Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


3576 просмотров

Как развязать клубок проблем Центральной Азии?

Ныне уже далеко не все помнят о тех бурных дискуссиях, что велись во всех странах Центрально-Азиатского региона в начале 90-х годов прошлого века

Фото: shutterstock.com

Во взаимоотношениях между государствами Центральной Азии существует множество проблем. Тем не менее экспертное сообщество стран региона считает, что имеющиеся  разногласия можно преодолеть.

Ныне уже далеко не все помнят о тех бурных дискуссиях, что велись во всех странах Центрально-Азиатского региона в начале 90-х годов прошлого века. Когда стало понятно, что развала Советского Союза не избежать, в столицах, провозгласивших свою независимость государств Центральной Азии, на первый план вышли не только вопросы о создании новых символов государственности или национальных валют. Не менее важными были и темы экономической и даже политической интеграции стран региона. Предполагалось, что вначале бывшие советские республики Средней Азии восстановят и укрепят свои экономические связи, а уж затем, возможно, приступят к созданию единого государства на федеративной либо конфедеративной основе.

От войны до революций

Вот только всем этим грандиозным планам сбыться было не суждено. Максимум чего удалось добиться государствам региона, – это создания в 1994 году Центрально-Азиатского Экономического Сообщества (ЦАЭС), которое с грехом пополам просуществовало чуть больше десяти лет. Причем в большей степени лишь на бумаге. На то были и свои причины. В 1992 году Таджикистан погрузился в пучину пятилетней гражданской войны, эхо которой слышно до сих пор. В 1995 году о своем нейтралитете официально объявил Туркменистан – не только отказавшись от подписания договора по созданию ЦАЭС, но и впоследствии закрывшись от внешнего мира. К началу 2000-х начала обосабливаться и Республика Узбекистан, власти которой, в отличие от стремительно развивающегося Казахстана, так и не решились на проведение масштабных экономических реформ. Не лучшим образом сложились звезды и у Кыргызстана. Этой стране так и не удалось найти следы 14 из 16 тонн своего золотого запаса, вывезенного в 1993 году владельцем швейцарской компании Siabeko Tried&Finance AG Борисом Бирштейном. Серьезно сказались на развитии Кыргызской Республики в целом и две прошедшие революции в 2005 и 2010 годах.

Казалось бы, не только об интеграции, но и о тесном сотрудничестве стран Центральной Азии можно смело позабыть. Тем более что за минувшие почти три десятилетия страны региона достаточно сильно обособились друг от друга. И все же, несмотря на ныне наблюдаемую существенную разницу в уровне развития, идея интеграции государств Центральной Азии,оказывается, по-прежнему жива. 

Факт этот выяснился благодаря виртуальной дискуссии, которую начал известный политолог из Узбекистана Владимир Парамонов. В рамках своего аналитического проекта «Центральная Евразия» он задал экспертам всего два вопроса: «Какие основные проблемы на пути развития стран Центральной Азии и взаимоотношений между ними вы бы обозначили?» и «Как, на ваш взгляд, можно наиболее эффективно решить данные проблемы?». Получилось весьма интересно, поскольку каждый из экспертов, отвечая на вопросы Парамонова, вольно или невольно исходил из интересов страны, которую он представлял.

Туркменский подход

К примеру, директор туркменского отделения Международного центра некоммерческого права (ICNL), политолог Энебай Какабаева заметила, что если ранее Туркменистан в отношениях со всеми субъектами международных отношений, включая и страны Центральной Азии, придерживался строго прагматичного подхода, отдавая предпочтение двусторонним соглашениям, то в настоящий момент наметились некоторые изменения. «Туркменистан готов к многостороннему партнерству в таких сферах, как экономика, торговля, логистика и связь. Президент Туркменистана говорит, что сотрудничество с ближайшими соседями является одним из приоритетных аспектов внешнеполитической стратегии страны и настроено на самое широкое партнерство со странами региона, всемерно содействуя продвижению равноправного, доверительного диалога по всем направления как в двустороннем, так и в многостороннем формате», – заметила Энебай Какабаева.  При этом она считает, что существующие  проблемы взаимоотношений между странами Центральной Азии прежде всего надо искать в уровне их взаимного доверия и культуры диалога путем двусторонней и многосторонней дипломатии. «Только взаимная заинтересованность сторон, дельные предложения и проекты могут вывести данные отношения на новый уровень. Туркменистан после прихода к власти президента Гурбангулы Бердымухамедова начал более интенсивный диалог со своими соседями по региону. Следует отметить, что в последнее время в данной области наметилась позитивная тенденция, которую надлежало бы укрепить рядом взаимовыгодных результативных проектов», – подчеркнула Энебай Какабаева.

Повоюем вместе?

Об общих для всех стран Центральной Азии проблемах рассказал в рамках экспертной дискуссии и представитель Таджикистана, доктор исторических наук, профессор Рахматшо Махмадшоев. По его мнению, к ним в первую очередь относятся погранично-территориальные проблемы. «Особо остры они либо были, либо остаются в отношениях между Таджикистаном и  Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем, а также между Китаем и приграничными с ним государствами ЦА», – отметил профессор Рахматшо Махмадшоев. Кроме этого, таджикский эксперт назвал и еще ряд проблем, которые осложняют взаимоотношения между странами региона. В их числе разногласия в вопросах освоения водно-энергетических ресурсов, слабое межгосударственное транспортное сообщение, сложности с реализацией готовой сельскохозяйственной, промышленной и энергетической продукции. «На этом фоне особо выделяются военно-политические проблемы, связанные с региональными конфликтами, деятельностью движения «Талибан» и ряда террористических группировок», – подчеркнул Рахматшо Махмадшоев.  

Естественно, есть у эксперта из Таджикистана и мнение, как распутать существующий клубок проблем. «Во-первых, решая территориально-пограничные проблемы, необходимо строго соблюдать существующие межгосударственные соглашения и руководствоваться нормами международного права. Во-вторых, следует сообща использовать водные ресурсы. При этом страны, расположенные в низовьях рек, должны компенсировать возможные природно-климатические потери (например, в результате селей и т. п.) и принимать участие в покрытии эксплуатационных расходов (в частности, по содержанию водной инфраструктуры) странам, расположенным выше по течению. В-третьих, между всеми государствами Центрально Азии необходимо ввести безвизовые сообщения, устранить налоговые и таможенные противоречия. В целом также следует стремиться сообща и в интересах общерегионального развития  использовать все основные ресурсы – не только водные, но и энергетические и другие», – отметил Рахматшо Махмадшоев.

Однако наиболее любопытным является четвертый пункт предложений таджикского эксперта. Рахматшо Махмадшоев считает, что перед угрозой терроризма, экстремизма и втягивания стран Центральной Азии в крупный региональный конфликт необходимо приступить к формированию совместных военных и антитеррористических структур, подразделений, группировок. «Их деятельность должна быть нацелена прежде всего на защиту и прикрытие стратегических направлений, к которым, безусловно, относятся многие участки на границе между Таджикистаном и Афганистаном», – подчеркнул профессор из Душанбе.  

И медиапространство, и фестивали

Как и эксперт из Таджикистана, комплекс погранично-территориальных проблем и противоречий, как и наличие таможенных преград на пути экспорта сельскохозяйственной продукции, отнесла к числу наиболее заметных разногласий между странами региона и доцент Кыргызского национального университета им. Жусупа Баласагына Аита Султаналиева. Также ее сильно беспокоит углубляющийся разрыв научно-исследовательских связей и продолжающееся снижение интенсивности и качества обмена научной и образовательной информацией. Главной же проблемой региона Аита Султаналиева называет разрушение природного парка флоры и фауны. И что интересно, преодолеть существующие в регионе разногласия, по мнению эксперта из Кыргызстана, можно путем создания региональных информационных площадок и единого медийного поля. «Более того, необходимо проводить встречи не только на высшем уровне – на уровне глав государств, но и сближать народы непосредственно между собой.  Например, это можно делать через организацию регулярных масштабных межгосударственных мероприятий: фестивалей, форумов, слетов, олимпиад. Также следует больше организовывать молодежные лагеря и школы, ведь именно через контакты со сверстниками будет происходить сближение, поиск и понимание общих целей и задач», – не сомневается Аита Султаналиева.

Глобальный подход

Узбекистан в первой части экспертной дискуссии представлял доктор политических наук, профессор Сайфиддин Жураев. И нельзя не заметить, что его взгляд на общие проблемы Центральной Азии сильно отличался от точки зрения экспертов из других стран региона своим где-то философским подходом. «Ряд важных проблем на пути развития стран Центральной Азии связан со сложностью или даже, лучше сказать, болезненностью процессов формирования новых моделей взаимоотношений», – сказал он, заметив, что во многом существующие проблемы всех пяти государств региона имеют глобальный контекст, в том числе из-за стремительно меняющейся системы международных отношений. В этой связи профессор Жураев высказал мнение, что для развития как регионального, так и международного сотрудничества странам Центральной Азии необходимо выработать более качественный подход к внешней политике. «Прежде всего необходимо уделять большее внимание экспертно-аналитическому обеспечению процесса принятия решений. Данное обстоятельство также требует и усиления публичности в обсуждении самых актуальных вопросов на повестке дня внешней политики всех стран Центральной Азии», – подчеркнул Сайфиддин Жураев.

Не интеграция, а кооперация

Что касается Казахстана, то первым спикером стал старший научный сотрудник службы международных научных проектов Библиотеки Первого Президента РК Осман Досов. Кстати, свою точку зрения по поводу наблюдаемых проблем стран региона казахстанский эксперт разбил на части. «Во-первых, к основным проблемам можно отнести разноплановость экономик и уровня развития стран ЦА. Во-вторых, другой важной проблемой является сохраняющаяся конкуренция между государствами ЦА. В-третьих, значительно влияние внешних факторов, которым договориться с каждой из стран ЦА в отдельности с выгодой для себя намного быстрее и проще, нежели в случае наличия некой консолидированной позиции всех государств региона», – отметил специалист из Казахстана. В качестве же выхода из  сложившейся практики взаимоотношений между Центральноазиатскими странами Осман Досов видит кооперацию государств региона, а не привычную для всех интеграцию. «Казахстан  и Узбекистан могли бы взять на себя ответственность за указанный процесс, создав что-то вроде оси региональной кооперации», – отметил старший научный сотрудник службы международных научных проектов Библиотеки Первого Президента РК.

Как видно из высказываний экспертов, несмотря на различие как взглядов, так и подходов к решению существующих в Центральной Азии проблем, всех их объединяет одно желание – существенно улучшить взаимоотношения между странами региона. Во всяком случае еще никто не сказал, что  нынешняя ситуация в Центральной Азии не требует какой-либо корректировки, а ее государства не должны что-либо менять. Впрочем, как говорится, еще не вечер, поскольку виртуальная дискуссия только началась.


1542 просмотра

Япония и ЕС хотят связать Европу и Азию

Смогут ли они создать альтернативу новому Шелковому пути

Коллаж: Вадим Квятковский

Альтернативой китайскому «Поясу и пути» назвали мировые СМИ инфраструктурное соглашение, подписанное ЕС и Японией. 

Япония и ЕС заключили инф­раструктурное соглашение о координации транспортных, энергетических и цифровых проектов, которые должны связать Европу и Азию. Документ был подписан Европейским Союзом и Японией 27 сентября в Брюсселе во время международного форума

«Связь между ЕС и Азией: строительство мостов для устойчивого развития». Из публикаций в западноевропейских и американских СМИ, которые очень похожи друг на друга, следует, что это инфраструктурное соглашение преследует цель создать весомую альтернативу китайской инициативе «Один пояс – один путь». 

Надо заметить, что в самом состоящем из 10 пунктов инф­раструктурном соглашении, которое подписали уходящий в ноябре текущего года с поста председателя Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер и премьер-министр Японии Синдзо Абэ, о китайской инициативе «Пояс и путь» нет ни слова. Есть пункт о намерениях «обеспечить синергизм и взаимодополня­емость» при сотрудничестве со странами Западных Балкан, Восточной Европы, Центральной Азии, Индо-Тихоокеанского региона и Африки в области связи и инфраструктуры. Имеется и заявление о необходимости содействия свободной, открытой, основанной на правилах справедливой, недискриминационной и предсказуемой региональной и международной торговли и инвестициям, а также содействия прозрачной практике закупок, обеспечению приемлемого уровня задолженности и высоким экономическим, финансовым, социальным и экологическим стандартам. Китай в соглашении не упоминается даже в контексте. 

Версия о желании Японии и Европейского Союза создать альтернативу китайскому проекту «Пояс и путь», к которому, кстати, присоединились уже 130 стран, возникла на основе выступлений на брюссельском форуме Жан-Клода Юнкера и Синдзо Абэ. В частности, пока еще действующий председатель Еврокомиссии, говоря о пользе, которую должно принести подписанное с Японией инфраструктурное соглашение в виде увеличения объема торговли почти на 36 млрд евро, отметил необходимость создания и устойчивой финансовой связи между всеми участниками нового проекта.

«Речь идет о том, чтобы завещать будущим поколениям более взаимо­связанный мир, более чистую окружающую среду, а не горы долгов. Речь идет также о создании большого количества взаимосвязей между странами мира, а не о большей зависимости от страны», – подчеркнул Жан-Клод Юнкер.

Фразы Юнкера о «горах долгов» и «большей зависимости от страны» и позволили западноевропейским и американским СМИ выдвинуть предположение, что глава Еврокомиссии говорил именно о Китае. Соответственно журналисты сразу же вспомнили о «долговой дипломатии» Пекина, которая уже привела к появлению экономически зависимых от Китая стран. В качестве примера был приведен случай с Шри-Ланкой, которая из-за долга в $8 млрд была вынуждена передать китайской стороне в аренду на 99 лет свой стратегически важный порт Хамбантота.

Напомнили СМИ и истории «великих долгов» Пакистана, Черногории, Таджикистана, Кыргызстана и целого ряда попавших в долговую ловушку программы «Белый слон» стран Африки, которые за построенные Китаем «грязные инфраструктурные проекты» должны теперь миллиарды долларов. 

Добавил пищи для размышления и японский премьер Синдзо Абэ. Как и Юнкер, он в своем выступлении на форуме в Брюсселе не стал упоминать Китай, но зато фактически обозначил альтернативный китайскому «пути» маршрут.

«Будь то одна дорога или один порт, когда Европейский Союз и Япония предпринимают совместные шаги, появляется возможность построить устойчивое, всеобъемлющее и основанное на понятных правилах соединение от Индо-Тихоокеанского региона до Западных Балкан и Африки. Мы можем создать не просто связь между собой, а очень хорошую связь. И само собой разумеется, что для того, чтобы связь между Японией, Индо-Тихоокеанским регионом и Европой была устойчивой, морской путь, ведущий в Средиземное море и Атлантику, должен быть свободным и открытым», – подчеркнул премьер-министр Японии. 

Любопытно, что китайская сторона, несмотря на присутствие на форуме в Брюсселе представителя МИД КНР Сюэцзюня Го, не стала реагировать ни на выступления Жан-Клода Юнкера и Синдзо Абэ, ни на многочисленные публикации в западноевропейских и американских СМИ. За нее это сделала японская пресса.

В частности, деловое издание Japan Times заметило, что инициированное Европейским Союзом инфраструктурное соглашение вызвано завистью европейских чиновников по отношению к Китаю, который только в рамках сотрудничества со странами Центральной и Восточной Европы по формуле «17+1» инвестировал в их экономику более 600 млн евро. 

В завершение несколько интересных фактов.

•    Товарооборот ЕС и Китая по итогам 2018 года составил $684 млрд. 

•    В октябре 2018 года во время визита Синдзо Абэ в Пекин Китай и Япония подписали свыше 50 соглашений о всеобъемлющем сотрудничестве. В 2018 году товарооборот между двумя странами составил $320 млрд.

•    Для участия в форуме «Связь между ЕС и Азией: строительство мостов для устойчивого развития» был приглашен вице-министр энергетики Казахстана Мурат Журебеков. Представителей других стран ЕАЭС и СНГ на форуме в Брюсселе не обозначили.
 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций