Перейти к основному содержанию

bavaria_seasonX_1200x120.gif


2118 просмотров

Евразийская интеграция: объединяться или разбегаться

Недоверие к своим торгово-экономическим партнерам и отсутствие конструктивного взаимодействия между странами, входящими в ЕАЭС, негативно сказываются на всех участниках экономического союза

Фото: Олег Спивак

Последствия глобального экономического кризиса 2007–2009 годов, санкции в отношении России, недоверие к своим торгово-экономическим партнерам и отсутствие конструктивного взаимодействия между странами, входящими в ЕАЭС, негативно сказываются на всех участниках экономического союза. Как отмечали эксперты, собравшиеся 6 сентября в Алматы на Конгресс евразийских СМИ, проблема заключается в том, что сегодня никто не знает, в каком направлении развивать интеграционные процессы.

Как сапожник без сапог

«ЕАЭС является новой реальностью на евразийском пространстве. С одной стороны, после начальной фазы быстрого роста ЕАЭС уперся в некий краткосрочный «потолок», через который предстоит долго пробиваться дальше, с другой –  ЕАЭС успел добиться достаточно многого и вполне жизнеспособен», – отметили участники мероприятия.

Действительно за довольно короткий срок – 3,5 года, с тех пор как существует Евразийский экономический союз (ЕЭК), была создана его институциональная основа. «Его отличительная черта в системе органов управления союза Евразийской экономической комиссии –  структура, которая имеет наднациональные полномочия. Они не всеобъемлющие, как у Европейского союза, но они у нас есть, –  с гордостью подчеркнул директор департамента развития интеграции ЕЭК Сергей Шухно.

Но здесь, по его словам, очень важен вопрос по снятию внутри союза барьеров и недопущению появления новых. «Эта проблема очень чувствительна и этим вопросам посвящена большая часть повестки решения органов Евразийского союза – порядка 40% от всех решений, принятых Евразийской экономической комиссией. Есть у нас белая книга, в ней сейчас около 60 препятствий. Снимаются препятствия, но, к сожалению, появляются новые», –  говорит представитель ЕЭК. Тем не менее, по его утверждению, сегодня Евразийская комиссия постепенно становится тем центром, который не только аккумулирует национальные позиции, но и вносит предложения по углублению интеграции, осуществляет мониторинг выполнения договоренностей в рамках союза.

Однако последняя ремарка тут же подверглась резкой критике со стороны других участников конгресса. Российский экономист Евгений Надоршин привел в пример разразившуюся не так давно дискуссию о лимитах на беспошлинный ввоз товаров физическими лицами на территорию ЕАЭС. «Выходят представители министерств и ведомств РФ и говорят: а давайте мы это сделаем. Простите, но тут же возникает вопрос: к чьим полномочиям относится это решение? Ищем в СМИ, что говорит евразийская комиссия на этот счет. Не поверите – а ничего на этот счет она не говорит. Собственно, она предпочитает отмолчаться, когда национальные министерства перешагивают через границы своих национальных полномочий и дождаться что же там будет. Как в таком случае можно рассчитывать на то, что наднациональное законодательство будут воспринимать серьезно?», –  задается вопросом экономист.

IMG_7332.JPG

По мнению г-на Надоршина, недостаточно прописать законодательные акты. Оно и понятно, если не будет тех, кто начнет отстаивать право этих законодательных актов действовать так, как прописано в последних, то никакого движения вперед и не будет.  Сергей Шухно попытался парировать, заметив, что российский Минфин так и не перешел черту по поводу беспошлинного ввоза. «Правильно, такие заявления есть. Поэтому я и говорю, что очень важно соблюдать право союза и нужны механизмы. Поэтому рядом стоит вопрос о наделении комиссии такими полномочиями», – нехотя признал представитель ЕЭК.

Впрочем, ни поучаствовать в развернувшейся дискуссии, ни дослушать ее продолжение собравшимся представителям СМИ так и не удалось, поскольку организаторы по непонятной причине предпочли все самое интересное обсудить кулуарно. Что вызвало некоторое недоумение у журналистов, поскольку мероприятие было организовано для прессы, да и сами участники еще в самом начале конгресса заявили о том, что считают его очень важным, поскольку, мол, работа ЕАЭС зачастую скрыта от граждан этого экономического объединения. 

Макроэкономический баланс или китайское ярмо

Вместе с тем затронутая тема нашла отражение в выступлении другого российского эксперта Михаила Делягина, который, коротко пробежавшись по резко меняющимся глобальным процессам, вывел неожиданный прогноз о том, что нас ждет впереди глобальная депрессия. «То, что мы считаем по инерции истерикой г-на Трампа, –  начало этому положил еще Обама со своими трансокеанскими партнерствами, которые были направлены на разрушение глобальных рынков. Те самые рынки, которые мы строили, начинают распадаться буквально на глазах на макрорегионы. Наступят очень грозные и жесткие времена. Сокращение объемов рынков может привести к утрате технологий. О чем, собственно, сказал Владимир Путин на недавно прошедшем макроэкономическом форуме. И в этой ситуации для нас встает очень простой вопрос: или мы сможем построить свой макрорегион, несмотря на все наши проблемы, или мы будем, как уважительно говорят о нас китайцы, надежным тылом великой Поднебесной. Одной из провинций, имеющей свою политическую самостоятельность, а в экономическом плане придатком Китая»? – задался вопросом экономист.

В этой связи он видит выход в создании четкой координации макроэкономической политики. Вопрос лишь в том, как это можно реализовать, если страны – участники ЕАЭС имеют принципиально разные цели? Между тем, с точки зрения его коллеги Евгения Надоршина, строить столь мрачные прогнозы преждевременно, поскольку глобальные рынки сбыта скорее всего останутся без каких-либо изменений. «Нефть она как торговалась, так и будет торговаться. Никакие специфические макрорегионы нефти не появятся. То же самое по большому количеству однородных продуктов. Как китайский МТК ворвался в сегмент бюджетных моделей и разместился там комфортно, он так же там, скорее всего, и останется. Потому что компании заняли свои ниши, которые глобальные игроки будут рассматривать. Они не будут сокращать свою деятельность из-за того, что политики решили рассориться. Да и тот же Китай макрорегионом ограничить сложно», – уверен экономист.

Но проблема все же есть. По мнению эксперта, она кроется в росте националистических настроений, которые наблюдюется с начала кризиса 2008 года и мешают развиваться экономическому сотрудничеству. «Нам будет очень тяжело преодолевать национальные барьеры и находить компромиссы, поэтому мы с большей легкостью будем объединяться вокруг сильного экономического партнера Китая, чем вокруг друг друга», – отметил в комментариях «Къ» Евгений Надоршин.

Пунктиры Шелкового пути

Стоит отметить, что экспертов конгресса роль Китая интересовала не только как глобального игрока, способного подмять под себя другие страны, но и как активного участника строительства Великого шелкового пути, стремящегося получить выгоду от вложенных инвестиций.

Евразийский банк развития (ЕАБР) должен иметь гораздо большие инвестиционные возможности для реализации интеграционных проектов, чем сейчас, считает Евгений Надоршин.

«Инвестиционный портфель ЕАБР в $3 млрд – это достаточно скромный объем. Интеграционный банк такого уровня должен иметь возможность покрывать проект если не в одиночку, то хотя бы существенную часть – вроде автомобильной дороги для обеспечения грузопотока между Китаем и Европой», – заявил эксперт.

По его мнению, несложно подсчитать потери, которые возникают из-за отсутствия российского участка на этой дороге, и эти потери оказываются гораздо выше, чем все выгоды от всех проектов, которые были реализованы усилиями ЕАБР. «Выгоды только одной торговле могут быть весьма внушительными. Препонов, конечно, много. Но банк интеграционный должен иметь возможности и, если надо, совершенно серьезно двигать проекты, измеряемые порядка $10 млрд. Тогда это полноценный интеграционный банк на этом пространстве – заметьте, не весь портфель, а проект. Мы говорим о совсем ином масштабе», – подчеркнул экономист.

В свою очередь, председатель правления ЕАБР Андрей Бельянинов задался вопросом существования маршрутов Шелкового пути. «Давайте умозрительно представим карту мира. Кто-нибудь когда-нибудь видел, что такое маршрут Шелкового пути? Хоть бы кто-нибудь пунктиром прочертил и сказал: «Вот такой Шелковый путь». Что сделали наши китайские коллеги? Они бросили этот камень в тазик, пошли волны, и от стен этого тазика волны начали отражаться. Мы сейчас обсуждаем то, что мне пока непонятно. Наверное, у наших китайских коллег есть стратегия. Мы, мне кажется, сами прокладываем эти пути. В этом, наверное, гениальность этого вброса», – заметил глава Евразийского банка.

К слову, данное заявление вызвало еще раз удивление отдельных представителей СМИ, которые в кулуарах, обсуждая услышанное, предположили, что, возможно, это была такого рода шутка, но при этом отмечали, что еще в I–III веках нашей эры упомянутый г-ном Бельяниновым Шелковый путь соединял четыре могущественные империи – Римскую, Парфянскую, Кушанскую и Китайскую. Одна ветвь Шелкового пути вела через Хорезм на Волгу, в Восточную Европу. Таким образом, товары из Китая, Индии, Центральной Азии достигали Руси. Другая ветвь шла через Балх и земли современного Афганистана в Индию. Товары, которые шли по третьей ветви, попадали из Багдада к Средиземному морю и дальше в Египет, Византию и Италию. Сегодня дороги, которые считаются Великим Шелковым путем, соединяют такие страны, как Азербайджан, Грузию и Северный Кавказ, Иран, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.

Нацвалюты в приоритете

Затронули эксперты и возможность перехода к расчету нацвалютами между странами-участницами ЕАЭС. Однако при этом они сошлись во мнении, что данный процесс дело дорогое, но необходимое. Пока речь не шла о вопросах безопасности, не было нужды его продвигать. Но теперь, когда игроки евразийского пространства столкнулись с ситуацией заморозки международных резервов с достаточно сложными стратегическими последствиями, возможно, есть смысл снова заняться продвижением расчетов в нацвалютах. Конечно, для этого необходимо будет развивать торги в парах валют друг друга, но для этого должен быть спрос на эти валюты. Но нацвалюты пока слабы, а хеджирование от валютных рисков требует дополнительных вложений. Тем не менее, по мнению экономистов, внедрение расчетов посредством нацвалют позволят: во-первых, решить вопрос безопасности, а во-вторых, это сфера, которую можно будет быстро и уверенно расширять далеко за пределы Евразийского союза.


929 просмотров

Казахстан меж двух берегов: Россия и США обостряют борьбу за рынок вооружений ЦА

США и их союзники готовят удар по Российскому военно-промышленному комплексу

Штаты и их союзники, развернув против Кремля санкционную войну, похоже, примериваются к удару по одной из самых золотоносных экспортных отраслей России – ее военно-промышленному комплексу.

В первых числах февраля российское агентство РИА «Новости» провело видеомост Астана – Бишкек – Ереван – Минск – Москва с участием начальника Объединенного штаба Организации Договора о коллективной безопасности, генерал-полковника Анатолия Сидорова. Который, в числе прочего, заявил о том, что главной угрозой в зоне ответственности ОДКБ на европейском направлении является продолжающаяся милитаризация европейских стран. Он напомнил, что наряду с уже реализуемыми проектами НАТО по наращиванию системы управления коалиционными войсками, совершенствования оперативного оборудования на их территории США в рамках европейской инициативы сдерживания намерены в текущем году развернуть в Восточной Европе дополнительные формирования сухопутных войск, а также кибернетические подразделения. В странах Балтии, по его мнению, предполагается увеличить интенсивность мероприятий по боевой подготовке с участием американских формирований из состава сил, предназначенных для спецопераций, – и с применением американского вооружения.

«Североатлантический союз в рамках подготовки продолжает интенсивно отрабатывать планы по переброске воинских контингентов на территории европейских стран и создания многонациональной группировки войск вблизи государств – членов ОДКБ в интересах подготовки и проведения наступательных и специальных операций, – подчеркнул г-н Сидоров. – Различного рода провокации, санкционное политическое и экономическое давление становятся нормой межгосударственных отношений и создают предпосылки к снижению порогов применения силовых методов в разрешении возникающих противоречий. В данных условиях опасной тенденцией является продолжающееся разрушение системы контроля над вооружениями. Главную роль в указанном процессе играют Соединенные Штаты Америки», – заявил представитель ОДКБ.

Деньги – и никакой политики?

Европейское направление вообще заняло большую часть выступления главы Объединенного штаба ОДКБ – он, в числе прочего, напомнил и об утверждении администрацией США в конце 2018 года программы серийного производства усовершенствованных авиационных ядерных боеприпасов: размещение указанных средств поражения на авиабазах в Бельгии, Нидерландах, Германии, Италии и в Турции, где в настоящее время хранится около 200 единиц неуправляемых радиобомб предыдущего поколения, планируется начинать в первой половине 2020 года.

При этом следует учесть, что Вашингтон приостановил участие в договоре о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, который предусматривает ограничение возможностей по наращиванию ударно-наступательного потенциала. Зато начал обучать личный состав Вооруженных сил указанных государств способам применения ядерных боеприпасов, что является прямым нарушением Договора о неприменении ядерного оружия.

«Подобные шаги Вашингтона вызывают опасения даже у отдельных союзников Штатов и, безусловно, приведут к резкому росту напряженности в мире», – заявил спикер.

Прямой угрозой для зоны ответственности ОДКБ российская сторона считает и планирующуюся закупку Грузией французских систем противовоздушной обороны, что позволит в среднесрочной перспективе включить их в интегрированную систему противовоздушной и противоракетной обороны Североатлантического союза. Наконец, поставки вооружения и военной техники Киеву Москва также считает наступательной акцией.

Причем наступление это явно идет на военно-промышленный комплекс России, который в условиях санкций остается одной из самых доходных экспортных статей этой страны. Так, в 2016 году Россия экспортировала вооружения и военной техники на сумму $15,3 млрд, оставив за собой второе место на рынке вооружений и военной техники с 23% от его общего объема (первенствовали здесь Штаты с 33%).

В 2017 году, когда санкционные войны уже развернулись, поставки российского вооружения за рубеж чуть упали в абсолютном выражении – до $14 млрд, зато помощник президента России Владимир Кожин заявил, что, несмотря на западные санкции, в 2017 году у России появились новые партнеры – страны, которые ранее никогда не обращались к России за вооружением. Уточнять, что это за страны, он тогда благоразумно не стал, но сообщил, что общий портфель экспортных заказов на российское вооружение и военную технику на ближайшие годы составляет порядка $47–50 млрд.

Пробное поле битвы – Таджикистан

Понятно, что такая цифра на фоне не слишком большой эффективности санкционной политики не могла не вызвать ответной реакции. Которая проявилась буквально через несколько дней после видеоконференции Смирнова: глава Центрального командования Вооруженных сил США Джозеф Вотел на слушаниях в Комитете по делам ВС Конгресса прямым текстом заявил, что Штаты намерены переориентировать страны Центральной Азии продукцию американского ВПК. Пока это не получается только потому, что Россия ближе и ее вооружение дешевле.

«Мы стремимся увести страны Центральной Азии в сторону от военных закупок из России, однако более высокие цены на американские системы будут и дальше представлять проблему для таких стран, – сказал глава Центрального командования ВС США. – Пока мы продолжаем устанавливать военные отношения с Таджикистаном, Москва усиливает свое влияние и расширяет военную базу в республике, но Таджикистан заинтересован в помощи США и их скромном финансировании для обеспечения безопасности», – добавил он.
Таджикистан при этом, напомним, является членом ОДКБ, как и Казахстан и Кыргызстан. Так что Штатам в своих попытках вытеснить Россию с рынка вооружений следует помнить еще и о том, что помимо цен на оружие сдерживающим фактором являются пункты договора, подразумевающие некие общие стандарты в вооружении, военной технике и оборудовании участников этого договора. Иными словами, даже если американский ВПК завтра начнет отчаянно демпинговать на рынке вооружения ЦА, это еще не означает, что ему удастся отхватить этот рынок в одночасье. Тем более что Россия попытается и дальше наращивать в структуре ОДКБ и других интеграционных объединениях механизмы коллективного взаимодействия, подразумевающие завязывание ВС стран-участниц на единые стандарты, в том числе и технические.

«Ситуация в зоне ответственности ОДКБ свидетельствует о необходимости дальнейшего развития механизмов системы коллективной безопасности членов организации, наращивания потенциала кризисного реагирования и обеспечения готовности к применению войск коллективных сил ОДКБ, совершенствования применения войск коллективных войск ОДКБ и слаживания руководства войск ОДКБ в ходе совместных операций», – так эту мысль выразил начальник Объединенного штаба Организации Договора коллективной безопасности.

Когда демпинг бессилен, включается политика

Отметим, что российский ВПК для стран Центральной Азии удобен еще и тем, что не только продает свою продукцию дешевле американских аналогов, но и предоставляет то, что называется постпродажным обслуживанием: ремонт и модернизацию. Вряд ли Пентагон сможет предложить подобный сервис, как и вряд ли американские парламентарии пойдут на субсидирование продукции своего ВПК за счет своих налогоплательщиков.

Есть другой путь навязывания своей продукции: санкции в отношении потребителей продукции страны-конкурента. О возможности расширения санкционного списка США за счет стран – потребителей российских вооружений в ноябре прошлого года говорил старший партнер казахстанского Центра стратегических инициатив (CSI) Олжас Худайбергенов.

«Дальнейшее обострение отношений между США и Россией приведет к тому, что большинство российских госкомпаний и банков попадут под санкции, вследствие чего часть казахстанских государственных и частных компаний попадут в серый список. Также под санкции попадут операции по приобретению новых систем ПВО С-400 и прочей военной техники», – сказал Худайбергенов на форуме стратегических инициатив 7 ноября прошлого года.

Впрочем, сам автор прогноза заявил тогда, что вероятность этого «шокирующего прогноза» составляет менее 1%. Тем не менее торг вокруг рынка вооружений, судя по риторике представителей ВС США и ОДКБ, уже начался. И в борьбе за этот рынок все средства, судя по всему, будут с точки зрения сторон влияния хороши, тем более что Штаты могут ставить своей задачей выдавливать с него Россию не одномоментно, а постепенно. Выторговывая себе все новые сегменты этого рынка за счет уступок государствам Центральноазиатского региона в каких-то совершенно других областях.

Что до шокирующего прогноза CSI относительно санкций, то, скорее всего, он так и останется прогнозом с небольшой вероятностью. Но новые высказывания о необходимости выдавливания России с рынка вооружений мы услышим совсем скоро: в начале февраля министр иностранных дел России Сергей Лавров подтвердил, что через шесть месяцев Москва выйдет из договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, зеркально ответив Вашингтону, который намерен полностью выйти из этого Договора в августе 2019 года. Нет сомнений, что после этого обострится борьба за рынки сбыта вооружений, равно как и за потенциальные плацдармы размещения этих ракет.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Многие люди уезжают из Казахстана по тем или иным причинам. Почему Вы остаетесь здесь жить?

Варианты

maqanKursiv14fev.jpg

Цифра дня

$22,012
трлн
составил госдолг США, впервые в истории превысив отметку в $22 трлн

Цитата дня

«Достигнутый без труда успех – это несчастье. Можно по наследству богатых родителей получить, но не будет впрок. Я вам заявляю, как поживший человек, опытный: я не видел ни одного счастливого человека-миллиардера, у которого 10-20 миллиардов денег (долларов). Я могу вам привести список миллиардеров, которые покончили жизнь самоубийством и в тюрьмах закончили, потому что просто так данные средства, кажется, не сделают тебя счастливым, а счастливым тебя делает то, что ты горбом заработал и получил это. Сделал, создал свое счастье, свой успех».

Нурсултан Назарбаев
Президент Казахстана

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank