Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1438 просмотров

Си Цзиньпин пообещал новое направление для программы «Один пояс – один путь» после ее критики

Председатель КНР ручается, что обеспечит финансовую устойчивость инфраструктурных проектов после жалоб о том, что из-за них страны взваливают на себя обременительные долги

Фото: Kaliva / Shutterstock.com

Председатель КНР Си Цзиньпин дал понять о пересмотре своей глобальной инфраструктурной программы, пообещав, что обуздает коррупцию и возьмет под контроль кредитование, которые стали предметом критики со стороны развивающихся экономик.

Открыв 26 апреля двухдневную встречу с лидерами около четырех десятков стран в Пекине, Си Цзиньпин заявил, что Китай повысит прозрачность и обеспечит финансовую устойчивость проектов своей знаменитой инициативы «Один пояс – один путь».

Эти речи звучат мягче, чем тот триумфальный тон, который власти Китая использовали для продвижения инициативы и который вызвал беспокойство как в самой стране, так и за рубежом. Иностранные критики обвинили «Пояс и путь» – проект Си Цзиньпина по модернизации древних торговых маршрутов Шелкового пути – в том, что из-за него на страны-участницы ложится огромное бремя долгов. Другие говорят, что напор пекинских дипломатов привел к ответному международному сопротивлению.

Бремя проекта «Один пояс – один путь» все сильнее давит на Пакистан

Предполагалось, что выдвинутая КНР инициатива по созданию масштабных инфраструктурных проектов будет способствовать развитию экономики ключевого китайского союзника, однако разразившийся экономический кризис стал причиной приостановки текущих проектов и вынудил Исламабад в преддверии Пекинского форума по инфраструктурной политике просить о помощи

Фото: wsj.com

«Все должно происходить в атмосфере прозрачности, и мы должны проявлять нулевую терпимость к коррупции», – заявил Си Цзиньпин.

Он пообещал обеспечить «структуру устойчивости долга» для проектов программы «Один пояс – один путь», а также соответствие международным стандартам в заключении инфраструктурных контрактов.

Си Цзиньпин побудил иностранных партнеров и партнеров из частного сектора к более активному вложению средств, что контрастирует с его заверениями о китайском финансировании, высказанными в похожей речи два года назад.

Пекин занимается тонкой наладкой «Пояса и пути», по словам аналитика Шанхайской академии международных исследований Чжана Чжэсиня. Первоначальная презентация программы была слишком обширна и амбициозна, сказал он, и страны-участницы, многие из которых находятся в тяжелом положении, увидели в инициативе источник легких денег со стороны Китая.

«У Китая просто нет ресурсов, чтобы удовлетворить потребности всех и каждого», – сказал Чжан.

Изначально программа «Пояс и путь» была предложена в 2013 году в качестве платформы для стимулирования глобального развития. Она подтолкнула китайских гигантов строительства, телекома и грузоперевозок к выходу на мировой рынок на фоне снижения деловой активности в самом Китае из-за замедления экономики страны.

Пекин представляет себе обновленный Шелковый путь как мировую сеть морских портов, дорог, железнодорожных путей, трубопроводов и индустриальных парков, в основном построенную китайскими компаниями и обеспеченную как минимум на $400 млрд из государственных банков Китая. Но поскольку инициатива переросла рамки строительства инфраструктуры, чиновники Запада – включая американских, которые проигнорировали встречу в Пекине, – обвинили программу «Пояс и путь» в том, что она продвигает непрозрачные финансовые сделки, которые обеспечивают Пекину рычаги политического влияния путем превращения государств в должников Китая.

Некоторые правительства в Азии и Африке приостановили, отменили или пересмотрели проекты по «Поясу и пути». В этом месяце Пекин снизил цену многомиллионной сделки по строительству железной дороги в Малайзии примерно на треть, таким образом возродив проект, который был заморожен из-за опасений о долге и коррупции.

В самом Китае негативом отозвались и «протухшие» китайские займы таким странам, как Венесуэла, финансовый кризис в которой усилил опасения КНР по поводу высокорискованного кредитования.

«Существует множество причин, по которым они (китайцы) могут пытаться умерить ожидания, – сказал Брэдли Паркс, исполнительный директор проекта AidData Колледжа Вильгельма и Марии, в рамках которого мониторится след Китая в мировом кредитовании. – Это не просто риторика, они по-настоящему обеспокоены».

На фоне возросшего за последний год недовольства Пекин перестал выпячивать масштабные инфраструктурные проекты «Пояса и пути» и усилил обязательства по обеспечению устойчивого кредитования и борьбе с взяточничеством. В качестве усилий по надзору китайские чиновники в том числе ведут переговоры с иностранными властями, чтобы создать перечни официальных проектов «Пояса и пути», утверждают источники, знакомые с вопросом.

До выступления Си Цзиньпина на форуме «Один пояс – один путь» должностные лица Китая появились на вспомогательных семинарах, чтобы подчеркнуть уровень внимания, которое они уделяют финансовым рискам программы, а также свое стремление привлечь средства частного сектора.

«Необходимо принимать во внимание общую задолженность страны», – сказал глава Народного банка Китая И Ган на семинаре в четверг. Он заявил, что при финансировании проектов «надо опираться на частное кредитование», чтобы добиться устойчивого развития.

Директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лагард положительно восприняла перемену в тоне Китая и заявила на форуме после речи Си Цзиньпина, что инициатива может «выиграть от увеличенной прозрачности, открытых закупок с конкурентными торгами и улучшенной оценки рисков при выборе проектов».

В число 37 с лишним иностранных лидеров-участников форума (по сравнению с 29 лидерами-участниками инаугурационной сессии форума 2 года назад) вошли президенты России и Швейцарии, а также премьер-министры Пакистана и Италии. Италия недавно стала первой страной-участницей «Большой семерки», которая официально присоединилась к сотрудничеству в рамках «Пояса и пути».

Десять из лидеров-участников форума этого года возглавляют страны, которые Экспортно-импортный банк Соединенных Штатов (регулятор американского зарубежного финансирования) перечисляет в качестве мест, где американским компаниям запрещено вести бизнес.

Многие западные державы, включая Германию, Францию и Великобританию, направили в Пекин лишь правительственных министров. Администрация Трампа не отправила ни одного высшего должностного лица, «понизив» для себя статус мероприятия по сравнению с 2017 годом, когда на форум приезжал советник Белого дома по делам Азии. Штат Калифорния направил своего лейтенанта-губернатора для обсуждения изменения климата.

В своей речи Си Цзиньпин как будто взялся ответить критикам своей экономической политики, во главе которых стоят США. Он подтвердил обязательства простимулировать импорт, предоставить зарубежным компаниям больше возможностей для ведения бизнеса и сохранить стабильность валюты КНР, что вторит предложениям Пекина в торговых переговорах с Вашингтоном.

Несмотря на то, что на публике они делали более осмотрительные заявления, китайские чиновники показались высокомерными некоторым иностранным дипломатам во время подготовительных встреч перед форумом, сообщили источники, знакомые с процессом.

На встречах по разработке коммюнике для саммита Си Цзиньпина с иностранными лидерами один китайский дипломат отчитал некоторых участников переговоров, особенно европейских чиновников. Они пытались добиться следования Китая лучшим практикам в сфере бизнеса и инвестиций, а также правам человека, говорят источники.

Го Сюэцзюнь, заместитель генерального директора в министерстве иностранных дел КНР, который председательствовал на встречах, обвинил участников переговоров в том, что они проявили неуважение к Си Цзиньпину и Китаю. Он отмел просьбы Европы о соблюдении взаимности как «язык американцев», имея в виду похожие требования Штатов в торговых переговорах с Китаем, заявили источники.

«Напомните мне отменить приглашение для вашего президента», – по их словам, в какой-то момент заявил Го.

Источники также сообщают, что китайские чиновники подали дипломатические жалобы против стран, попросивших о поправках, которые китайской стороне не понравились. МИД КНР не ответил на просьбу предоставить комментарий.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz


2945 просмотров

О чем говорили на саммите G20

И как это повлияет на страны Центральной Азии

Фото: Reuters

Отрешенный взгляд британского премьер-министра Терезы Мэй на встрече с президентом России Владимиром Путиным, особый стиль рукопожатия американского президента Дональда Трампа, как и его указующий перст в адрес главы испанского правительства Педро Санчеса, – все это внешние проявления всех саммитов «Большой двадцатки». Именно на этой показной стороне, легко понятной рядовым гражданам, часто фокусируются СМИ. 

Вместе с тем следует понимать, что встречи глав-государств G20 являются «вишенкой на торте» договоренностей, достигнутых на ранее проведенных узкоспециализированных министерских встречах. Тех самых, где политика уходит на второй план, явно уступая место экономике. Именно на таких малозаметных встречах и определяется общая линия поведения лидеров стран «Большой двадцатки», а также принимаются решения, которые оказывают прямое влияние на развитие мировой экономики в краткосрочной и даже среднесрочной перспективе. Прошедший в японской Осаке 28 и 29 июня саммит G20 исключением из правил не стал. Несколько пунктов итогового документа затрагивают интересы не имеющих отношения к «Большой двадцатке» стран Центральной Азии, включая и Казахстан. 

Мир с нами 

В 8-м пункте итогового документа со ссылкой на решение министров торговли стран G20 в Цукубе отмечается, что страны «Большой двадцатки» выступают за ускорение реформирования Всемирной торговой организации (ВТО). Основная цель – создание свободной, справедливой, недискриминационной, прозрачной, предсказуемой и стабильной торгово-инвестиционной среды, которая позволит сделать мировые рынки более открытыми и даст толчок для создания новых рабочих мест. Поскольку в Центральной Азии в ВТО входят Казахстан и Кыргызстан, следует ожидать, что сразу после реформирования этой организации обе страны могут столкнуться с давлением извне. К примеру, велика вероятность, что РК «убедительно» попросят снять ограничения в виде понижения таможенных сборов и снятия утилизационного сбора на ввоз автомобилей. В настоящий момент цены на большинство моделей автомобилей на казахстанском рынке заметно выше среднемировых. 

Еще один пункт, который страны «Большой двадцатки» считают одним из приоритетных, – укрепление глобальной сети финансовой безопасности, основанной на квотах и обеспеченной преимущественно ресурсами Международного валютного фонда (МВФ). Предполагается, что в ближайшее время при участии Группы Всемирного банка (ГВБ) система квотирования будет пересмотрена с одновременным усилением страхования рисков в процессе финансирования развивающихся экономик. Очевидно, что с началом реализации новой стратегии МВФ и ГВБ одним из первых с обновленным подходом познакомится Узбекистан, который в процессе реформирования своей экономики как раз следует рекомендациям этих международных финансовых организаций. 

Подарок от Осаки-2019

У «Большой двадцатки» самых развитых стран мира есть и своеобразный «пряник» для развивающихся экономик. Речь идет о разработанном в недрах G20 «Плане действий по борьбе с коррупцией на 2019–2021 годы». Из него следует, что уже в ближайшее время, во-первых, будет значительно усилена борьба с подкупом иностранных публичных должностных лиц при совершении международных деловых операций. Во-вторых, будет введен запрет на предоставление в странах G20 убежища тем лицам, которые подозреваются у себя на родине в совершении коррупционных преступлений. Учитывая, что Центрально-Азиатский регион ранее покинуло немало экс-владельцев заводов-газет-пароходов с репутацией коррупционеров, у властей стран появляется вполне реальный шанс на возвращение незаконно выведенных финансовых средств. Другое дело, что, пожалуй, это единственный пункт итогового документа саммита G20, который хоть как-то отвечает интересам развивающихся стран мира.

Сытый и голодный 

Известный экономист и финансист из Узбекистана Абдулла Абдукадиров в беседе с «Курсивом» обратил внимание еще на несколько пунктов итогового документа, которые могут затронуть интересы стран Центральной Азии. Среди них – признание странами G20 роста глобальных финансовых дисбалансов. «Иными словами, развитые страны становятся богаче, а развивающиеся – относительно беднее. Поэтому утверждается, что «тщательно выверенная мак­роэкономическая и структурная политика, приспособленная к конкретным условиям страны, необходима для преодоления чрезмерных дисбалансов и снижения рисков для достижения цели G20 – сильного, устойчивого, сбалансированного и всестороннего роста», – заметил Абдукадиров и задался вопросом: каким образом «Большая двадцатка» намерена оказывать поддержку странам с наименьшим доходом населения – подарит рыбу или научит ее ловить? 

Знаковым считает экономист из Узбекистана и пункт, призывающий к изменению фискальной, денежно-кредитной и финансовой системы из-за старения населения стран G20. «Это означает, что традиционные капиталистические методы решения проблемы старения, такие как увеличение пенсионного возраста, изменение способов начисления пенсионных накоплений, насильственное квотирование работы людей пенсионного возраста будут и дальше развиваться так, чтобы это бремя перевести с плеч государства на наши семьи и предпринимателей», – говорит Абдукадиров, подчеркивая, что пенсионное законодательство в развивающихся странах меняется не без влияния G20. 

Наконец, собеседник «Курсива» обратил внимание на решение стран «Большой двадцатки» усилить борьбу с коррупцией в рамках деятельности Целевой группой по финансовым мероприятиям (ФАТФ), которая будет предотвращать нежелательную для стран «двадцатки» децентрализацию финансовых технологий. «ФАТФ устанавливает глобальные стандарты предотвращения отмывания денег, финансирования терроризма и распространения борьбы с коррупцией и терроризмом. Никто не должен сомневаться, что эти стандарты будут направлены прежде всего против тех лидеров, которые не будут особо придерживаться принципов взаимодействия и предоставления кредитов со стороны МВФ и ЕБРР», – не без доли сарказма заметил Абдулла Абдукадиров.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

svadba.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций