Перейти к основному содержанию


1 просмотр

Как развязать клубок проблем Центральной Азии?

Ныне уже далеко не все помнят о тех бурных дискуссиях, что велись во всех странах Центрально-Азиатского региона в начале 90-х годов прошлого века

Фото: shutterstock.com

Во взаимоотношениях между государствами Центральной Азии существует множество проблем. Тем не менее экспертное сообщество стран региона считает, что имеющиеся  разногласия можно преодолеть.

Ныне уже далеко не все помнят о тех бурных дискуссиях, что велись во всех странах Центрально-Азиатского региона в начале 90-х годов прошлого века. Когда стало понятно, что развала Советского Союза не избежать, в столицах, провозгласивших свою независимость государств Центральной Азии, на первый план вышли не только вопросы о создании новых символов государственности или национальных валют. Не менее важными были и темы экономической и даже политической интеграции стран региона. Предполагалось, что вначале бывшие советские республики Средней Азии восстановят и укрепят свои экономические связи, а уж затем, возможно, приступят к созданию единого государства на федеративной либо конфедеративной основе.

От войны до революций

Вот только всем этим грандиозным планам сбыться было не суждено. Максимум чего удалось добиться государствам региона, – это создания в 1994 году Центрально-Азиатского Экономического Сообщества (ЦАЭС), которое с грехом пополам просуществовало чуть больше десяти лет. Причем в большей степени лишь на бумаге. На то были и свои причины. В 1992 году Таджикистан погрузился в пучину пятилетней гражданской войны, эхо которой слышно до сих пор. В 1995 году о своем нейтралитете официально объявил Туркменистан – не только отказавшись от подписания договора по созданию ЦАЭС, но и впоследствии закрывшись от внешнего мира. К началу 2000-х начала обосабливаться и Республика Узбекистан, власти которой, в отличие от стремительно развивающегося Казахстана, так и не решились на проведение масштабных экономических реформ. Не лучшим образом сложились звезды и у Кыргызстана. Этой стране так и не удалось найти следы 14 из 16 тонн своего золотого запаса, вывезенного в 1993 году владельцем швейцарской компании Siabeko Tried&Finance AG Борисом Бирштейном. Серьезно сказались на развитии Кыргызской Республики в целом и две прошедшие революции в 2005 и 2010 годах.

Казалось бы, не только об интеграции, но и о тесном сотрудничестве стран Центральной Азии можно смело позабыть. Тем более что за минувшие почти три десятилетия страны региона достаточно сильно обособились друг от друга. И все же, несмотря на ныне наблюдаемую существенную разницу в уровне развития, идея интеграции государств Центральной Азии,оказывается, по-прежнему жива. 

Факт этот выяснился благодаря виртуальной дискуссии, которую начал известный политолог из Узбекистана Владимир Парамонов. В рамках своего аналитического проекта «Центральная Евразия» он задал экспертам всего два вопроса: «Какие основные проблемы на пути развития стран Центральной Азии и взаимоотношений между ними вы бы обозначили?» и «Как, на ваш взгляд, можно наиболее эффективно решить данные проблемы?». Получилось весьма интересно, поскольку каждый из экспертов, отвечая на вопросы Парамонова, вольно или невольно исходил из интересов страны, которую он представлял.

Туркменский подход

К примеру, директор туркменского отделения Международного центра некоммерческого права (ICNL), политолог Энебай Какабаева заметила, что если ранее Туркменистан в отношениях со всеми субъектами международных отношений, включая и страны Центральной Азии, придерживался строго прагматичного подхода, отдавая предпочтение двусторонним соглашениям, то в настоящий момент наметились некоторые изменения. «Туркменистан готов к многостороннему партнерству в таких сферах, как экономика, торговля, логистика и связь. Президент Туркменистана говорит, что сотрудничество с ближайшими соседями является одним из приоритетных аспектов внешнеполитической стратегии страны и настроено на самое широкое партнерство со странами региона, всемерно содействуя продвижению равноправного, доверительного диалога по всем направления как в двустороннем, так и в многостороннем формате», – заметила Энебай Какабаева.  При этом она считает, что существующие  проблемы взаимоотношений между странами Центральной Азии прежде всего надо искать в уровне их взаимного доверия и культуры диалога путем двусторонней и многосторонней дипломатии. «Только взаимная заинтересованность сторон, дельные предложения и проекты могут вывести данные отношения на новый уровень. Туркменистан после прихода к власти президента Гурбангулы Бердымухамедова начал более интенсивный диалог со своими соседями по региону. Следует отметить, что в последнее время в данной области наметилась позитивная тенденция, которую надлежало бы укрепить рядом взаимовыгодных результативных проектов», – подчеркнула Энебай Какабаева.

Повоюем вместе?

Об общих для всех стран Центральной Азии проблемах рассказал в рамках экспертной дискуссии и представитель Таджикистана, доктор исторических наук, профессор Рахматшо Махмадшоев. По его мнению, к ним в первую очередь относятся погранично-территориальные проблемы. «Особо остры они либо были, либо остаются в отношениях между Таджикистаном и  Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем, а также между Китаем и приграничными с ним государствами ЦА», – отметил профессор Рахматшо Махмадшоев. Кроме этого, таджикский эксперт назвал и еще ряд проблем, которые осложняют взаимоотношения между странами региона. В их числе разногласия в вопросах освоения водно-энергетических ресурсов, слабое межгосударственное транспортное сообщение, сложности с реализацией готовой сельскохозяйственной, промышленной и энергетической продукции. «На этом фоне особо выделяются военно-политические проблемы, связанные с региональными конфликтами, деятельностью движения «Талибан» и ряда террористических группировок», – подчеркнул Рахматшо Махмадшоев.  

Естественно, есть у эксперта из Таджикистана и мнение, как распутать существующий клубок проблем. «Во-первых, решая территориально-пограничные проблемы, необходимо строго соблюдать существующие межгосударственные соглашения и руководствоваться нормами международного права. Во-вторых, следует сообща использовать водные ресурсы. При этом страны, расположенные в низовьях рек, должны компенсировать возможные природно-климатические потери (например, в результате селей и т. п.) и принимать участие в покрытии эксплуатационных расходов (в частности, по содержанию водной инфраструктуры) странам, расположенным выше по течению. В-третьих, между всеми государствами Центрально Азии необходимо ввести безвизовые сообщения, устранить налоговые и таможенные противоречия. В целом также следует стремиться сообща и в интересах общерегионального развития  использовать все основные ресурсы – не только водные, но и энергетические и другие», – отметил Рахматшо Махмадшоев.

Однако наиболее любопытным является четвертый пункт предложений таджикского эксперта. Рахматшо Махмадшоев считает, что перед угрозой терроризма, экстремизма и втягивания стран Центральной Азии в крупный региональный конфликт необходимо приступить к формированию совместных военных и антитеррористических структур, подразделений, группировок. «Их деятельность должна быть нацелена прежде всего на защиту и прикрытие стратегических направлений, к которым, безусловно, относятся многие участки на границе между Таджикистаном и Афганистаном», – подчеркнул профессор из Душанбе.  

И медиапространство, и фестивали

Как и эксперт из Таджикистана, комплекс погранично-территориальных проблем и противоречий, как и наличие таможенных преград на пути экспорта сельскохозяйственной продукции, отнесла к числу наиболее заметных разногласий между странами региона и доцент Кыргызского национального университета им. Жусупа Баласагына Аита Султаналиева. Также ее сильно беспокоит углубляющийся разрыв научно-исследовательских связей и продолжающееся снижение интенсивности и качества обмена научной и образовательной информацией. Главной же проблемой региона Аита Султаналиева называет разрушение природного парка флоры и фауны. И что интересно, преодолеть существующие в регионе разногласия, по мнению эксперта из Кыргызстана, можно путем создания региональных информационных площадок и единого медийного поля. «Более того, необходимо проводить встречи не только на высшем уровне – на уровне глав государств, но и сближать народы непосредственно между собой.  Например, это можно делать через организацию регулярных масштабных межгосударственных мероприятий: фестивалей, форумов, слетов, олимпиад. Также следует больше организовывать молодежные лагеря и школы, ведь именно через контакты со сверстниками будет происходить сближение, поиск и понимание общих целей и задач», – не сомневается Аита Султаналиева.

Глобальный подход

Узбекистан в первой части экспертной дискуссии представлял доктор политических наук, профессор Сайфиддин Жураев. И нельзя не заметить, что его взгляд на общие проблемы Центральной Азии сильно отличался от точки зрения экспертов из других стран региона своим где-то философским подходом. «Ряд важных проблем на пути развития стран Центральной Азии связан со сложностью или даже, лучше сказать, болезненностью процессов формирования новых моделей взаимоотношений», – сказал он, заметив, что во многом существующие проблемы всех пяти государств региона имеют глобальный контекст, в том числе из-за стремительно меняющейся системы международных отношений. В этой связи профессор Жураев высказал мнение, что для развития как регионального, так и международного сотрудничества странам Центральной Азии необходимо выработать более качественный подход к внешней политике. «Прежде всего необходимо уделять большее внимание экспертно-аналитическому обеспечению процесса принятия решений. Данное обстоятельство также требует и усиления публичности в обсуждении самых актуальных вопросов на повестке дня внешней политики всех стран Центральной Азии», – подчеркнул Сайфиддин Жураев.

Не интеграция, а кооперация

Что касается Казахстана, то первым спикером стал старший научный сотрудник службы международных научных проектов Библиотеки Первого Президента РК Осман Досов. Кстати, свою точку зрения по поводу наблюдаемых проблем стран региона казахстанский эксперт разбил на части. «Во-первых, к основным проблемам можно отнести разноплановость экономик и уровня развития стран ЦА. Во-вторых, другой важной проблемой является сохраняющаяся конкуренция между государствами ЦА. В-третьих, значительно влияние внешних факторов, которым договориться с каждой из стран ЦА в отдельности с выгодой для себя намного быстрее и проще, нежели в случае наличия некой консолидированной позиции всех государств региона», – отметил специалист из Казахстана. В качестве же выхода из  сложившейся практики взаимоотношений между Центральноазиатскими странами Осман Досов видит кооперацию государств региона, а не привычную для всех интеграцию. «Казахстан  и Узбекистан могли бы взять на себя ответственность за указанный процесс, создав что-то вроде оси региональной кооперации», – отметил старший научный сотрудник службы международных научных проектов Библиотеки Первого Президента РК.

Как видно из высказываний экспертов, несмотря на различие как взглядов, так и подходов к решению существующих в Центральной Азии проблем, всех их объединяет одно желание – существенно улучшить взаимоотношения между странами региона. Во всяком случае еще никто не сказал, что  нынешняя ситуация в Центральной Азии не требует какой-либо корректировки, а ее государства не должны что-либо менять. Впрочем, как говорится, еще не вечер, поскольку виртуальная дискуссия только началась.


2917 просмотров

О чем говорили на саммите G20

И как это повлияет на страны Центральной Азии

Фото: Reuters

Отрешенный взгляд британского премьер-министра Терезы Мэй на встрече с президентом России Владимиром Путиным, особый стиль рукопожатия американского президента Дональда Трампа, как и его указующий перст в адрес главы испанского правительства Педро Санчеса, – все это внешние проявления всех саммитов «Большой двадцатки». Именно на этой показной стороне, легко понятной рядовым гражданам, часто фокусируются СМИ. 

Вместе с тем следует понимать, что встречи глав-государств G20 являются «вишенкой на торте» договоренностей, достигнутых на ранее проведенных узкоспециализированных министерских встречах. Тех самых, где политика уходит на второй план, явно уступая место экономике. Именно на таких малозаметных встречах и определяется общая линия поведения лидеров стран «Большой двадцатки», а также принимаются решения, которые оказывают прямое влияние на развитие мировой экономики в краткосрочной и даже среднесрочной перспективе. Прошедший в японской Осаке 28 и 29 июня саммит G20 исключением из правил не стал. Несколько пунктов итогового документа затрагивают интересы не имеющих отношения к «Большой двадцатке» стран Центральной Азии, включая и Казахстан. 

Мир с нами 

В 8-м пункте итогового документа со ссылкой на решение министров торговли стран G20 в Цукубе отмечается, что страны «Большой двадцатки» выступают за ускорение реформирования Всемирной торговой организации (ВТО). Основная цель – создание свободной, справедливой, недискриминационной, прозрачной, предсказуемой и стабильной торгово-инвестиционной среды, которая позволит сделать мировые рынки более открытыми и даст толчок для создания новых рабочих мест. Поскольку в Центральной Азии в ВТО входят Казахстан и Кыргызстан, следует ожидать, что сразу после реформирования этой организации обе страны могут столкнуться с давлением извне. К примеру, велика вероятность, что РК «убедительно» попросят снять ограничения в виде понижения таможенных сборов и снятия утилизационного сбора на ввоз автомобилей. В настоящий момент цены на большинство моделей автомобилей на казахстанском рынке заметно выше среднемировых. 

Еще один пункт, который страны «Большой двадцатки» считают одним из приоритетных, – укрепление глобальной сети финансовой безопасности, основанной на квотах и обеспеченной преимущественно ресурсами Международного валютного фонда (МВФ). Предполагается, что в ближайшее время при участии Группы Всемирного банка (ГВБ) система квотирования будет пересмотрена с одновременным усилением страхования рисков в процессе финансирования развивающихся экономик. Очевидно, что с началом реализации новой стратегии МВФ и ГВБ одним из первых с обновленным подходом познакомится Узбекистан, который в процессе реформирования своей экономики как раз следует рекомендациям этих международных финансовых организаций. 

Подарок от Осаки-2019

У «Большой двадцатки» самых развитых стран мира есть и своеобразный «пряник» для развивающихся экономик. Речь идет о разработанном в недрах G20 «Плане действий по борьбе с коррупцией на 2019–2021 годы». Из него следует, что уже в ближайшее время, во-первых, будет значительно усилена борьба с подкупом иностранных публичных должностных лиц при совершении международных деловых операций. Во-вторых, будет введен запрет на предоставление в странах G20 убежища тем лицам, которые подозреваются у себя на родине в совершении коррупционных преступлений. Учитывая, что Центрально-Азиатский регион ранее покинуло немало экс-владельцев заводов-газет-пароходов с репутацией коррупционеров, у властей стран появляется вполне реальный шанс на возвращение незаконно выведенных финансовых средств. Другое дело, что, пожалуй, это единственный пункт итогового документа саммита G20, который хоть как-то отвечает интересам развивающихся стран мира.

Сытый и голодный 

Известный экономист и финансист из Узбекистана Абдулла Абдукадиров в беседе с «Курсивом» обратил внимание еще на несколько пунктов итогового документа, которые могут затронуть интересы стран Центральной Азии. Среди них – признание странами G20 роста глобальных финансовых дисбалансов. «Иными словами, развитые страны становятся богаче, а развивающиеся – относительно беднее. Поэтому утверждается, что «тщательно выверенная мак­роэкономическая и структурная политика, приспособленная к конкретным условиям страны, необходима для преодоления чрезмерных дисбалансов и снижения рисков для достижения цели G20 – сильного, устойчивого, сбалансированного и всестороннего роста», – заметил Абдукадиров и задался вопросом: каким образом «Большая двадцатка» намерена оказывать поддержку странам с наименьшим доходом населения – подарит рыбу или научит ее ловить? 

Знаковым считает экономист из Узбекистана и пункт, призывающий к изменению фискальной, денежно-кредитной и финансовой системы из-за старения населения стран G20. «Это означает, что традиционные капиталистические методы решения проблемы старения, такие как увеличение пенсионного возраста, изменение способов начисления пенсионных накоплений, насильственное квотирование работы людей пенсионного возраста будут и дальше развиваться так, чтобы это бремя перевести с плеч государства на наши семьи и предпринимателей», – говорит Абдукадиров, подчеркивая, что пенсионное законодательство в развивающихся странах меняется не без влияния G20. 

Наконец, собеседник «Курсива» обратил внимание на решение стран «Большой двадцатки» усилить борьбу с коррупцией в рамках деятельности Целевой группой по финансовым мероприятиям (ФАТФ), которая будет предотвращать нежелательную для стран «двадцатки» децентрализацию финансовых технологий. «ФАТФ устанавливает глобальные стандарты предотвращения отмывания денег, финансирования терроризма и распространения борьбы с коррупцией и терроризмом. Никто не должен сомневаться, что эти стандарты будут направлены прежде всего против тех лидеров, которые не будут особо придерживаться принципов взаимодействия и предоставления кредитов со стороны МВФ и ЕБРР», – не без доли сарказма заметил Абдулла Абдукадиров.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

svadba.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций