Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1603 просмотра

Си Цзиньпин пообещал новое направление для программы «Один пояс – один путь» после ее критики

Председатель КНР ручается, что обеспечит финансовую устойчивость инфраструктурных проектов после жалоб о том, что из-за них страны взваливают на себя обременительные долги

Фото: Kaliva / Shutterstock.com

Председатель КНР Си Цзиньпин дал понять о пересмотре своей глобальной инфраструктурной программы, пообещав, что обуздает коррупцию и возьмет под контроль кредитование, которые стали предметом критики со стороны развивающихся экономик.

Открыв 26 апреля двухдневную встречу с лидерами около четырех десятков стран в Пекине, Си Цзиньпин заявил, что Китай повысит прозрачность и обеспечит финансовую устойчивость проектов своей знаменитой инициативы «Один пояс – один путь».

Эти речи звучат мягче, чем тот триумфальный тон, который власти Китая использовали для продвижения инициативы и который вызвал беспокойство как в самой стране, так и за рубежом. Иностранные критики обвинили «Пояс и путь» – проект Си Цзиньпина по модернизации древних торговых маршрутов Шелкового пути – в том, что из-за него на страны-участницы ложится огромное бремя долгов. Другие говорят, что напор пекинских дипломатов привел к ответному международному сопротивлению.

Бремя проекта «Один пояс – один путь» все сильнее давит на Пакистан

Предполагалось, что выдвинутая КНР инициатива по созданию масштабных инфраструктурных проектов будет способствовать развитию экономики ключевого китайского союзника, однако разразившийся экономический кризис стал причиной приостановки текущих проектов и вынудил Исламабад в преддверии Пекинского форума по инфраструктурной политике просить о помощи

Фото: wsj.com

«Все должно происходить в атмосфере прозрачности, и мы должны проявлять нулевую терпимость к коррупции», – заявил Си Цзиньпин.

Он пообещал обеспечить «структуру устойчивости долга» для проектов программы «Один пояс – один путь», а также соответствие международным стандартам в заключении инфраструктурных контрактов.

Си Цзиньпин побудил иностранных партнеров и партнеров из частного сектора к более активному вложению средств, что контрастирует с его заверениями о китайском финансировании, высказанными в похожей речи два года назад.

Пекин занимается тонкой наладкой «Пояса и пути», по словам аналитика Шанхайской академии международных исследований Чжана Чжэсиня. Первоначальная презентация программы была слишком обширна и амбициозна, сказал он, и страны-участницы, многие из которых находятся в тяжелом положении, увидели в инициативе источник легких денег со стороны Китая.

«У Китая просто нет ресурсов, чтобы удовлетворить потребности всех и каждого», – сказал Чжан.

Изначально программа «Пояс и путь» была предложена в 2013 году в качестве платформы для стимулирования глобального развития. Она подтолкнула китайских гигантов строительства, телекома и грузоперевозок к выходу на мировой рынок на фоне снижения деловой активности в самом Китае из-за замедления экономики страны.

Пекин представляет себе обновленный Шелковый путь как мировую сеть морских портов, дорог, железнодорожных путей, трубопроводов и индустриальных парков, в основном построенную китайскими компаниями и обеспеченную как минимум на $400 млрд из государственных банков Китая. Но поскольку инициатива переросла рамки строительства инфраструктуры, чиновники Запада – включая американских, которые проигнорировали встречу в Пекине, – обвинили программу «Пояс и путь» в том, что она продвигает непрозрачные финансовые сделки, которые обеспечивают Пекину рычаги политического влияния путем превращения государств в должников Китая.

Некоторые правительства в Азии и Африке приостановили, отменили или пересмотрели проекты по «Поясу и пути». В этом месяце Пекин снизил цену многомиллионной сделки по строительству железной дороги в Малайзии примерно на треть, таким образом возродив проект, который был заморожен из-за опасений о долге и коррупции.

В самом Китае негативом отозвались и «протухшие» китайские займы таким странам, как Венесуэла, финансовый кризис в которой усилил опасения КНР по поводу высокорискованного кредитования.

«Существует множество причин, по которым они (китайцы) могут пытаться умерить ожидания, – сказал Брэдли Паркс, исполнительный директор проекта AidData Колледжа Вильгельма и Марии, в рамках которого мониторится след Китая в мировом кредитовании. – Это не просто риторика, они по-настоящему обеспокоены».

На фоне возросшего за последний год недовольства Пекин перестал выпячивать масштабные инфраструктурные проекты «Пояса и пути» и усилил обязательства по обеспечению устойчивого кредитования и борьбе с взяточничеством. В качестве усилий по надзору китайские чиновники в том числе ведут переговоры с иностранными властями, чтобы создать перечни официальных проектов «Пояса и пути», утверждают источники, знакомые с вопросом.

До выступления Си Цзиньпина на форуме «Один пояс – один путь» должностные лица Китая появились на вспомогательных семинарах, чтобы подчеркнуть уровень внимания, которое они уделяют финансовым рискам программы, а также свое стремление привлечь средства частного сектора.

«Необходимо принимать во внимание общую задолженность страны», – сказал глава Народного банка Китая И Ган на семинаре в четверг. Он заявил, что при финансировании проектов «надо опираться на частное кредитование», чтобы добиться устойчивого развития.

Директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лагард положительно восприняла перемену в тоне Китая и заявила на форуме после речи Си Цзиньпина, что инициатива может «выиграть от увеличенной прозрачности, открытых закупок с конкурентными торгами и улучшенной оценки рисков при выборе проектов».

В число 37 с лишним иностранных лидеров-участников форума (по сравнению с 29 лидерами-участниками инаугурационной сессии форума 2 года назад) вошли президенты России и Швейцарии, а также премьер-министры Пакистана и Италии. Италия недавно стала первой страной-участницей «Большой семерки», которая официально присоединилась к сотрудничеству в рамках «Пояса и пути».

Десять из лидеров-участников форума этого года возглавляют страны, которые Экспортно-импортный банк Соединенных Штатов (регулятор американского зарубежного финансирования) перечисляет в качестве мест, где американским компаниям запрещено вести бизнес.

Многие западные державы, включая Германию, Францию и Великобританию, направили в Пекин лишь правительственных министров. Администрация Трампа не отправила ни одного высшего должностного лица, «понизив» для себя статус мероприятия по сравнению с 2017 годом, когда на форум приезжал советник Белого дома по делам Азии. Штат Калифорния направил своего лейтенанта-губернатора для обсуждения изменения климата.

В своей речи Си Цзиньпин как будто взялся ответить критикам своей экономической политики, во главе которых стоят США. Он подтвердил обязательства простимулировать импорт, предоставить зарубежным компаниям больше возможностей для ведения бизнеса и сохранить стабильность валюты КНР, что вторит предложениям Пекина в торговых переговорах с Вашингтоном.

Несмотря на то, что на публике они делали более осмотрительные заявления, китайские чиновники показались высокомерными некоторым иностранным дипломатам во время подготовительных встреч перед форумом, сообщили источники, знакомые с процессом.

На встречах по разработке коммюнике для саммита Си Цзиньпина с иностранными лидерами один китайский дипломат отчитал некоторых участников переговоров, особенно европейских чиновников. Они пытались добиться следования Китая лучшим практикам в сфере бизнеса и инвестиций, а также правам человека, говорят источники.

Го Сюэцзюнь, заместитель генерального директора в министерстве иностранных дел КНР, который председательствовал на встречах, обвинил участников переговоров в том, что они проявили неуважение к Си Цзиньпину и Китаю. Он отмел просьбы Европы о соблюдении взаимности как «язык американцев», имея в виду похожие требования Штатов в торговых переговорах с Китаем, заявили источники.

«Напомните мне отменить приглашение для вашего президента», – по их словам, в какой-то момент заявил Го.

Источники также сообщают, что китайские чиновники подали дипломатические жалобы против стран, попросивших о поправках, которые китайской стороне не понравились. МИД КНР не ответил на просьбу предоставить комментарий.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz


1542 просмотра

Япония и ЕС хотят связать Европу и Азию

Смогут ли они создать альтернативу новому Шелковому пути

Коллаж: Вадим Квятковский

Альтернативой китайскому «Поясу и пути» назвали мировые СМИ инфраструктурное соглашение, подписанное ЕС и Японией. 

Япония и ЕС заключили инф­раструктурное соглашение о координации транспортных, энергетических и цифровых проектов, которые должны связать Европу и Азию. Документ был подписан Европейским Союзом и Японией 27 сентября в Брюсселе во время международного форума

«Связь между ЕС и Азией: строительство мостов для устойчивого развития». Из публикаций в западноевропейских и американских СМИ, которые очень похожи друг на друга, следует, что это инфраструктурное соглашение преследует цель создать весомую альтернативу китайской инициативе «Один пояс – один путь». 

Надо заметить, что в самом состоящем из 10 пунктов инф­раструктурном соглашении, которое подписали уходящий в ноябре текущего года с поста председателя Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер и премьер-министр Японии Синдзо Абэ, о китайской инициативе «Пояс и путь» нет ни слова. Есть пункт о намерениях «обеспечить синергизм и взаимодополня­емость» при сотрудничестве со странами Западных Балкан, Восточной Европы, Центральной Азии, Индо-Тихоокеанского региона и Африки в области связи и инфраструктуры. Имеется и заявление о необходимости содействия свободной, открытой, основанной на правилах справедливой, недискриминационной и предсказуемой региональной и международной торговли и инвестициям, а также содействия прозрачной практике закупок, обеспечению приемлемого уровня задолженности и высоким экономическим, финансовым, социальным и экологическим стандартам. Китай в соглашении не упоминается даже в контексте. 

Версия о желании Японии и Европейского Союза создать альтернативу китайскому проекту «Пояс и путь», к которому, кстати, присоединились уже 130 стран, возникла на основе выступлений на брюссельском форуме Жан-Клода Юнкера и Синдзо Абэ. В частности, пока еще действующий председатель Еврокомиссии, говоря о пользе, которую должно принести подписанное с Японией инфраструктурное соглашение в виде увеличения объема торговли почти на 36 млрд евро, отметил необходимость создания и устойчивой финансовой связи между всеми участниками нового проекта.

«Речь идет о том, чтобы завещать будущим поколениям более взаимо­связанный мир, более чистую окружающую среду, а не горы долгов. Речь идет также о создании большого количества взаимосвязей между странами мира, а не о большей зависимости от страны», – подчеркнул Жан-Клод Юнкер.

Фразы Юнкера о «горах долгов» и «большей зависимости от страны» и позволили западноевропейским и американским СМИ выдвинуть предположение, что глава Еврокомиссии говорил именно о Китае. Соответственно журналисты сразу же вспомнили о «долговой дипломатии» Пекина, которая уже привела к появлению экономически зависимых от Китая стран. В качестве примера был приведен случай с Шри-Ланкой, которая из-за долга в $8 млрд была вынуждена передать китайской стороне в аренду на 99 лет свой стратегически важный порт Хамбантота.

Напомнили СМИ и истории «великих долгов» Пакистана, Черногории, Таджикистана, Кыргызстана и целого ряда попавших в долговую ловушку программы «Белый слон» стран Африки, которые за построенные Китаем «грязные инфраструктурные проекты» должны теперь миллиарды долларов. 

Добавил пищи для размышления и японский премьер Синдзо Абэ. Как и Юнкер, он в своем выступлении на форуме в Брюсселе не стал упоминать Китай, но зато фактически обозначил альтернативный китайскому «пути» маршрут.

«Будь то одна дорога или один порт, когда Европейский Союз и Япония предпринимают совместные шаги, появляется возможность построить устойчивое, всеобъемлющее и основанное на понятных правилах соединение от Индо-Тихоокеанского региона до Западных Балкан и Африки. Мы можем создать не просто связь между собой, а очень хорошую связь. И само собой разумеется, что для того, чтобы связь между Японией, Индо-Тихоокеанским регионом и Европой была устойчивой, морской путь, ведущий в Средиземное море и Атлантику, должен быть свободным и открытым», – подчеркнул премьер-министр Японии. 

Любопытно, что китайская сторона, несмотря на присутствие на форуме в Брюсселе представителя МИД КНР Сюэцзюня Го, не стала реагировать ни на выступления Жан-Клода Юнкера и Синдзо Абэ, ни на многочисленные публикации в западноевропейских и американских СМИ. За нее это сделала японская пресса.

В частности, деловое издание Japan Times заметило, что инициированное Европейским Союзом инфраструктурное соглашение вызвано завистью европейских чиновников по отношению к Китаю, который только в рамках сотрудничества со странами Центральной и Восточной Европы по формуле «17+1» инвестировал в их экономику более 600 млн евро. 

В завершение несколько интересных фактов.

•    Товарооборот ЕС и Китая по итогам 2018 года составил $684 млрд. 

•    В октябре 2018 года во время визита Синдзо Абэ в Пекин Китай и Япония подписали свыше 50 соглашений о всеобъемлющем сотрудничестве. В 2018 году товарооборот между двумя странами составил $320 млрд.

•    Для участия в форуме «Связь между ЕС и Азией: строительство мостов для устойчивого развития» был приглашен вице-министр энергетики Казахстана Мурат Журебеков. Представителей других стран ЕАЭС и СНГ на форуме в Брюсселе не обозначили.
 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций