Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


2090 просмотров

Рынок на четверых

<b>В 2006 году компании телекоммуникационной отрасли заработали 273 млрд. тенге, что на 20% больше, чем годом ранее. При этом основную долю рынка, а именно 49% занимает мобильная связь. Рынок сотовой связи находится в стадии активного роста, и по прогнозам местных операторов, в следующем году может приблизиться к стадии насыщения. </b><br /><br />Как известно, высокая потребность Казахстана в телекоммуникационной инфраструктуре заключается в большой территории при низкой плотности населения. Ситуация постепенно изменяется, в первую очередь, благодаря динамичному развитию рынка сотовой связи. Уже в середине 2005 года число абонентов сотовой связи превысило число пользователей фиксированной. А к концу 2006 года сотовая связь обогнала фиксированную не только по числу пользователей, но и по доходам. <br />По состоянию на конец октября 2007 года общее число абонентов сотовой связи Казахстана достигло 11 млн., увеличившись за год на 4 млн. Уровень проникновения сотовой связи составил 70% общей численности населения (в 2006 году показатель составлял 50-60%). После нескольких лет умеренного развития, сегодня рынок испытывает самый активный период роста.

Рынок на четверых

Рынок на четверых
«Сотовый рынок Казахстана в настоящее время все еще находится в стадии активного роста, который на наш взгляд продолжится до середины следующего года, - говорит «Къ» Нуркен Халыкберген, PR-менеджер ТОО «КаР-Тел». - Игроки продолжают активно наращивать свою абонентскую базу, предлагая различные тарифные предложения и дополнительные услуги. Полагаю, что в ближайшее время сотовые операторы в борьбе за абонента будут делать акцент на сервисную составляющую, борясь за лояльность своих клиентов». В свою очередь, Директор Департамента корпоративных связей ТОО «GSM Казахстан» Куат Домбай, говоря «Къ» о состоянии рынка, отметил следующее: «Если в 2006 году уровень проникновения сотовой связи в областных центрах Казахстана составлял около 60%, в 2007 году этот показатель перевалил отметку в 70%, и по состоянию на июнь 2007 года равнялся 73%, поднявшись на 13 позиций по сравнению с прошлым годом. Рынок сотовой связи в Казахстане переживает период роста массовости. Рост объема рынка происходит как в экстенсивном (увеличении количества абонентов), так и интенсивном направлениях».
В настоящее время на рынке функционируют три сотовых оператора в стандарте GSM - ТОО «GSM Казахстан», с торговыми марками K’Cell и Activ, ТОО «КаР-Тел», представляющий брэнд Beeline и относительный новичок рынка ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» с брэндом NEO. Еще одним оператором, предоставляющим услуги в стандарте CDMA, является АО «Алтел» с брэндами Dalacom и Pathword.
«Появление третьего GSM-оператора NEO активизировало конкуренцию на рынке сотовой связи, что уже привело к значительному снижению цен на услуги конкурирующих компаний», - говорит «Къ» Нурлан Измайлов, генеральный директор ТОО «Мобайл Телеком-Сервис». Сегодня сеть NEO покрывает 45 городов и населенных пунктов Казахстана, обслуживая более 130 тыс. абонентов. В планах компании в течение двух лет инвестировать в развитие сети более $200 млн. и занять 25% рынка через три года.
Тем временем, на сегодняшний день основную долю рынка делят между собой сотовые лидеры «GSM Казахстан», основным акционером которого является холдинг Fintur и «КаР-Тел», «дочка» российской группы компаний «ВымпелКом». Уже до появления NEO два лидера рынка пересмотрели свои тарифные планы и ввели новые услуги и сервисы. Рынок на четверых
Единственным игроком на сотовом рынке Казахстана, использующим технологию третьего поколения CDMA2000 1х является АО «Алтел». К основному преимуществу стандарта можно отнести возможность передачи данных со скоростью 153 кбит/с. В начале 2007 года оператор обслуживал более 500 тыс. абонентов, тогда как на начало июля 2006 года насчитывал 165 тыс. абонентов. Оператор периодически проводит рекламные акции по снижению тарифов. Так, в 2006 году была проведена крупная летняя акция «Телефон в подарок».
Число пользователей сотовой связи в стране становится больше, несмотря на тарифы, которые доступны далеко не всем казахстанцам. Основным фактором, сдерживающим снижение тарифов, является соотношение численности населения и территории проживания. «Разумеется, окупаемость оборудования, обеспечивающего покрытие сети при низкой плотности населения существенно отличается от аналогичных показателей государств с высокой плотностью населения, - отмечает Н.Измайлов. - Все это в итоге отражается на стоимости предоставляемых услуг».
Однако в «КаР-Теле» считают, что для того «чтобы судить о дешевизне или дороговизне казахстанских тарифов на сотовую связь достаточно сравнить их с европейскими или российскими операторами». Например, GSM оператор Orange в Великобритании предлагает стоимость минуты разговора внутри сети от 12 до 18 пенсов (от 30 до 42 тенге), с ежемесячной абонентской платой порядка 20 фунтов (порядка 5 тыс. тенге). Кроме того, если рассматривать тарифы сотовых операторов России, то нельзя забывать о том, что Российская Федерация разделена на 7 роуминговых зон. И если звонок внутри Москвы будет стоить копейки, то при разговоре с Дальним Востоком (например Владивосток) стоимость будет равняться звонку зарубеж. В Казахстане же стоимость звонка будет одной и той же, вне зависимости от того, в какой город звонит абонент.
При высоком спросе на сотовую связь зачастую абонентам приходится сталкиваться с проблемами сети. По словам К.Домбая, те пиковые нагрузки, которые доставляют столько неприятных моментов пользователям сотовой связи, являются следствием нехватки частотного спектра, которая не позволяет сети оператора поддерживать одновременный разговор всех абонентов. «Данная проблема касается всех крупных сотовых компаний нашей страны, поэтому вопрос о выделении дополнительного частотного ресурса сотовым операторам поднимался нашей компанией неодно-
кратно. В настоящее время все операторы ждут решения правительства о выделении дополнительных частот», - добавил Домбай.
Тем не менее, отечественные операторы постоянно работают по снижению тарифов и улучшению качества связи. Так, GSM Казахстан в настоящее время предлагает потребителям сотовой связи 8 тарифных планов (3 для абонентов K“cell, 5 для абонентов Activ), разработанных с учетом особенностей предпочтений основных сегментов потребителей. В сентябре были запущены две бонусные программы: «Дополнительное время» для абонентов K’cell и «Активная добавка» для абонентов Activ, которые предоставляют абонентам, в зависимости от суммы, потраченной на услуги компании, получать либо бесплатные минуты, либо дополнительные единицы. Все эти действия направлены на снижение затрат абонентов на услуги сотовой связи. В планах компании в 2008 году увеличить число базовых станций с 2000 до 2900. Это позволит не только расширить область покрытия, но и значительно улучшить качество сигнала сети.
Абоненты КаР-Тела в зависимости от направления своих звонков могут выбирать наиболее удобные для них тарифы. При этом предложения от Beeline вполне конкурентоспособны. Достаточно упомянуть, что Beeline предлагает самую низкую стоимость минуты разговора внутри сети среди GSM операторов - 4,2 тенге за минуту разговора с посекундной тарификацией.
Основной задачей всех операторов на сегодня является расширение сети и предоставление более доступных тарифов. В планах компании «КаР-Тел» удержание занятых лидерских позиций и наращивание темпов строительства сети. «В ближайшем будущем мы планируем обеспечить связью все республиканские трассы - как автомобильные, так и железнодорожные. Также будет продолжена работа по расширению сети обслуживания Beeline и доведение количества эксклюзивных салонов до 150», - отметил Н.Халыкберген.
Следует отметить дополнительные услуги, которые также являются инструментом конкурентной борьбы. В 2006 году VAS-сервисы послужили росту доходов двух крупнейших GSM операторов. Они предлагают целый ряд современных дополнительных услуг. Второе место по популярности после SMS занимают услуги передачи данных, доля которых в доходах от дополнительных услуг составляет в среднем по рынку около 16% и показывает тенденции роста. Все три GSM оператора для передачи данных активно используют EDGE. Наибольшая доля в доходах от предоставления услуг мобильного контента приходится на такие услуги, как загрузка мелодий, картинок и логотипов. Все большей популярностью пользуются услуги знакомства и общения. По оценке «iKS -Консалтинг», в 2007 году объем казахстанского рынка дополнительных услуг превысит $180 млн. (рост на 58% по сравнению с 2006 годом).
Таким образом, благоприятная макроэкономическая ситуация, характерная динамично развивающейся экономике Казахстана, высокая деловая активность, повышение благосостояния населения способствует повышению спроса на услуги мобильной связи и предполагают ее динамичное развитие. Наряду с этим, дальнейший рост конкуренции на рынке и развернувшаяся борьба за пользователей среди операторов сотовой связи обязательно повлечет дальнейшее снижение стоимости тарифов. И вероятно, в ближайшей перспективе по мере роста уровня проникновения и внедрения новых технологий можно увидеть новый рынок сотовой связи.
Алия АШИКБАЕВА

1005 просмотров

В Казахстане резко вырос рынок облачных сервисов

Разбираемся, что стало драйвером рынка

Фото: Syda Productions/Shutterstock

По оценке компании iKS-Consulting, 2018 год оказался крайне удачным для отечественного облачного рынка: он вырос на 32%, достигнув $8 млн. Если точкой отсчета брать 2015 год, то за три года рынок облачных услуг вырос почти вдвое. Ни один сегмент отечественного рынка IТ не показывает столь высокие темпы роста. Справедливости ради нужно отметить, что емкость облачного рынка пока не высока, особенно на фоне всего IТ-рынка, который исчисляется $1,6 млрд. Впрочем, ничего экстраординарного здесь нет – отечественный рынок всегда имел очень сильный «железный» акцент: доля услуг на нем составляет лишь около 12%.

Облакам поверили

Тенденция 2018 года, отмеченная экспертами: рост доверия к облакам в Казахстане. Это касается не только частного бизнеса – в облака пошел и госсектор, который начинает активнее использовать сервисную модель информатизации.

Второй драйвер – осознание того, что облака – это экономически выгодно. В среднесрочной и долгосрочной перспективах облачный подход может помочь сэкономить до 50% (в сравнении с подходом on premis). С учетом того, что расходы из капитальных переходят в операционные, то идея становится еще более привлекательной.
 
Светлана Черненко, директор представительства iKS-Consulting в Казахстане, согласна с утверждением, что у бизнеса нет задачи уйти в облако, но есть задача оптимизировать затраты. «С этой точки зрения понимание эффективности облака, особенно для решения тривиальных задач и размещения не очень ценной информации, безусловно, есть. Безусловно, есть инерция мышления, особенно у руководителей. Я всегда говорю, что перед местными поставщиками облачных решений стоит огромная задача по просветительской работе», – делится она, добавляя, что с инфраструктурой ЦОДов (центров обработки данных), как и с телеком-инфраструктурой вообще, в Казахстане дела обстоят отлично – предложение пока опережает спрос.

По наблюдениям Рустэма Нысанбаева, коммерческого директора Дирекции информационных систем «Казахтелекома», в последнее время в облако идут не только крупный бизнес и госсектор: «Наши клиенты, помимо традиционных – телекома и госсектора, все чаще прирастают бизнесом, в том числе представителями малого и среднего бизнеса! Это очень важное замечание, своего рода сигнал, что нам доверяют».

Особенность казахстанского рынка дата-центров – в его высокой концентрации. Доля «Казахтелекома» на этом рынке – 54% (15 ЦОДов в 11 областных центрах республики). «Казахтелеком» остается ключевым игроком, имеющим основную долю в общей рыночной инфраструктуре ЦОДов. Его стратегическая роль всегда будет ключевой при выполнении государственных проектов. И я бы не сказала, что «Казахтелеком» не дает развиваться другим игрокам. Ведь в отличие от рынка телефонии и рынка ШПД (широкополосный доступ к интернету), где ключевой фактор успеха – наличие инфраструктуры, на рынке ЦОД огромную роль играет клиентоориентированность, скорость реакции и т. д. И на этом поле конкурировать с лидером рынка можно вполне успешно», – говорит директор представительства iKS-Consulting.

Открытые перспективы

Уверенным спросом в Казахстане пользуются такие услуги, как аренда программного обеспечения (SaaS), услуги виртуального дата-центра (IaaS) и аренда физического оборудования. «В целом на сегодня на IaaS приходится подавляющая доля казахстанского облачного рынка, но, думаю, структура спроса будет меняться в сторону SaaS. Это общемировой тренд», – считает г-н Нысанбаев. Сейчас на чистые облачные услуги приходится 36% рынка, для сравнения – в 2015 году этот показатель составлял 29%. Рост есть, но в этом сегменте казахстанский рынок несколько отстает от общемирового показателя: по данным Gartner, в 2018 году на SaaS пришлось почти 44% мирового рынка облачных сервисов. Можно предположить, что потенциал казахстанского рынка здесь еще не реализован.

Сумеют ли воспользоваться потенциалом модели SaaS отечественные разработчики – вопрос открытый. «Разработчикам местных облачных решений будет непросто: слишком сильна мощь мировых поставщиков – Google, Amazon и т. д. Вполне возможно, что казахстанские разработки будут идти в направлении развития государственных услуг и правительства для граждан. Такой диалог (открытые API) между разработчиками и идеологами электронного правительства уже имеется. Это очень перспективное направление для локальных компаний, ибо компетенций и рыночности государственной компании, реализующей сейчас электронное правительство, явно недостаточно», – предполагает Светлана Черненко.

По оценке Рустэма Нысанбаева, вокруг облачных сервисов складывается неплохая конъюнктура в целом. «Например, сервисная модель, и в ее основе ЦОДы. В эту сторону сейчас активно идут госорганы, и здесь будут происходить интересные события для дата-центров», – добавляет он. В пользу оптимистичного настроя говорят и цифры: казахстанским игрокам есть куда расти – отечественные поставщики удовлетворяют лишь 27% существующего спроса на облачные услуги. Более того, дата-центры – это не только базис для Индустрии 4.0 и цифровой экономики в самом широком ее понимании – 5G, IoT, Big Data, VR, AI и Smart City. К 2022 году, по оценке Gartner, мировой облачный рынок вырастет почти вдвое – до $331 млрд.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций