Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1003 просмотра

Сотрудничество стран региона стало частью стратегии ЕС по Центральной Азии

Новая стратегия ЕС по Центральной Азии будет официально представлена в Бишкеке в июле текущего года

Фото: Shutterstock.com

Содействие региональному сотрудничеству станет частью обновленной стратегии Европейского союза по Центральной Азии, сообщил 23 мая посол Европейского союза в Казахстане Свен-Олов Карлссон.

«Новое в стратегии, скорее всего, то, что мы учитывали большой интерес и новые возможности регионального сотрудничества между пятью странами региона, тот путь, который был, может быть, не закрыт, но довольно узок долгое время. А теперь четко видны новые возможности, и нас это очень воодушевляет – мы никому ничего не навязываем, но так как сам Евросоюз основан именно на региональном сотрудничестве, мы готовы поделиться нашим опытом, как позитивным, так и негативным, если он заинтересует наших партнеров», – сказал Карлссон журналистам в кулуарах лекции в Евразийском национальном университете в Нур-Султане.

Он подчеркнул, что эта часть обновленной стратегии является важной, поскольку практика показывает, что с нынешними вызовами и проблемами в одиночку не могут справиться даже экономически развитые державы.

«Поэтому если раньше много говорилось о глобальных вызовах и рисках, то все это не исчезло, но важно, что элемент регионального сотрудничества представляется возможностью и шансом, который открывается как внутри самого Центральноазиатского региона, так и в сотрудничестве с Европой внутри более широкого региона, если можно так выразиться», – добавил дипломат.

Что касается других направлений обновленной стратегии, то они, по словам спикера, являются модернизированными и актуализированными с учетом изменений темами прежнего аналогичного документа, принятого 10 лет назад. В частности, обновленная стратегия предусматривает сотрудничество Евросоюза с центральноазиатскими государствами в сфере обеспечения устойчивого развития во всех секторах экономики, поддержки частного сектора и диверсификации экономики, которая, по оценке европейских экспертов, испытывает сильную зависимость от сектора энергетики, а также по вопросам охраны окружающей среды и построения зеленой экономики.

«И, естественно, стратегия предусматривает человеческие контакты: обмен студентами, научными сотрудниками между университетами. Все это служит нашим общим интересам, я заметил в первые шесть месяцев моего пребывания в Казахстане, что есть очень большой спрос на эти направления. И я думаю, что в наших интересах позитивно реагировать на эти возможности», – сказал посол.

По его сведениям, казахстанская сторона активно участвовала в консультациях по разработке новой стратегии, и ее предложения вместе с другими комментариями и предложениями партнеров в регионе учитывались в работе над документом.

«Я не могу сказать, сколько именно предложений казахстанской стороны было принято конкретно и дословно, но действительно там был хороший диалог, и мы надеемся, что в ходе имплементации этой стратегии мы будем тесно сотрудничать с Казахстаном и с другими странами региона», – сказал Карлссон.

Совместное заявление, в котором Европейский союз представил свое видение в отношении обновленной стратегии по Центральной Азии, было принято 15 мая 2019 года Европейской комиссией и Верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерикой Могерини.

В настоящее время совместное заявление находится на обсуждении в Совете ЕС и Европейском парламенте, ответственные за подготовку документа структуры Евросоюза намерены официально представить новую стратегию на 15-й министерской встрече ЕС – Центральная Азия, которая состоится 7 июля этого года в Бишкеке.


1455 просмотров

Япония и ЕС хотят связать Европу и Азию

Смогут ли они создать альтернативу новому Шелковому пути

Коллаж: Вадим Квятковский

Альтернативой китайскому «Поясу и пути» назвали мировые СМИ инфраструктурное соглашение, подписанное ЕС и Японией. 

Япония и ЕС заключили инф­раструктурное соглашение о координации транспортных, энергетических и цифровых проектов, которые должны связать Европу и Азию. Документ был подписан Европейским Союзом и Японией 27 сентября в Брюсселе во время международного форума

«Связь между ЕС и Азией: строительство мостов для устойчивого развития». Из публикаций в западноевропейских и американских СМИ, которые очень похожи друг на друга, следует, что это инфраструктурное соглашение преследует цель создать весомую альтернативу китайской инициативе «Один пояс – один путь». 

Надо заметить, что в самом состоящем из 10 пунктов инф­раструктурном соглашении, которое подписали уходящий в ноябре текущего года с поста председателя Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер и премьер-министр Японии Синдзо Абэ, о китайской инициативе «Пояс и путь» нет ни слова. Есть пункт о намерениях «обеспечить синергизм и взаимодополня­емость» при сотрудничестве со странами Западных Балкан, Восточной Европы, Центральной Азии, Индо-Тихоокеанского региона и Африки в области связи и инфраструктуры. Имеется и заявление о необходимости содействия свободной, открытой, основанной на правилах справедливой, недискриминационной и предсказуемой региональной и международной торговли и инвестициям, а также содействия прозрачной практике закупок, обеспечению приемлемого уровня задолженности и высоким экономическим, финансовым, социальным и экологическим стандартам. Китай в соглашении не упоминается даже в контексте. 

Версия о желании Японии и Европейского Союза создать альтернативу китайскому проекту «Пояс и путь», к которому, кстати, присоединились уже 130 стран, возникла на основе выступлений на брюссельском форуме Жан-Клода Юнкера и Синдзо Абэ. В частности, пока еще действующий председатель Еврокомиссии, говоря о пользе, которую должно принести подписанное с Японией инфраструктурное соглашение в виде увеличения объема торговли почти на 36 млрд евро, отметил необходимость создания и устойчивой финансовой связи между всеми участниками нового проекта.

«Речь идет о том, чтобы завещать будущим поколениям более взаимо­связанный мир, более чистую окружающую среду, а не горы долгов. Речь идет также о создании большого количества взаимосвязей между странами мира, а не о большей зависимости от страны», – подчеркнул Жан-Клод Юнкер.

Фразы Юнкера о «горах долгов» и «большей зависимости от страны» и позволили западноевропейским и американским СМИ выдвинуть предположение, что глава Еврокомиссии говорил именно о Китае. Соответственно журналисты сразу же вспомнили о «долговой дипломатии» Пекина, которая уже привела к появлению экономически зависимых от Китая стран. В качестве примера был приведен случай с Шри-Ланкой, которая из-за долга в $8 млрд была вынуждена передать китайской стороне в аренду на 99 лет свой стратегически важный порт Хамбантота.

Напомнили СМИ и истории «великих долгов» Пакистана, Черногории, Таджикистана, Кыргызстана и целого ряда попавших в долговую ловушку программы «Белый слон» стран Африки, которые за построенные Китаем «грязные инфраструктурные проекты» должны теперь миллиарды долларов. 

Добавил пищи для размышления и японский премьер Синдзо Абэ. Как и Юнкер, он в своем выступлении на форуме в Брюсселе не стал упоминать Китай, но зато фактически обозначил альтернативный китайскому «пути» маршрут.

«Будь то одна дорога или один порт, когда Европейский Союз и Япония предпринимают совместные шаги, появляется возможность построить устойчивое, всеобъемлющее и основанное на понятных правилах соединение от Индо-Тихоокеанского региона до Западных Балкан и Африки. Мы можем создать не просто связь между собой, а очень хорошую связь. И само собой разумеется, что для того, чтобы связь между Японией, Индо-Тихоокеанским регионом и Европой была устойчивой, морской путь, ведущий в Средиземное море и Атлантику, должен быть свободным и открытым», – подчеркнул премьер-министр Японии. 

Любопытно, что китайская сторона, несмотря на присутствие на форуме в Брюсселе представителя МИД КНР Сюэцзюня Го, не стала реагировать ни на выступления Жан-Клода Юнкера и Синдзо Абэ, ни на многочисленные публикации в западноевропейских и американских СМИ. За нее это сделала японская пресса.

В частности, деловое издание Japan Times заметило, что инициированное Европейским Союзом инфраструктурное соглашение вызвано завистью европейских чиновников по отношению к Китаю, который только в рамках сотрудничества со странами Центральной и Восточной Европы по формуле «17+1» инвестировал в их экономику более 600 млн евро. 

В завершение несколько интересных фактов.

•    Товарооборот ЕС и Китая по итогам 2018 года составил $684 млрд. 

•    В октябре 2018 года во время визита Синдзо Абэ в Пекин Китай и Япония подписали свыше 50 соглашений о всеобъемлющем сотрудничестве. В 2018 году товарооборот между двумя странами составил $320 млрд.

•    Для участия в форуме «Связь между ЕС и Азией: строительство мостов для устойчивого развития» был приглашен вице-министр энергетики Казахстана Мурат Журебеков. Представителей других стран ЕАЭС и СНГ на форуме в Брюсселе не обозначили.
 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций