Перейти к основному содержанию

20120 просмотров

Европейцы предлагают Центральной Азии деньги в обмен на реформы

Конкуренция за влияние в регионе продолжается

Федерика Могерини. Фото: Alexandros Michailidis / Shutterstock.com

Внешне повестка дня прошедшей в Бишкеке 6 и 7 июля встречи глав МИДов центральноазиатских стран с верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерикой Могерини не сильно отличалась от подобных мероприятий последних лет.

Участники важного внешнеполитического мероприятия обсудили ключевые возможности и вызовы, с которыми страны Центральной Азии сталкиваются в условиях меняющегося мира. Отметили положительную динамику развития партнерских отношений между Европейским союзом и государствами региона. Наконец, стандартно подтвердили «свою приверженность совместной работе в интересах мира, безопасности, прав человека, демократии и устойчивого развития при полном соблюдении международного права».

Всем сестрам по серьгам

И все же некоторые отличия между министерскими встречами прошлых лет с последним мероприятием в столице Кыргыз­стана имелись. Связаны они с апгрейдом Стратегии ЕС в Центральной Азии – ее обновленный вариант был презентован в Бишкеке в середине июня и в целом положительно воспринят в столицах стран нашего региона. Стратегия предусматривает помощь Брюсселя как в «интеграции центральноазиатских государств в мировую торговлю», так и в «усилении углубления регионального сотрудничества». Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини озвучила и сумму финансовой помощи странам Центральной Азии.

Было объявлено, что к 1 млрд евро, выделенному региону на период 2014–2020 годов, в Европейском союзе решили добавить еще 72 млн евро. Из них 36 млн евро достанется Кыргызстану, который намерен при содействии ЕС реализовывать новую программу по поддержке образовательного сектора.

Транш в 20 млн евро уйдет в Таджикистан на строительство новой ГЭС «Себзор» в Горно-Бадахшанской автономной области. Предполагается, что с вводом в эксплуатацию она начнет экспортировать электроэнергию в северные провинции Афганистана. Сумма в 14 млн евро пойдет на расширение программы SWITCH Central Asia, по поддержке перехода региона к зеленой экономике, которая была официально презентована в Бишкеке накануне министерской встречи. Наконец, 2 млн евро отдается на реализацию совместного казахстанско-узбекистанского проекта, направленного на расширение экономических прав и возможностей женщин. Правда, у проекта есть один интересный нюанс: в его рамках предусматривается обучение женщин из Афганистана с целью их вовлечения в экономическое развитие своей страны. С высокой долей вероятности «афганский пункт» станет превалирующим.

Сотрудничество и его условия

После 2020 года 1 млрд евро, к которому ЕС добавил указанные выше 72 млн евро, будет полностью выплачен. Соответственно, следует ожидать, что уже в ближайшее время в Брюсселе начнут или уже начали формировать бюджет предстоящего сотрудничества с нашим регионом в рамках обновленной Стратегии «ЕС – Центральная Азия». При этом помощь почти наверняка будет определена рядом условий, на которые Федерика Могерини и европейский комиссар по международному сотрудничеству и развитию Невен Мимица обратили внимание в совместной статье, опубликованной почему-то в основном в узбекистанских СМИ.

В статье, появившейся непосредственно накануне министерской встречи в Бишкеке, Могерини и Мимица отметили, что «Европа и Центральная Азия никогда еще не были так близки друг к другу», и подчеркнули: «Мы хотим поддерживать страны Центральной Азии в их стремлении стать более устойчивыми в социальной, экономической или экологической сферах. Это означает укрепление независимых СМИ, создание условий для гражданского общества, укрепление верховенства права и государственного управления, борьбу с коррупцией, а также расширение возможностей молодежи и женщин».

Безусловно, этот аспект, который, по мнению авторов статьи, является столь же важным, как и содействие со стороны ЕС проведению реформ и модернизации экономик региона с будущим вхождением всех стран Центральной Азии в ВТО, вряд ли кто в нашем регионе подверг­нет сомнению. Правда, только в общих чертах. Как только дело доходит до конкретики, выясняется, что у каждого государства имеется свой особый, вполне обоснованный взгляд на обозначаемые Европейским союзом проблемы и пути их решения. Соответственно, есть различие и в восприятии инициатив Брюсселя. То, что для одних выглядит нормальным, для других кажется категорически неприемлемым. Видны эти различия и из бесед с экспертами, которых «Курсив» попросил прокомментировать итоги министерской встречи «Европа – Центральная Азия» в Бишкеке.

Почти американская «5+1»

По наблюдениям сопредседателя Клуба региональных экспертов «Пикир», политолога из Бишкека Игоря Шестакова, встреча глав МИДов центральноазиатских стран с представителями ЕС прошла в конструктивной обстановке.

«Европейский союз продемонстрировал свое желание присутствовать в Центральной Азии. На мой взгляд, Европейский союз сегодня пытается выстроить свою программу взаимодействия с нашим регионом, которая позиционируется как альтернатива уже устоявшимся связям с Россией, Китаем и США. При этом ЕС презентует себя влиятельной организацией в регионе, который напрямую не связан с европейскими интересами», – заметил в беседе с «Курсивом» Игорь Шестаков, обратив внимание, что инициативы Брюсселя сильно напоминают программу сотрудничества США с Центральной Азией, известную как «5+1».

Другое дело, заметил политолог из Бишкека, что в отличие от американцев европейцы сделали ставку на сотрудничество в области образования, которое действительно может сблизить страны Центральной Азии с европейской повесткой дня.

«Что касается всего остального, то здесь видны повторы американского подхода, связанного с политическими свободами. Европейский союз готов действовать на этом же поле. Прежде всего речь идет о свободе СМИ и независимой деятельности судебной системы. По мнению европейских аналитиков, в этих областях наблюдаются определенные проблемы. Поэтому ЕС будет это модерировать, правда, не в столь жесткой форме, как это делали США. Тем не менее возможно, что финансирование социально-экономических и культурно-гуманитарных проектов будет напрямую зависеть от политических требований Брюсселя», – подчеркнул Шестаков.

Полной информации о встрече нет

Другой политолог из Кыргызстана – Дмитрий Орлов – не считает прошедшую министерскую встречу в Бишкеке сколь-либо успешной. По его мнению, пока Европа рассматривает свои интересы в Центральной Азии с позиции интересов США, ни о каком плодотворном сотрудничестве Европейского союза с центральноазиатскими государствами не может быть и речи.

«Простой пример: в конце января этого года Европейский парламент рекомендовал властям Евросоюза поспособствовать снижению экономической зависимости Кыргызстана от России и Китая. Также было рекомендовано обеспечить существенное усиление противодействия пропаганде, распространяемой российскими СМИ. То есть европейская риторика против России и Китая, которые являются главными торгово-экономическими партнерами стран Центральной Азии, чуть ли не до запятых совпадает с риторикой американцев», – рассказал Орлов, обратив внимание, что в свободном доступе нет полной информации о встрече Могерини с главами МИДов стран региона.

«Все заявления для прессы – это ширма, не более. Но все же хочется понять, что может предложить Европа Центральной Азии, кроме грантовых денег, которые чаще всего утекают в карманы нечистых на руку чиновников? Говорить о демократических ценностях смысла нет. На ряд из них в Центральной Азии наблюдается кардинально иной взгляд», – подчеркнул Дмит­рий Орлов.

Взгляд из Узбекистана

Еще одной точкой зрения на сотрудничество «Европейский союз – Центральная Азия» поделился с «Курсивом» директор узбекистанского центра исследовательских инициатив Ma’no Бахтиёр Эргашев. По словам политолога из Ташкента, на протяжении всех лет сотрудничества с Центральной Азией Европейский союз каждый раз выдвигал определенные условия, которые надо было выполнять.

«Это было, и это остается. Более того, есть ощущение, что такой подход останется и в будущем. Не думаю, что это правильно, поскольку неудача предыдущей Стратегии ЕС в Центральной Азии во многом связана с выдвигаемыми требованиями политического характера, которые нередко затрагивали вопросы суверенитета и безопасности стран нашего региона», – озвучил свое мнение Бахтиёр Эргашев.

К примеру, узбекистанский политолог считает ошибочными увязываемые с экономическим сотрудничеством текущие претензии Евросоюза по вопросам свобод религиозных объединений.

«Безусловно, это важный вопрос. И против него никто не будет. Но следует понимать, что в странах, которые переживают очень сложный период политической, экономической и социальной модернизации, всегда возникают серьезные проблемы во взаимоотношениях между государством и религиозными организациями. В этих условиях навязывать свои стандарты видится не совсем корректным. Тем более что ряд религиозных объединений явно не являются белыми и пушистыми, поскольку ставят своей целью изменить светский характер наших стран», – заметил Эргашев, подчеркнув, что внешнее навязывание условий без учета специфики наших стран обычно сводит на нет практически все инициативы по взаимовыгодному экономическому сотрудничеству.

7 просмотров

Ақ үй Қырғызстан және Беларуссия азаматтарының АҚШ-қа кіруіне не шектеу қоймақ

Сонымен қатар, шектеуге Мьянма, Нигерия, Судан, Танзания мен Эритрея ілінуі мүмкін

Фото: Bob Daemmrich / Zuma Press

ВАШИНГТОН –Трамп әкімшілігі Африкада халық ең көп тұратын Нигерияны қоса алғанда, тағы жеті мемлекетке АҚШ-қа кіруді шектеуді жоспарлап отыр. Бұл турасында осы елдердің тізімін көрген әкімшіліктегі лауазымды тұлғалар айтып берді.
Жаңа шектеулер Белоруссиядан, Қырғызстаннан, Мьянмадан, Нигериядан, Суданнан, Танзания мен Эритреядан келетін саяхатшылар мен иммигранттарға қатысты болмақ. Бұл елдердің азаматтарына АҚШ-қа кіруге толық тыйым салу шарт емес, бірақ олар визалардың түрлері, мәселен, іскерлік немесе қонаққа келу визалары бойынша шектеулерге тап болуы мүмкін, дейді шенділер.

Кейбір елдердің азаматтарына визаларды ұтысқа шығаратын «Диверсификационная лотерея» бағдарламаларына қатысуға тыйым салынуы мүмкін, өйткені ол ұтыстарда АҚШ-қа иммиграция деңгейі төмен елдердің азаматтары грин-картаны ұтып алуы ғажап емес.  Президент Трамп қажеті жоқ тұлғаларға Штаттарға кіруге мүмкіндік беретін бұл бағдарламаны тоқтатуға шақырды. Ол қолданыстағы виза жүйесін білікті жұмысшыларды тартуға қайта бағдарлаулы ұсынды. 

Шенділер тізімнің түпкілікті бекітілмегенін алға тартты, олардың айтуынша, 21-қаңтарда Ақ үйде тізімге тағы бір немесе екі елді қосу қажет пе, деген дебаттар жүргізіліп жатқан-ды.     

АҚШ-тың Ішкі қауіпсіздік министрлігі пікір білдіру туралы сұрау сауларды жауапсыз қалдырды. Ал Мемлекеттік департамент бұл жаңалыққа қатысты пікір білдіруден мүлдем бас тартты.

Президент әкімшілігі шектеулерді кеңейтуді дүйсенбі, 27-қаңтарда енгізуді жоспарлап отыр, бұл Трамптың Ирак, Иран, Йемен, Ливяи, Сирии, Сомали және Судан азаматтарының елге кіруіне тыйым салуы туралы жарлығының үшінші жылдығымен қатар келмек, оған ол президенттігінің жетінші күні қол қойған-ды. Жарлық Трамп билігінің алғашқы кезеңінде ел арасында түрлі пікірлер тудырған болатын.

Ақ үй орын алуы ықтимал лаңкестік актілердің алдын алу үшін, елге кіруге шектеу енгізудің қажеттігі туралы айтты. Өйткені тізімге енгізілген елдер АҚШ-қа бет алған азаматтарды жеткілікті деңгейде тексерулерден өткізбейді

Негізінен, мұсылман елдеріне жататын жеті ел азаматтарына АҚШ-қа кіруге тыйым салған алғашқы жарлық федералдық сотта қабылданбай, кері шақырылып алынған болатын. Жарлықтың екінші нұсқасы 2017 жылғы наурызда шықты, бірақ жарлық бұрынғыдай, мұсылмандарды діни нанымы бойынша кемсітеді, деп мәлімдеген сот, оны да қабылдамай тастады. 

2017 жылғы қыркүйекте шығарылған жарлықтың үшінші нұсқасы 2018 жылғы маусымда Жоғарғы сот тарапынан қолдау тапқан (бес дауыс қолдаса, төртеу қарсы шыққан), өйткені федералдық заң президентке АҚШ-қа келуді уақытша тоқтатуға қатысты ауқымды өкілеттер берген.

Қазіргі саясатқа сәйкес, АҚШ-қа Ирак, Иран, Йемен, КНДР, Ливия, Сирия және Сомали азаматтары, сондай-ақ Венесуэланың саяси шенеуніктері кіре алмайды. Ақ үй бүл тізімге аз уақытқа Чадты да қосқан болатын, бірақ 2018   жылғы сәуірде оны тізімнен алып тастады.

Бастапқы тізімнен ерекшелігі, жаңа шектеулерге арналған тізімге енгізуге үміткер елдердің көпшілігі, негізінен, мұсылман елдеріне жатпайды. Соған қарамастан, ішкі қауіпсіздік министрлігінің деректері бойынша, осы елдердің кейбіреулерінің азаматтары АҚШ-қа кіруге берілген визаның мерзімін өткізіп алады.

2018 қаржы жылы АҚШ-қа іскерлік немесе қонаққа келуге берілетін визалармен кірген эритериялықтардың 24% визалардың уақытын өткізіп алған. Нигерия азаматтары үшін бұл көрсеткіш 15%-ды, Судан азаматтары үшін - 12%-ды құраған. Осы орайда, атап айтарлығы, жалпы, виза мерзімін өткізіп алған адамдардың саны 1,9%-ды құрайды.

Politico газеті шектеуге ілінуі мүмкін осы жеті ел туралы  бірінші болып хабарлады.

Иммигранттардың құқықтарын қорғаушылар жоспарланып отырған шектеу саясатын сын тезіне алды. 

«Ондаған мың американдық отбасылар қазірдің өзінде осындай қатал әрі әділетсіз тыйым салу салддарынан зардап шегуде және басқалардан бөлініп тасталған. Тыйым салуды күшейту біздің ешқайсымыздың қауіпсіздігімізді күшейтпейді», – деді мұсылмандардың азаматтық құқықтарын қорғау жөніндегі Muslim Advocates коммерциялық емес ұйымының президенті Фархана Хера. 

Елге кіруді шектеуді кеңейту жөніндегі шешім Трамп әкімшілігінің 2020 жылғы сайлау қарсаңында иммиграциялық  саясатты күшейтуге дайын екендігі туралы белгі береді. Трамп кеңесшілерінің пайымдауынша, бұл қадам президент үшін пайдалы болмақ.

Осы айда Трамп әкімшілігі Аризона штатындағы Юма қаласында Штаттардың оңтүстік шекарасында 100 мильдік бөгеуші қабырға көтерудің құрметіне тақтайша ілді. Сонымен қатар, президент әкімшілігі иммигранттарға баспана беруге қатысты саясатты қабылдаған қалалар мен штаттардың демократ-көшбасшыларын сын тезіне алуды күшейтті. Ақ үйдегі шенділер оларға қатысты жаңа шектеулерді қарастыруда.  

Қаңтарда федералдық судья штаттардың биліктеріне және жергілікті билікке босқындарды қауымға орналастырудан бас тартуға құқық беретін президенттің президенттің өкімін бұғаттап тастады.  

Трамп жарлығының үш нұсқасына да қарсы болған Азаматтық бостандықтарды қорғаудың американдық одағы елге кіруді шектеуді кеңейтуге қайтадан сотта қарсы боласыздар ма, деген сұраққа қатысты пікір білдірден бас тартты. 


 


 

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif