Перейти к основному содержанию


3597 просмотров

Когда демократия – не единственный путь к процветанию

Утратят ли демократические идеалы свою привлекательность? Ведь страны, считающиеся «несвободными», все чаще могут предложить своим гражданам более высокие доходы и уровень жизни, пишет The Wall Street Journal

Фото: Shutterstock.com

Когда XX век подходил к концу, демократия переживала подъем. Советский Союз распался, нацизм стал далеким кошмаром, и все континенты демонстрировали признаки движения навстречу свободным выборам и верховенству закона. Все человечество наконец прониклось духовными принципами демократической свободы и равенства – точнее, так считали многие наблюдатели.

Сейчас, оглядываясь назад, мы понимаем, что причины привлекательности демократии в те головокружительные дни были более сложными. В значительной степени это объяснялось не благородными идеалами, а экономическим успехом. В самых богатых странах мира была демократия – и весь остальной мир тоже хотел приобщиться к богатству.

Ныне мировое богатство смещается в более авторитарные регионы планеты, и неясно, как демократия покажет себя в конкурентной борьбе без каких-либо материальных преимуществ на своей стороне.

С 1890 года такие государства, как США, Великобритания и небольшая группа других демократических государств, доминировали в мировой экономике. Еще в 1995 году 96% людей, живущих в странах с доходом на душу населения выше $20 000 (в пересчете на сегодняшние мерки), были гражданами либеральных демократических государств. Не считая кучки олигархов, расположившихся на самом верху стагнирующих и репрессивных обществ, только демократы могли наслаждаться подлинным богатством.

Сегодняшняя действительность разительно отличается. Анализ прогнозов МВФ, сделанный The Wall Street Journal, показывает, что в следующие пять лет общий ВВП государств, имеющих рейтинг «несвободные» по версии Freedom House (неправительственная некоммерческая организация из США), превысит ВВП западных демократий.

Совокупная экономика демократических государств, таких как США, Германия, Франция и Япония, будет меньше, чем совокупная экономика автократических государств, таких как Китай, Россия, Турция и Саудовская Аравия.

Если западные страны хотят найти дорогу в этом новом мире, им необходимо понять, почему стрелки весов так быстро склонились от преобладания демократии в сторону возрождения авторитаризма.

Частично это объясняется отходом крупных экономик от демократии благодаря усилиям таких властных политиков, как президент России Владимир Путин и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Если демократические страны вроде Бразилии, Индии и ЮАР в ближайшие годы испытают похожее ослабление демократии, относительное могущество автократических правителей будет расти и дальше.

dem auto.PNG

Но еще более важный фактор – подъем авторитарного капитализма. До XXI века автократические режимы, достигшие относительно высокого уровня подушевого дохода, обычно или прекращали рост, как Советский Союз, или становились демократическими, как военные режимы в Азии, Латинской Америке и южной Европе. Страны вроде Сингапура, которые не становились демократиями, но продолжали развиваться, списывались на счет исключений, лишь подтверждавших правило.

Это ограничение все еще применимо к автократическим режимам вроде КНДР и Венесуэлы, которые цепляются за строгое государственное регулирование экономики. Но все больше становится таких стран, которые научились сочетать автократическое правление с дружественными рынку институтами, и их экономический рост далеко превзошел ту отметку, где обычно происходил переход к демократии.

На сегодняшний день, пишет The Wall Street Journal, 376 млн человек живет в «глубоко несвободных» государствах, включая Россию, Казахстан и страны Персидского залива, где доход на душу населения, рассчитанный по паритету покупательной способности, превышает $20 000 в год.

В прибрежных регионах Китая средние доходы уже превышают эту отметку, а в крупных городах доход на душу населения превысил $35 000. Когда весь Китай достигнет уровня подушевого дохода в $20 000 (по оценкам МВФ – в следующем году), 1,8 млрд человек по всему миру будут жить при авторитарном режиме с доходом выше среднего.

Для будущего демократии этот поворот событий имеет гигантское значение. Последний раз, когда демократический мир сталкивался с серьезным вызовом своему экономическому и технологическому превосходству, случился в 1957 году, когда СССР запустил первый в мире искусственный спутник Земли.

На волне послевоенного подъема и добавления семи вассальных государств из Восточной Европы ВВП Советского Союза, равнявшийся в 1945 году одной пятой ВВП США, к 1958 году стал равняться более чем половине американского ВВП.

Спустя несколько лет лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Самуэльсон предсказывал в своем популярном экономическом учебнике, что ВВП Советского Союза превысит ВВП США к 1984 году.

Этого, разумеется, так и не произошло. К 1969 году на Луне развевался американский флаг, а по темпу экономического роста США вновь обогнали СССР. Стандарты жизни при коммунизме так и не достигли западного уровня. В более поздних изданиях учебника Самуэльсона точка, в которой советская экономика должна была превзойти американскую, сдвигалась во все более отдаленное будущее.

Однако сегодня меньше причин для уверенности в том, что рано или поздно демократия одержит экономический триумф.

В 1957 году доля США и их демократических союзников – Японии, стран Европы – в мировой экономике составляла почти две трети – в три раза больше, чем у СССР, его союзников в Восточной Европе и Китая.

«Спутник-1», может, и заставил американцев понервничать, но Запад все еще обладал экономическим превосходством. Настоящий вопрос заключался в том, была ли у Запада политическая решимость для того, чтобы материальное могущество обратить в геополитическую гегемонию.

И как контраст: в 2019 году никакая политическая решимость не изменит тот факт, что доля западных стран в мировой экономике составляет менее трети.

Учитывая радикальный сдвиг в численности населения и производительности во всем мире, наблюдаемый в последние десятилетия, наивно было бы ожидать, что Северная Америка и Западная Европа снова будут господствовать в обозримом будущем.

Надежды, что США перерастут свое нынешнее положение – не более чем фантазии, пишет The Wall Street Journal.

Демократия ли будет править миром в XXI веке, или автократия, будет зависеть от того, к какому из двух лагерей примкнут ключевые неопределившиеся государства.

Если такие государства, как Индия, Нигерия и Индонезия, сумеют выстроить стабильные и обеспеченные демократические режимы, то в последующие десятилетия у принципов свободы и равенства будет шанс сохранить и распространить свое влияние. Но если эти государства станут автократиями в процессе приумножения своего богатства, демократам будет тяжелее приводить доказательства в свою пользу.

Ведь, как показывает история XX века – свобода гораздо слаще, когда она видится вратами к процветанию, пишет The Wall Street Journal.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz


2132 просмотра

О чем говорили на саммите G20

И как это повлияет на страны Центральной Азии

Фото: Reuters

Отрешенный взгляд британского премьер-министра Терезы Мэй на встрече с президентом России Владимиром Путиным, особый стиль рукопожатия американского президента Дональда Трампа, как и его указующий перст в адрес главы испанского правительства Педро Санчеса, – все это внешние проявления всех саммитов «Большой двадцатки». Именно на этой показной стороне, легко понятной рядовым гражданам, часто фокусируются СМИ. 

Вместе с тем следует понимать, что встречи глав-государств G20 являются «вишенкой на торте» договоренностей, достигнутых на ранее проведенных узкоспециализированных министерских встречах. Тех самых, где политика уходит на второй план, явно уступая место экономике. Именно на таких малозаметных встречах и определяется общая линия поведения лидеров стран «Большой двадцатки», а также принимаются решения, которые оказывают прямое влияние на развитие мировой экономики в краткосрочной и даже среднесрочной перспективе. Прошедший в японской Осаке 28 и 29 июня саммит G20 исключением из правил не стал. Несколько пунктов итогового документа затрагивают интересы не имеющих отношения к «Большой двадцатке» стран Центральной Азии, включая и Казахстан. 

Мир с нами 

В 8-м пункте итогового документа со ссылкой на решение министров торговли стран G20 в Цукубе отмечается, что страны «Большой двадцатки» выступают за ускорение реформирования Всемирной торговой организации (ВТО). Основная цель – создание свободной, справедливой, недискриминационной, прозрачной, предсказуемой и стабильной торгово-инвестиционной среды, которая позволит сделать мировые рынки более открытыми и даст толчок для создания новых рабочих мест. Поскольку в Центральной Азии в ВТО входят Казахстан и Кыргызстан, следует ожидать, что сразу после реформирования этой организации обе страны могут столкнуться с давлением извне. К примеру, велика вероятность, что РК «убедительно» попросят снять ограничения в виде понижения таможенных сборов и снятия утилизационного сбора на ввоз автомобилей. В настоящий момент цены на большинство моделей автомобилей на казахстанском рынке заметно выше среднемировых. 

Еще один пункт, который страны «Большой двадцатки» считают одним из приоритетных, – укрепление глобальной сети финансовой безопасности, основанной на квотах и обеспеченной преимущественно ресурсами Международного валютного фонда (МВФ). Предполагается, что в ближайшее время при участии Группы Всемирного банка (ГВБ) система квотирования будет пересмотрена с одновременным усилением страхования рисков в процессе финансирования развивающихся экономик. Очевидно, что с началом реализации новой стратегии МВФ и ГВБ одним из первых с обновленным подходом познакомится Узбекистан, который в процессе реформирования своей экономики как раз следует рекомендациям этих международных финансовых организаций. 

Подарок от Осаки-2019

У «Большой двадцатки» самых развитых стран мира есть и своеобразный «пряник» для развивающихся экономик. Речь идет о разработанном в недрах G20 «Плане действий по борьбе с коррупцией на 2019–2021 годы». Из него следует, что уже в ближайшее время, во-первых, будет значительно усилена борьба с подкупом иностранных публичных должностных лиц при совершении международных деловых операций. Во-вторых, будет введен запрет на предоставление в странах G20 убежища тем лицам, которые подозреваются у себя на родине в совершении коррупционных преступлений. Учитывая, что Центрально-Азиатский регион ранее покинуло немало экс-владельцев заводов-газет-пароходов с репутацией коррупционеров, у властей стран появляется вполне реальный шанс на возвращение незаконно выведенных финансовых средств. Другое дело, что, пожалуй, это единственный пункт итогового документа саммита G20, который хоть как-то отвечает интересам развивающихся стран мира.

Сытый и голодный 

Известный экономист и финансист из Узбекистана Абдулла Абдукадиров в беседе с «Курсивом» обратил внимание еще на несколько пунктов итогового документа, которые могут затронуть интересы стран Центральной Азии. Среди них – признание странами G20 роста глобальных финансовых дисбалансов. «Иными словами, развитые страны становятся богаче, а развивающиеся – относительно беднее. Поэтому утверждается, что «тщательно выверенная мак­роэкономическая и структурная политика, приспособленная к конкретным условиям страны, необходима для преодоления чрезмерных дисбалансов и снижения рисков для достижения цели G20 – сильного, устойчивого, сбалансированного и всестороннего роста», – заметил Абдукадиров и задался вопросом: каким образом «Большая двадцатка» намерена оказывать поддержку странам с наименьшим доходом населения – подарит рыбу или научит ее ловить? 

Знаковым считает экономист из Узбекистана и пункт, призывающий к изменению фискальной, денежно-кредитной и финансовой системы из-за старения населения стран G20. «Это означает, что традиционные капиталистические методы решения проблемы старения, такие как увеличение пенсионного возраста, изменение способов начисления пенсионных накоплений, насильственное квотирование работы людей пенсионного возраста будут и дальше развиваться так, чтобы это бремя перевести с плеч государства на наши семьи и предпринимателей», – говорит Абдукадиров, подчеркивая, что пенсионное законодательство в развивающихся странах меняется не без влияния G20. 

Наконец, собеседник «Курсива» обратил внимание на решение стран «Большой двадцатки» усилить борьбу с коррупцией в рамках деятельности Целевой группой по финансовым мероприятиям (ФАТФ), которая будет предотвращать нежелательную для стран «двадцатки» децентрализацию финансовых технологий. «ФАТФ устанавливает глобальные стандарты предотвращения отмывания денег, финансирования терроризма и распространения борьбы с коррупцией и терроризмом. Никто не должен сомневаться, что эти стандарты будут направлены прежде всего против тех лидеров, которые не будут особо придерживаться принципов взаимодействия и предоставления кредитов со стороны МВФ и ЕБРР», – не без доли сарказма заметил Абдулла Абдукадиров.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций