Перейти к основному содержанию

3809 просмотров

Как развязать клубок проблем Центральной Азии?

Ныне уже далеко не все помнят о тех бурных дискуссиях, что велись во всех странах Центрально-Азиатского региона в начале 90-х годов прошлого века

Фото: shutterstock.com

Во взаимоотношениях между государствами Центральной Азии существует множество проблем. Тем не менее экспертное сообщество стран региона считает, что имеющиеся  разногласия можно преодолеть.

Ныне уже далеко не все помнят о тех бурных дискуссиях, что велись во всех странах Центрально-Азиатского региона в начале 90-х годов прошлого века. Когда стало понятно, что развала Советского Союза не избежать, в столицах, провозгласивших свою независимость государств Центральной Азии, на первый план вышли не только вопросы о создании новых символов государственности или национальных валют. Не менее важными были и темы экономической и даже политической интеграции стран региона. Предполагалось, что вначале бывшие советские республики Средней Азии восстановят и укрепят свои экономические связи, а уж затем, возможно, приступят к созданию единого государства на федеративной либо конфедеративной основе.

От войны до революций

Вот только всем этим грандиозным планам сбыться было не суждено. Максимум чего удалось добиться государствам региона, – это создания в 1994 году Центрально-Азиатского Экономического Сообщества (ЦАЭС), которое с грехом пополам просуществовало чуть больше десяти лет. Причем в большей степени лишь на бумаге. На то были и свои причины. В 1992 году Таджикистан погрузился в пучину пятилетней гражданской войны, эхо которой слышно до сих пор. В 1995 году о своем нейтралитете официально объявил Туркменистан – не только отказавшись от подписания договора по созданию ЦАЭС, но и впоследствии закрывшись от внешнего мира. К началу 2000-х начала обосабливаться и Республика Узбекистан, власти которой, в отличие от стремительно развивающегося Казахстана, так и не решились на проведение масштабных экономических реформ. Не лучшим образом сложились звезды и у Кыргызстана. Этой стране так и не удалось найти следы 14 из 16 тонн своего золотого запаса, вывезенного в 1993 году владельцем швейцарской компании Siabeko Tried&Finance AG Борисом Бирштейном. Серьезно сказались на развитии Кыргызской Республики в целом и две прошедшие революции в 2005 и 2010 годах.

Казалось бы, не только об интеграции, но и о тесном сотрудничестве стран Центральной Азии можно смело позабыть. Тем более что за минувшие почти три десятилетия страны региона достаточно сильно обособились друг от друга. И все же, несмотря на ныне наблюдаемую существенную разницу в уровне развития, идея интеграции государств Центральной Азии,оказывается, по-прежнему жива. 

Факт этот выяснился благодаря виртуальной дискуссии, которую начал известный политолог из Узбекистана Владимир Парамонов. В рамках своего аналитического проекта «Центральная Евразия» он задал экспертам всего два вопроса: «Какие основные проблемы на пути развития стран Центральной Азии и взаимоотношений между ними вы бы обозначили?» и «Как, на ваш взгляд, можно наиболее эффективно решить данные проблемы?». Получилось весьма интересно, поскольку каждый из экспертов, отвечая на вопросы Парамонова, вольно или невольно исходил из интересов страны, которую он представлял.

Туркменский подход

К примеру, директор туркменского отделения Международного центра некоммерческого права (ICNL), политолог Энебай Какабаева заметила, что если ранее Туркменистан в отношениях со всеми субъектами международных отношений, включая и страны Центральной Азии, придерживался строго прагматичного подхода, отдавая предпочтение двусторонним соглашениям, то в настоящий момент наметились некоторые изменения. «Туркменистан готов к многостороннему партнерству в таких сферах, как экономика, торговля, логистика и связь. Президент Туркменистана говорит, что сотрудничество с ближайшими соседями является одним из приоритетных аспектов внешнеполитической стратегии страны и настроено на самое широкое партнерство со странами региона, всемерно содействуя продвижению равноправного, доверительного диалога по всем направления как в двустороннем, так и в многостороннем формате», – заметила Энебай Какабаева.  При этом она считает, что существующие  проблемы взаимоотношений между странами Центральной Азии прежде всего надо искать в уровне их взаимного доверия и культуры диалога путем двусторонней и многосторонней дипломатии. «Только взаимная заинтересованность сторон, дельные предложения и проекты могут вывести данные отношения на новый уровень. Туркменистан после прихода к власти президента Гурбангулы Бердымухамедова начал более интенсивный диалог со своими соседями по региону. Следует отметить, что в последнее время в данной области наметилась позитивная тенденция, которую надлежало бы укрепить рядом взаимовыгодных результативных проектов», – подчеркнула Энебай Какабаева.

Повоюем вместе?

Об общих для всех стран Центральной Азии проблемах рассказал в рамках экспертной дискуссии и представитель Таджикистана, доктор исторических наук, профессор Рахматшо Махмадшоев. По его мнению, к ним в первую очередь относятся погранично-территориальные проблемы. «Особо остры они либо были, либо остаются в отношениях между Таджикистаном и  Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем, а также между Китаем и приграничными с ним государствами ЦА», – отметил профессор Рахматшо Махмадшоев. Кроме этого, таджикский эксперт назвал и еще ряд проблем, которые осложняют взаимоотношения между странами региона. В их числе разногласия в вопросах освоения водно-энергетических ресурсов, слабое межгосударственное транспортное сообщение, сложности с реализацией готовой сельскохозяйственной, промышленной и энергетической продукции. «На этом фоне особо выделяются военно-политические проблемы, связанные с региональными конфликтами, деятельностью движения «Талибан» и ряда террористических группировок», – подчеркнул Рахматшо Махмадшоев.  

Естественно, есть у эксперта из Таджикистана и мнение, как распутать существующий клубок проблем. «Во-первых, решая территориально-пограничные проблемы, необходимо строго соблюдать существующие межгосударственные соглашения и руководствоваться нормами международного права. Во-вторых, следует сообща использовать водные ресурсы. При этом страны, расположенные в низовьях рек, должны компенсировать возможные природно-климатические потери (например, в результате селей и т. п.) и принимать участие в покрытии эксплуатационных расходов (в частности, по содержанию водной инфраструктуры) странам, расположенным выше по течению. В-третьих, между всеми государствами Центрально Азии необходимо ввести безвизовые сообщения, устранить налоговые и таможенные противоречия. В целом также следует стремиться сообща и в интересах общерегионального развития  использовать все основные ресурсы – не только водные, но и энергетические и другие», – отметил Рахматшо Махмадшоев.

Однако наиболее любопытным является четвертый пункт предложений таджикского эксперта. Рахматшо Махмадшоев считает, что перед угрозой терроризма, экстремизма и втягивания стран Центральной Азии в крупный региональный конфликт необходимо приступить к формированию совместных военных и антитеррористических структур, подразделений, группировок. «Их деятельность должна быть нацелена прежде всего на защиту и прикрытие стратегических направлений, к которым, безусловно, относятся многие участки на границе между Таджикистаном и Афганистаном», – подчеркнул профессор из Душанбе.  

И медиапространство, и фестивали

Как и эксперт из Таджикистана, комплекс погранично-территориальных проблем и противоречий, как и наличие таможенных преград на пути экспорта сельскохозяйственной продукции, отнесла к числу наиболее заметных разногласий между странами региона и доцент Кыргызского национального университета им. Жусупа Баласагына Аита Султаналиева. Также ее сильно беспокоит углубляющийся разрыв научно-исследовательских связей и продолжающееся снижение интенсивности и качества обмена научной и образовательной информацией. Главной же проблемой региона Аита Султаналиева называет разрушение природного парка флоры и фауны. И что интересно, преодолеть существующие в регионе разногласия, по мнению эксперта из Кыргызстана, можно путем создания региональных информационных площадок и единого медийного поля. «Более того, необходимо проводить встречи не только на высшем уровне – на уровне глав государств, но и сближать народы непосредственно между собой.  Например, это можно делать через организацию регулярных масштабных межгосударственных мероприятий: фестивалей, форумов, слетов, олимпиад. Также следует больше организовывать молодежные лагеря и школы, ведь именно через контакты со сверстниками будет происходить сближение, поиск и понимание общих целей и задач», – не сомневается Аита Султаналиева.

Глобальный подход

Узбекистан в первой части экспертной дискуссии представлял доктор политических наук, профессор Сайфиддин Жураев. И нельзя не заметить, что его взгляд на общие проблемы Центральной Азии сильно отличался от точки зрения экспертов из других стран региона своим где-то философским подходом. «Ряд важных проблем на пути развития стран Центральной Азии связан со сложностью или даже, лучше сказать, болезненностью процессов формирования новых моделей взаимоотношений», – сказал он, заметив, что во многом существующие проблемы всех пяти государств региона имеют глобальный контекст, в том числе из-за стремительно меняющейся системы международных отношений. В этой связи профессор Жураев высказал мнение, что для развития как регионального, так и международного сотрудничества странам Центральной Азии необходимо выработать более качественный подход к внешней политике. «Прежде всего необходимо уделять большее внимание экспертно-аналитическому обеспечению процесса принятия решений. Данное обстоятельство также требует и усиления публичности в обсуждении самых актуальных вопросов на повестке дня внешней политики всех стран Центральной Азии», – подчеркнул Сайфиддин Жураев.

Не интеграция, а кооперация

Что касается Казахстана, то первым спикером стал старший научный сотрудник службы международных научных проектов Библиотеки Первого Президента РК Осман Досов. Кстати, свою точку зрения по поводу наблюдаемых проблем стран региона казахстанский эксперт разбил на части. «Во-первых, к основным проблемам можно отнести разноплановость экономик и уровня развития стран ЦА. Во-вторых, другой важной проблемой является сохраняющаяся конкуренция между государствами ЦА. В-третьих, значительно влияние внешних факторов, которым договориться с каждой из стран ЦА в отдельности с выгодой для себя намного быстрее и проще, нежели в случае наличия некой консолидированной позиции всех государств региона», – отметил специалист из Казахстана. В качестве же выхода из  сложившейся практики взаимоотношений между Центральноазиатскими странами Осман Досов видит кооперацию государств региона, а не привычную для всех интеграцию. «Казахстан  и Узбекистан могли бы взять на себя ответственность за указанный процесс, создав что-то вроде оси региональной кооперации», – отметил старший научный сотрудник службы международных научных проектов Библиотеки Первого Президента РК.

Как видно из высказываний экспертов, несмотря на различие как взглядов, так и подходов к решению существующих в Центральной Азии проблем, всех их объединяет одно желание – существенно улучшить взаимоотношения между странами региона. Во всяком случае еще никто не сказал, что  нынешняя ситуация в Центральной Азии не требует какой-либо корректировки, а ее государства не должны что-либо менять. Впрочем, как говорится, еще не вечер, поскольку виртуальная дискуссия только началась.

7 просмотров

Ақ үй Қырғызстан және Беларуссия азаматтарының АҚШ-қа кіруіне не шектеу қоймақ

Сонымен қатар, шектеуге Мьянма, Нигерия, Судан, Танзания мен Эритрея ілінуі мүмкін

Фото: Bob Daemmrich / Zuma Press

ВАШИНГТОН –Трамп әкімшілігі Африкада халық ең көп тұратын Нигерияны қоса алғанда, тағы жеті мемлекетке АҚШ-қа кіруді шектеуді жоспарлап отыр. Бұл турасында осы елдердің тізімін көрген әкімшіліктегі лауазымды тұлғалар айтып берді.
Жаңа шектеулер Белоруссиядан, Қырғызстаннан, Мьянмадан, Нигериядан, Суданнан, Танзания мен Эритреядан келетін саяхатшылар мен иммигранттарға қатысты болмақ. Бұл елдердің азаматтарына АҚШ-қа кіруге толық тыйым салу шарт емес, бірақ олар визалардың түрлері, мәселен, іскерлік немесе қонаққа келу визалары бойынша шектеулерге тап болуы мүмкін, дейді шенділер.

Кейбір елдердің азаматтарына визаларды ұтысқа шығаратын «Диверсификационная лотерея» бағдарламаларына қатысуға тыйым салынуы мүмкін, өйткені ол ұтыстарда АҚШ-қа иммиграция деңгейі төмен елдердің азаматтары грин-картаны ұтып алуы ғажап емес.  Президент Трамп қажеті жоқ тұлғаларға Штаттарға кіруге мүмкіндік беретін бұл бағдарламаны тоқтатуға шақырды. Ол қолданыстағы виза жүйесін білікті жұмысшыларды тартуға қайта бағдарлаулы ұсынды. 

Шенділер тізімнің түпкілікті бекітілмегенін алға тартты, олардың айтуынша, 21-қаңтарда Ақ үйде тізімге тағы бір немесе екі елді қосу қажет пе, деген дебаттар жүргізіліп жатқан-ды.     

АҚШ-тың Ішкі қауіпсіздік министрлігі пікір білдіру туралы сұрау сауларды жауапсыз қалдырды. Ал Мемлекеттік департамент бұл жаңалыққа қатысты пікір білдіруден мүлдем бас тартты.

Президент әкімшілігі шектеулерді кеңейтуді дүйсенбі, 27-қаңтарда енгізуді жоспарлап отыр, бұл Трамптың Ирак, Иран, Йемен, Ливяи, Сирии, Сомали және Судан азаматтарының елге кіруіне тыйым салуы туралы жарлығының үшінші жылдығымен қатар келмек, оған ол президенттігінің жетінші күні қол қойған-ды. Жарлық Трамп билігінің алғашқы кезеңінде ел арасында түрлі пікірлер тудырған болатын.

Ақ үй орын алуы ықтимал лаңкестік актілердің алдын алу үшін, елге кіруге шектеу енгізудің қажеттігі туралы айтты. Өйткені тізімге енгізілген елдер АҚШ-қа бет алған азаматтарды жеткілікті деңгейде тексерулерден өткізбейді

Негізінен, мұсылман елдеріне жататын жеті ел азаматтарына АҚШ-қа кіруге тыйым салған алғашқы жарлық федералдық сотта қабылданбай, кері шақырылып алынған болатын. Жарлықтың екінші нұсқасы 2017 жылғы наурызда шықты, бірақ жарлық бұрынғыдай, мұсылмандарды діни нанымы бойынша кемсітеді, деп мәлімдеген сот, оны да қабылдамай тастады. 

2017 жылғы қыркүйекте шығарылған жарлықтың үшінші нұсқасы 2018 жылғы маусымда Жоғарғы сот тарапынан қолдау тапқан (бес дауыс қолдаса, төртеу қарсы шыққан), өйткені федералдық заң президентке АҚШ-қа келуді уақытша тоқтатуға қатысты ауқымды өкілеттер берген.

Қазіргі саясатқа сәйкес, АҚШ-қа Ирак, Иран, Йемен, КНДР, Ливия, Сирия және Сомали азаматтары, сондай-ақ Венесуэланың саяси шенеуніктері кіре алмайды. Ақ үй бүл тізімге аз уақытқа Чадты да қосқан болатын, бірақ 2018   жылғы сәуірде оны тізімнен алып тастады.

Бастапқы тізімнен ерекшелігі, жаңа шектеулерге арналған тізімге енгізуге үміткер елдердің көпшілігі, негізінен, мұсылман елдеріне жатпайды. Соған қарамастан, ішкі қауіпсіздік министрлігінің деректері бойынша, осы елдердің кейбіреулерінің азаматтары АҚШ-қа кіруге берілген визаның мерзімін өткізіп алады.

2018 қаржы жылы АҚШ-қа іскерлік немесе қонаққа келуге берілетін визалармен кірген эритериялықтардың 24% визалардың уақытын өткізіп алған. Нигерия азаматтары үшін бұл көрсеткіш 15%-ды, Судан азаматтары үшін - 12%-ды құраған. Осы орайда, атап айтарлығы, жалпы, виза мерзімін өткізіп алған адамдардың саны 1,9%-ды құрайды.

Politico газеті шектеуге ілінуі мүмкін осы жеті ел туралы  бірінші болып хабарлады.

Иммигранттардың құқықтарын қорғаушылар жоспарланып отырған шектеу саясатын сын тезіне алды. 

«Ондаған мың американдық отбасылар қазірдің өзінде осындай қатал әрі әділетсіз тыйым салу салддарынан зардап шегуде және басқалардан бөлініп тасталған. Тыйым салуды күшейту біздің ешқайсымыздың қауіпсіздігімізді күшейтпейді», – деді мұсылмандардың азаматтық құқықтарын қорғау жөніндегі Muslim Advocates коммерциялық емес ұйымының президенті Фархана Хера. 

Елге кіруді шектеуді кеңейту жөніндегі шешім Трамп әкімшілігінің 2020 жылғы сайлау қарсаңында иммиграциялық  саясатты күшейтуге дайын екендігі туралы белгі береді. Трамп кеңесшілерінің пайымдауынша, бұл қадам президент үшін пайдалы болмақ.

Осы айда Трамп әкімшілігі Аризона штатындағы Юма қаласында Штаттардың оңтүстік шекарасында 100 мильдік бөгеуші қабырға көтерудің құрметіне тақтайша ілді. Сонымен қатар, президент әкімшілігі иммигранттарға баспана беруге қатысты саясатты қабылдаған қалалар мен штаттардың демократ-көшбасшыларын сын тезіне алуды күшейтті. Ақ үйдегі шенділер оларға қатысты жаңа шектеулерді қарастыруда.  

Қаңтарда федералдық судья штаттардың биліктеріне және жергілікті билікке босқындарды қауымға орналастырудан бас тартуға құқық беретін президенттің президенттің өкімін бұғаттап тастады.  

Трамп жарлығының үш нұсқасына да қарсы болған Азаматтық бостандықтарды қорғаудың американдық одағы елге кіруді шектеуді кеңейтуге қайтадан сотта қарсы боласыздар ма, деген сұраққа қатысты пікір білдірден бас тартты. 


 


 

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif