Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


2722 просмотра

National Interest: Без США СССР не смогли бы захватить Курилы

Специалист по вопросам безопасности и военной истории в статье для американского издания рассказал, как США помогли СССР в разгроме милитаристской Японии

Фото: shutterstock

Специалист по вопросам безопасности и военной истории Себастьян Роблин в статье для The National Interest пишет, что без американской помощи советской армии не удалось бы разгромить остатки Квантунской армии и захватить Сахалин и Курилы, передает ИноTV.

Автор сообщает, что 10 апреля 1945 года советский сухогруз подошел к побережью Аляски к военной базе Холодный залив. На борту судна было 500 моряков Военно-морского флота СССР, которые прибыли на американскую базу на учения. Там они должны были пройти тренировку и научиться управлять одним из 149 кораблей США, которые Вашингтон передал Советскому Союзу. 

По словам эксперта, тайной миссией этого флота было доставить солдат Красной армии для вторжения в Японию, хотя на то время Москва и Токио официально находились в мирных отношениях. 

В начале 1945 года военные США собрали достаточно доказательств того, что десантная высадка на японских островах была бы чрезвычайно кровавой и разрушительной. Поэтому президент США Франклин Рузвельт пытался привлечь советскую армию, чтобы она поддержала американское вторжение, хотя советский лидер не был в этом заинтересован.

В октябре 1939 года советские танки и монгольская кавалерия разгромили японские силы в Монголии в решающей битве на Халхин-Голе. После этого Кремль и Токио официально заключили пакт о нейтралитете. В японской Квантунской армии не было большого желания взять реванш, а СССР вскоре был полностью занят войной против Третьего рейха.

Однако в октябре 1944 года Сталин сказал Рузвельту и премьер-министру Великобритании Уинстону Черчиллю, что он направит Красную армию на войну против Японии через три месяца после падения нацистской Германии. Кроме того, он поставил условие, что для этого советской армии должны предоставить корабли. 

Советские военно-морские силы, продолжает автор статьи, проводили небольшие десантные операции в Арктике, на Балтийском и Черном морях во времена Второй мировой войны, у них не было столько возможностей для высадки морского десанта, как у западных союзников. 

Советские корабли были технологически отсталыми, а кроме того, они были развернуты в атлантическом направлении, где продолжалась борьба с нацистскими войсками. Но если США соглашались помочь СССР подготовить вторжение в Японию, нужно было не просто передать корабли, но и научить советских солдат ими управлять.

В феврале 1945 года Вашингтон и Москва договорились организовать переброску кораблей в Колд-Бей на Аляске. Поскольку Советы официально сохраняли нейтралитет, было важно, чтобы операция под кодовым названием «Проект Хула» оставалась в секрете. 

В итоге было решено передать 180 кораблей. Наиболее боеспособными были патрульные фрегаты класса «Тахома», оптимизированные под борьбу против подводных лодок и оснащённые трёхдюймовыми и многочисленными боковыми пушками. 

Они были дополнены 34 минными тральщиками класса «Эдмирэбл», которые были оснащены схожим вооружением. Кроме того, Советский Союз получил 92 катера для борьбы с субмаринами и запасные деревянные торпедные лодки. Также американцы предоставили четыре плавучих станции для ремонта поврежденных судов. 

Но наиболее важным вкладом Вашингтона стали большие десантные корабли «Лэндинг крафт инфантри», оснащенные пандусами, по которым одновременно могли сбежать на берег до 200 солдат. 

В статье говорится, что первые пять советских кораблей прибыли в Холодный залив в апреле, привезя на обучение 2358 советских моряков и их командира адмирала Бориса Попова, который ранее командовал эсминцем. 

Тренировке мешала суровая погода на Аляске, а также языковой барьер. Американским военным было трудно объяснить советским солдатам, как работать с радарами, поскольку они «понятия не имели о существовании такой технологии»,  пишет Роблин.

К 17 мая подготовка советских моряков была завершена, и после специальной торжественной церемонии предоставленные США корабли отправились в СССР. 

Через три месяца после капитуляции нацистской Германии советские войска выступили против Квантунской армии Японии в Маньчжурии.  Американские корабли были направлены в акваторию, которая разделяла СССР и Японскую империю. Первыми целями для них стали остров Сахалин, который был на то время поделен между советской и японской стороной, и Курильские острова. 

Советские сухопутные войска начали вторжение в южную часть Сахалина 11 августа. 15 августа японским войскам было приказано прекратить сопротивление, и советский флот, начиная с 16 августа, начал серию десантных операций. Однако японский гарнизон продолжал отбиваться, и поэтому с советской стороны были потери. Но после официальной капитуляции Японии были захвачены порты Торо и Маока. 

Далее автор пишет, что штурм Курильских островов, начавшийся 18 сентября, оказался еще более беспощадным. 16 кораблей были развернуты для высадки советских морских пехотинцев на острове Шумшу. Но береговые батареи на мысе Кокутан потопили пять десантных кораблей, в результате чего морские пехотинцы остались без своих радиостанций и тяжелого вооружения. 

Плацдарм был почти захвачен контратакующими японскими солдатами, хотя советская воздушная поддержка, противотанковые винтовки и морская артиллерия в конечном счете смогли разбить легкие японские танки. 

Через несколько дней японский гарнизон наконец выполнил приказ о капитуляции, и советские военно-морские силы начали обеспечивать безопасность остальных островов Курильской гряды. 

Как заключает автор материала, проект «Хула» завершился только 4 сентября, через два дня после официальной капитуляции Японии. В рамках проекта обучение прошли 12 тыс. советских моряков, советский флот получил в распоряжение 149 кораблей. 

Четыре месяца спустя ВМС США начали требовать возвращения кораблей, но холодная война к тому времени стала препятствием американо-советскому сотрудничеству. 

В октябре 1949 года 27 патрульных фрегатов были наконец возвращены. 15 из 25 оставшихся на плаву десантных кораблей СССР удерживал до 1955 года. К тому времени корабли пришли в такое плохое состояние, что ВМФ США даже не хотел брать на себя расходы по их утилизации, поэтому оставшиеся суда были затоплены или проданы на металлолом, заключает эксперт.


1542 просмотра

Япония и ЕС хотят связать Европу и Азию

Смогут ли они создать альтернативу новому Шелковому пути

Коллаж: Вадим Квятковский

Альтернативой китайскому «Поясу и пути» назвали мировые СМИ инфраструктурное соглашение, подписанное ЕС и Японией. 

Япония и ЕС заключили инф­раструктурное соглашение о координации транспортных, энергетических и цифровых проектов, которые должны связать Европу и Азию. Документ был подписан Европейским Союзом и Японией 27 сентября в Брюсселе во время международного форума

«Связь между ЕС и Азией: строительство мостов для устойчивого развития». Из публикаций в западноевропейских и американских СМИ, которые очень похожи друг на друга, следует, что это инфраструктурное соглашение преследует цель создать весомую альтернативу китайской инициативе «Один пояс – один путь». 

Надо заметить, что в самом состоящем из 10 пунктов инф­раструктурном соглашении, которое подписали уходящий в ноябре текущего года с поста председателя Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер и премьер-министр Японии Синдзо Абэ, о китайской инициативе «Пояс и путь» нет ни слова. Есть пункт о намерениях «обеспечить синергизм и взаимодополня­емость» при сотрудничестве со странами Западных Балкан, Восточной Европы, Центральной Азии, Индо-Тихоокеанского региона и Африки в области связи и инфраструктуры. Имеется и заявление о необходимости содействия свободной, открытой, основанной на правилах справедливой, недискриминационной и предсказуемой региональной и международной торговли и инвестициям, а также содействия прозрачной практике закупок, обеспечению приемлемого уровня задолженности и высоким экономическим, финансовым, социальным и экологическим стандартам. Китай в соглашении не упоминается даже в контексте. 

Версия о желании Японии и Европейского Союза создать альтернативу китайскому проекту «Пояс и путь», к которому, кстати, присоединились уже 130 стран, возникла на основе выступлений на брюссельском форуме Жан-Клода Юнкера и Синдзо Абэ. В частности, пока еще действующий председатель Еврокомиссии, говоря о пользе, которую должно принести подписанное с Японией инфраструктурное соглашение в виде увеличения объема торговли почти на 36 млрд евро, отметил необходимость создания и устойчивой финансовой связи между всеми участниками нового проекта.

«Речь идет о том, чтобы завещать будущим поколениям более взаимо­связанный мир, более чистую окружающую среду, а не горы долгов. Речь идет также о создании большого количества взаимосвязей между странами мира, а не о большей зависимости от страны», – подчеркнул Жан-Клод Юнкер.

Фразы Юнкера о «горах долгов» и «большей зависимости от страны» и позволили западноевропейским и американским СМИ выдвинуть предположение, что глава Еврокомиссии говорил именно о Китае. Соответственно журналисты сразу же вспомнили о «долговой дипломатии» Пекина, которая уже привела к появлению экономически зависимых от Китая стран. В качестве примера был приведен случай с Шри-Ланкой, которая из-за долга в $8 млрд была вынуждена передать китайской стороне в аренду на 99 лет свой стратегически важный порт Хамбантота.

Напомнили СМИ и истории «великих долгов» Пакистана, Черногории, Таджикистана, Кыргызстана и целого ряда попавших в долговую ловушку программы «Белый слон» стран Африки, которые за построенные Китаем «грязные инфраструктурные проекты» должны теперь миллиарды долларов. 

Добавил пищи для размышления и японский премьер Синдзо Абэ. Как и Юнкер, он в своем выступлении на форуме в Брюсселе не стал упоминать Китай, но зато фактически обозначил альтернативный китайскому «пути» маршрут.

«Будь то одна дорога или один порт, когда Европейский Союз и Япония предпринимают совместные шаги, появляется возможность построить устойчивое, всеобъемлющее и основанное на понятных правилах соединение от Индо-Тихоокеанского региона до Западных Балкан и Африки. Мы можем создать не просто связь между собой, а очень хорошую связь. И само собой разумеется, что для того, чтобы связь между Японией, Индо-Тихоокеанским регионом и Европой была устойчивой, морской путь, ведущий в Средиземное море и Атлантику, должен быть свободным и открытым», – подчеркнул премьер-министр Японии. 

Любопытно, что китайская сторона, несмотря на присутствие на форуме в Брюсселе представителя МИД КНР Сюэцзюня Го, не стала реагировать ни на выступления Жан-Клода Юнкера и Синдзо Абэ, ни на многочисленные публикации в западноевропейских и американских СМИ. За нее это сделала японская пресса.

В частности, деловое издание Japan Times заметило, что инициированное Европейским Союзом инфраструктурное соглашение вызвано завистью европейских чиновников по отношению к Китаю, который только в рамках сотрудничества со странами Центральной и Восточной Европы по формуле «17+1» инвестировал в их экономику более 600 млн евро. 

В завершение несколько интересных фактов.

•    Товарооборот ЕС и Китая по итогам 2018 года составил $684 млрд. 

•    В октябре 2018 года во время визита Синдзо Абэ в Пекин Китай и Япония подписали свыше 50 соглашений о всеобъемлющем сотрудничестве. В 2018 году товарооборот между двумя странами составил $320 млрд.

•    Для участия в форуме «Связь между ЕС и Азией: строительство мостов для устойчивого развития» был приглашен вице-министр энергетики Казахстана Мурат Журебеков. Представителей других стран ЕАЭС и СНГ на форуме в Брюсселе не обозначили.
 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций