Европейцы предлагают Центральной Азии деньги в обмен на реформы

Опубликовано
Конкуренция за влияние в регионе продолжается

Внешне повестка дня прошедшей в Бишкеке 6 и 7 июля встречи глав МИДов центральноазиатских стран с верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерикой Могерини не сильно отличалась от подобных мероприятий последних лет.

Участники важного внешнеполитического мероприятия обсудили ключевые возможности и вызовы, с которыми страны Центральной Азии сталкиваются в условиях меняющегося мира. Отметили положительную динамику развития партнерских отношений между Европейским союзом и государствами региона. Наконец, стандартно подтвердили «свою приверженность совместной работе в интересах мира, безопасности, прав человека, демократии и устойчивого развития при полном соблюдении международного права».

Всем сестрам по серьгам

И все же некоторые отличия между министерскими встречами прошлых лет с последним мероприятием в столице Кыргыз­стана имелись. Связаны они с апгрейдом Стратегии ЕС в Центральной Азии – ее обновленный вариант был презентован в Бишкеке в середине июня и в целом положительно воспринят в столицах стран нашего региона. Стратегия предусматривает помощь Брюсселя как в «интеграции центральноазиатских государств в мировую торговлю», так и в «усилении углубления регионального сотрудничества». Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини озвучила и сумму финансовой помощи странам Центральной Азии.

Было объявлено, что к 1 млрд евро, выделенному региону на период 2014–2020 годов, в Европейском союзе решили добавить еще 72 млн евро. Из них 36 млн евро достанется Кыргызстану, который намерен при содействии ЕС реализовывать новую программу по поддержке образовательного сектора.

Транш в 20 млн евро уйдет в Таджикистан на строительство новой ГЭС «Себзор» в Горно-Бадахшанской автономной области. Предполагается, что с вводом в эксплуатацию она начнет экспортировать электроэнергию в северные провинции Афганистана. Сумма в 14 млн евро пойдет на расширение программы SWITCH Central Asia, по поддержке перехода региона к зеленой экономике, которая была официально презентована в Бишкеке накануне министерской встречи. Наконец, 2 млн евро отдается на реализацию совместного казахстанско-узбекистанского проекта, направленного на расширение экономических прав и возможностей женщин. Правда, у проекта есть один интересный нюанс: в его рамках предусматривается обучение женщин из Афганистана с целью их вовлечения в экономическое развитие своей страны. С высокой долей вероятности «афганский пункт» станет превалирующим.

Сотрудничество и его условия

После 2020 года 1 млрд евро, к которому ЕС добавил указанные выше 72 млн евро, будет полностью выплачен. Соответственно, следует ожидать, что уже в ближайшее время в Брюсселе начнут или уже начали формировать бюджет предстоящего сотрудничества с нашим регионом в рамках обновленной Стратегии «ЕС – Центральная Азия». При этом помощь почти наверняка будет определена рядом условий, на которые Федерика Могерини и европейский комиссар по международному сотрудничеству и развитию Невен Мимица обратили внимание в совместной статье, опубликованной почему-то в основном в узбекистанских СМИ.

В статье, появившейся непосредственно накануне министерской встречи в Бишкеке, Могерини и Мимица отметили, что «Европа и Центральная Азия никогда еще не были так близки друг к другу», и подчеркнули: «Мы хотим поддерживать страны Центральной Азии в их стремлении стать более устойчивыми в социальной, экономической или экологической сферах. Это означает укрепление независимых СМИ, создание условий для гражданского общества, укрепление верховенства права и государственного управления, борьбу с коррупцией, а также расширение возможностей молодежи и женщин».

Безусловно, этот аспект, который, по мнению авторов статьи, является столь же важным, как и содействие со стороны ЕС проведению реформ и модернизации экономик региона с будущим вхождением всех стран Центральной Азии в ВТО, вряд ли кто в нашем регионе подверг­нет сомнению. Правда, только в общих чертах. Как только дело доходит до конкретики, выясняется, что у каждого государства имеется свой особый, вполне обоснованный взгляд на обозначаемые Европейским союзом проблемы и пути их решения. Соответственно, есть различие и в восприятии инициатив Брюсселя. То, что для одних выглядит нормальным, для других кажется категорически неприемлемым. Видны эти различия и из бесед с экспертами, которых «Курсив» попросил прокомментировать итоги министерской встречи «Европа – Центральная Азия» в Бишкеке.

Почти американская «5+1»

По наблюдениям сопредседателя Клуба региональных экспертов «Пикир», политолога из Бишкека Игоря Шестакова, встреча глав МИДов центральноазиатских стран с представителями ЕС прошла в конструктивной обстановке.

«Европейский союз продемонстрировал свое желание присутствовать в Центральной Азии. На мой взгляд, Европейский союз сегодня пытается выстроить свою программу взаимодействия с нашим регионом, которая позиционируется как альтернатива уже устоявшимся связям с Россией, Китаем и США. При этом ЕС презентует себя влиятельной организацией в регионе, который напрямую не связан с европейскими интересами», – заметил в беседе с «Курсивом» Игорь Шестаков, обратив внимание, что инициативы Брюсселя сильно напоминают программу сотрудничества США с Центральной Азией, известную как «5+1».

Другое дело, заметил политолог из Бишкека, что в отличие от американцев европейцы сделали ставку на сотрудничество в области образования, которое действительно может сблизить страны Центральной Азии с европейской повесткой дня.

«Что касается всего остального, то здесь видны повторы американского подхода, связанного с политическими свободами. Европейский союз готов действовать на этом же поле. Прежде всего речь идет о свободе СМИ и независимой деятельности судебной системы. По мнению европейских аналитиков, в этих областях наблюдаются определенные проблемы. Поэтому ЕС будет это модерировать, правда, не в столь жесткой форме, как это делали США. Тем не менее возможно, что финансирование социально-экономических и культурно-гуманитарных проектов будет напрямую зависеть от политических требований Брюсселя», – подчеркнул Шестаков.

Полной информации о встрече нет

Другой политолог из Кыргызстана – Дмитрий Орлов – не считает прошедшую министерскую встречу в Бишкеке сколь-либо успешной. По его мнению, пока Европа рассматривает свои интересы в Центральной Азии с позиции интересов США, ни о каком плодотворном сотрудничестве Европейского союза с центральноазиатскими государствами не может быть и речи.

«Простой пример: в конце января этого года Европейский парламент рекомендовал властям Евросоюза поспособствовать снижению экономической зависимости Кыргызстана от России и Китая. Также было рекомендовано обеспечить существенное усиление противодействия пропаганде, распространяемой российскими СМИ. То есть европейская риторика против России и Китая, которые являются главными торгово-экономическими партнерами стран Центральной Азии, чуть ли не до запятых совпадает с риторикой американцев», – рассказал Орлов, обратив внимание, что в свободном доступе нет полной информации о встрече Могерини с главами МИДов стран региона.

«Все заявления для прессы – это ширма, не более. Но все же хочется понять, что может предложить Европа Центральной Азии, кроме грантовых денег, которые чаще всего утекают в карманы нечистых на руку чиновников? Говорить о демократических ценностях смысла нет. На ряд из них в Центральной Азии наблюдается кардинально иной взгляд», – подчеркнул Дмит­рий Орлов.

Взгляд из Узбекистана

Еще одной точкой зрения на сотрудничество «Европейский союз – Центральная Азия» поделился с «Курсивом» директор узбекистанского центра исследовательских инициатив Ma’no Бахтиёр Эргашев. По словам политолога из Ташкента, на протяжении всех лет сотрудничества с Центральной Азией Европейский союз каждый раз выдвигал определенные условия, которые надо было выполнять.

«Это было, и это остается. Более того, есть ощущение, что такой подход останется и в будущем. Не думаю, что это правильно, поскольку неудача предыдущей Стратегии ЕС в Центральной Азии во многом связана с выдвигаемыми требованиями политического характера, которые нередко затрагивали вопросы суверенитета и безопасности стран нашего региона», – озвучил свое мнение Бахтиёр Эргашев.

К примеру, узбекистанский политолог считает ошибочными увязываемые с экономическим сотрудничеством текущие претензии Евросоюза по вопросам свобод религиозных объединений.

«Безусловно, это важный вопрос. И против него никто не будет. Но следует понимать, что в странах, которые переживают очень сложный период политической, экономической и социальной модернизации, всегда возникают серьезные проблемы во взаимоотношениях между государством и религиозными организациями. В этих условиях навязывать свои стандарты видится не совсем корректным. Тем более что ряд религиозных объединений явно не являются белыми и пушистыми, поскольку ставят своей целью изменить светский характер наших стран», – заметил Эргашев, подчеркнув, что внешнее навязывание условий без учета специфики наших стран обычно сводит на нет практически все инициативы по взаимовыгодному экономическому сотрудничеству.

Читайте также