Перейти к основному содержанию

bavaria_seasonX_1200x120.gif


1548 просмотров

Мантра для Евразии: «у нас все хорошо»

На очередном заседании Евразийского межправительственного совета каких-либо разногласий не зафиксировано, но со стороны все выглядело несколько иначе

Фото: Офелия Жакаева / Олег Спивак

В Алматы 1 февраля, вслед за состоявшимся «цифровым форумом», прошло очередное заседание Евразийского межправительственного совета. Официально каких-либо разногласий не зафиксировано. Но со стороны все выглядело несколько иначе.

Завидев стоящую в холле фешенебельного отеля RitzCarlton группу журналистов, далеко не мелкий сотрудник службы безопасности решительно направился к ним. Облаченный в ныне традиционный для представителей этой профессии синий костюм, который предусматривает наличие обязательного галстука какого-то неопределенного фиолетового цвета, он всем своим видом демонстрировал, что возражений терпеть не будет.

– Вы должны немедленно покинуть помещение! – безапелляционно заявил человек в синем костюме.

– Почему? Мы хотим в перерыве взять комментарии у людей, участвующих в «цифровом форуме», – заметили ему в ответ представители СМИ.

– Нельзя! Здесь находятся особо охраняемые персоны. Разговаривать нельзя! Прошу, покиньте помещение…

Негласные правила

Следует пояснить, в настоящий момент на постсоветском пространстве под особо охраняемыми персонами подразумеваются не только главы государств, но и первые лица правительств. Соответственно, с ними не только поговорить, но без необходимого санкционирования даже подойти достаточно близко практически не представляется возможным. Распространяются появившиеся приблизительно пять–семь лет назад негласные правила и на представителей СМИ. Им, вероятно, в целях безопасности предлагается наблюдать за различными заседаниями (неважно, по какой тематике) в находящихся на почтительном расстоянии помещениях и исключительно только через установленные мониторы. Получается этакий совместный просмотр телевизора. При таких обстоятельствах вполне естественно, что особо охраняемые персоны гарантированно не услышат вредных вопросов от журналистов, которым, в свою очередь, остается лишь догадываться о нюансах происходящих событий во время заседаний.  

Прошедшие в Алматы 1 февраля Международный форум «Цифровая повестка в эпоху глобализации 2.0» и заседание Евразийского межправительственного совета исключением из правил как-то не стали. Все тот же коллективный просмотр телевизора, удобный разве что для вооруженных лэптопами представителей информагентств, да абсолютная невозможность задать вопросы главным ньюсмейкерам обоих мероприятий – премьерам стран – членов ЕАЭС. Впрочем, если у кого и возникли бы вопросы к главам правительств, то, вероятнее всего, большая их часть касалась бы итогов прошедшего заседания Евразийского межправительственного совета.

Немного рекламы, немного…

Дело в том, что на «цифровом форуме» каких-либо дискуссий между премьерами стран евразийской пятерки не наблюдалось: каждый из них в основном рекламировал достижения своей страны в сфере цифровизации.

«Мы весь прошлый год говорили только об «Астана Хабе». Мы хотели, чтобы осуществился этот проект и в течение прошлого года готовили не просто организационно-технологические вещи, но меняли также и законодательство. Наш парламент поддержал, и в кратчайшие сроки все изменения, которые нам необходимы были, чтобы запустить данный проект, были им приняты. И уже в начале ноября проект был осуществлен», – с гордостью заявил глава казахстанского кабинета министров Бакытжан Сагинтаев.

IMG_2215-01.png

«В нашей стране цифровая программа является национальной моделью. На ее финансирование мы запланировали на пять лет порядка 1 трлн 800 млрд руб., или $30 млрд. Часть денег будут из федерального бюджета, часть из внебюджетных средств», – торжественно заметил председатель правительства России Дмитрий Медведев.

Не остался в стороне от общего настроя и премьер-министр Беларуси Сергей Румас, подчеркнув, что благодаря деятельности расположенного в Минске Парка высоких технологий «по экспорту программного обеспечения на душу населения Беларусь сегодня опережает такие страны, как США, Китай и Индия».

Вместе с тем нельзя не признать, что премьерам из стран – членов ЕАЭС пару раз-таки удалось взбодрить участников статусного мероприятия, где были замечены несколько министров из казахстанского правительства и высокопоставленных чиновников из России. Речь идет о предложении Дмитрия Медведева превратить форум в Алматы в цифровой Давос. «Никаких препятствий, чтобы здесь был цифровой Давос, не существует! Горы нисколько не хуже, чем в Альпах», – заметил по этому поводу российский премьер.  Второй раз, судя по тому, что было видно через монитор, глаза знаковых участников мероприятия зажглись во время рассуждений все того же Медведева о впечатлениях от поездок на беспилотных автомобилях, на которые казахстанский премьер Сагинтаев то ли в шутку, то ли всерьез отреагировал: «задачи на следующий форум поняли».

Почти десерт

Впрочем, главным информационным десертом первого дня февраля 2019 года, несомненно, стало очередное заседания Евразийского межправительственного совета. Вернее, должен был им стать. Вмешались уже ставшие где-то традиционными «нельзя», «сюда не ходи, туда ходи», к которым прибавилось длительное ожидание хоть какой-нибудь информации о проходящем за закрытыми дверями заседании глав правительств стран ЕАЭС. В данном случае уже и от установленных в отсеке для прессы пяти огромных телевизоров толку не было никакого. Поскольку кроме картинки с символом ЕАЭС, флагами стран-участниц и надписью «Заседание Евразийского межправительственного совета» они в течение трех часов ничего не демонстрировали. Хотя предварительно ожидалось, что начавшаяся в 15.00 закрытая часть мероприятия продлится максимум 1,5 часа, после чего национальные делегации стран-участниц союза выйдут к прессе (то есть под установленные телекамеры) для проведения официальной части заседания.

Надо заметить, как раз этот выход делегаций и позволил сделать предположение, что за закрытыми дверями кипели нешуточные страсти. Если главы правительств Казахстана и России выглядели вполне удовлетворенными, то в отношении армянской, белорусской и кыргызстанской делегации складывалось впечатление, что они не совсем довольны достигнутыми результатами. Отчасти отразились эти настроения и на выступлениях премьеров.

DSC03330_0.jpg

В частности, глава правительства Казахстана Бакытжан Сагинтаев, по-генеральски чеканя каждое слово, сообщил, что в рамках реализации цифровой повестки ЕАЭС в офис управления цифровыми инициативами поступили десятки перспективных предложений, пять из которых уже запущены для проработки. «На постоянной основе идет активизация согласованного перечня преодоления барьеров, из них по итогам прошлого года устранено 17. На предыдущем заседании высшего совета главами государств была утверждена программа формирования общего рынка газа, нефти и нефтепродуктов, а также принята декларация дальнейшего развития интеграционных процессов в рамках ЕАЭС, которым мы все придаем большое значение», – отчитался перед коллегами Сагинтаев. При этом он  добавил, что в минувшем году проведены работы по формированию общего рынка алкогольной и табачной продукции, а также принят технический регламент по безопасности алкогольной продукции, работа над которым велась на протяжении девяти лет. Не менее интересной была и информация и том, что страны ЕАЭС практически завершили работы над соглашениями по налоговой политике в области акцизов на алкоголь и табак, а также о ближайших планах стран – членов Евразийского союза по развитию общего финансового рынка и единого пенсионного обеспечения.  

В сравнении с докладом Сагинтаева речь премьер-министра Беларуси Сергея Румаса была весьма эмоциональной и по своим ноткам сильно напоминала выступления белорусского президента Александра Лукашенко. «Сегодня главам правительств представлены доклады о состоянии взаимной торговли между государствами ЕАЭС в 2018 году и о макроэкономической ситуации в наших странах. В 2018 году (цифры еще не полные) объемы взаимной торговли увеличились почти на 12%, но при этом с третьими странами – на 21%. В 2017 году была другая пропорция: рост взаимной торговли на 27%, внешней – на 24%. В чем причина? Полагаю, не в последнюю очередь в том, что, несмотря на решения глав правительств и утвержденный план по устранению изъятий и ограничений на внутреннем рынке, количество барьеров во взаимной торговле в 2018 году не уменьшилось. Очевидно, что эта проблема должна быть в фокусе внимания комиссии и рассматриваться на ближайших заседаниях совета ЕАЭС. Беларусь поддерживает формат совещаний руководителей министр экономики государств-членов для выработки рекомендаций по положению макроэкономической устойчивости экономик стран союза. Полагаю, что такие страны должны способствовать предотвращению принятия в наших странах односторонних регулятивных решений, вносящих серьезный дисбаланс в экономическое развитие ЕАЭС и ставящих под сомнение судьбу нашего совместного проекта по формированию реального экономического союза», – заметил Сергей Румас, в ходе своего выступления несколько раз взглянув в сторону Дмитрия Медведева.

Вне всяких сомнений, Медведев ответил бы сразу, вот только очередь была премьер-министра Кыргызстана Мухаммедкалыя Абылгазыева. Несмотря на то, что кыргызский глава правительства явно нервничал, делать слишком резкие заявления он все же не стал. Все было по-восточному витиевато. «Сегодня мы также обсудили возможность создания наднациональных компаний на примере европейских компаний. Считаем важным продолжить изучение возможностей передового опыта в процессах и других успешных межгосударственных объединений, которые могут внести факт дальнейшего углубления нашего сотрудничества и обеспечить повышенный уровень передвижения товаров и услуг. Однако из-за наличия множества пробелов у других стран в создании подобных организаций, полагаем, что для дальнейшего продвижения данного вопроса необходимо провести тщательный анализ всех негативных и позитивных сторон данного предложения», – подчеркнул Мухаммедкалый Абылгазыев, заметив, что правительственным структурам стран – членов ЕАЭС необходимо встречаться как можно чаще.

Наконец настала очередь главы правительства России Дмитрия Медведева, который, в отличие от своего коллеги из Кыргызстана, тушеваться не стал. Более того, сложилось впечатление, что всем своим видом он демонстрировал, кто в данном случае хозяин положения. «Всегда, конечно, можно говорить, что и получше можно было сработать, чего-то там еще достичь, но в целом же результаты неплохие. За 10 месяцев внутрисоюзная торговля выросла почти на 12% , причем преимущественно за счет увеличения товарной массы. Объем торговли с внешними партнерами увеличился на 21%. Но эти цифры некорректно сравнивать, потому что эти проценты не показывают реальные изменения в объемах перемещаемых товаров, не отражают структуру товарооборота. Хотя, конечно, надо стремиться к лучшему. Важно, что бизнес активнее использует преимущества интеграции, общий рынок пополняется продукцией. Нам необходимо наращивать взаимную торговлю и дальше, чтобы на потребительском рынке было действительно больше товаров, которые сделаны в нашем Евразийском союзе. Ну а у людей – это наша главная цель, которую мы должны стараться достичь – был хороший выбор, исходя из предпочтений, качества и, конечно же, цены», – где-то упрекнул Сергея Румаса Дмитрий Медведев.  

Планы и позиции

Вообще, судя по выступлениям всех руководителей правительственных делегаций на заседании Евразийского межправительственного совета, за исключением армянской стороны, которой отчего-то слова так и не дали, свои надежды они возлагают на начавшийся 2019 год. В частности, предполагается, что по примеру соглашений с Ираном и Китаем правительства стран-членов ЕАЭС при активном участии Евразийской экономической комиссией завершат переговорный процесс по формированию зон свободной торговли с Сингапуром и Сербией, а также активизируют торговые переговоры с Израилем и Египтом. Есть точка зрения, что создание благоприятных условий доступа на рынки этих стран позволит значительно улучшить экспортный потенциал экономик стран-членов ЕАЭС. Много надежд возлагается и на подписанное в ходе прошедшего заседания Евразийского межправительственного совета соглашение о судоходстве между странами ЕАЭС. В соответствии с ним все страны – участницы экономического союза получают право на двухсторонние перевозки грузов и пассажиров в смежных и внутренних водах государств-членов объединения, что позволит за счет уведомительной системы сформировать единое транспортное пространство и общий внутренний рынок водных услуг.  

Что касается разногласий, то их, по уверениям председателя коллегии Евразийской экономической комиссии Тиграна Саркисяна, не наблюдается – речь лишь о различии позиций по отдельным вопросам. «Итогами работы межправительственного заседания все руководители вроде довольны. А что касается отдельных вопросов, то позиции были разными. Очевидно, что если мы не приходим к решению, то недовольство одной из сторон всегда будет. А все недовольны, потому что не удалось добиться консенсуса», – заметил, отвечая на вопрос «Курсива», Тигран Саркисян. По его словам, в настоящий момент стороны не могут прийти к соглашению по коэффициентам взымаемых таможенных пошлин, как нет и определения окончательной цены на транзит газа. Так что на самом деле у нас все хорошо.


887 просмотров

Казахстан меж двух берегов: Россия и США обостряют борьбу за рынок вооружений ЦА

США и их союзники готовят удар по Российскому военно-промышленному комплексу

Штаты и их союзники, развернув против Кремля санкционную войну, похоже, примериваются к удару по одной из самых золотоносных экспортных отраслей России – ее военно-промышленному комплексу.

В первых числах февраля российское агентство РИА «Новости» провело видеомост Астана – Бишкек – Ереван – Минск – Москва с участием начальника Объединенного штаба Организации Договора о коллективной безопасности, генерал-полковника Анатолия Сидорова. Который, в числе прочего, заявил о том, что главной угрозой в зоне ответственности ОДКБ на европейском направлении является продолжающаяся милитаризация европейских стран. Он напомнил, что наряду с уже реализуемыми проектами НАТО по наращиванию системы управления коалиционными войсками, совершенствования оперативного оборудования на их территории США в рамках европейской инициативы сдерживания намерены в текущем году развернуть в Восточной Европе дополнительные формирования сухопутных войск, а также кибернетические подразделения. В странах Балтии, по его мнению, предполагается увеличить интенсивность мероприятий по боевой подготовке с участием американских формирований из состава сил, предназначенных для спецопераций, – и с применением американского вооружения.

«Североатлантический союз в рамках подготовки продолжает интенсивно отрабатывать планы по переброске воинских контингентов на территории европейских стран и создания многонациональной группировки войск вблизи государств – членов ОДКБ в интересах подготовки и проведения наступательных и специальных операций, – подчеркнул г-н Сидоров. – Различного рода провокации, санкционное политическое и экономическое давление становятся нормой межгосударственных отношений и создают предпосылки к снижению порогов применения силовых методов в разрешении возникающих противоречий. В данных условиях опасной тенденцией является продолжающееся разрушение системы контроля над вооружениями. Главную роль в указанном процессе играют Соединенные Штаты Америки», – заявил представитель ОДКБ.

Деньги – и никакой политики?

Европейское направление вообще заняло большую часть выступления главы Объединенного штаба ОДКБ – он, в числе прочего, напомнил и об утверждении администрацией США в конце 2018 года программы серийного производства усовершенствованных авиационных ядерных боеприпасов: размещение указанных средств поражения на авиабазах в Бельгии, Нидерландах, Германии, Италии и в Турции, где в настоящее время хранится около 200 единиц неуправляемых радиобомб предыдущего поколения, планируется начинать в первой половине 2020 года.

При этом следует учесть, что Вашингтон приостановил участие в договоре о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, который предусматривает ограничение возможностей по наращиванию ударно-наступательного потенциала. Зато начал обучать личный состав Вооруженных сил указанных государств способам применения ядерных боеприпасов, что является прямым нарушением Договора о неприменении ядерного оружия.

«Подобные шаги Вашингтона вызывают опасения даже у отдельных союзников Штатов и, безусловно, приведут к резкому росту напряженности в мире», – заявил спикер.

Прямой угрозой для зоны ответственности ОДКБ российская сторона считает и планирующуюся закупку Грузией французских систем противовоздушной обороны, что позволит в среднесрочной перспективе включить их в интегрированную систему противовоздушной и противоракетной обороны Североатлантического союза. Наконец, поставки вооружения и военной техники Киеву Москва также считает наступательной акцией.

Причем наступление это явно идет на военно-промышленный комплекс России, который в условиях санкций остается одной из самых доходных экспортных статей этой страны. Так, в 2016 году Россия экспортировала вооружения и военной техники на сумму $15,3 млрд, оставив за собой второе место на рынке вооружений и военной техники с 23% от его общего объема (первенствовали здесь Штаты с 33%).

В 2017 году, когда санкционные войны уже развернулись, поставки российского вооружения за рубеж чуть упали в абсолютном выражении – до $14 млрд, зато помощник президента России Владимир Кожин заявил, что, несмотря на западные санкции, в 2017 году у России появились новые партнеры – страны, которые ранее никогда не обращались к России за вооружением. Уточнять, что это за страны, он тогда благоразумно не стал, но сообщил, что общий портфель экспортных заказов на российское вооружение и военную технику на ближайшие годы составляет порядка $47–50 млрд.

Пробное поле битвы – Таджикистан

Понятно, что такая цифра на фоне не слишком большой эффективности санкционной политики не могла не вызвать ответной реакции. Которая проявилась буквально через несколько дней после видеоконференции Смирнова: глава Центрального командования Вооруженных сил США Джозеф Вотел на слушаниях в Комитете по делам ВС Конгресса прямым текстом заявил, что Штаты намерены переориентировать страны Центральной Азии продукцию американского ВПК. Пока это не получается только потому, что Россия ближе и ее вооружение дешевле.

«Мы стремимся увести страны Центральной Азии в сторону от военных закупок из России, однако более высокие цены на американские системы будут и дальше представлять проблему для таких стран, – сказал глава Центрального командования ВС США. – Пока мы продолжаем устанавливать военные отношения с Таджикистаном, Москва усиливает свое влияние и расширяет военную базу в республике, но Таджикистан заинтересован в помощи США и их скромном финансировании для обеспечения безопасности», – добавил он.
Таджикистан при этом, напомним, является членом ОДКБ, как и Казахстан и Кыргызстан. Так что Штатам в своих попытках вытеснить Россию с рынка вооружений следует помнить еще и о том, что помимо цен на оружие сдерживающим фактором являются пункты договора, подразумевающие некие общие стандарты в вооружении, военной технике и оборудовании участников этого договора. Иными словами, даже если американский ВПК завтра начнет отчаянно демпинговать на рынке вооружения ЦА, это еще не означает, что ему удастся отхватить этот рынок в одночасье. Тем более что Россия попытается и дальше наращивать в структуре ОДКБ и других интеграционных объединениях механизмы коллективного взаимодействия, подразумевающие завязывание ВС стран-участниц на единые стандарты, в том числе и технические.

«Ситуация в зоне ответственности ОДКБ свидетельствует о необходимости дальнейшего развития механизмов системы коллективной безопасности членов организации, наращивания потенциала кризисного реагирования и обеспечения готовности к применению войск коллективных сил ОДКБ, совершенствования применения войск коллективных войск ОДКБ и слаживания руководства войск ОДКБ в ходе совместных операций», – так эту мысль выразил начальник Объединенного штаба Организации Договора коллективной безопасности.

Когда демпинг бессилен, включается политика

Отметим, что российский ВПК для стран Центральной Азии удобен еще и тем, что не только продает свою продукцию дешевле американских аналогов, но и предоставляет то, что называется постпродажным обслуживанием: ремонт и модернизацию. Вряд ли Пентагон сможет предложить подобный сервис, как и вряд ли американские парламентарии пойдут на субсидирование продукции своего ВПК за счет своих налогоплательщиков.

Есть другой путь навязывания своей продукции: санкции в отношении потребителей продукции страны-конкурента. О возможности расширения санкционного списка США за счет стран – потребителей российских вооружений в ноябре прошлого года говорил старший партнер казахстанского Центра стратегических инициатив (CSI) Олжас Худайбергенов.

«Дальнейшее обострение отношений между США и Россией приведет к тому, что большинство российских госкомпаний и банков попадут под санкции, вследствие чего часть казахстанских государственных и частных компаний попадут в серый список. Также под санкции попадут операции по приобретению новых систем ПВО С-400 и прочей военной техники», – сказал Худайбергенов на форуме стратегических инициатив 7 ноября прошлого года.

Впрочем, сам автор прогноза заявил тогда, что вероятность этого «шокирующего прогноза» составляет менее 1%. Тем не менее торг вокруг рынка вооружений, судя по риторике представителей ВС США и ОДКБ, уже начался. И в борьбе за этот рынок все средства, судя по всему, будут с точки зрения сторон влияния хороши, тем более что Штаты могут ставить своей задачей выдавливать с него Россию не одномоментно, а постепенно. Выторговывая себе все новые сегменты этого рынка за счет уступок государствам Центральноазиатского региона в каких-то совершенно других областях.

Что до шокирующего прогноза CSI относительно санкций, то, скорее всего, он так и останется прогнозом с небольшой вероятностью. Но новые высказывания о необходимости выдавливания России с рынка вооружений мы услышим совсем скоро: в начале февраля министр иностранных дел России Сергей Лавров подтвердил, что через шесть месяцев Москва выйдет из договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, зеркально ответив Вашингтону, который намерен полностью выйти из этого Договора в августе 2019 года. Нет сомнений, что после этого обострится борьба за рынки сбыта вооружений, равно как и за потенциальные плацдармы размещения этих ракет.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Многие люди уезжают из Казахстана по тем или иным причинам. Почему Вы остаетесь здесь жить?

Варианты

maqanKursiv14fev.jpg

Цифра дня

$22,012
трлн
составил госдолг США, впервые в истории превысив отметку в $22 трлн

Цитата дня

«Достигнутый без труда успех – это несчастье. Можно по наследству богатых родителей получить, но не будет впрок. Я вам заявляю, как поживший человек, опытный: я не видел ни одного счастливого человека-миллиардера, у которого 10-20 миллиардов денег (долларов). Я могу вам привести список миллиардеров, которые покончили жизнь самоубийством и в тюрьмах закончили, потому что просто так данные средства, кажется, не сделают тебя счастливым, а счастливым тебя делает то, что ты горбом заработал и получил это. Сделал, создал свое счастье, свой успех».

Нурсултан Назарбаев
Президент Казахстана

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank