Мы предоставляем такую возможность, используя высокоскоростные магистрали, но сегодня в нашей компании акцент делается все-таки на IPTV. Потребитель может подключиться к нашей сети и получить весь спектр услуг, нежели урезанный формат».
Сейчас прорабатывается вопрос о создании развлекательного портала, где будут предоставлены игровые сервера, телевидение, почтовый сервис, различные форумы, блоги и др. услуги, добавил он. К тому же будет возможность создания собственного Интернет-сайта, канала.
«Это вопрос времени. Сегодня все делается для того, чтобы дать доступ к Интернету большинству населения Казахстана, — говорит К.Кожалы. — Однако стоит отметить, что это огромный комплексный момент. Необходимо строить инфраструктуру сетей, искать глобальных провайдеров, которые будут работать в Казахстане, устраивать ценовую политику. Сейчас фактически работают около 3-4 первичных провайдеров, предоставляющих услуги, а остальные компании берут Интернет у них. Соответственно, идет некая олигополия, что влияет на формирование цен».
Рынку Интернет-ТВ еще придется побороться за свое место под солнцем. В Казахстане ощущается недостаток в дешевом высокоскоростном Интернете, чтобы иметь полноценное вещание. Кроме того, многие потенциальные клиенты пока еще плохо разбираются в возможностях предлагаемых технологий.
Ахат БАЙМЕНОВ

Читайте также