Перейти к основному содержанию
2416 просмотров

Аральское море: единство при разногласиях

Государства-учредители Международного фонда по спасению Арала до сих пор не могут достигнуть полного согласия по морю, однако заметное изменение климата в регионе может поспособствовать переговорам

Фото: Reuters

Прошедший в городе Туркменбаши саммит глав государств-учредителей Международного фонда по спасению Арала назван историческим. Однако, судя по публикациям в СМИ и заявлениям руководителей этих стран, полного согласия так и не было достигнуто. Все остались при своих мнениях.

До встречи на туркменском курорте «Аваза» главы государств-учредителей Международного фонда спасения Арала не собирались вместе много лет. Предыдущий саммит состоялся в конце апреля 2009 года в Алматы. И хотя проблем вокруг бывшего Аральского моря меньше не становилось, как-то было не похоже, чтобы страны-учредители готовы были их совместно решать. Более того, все эти годы каждый тянул «одеяло» в свою сторону.

Каждый сам за себя

Так Туркмения, несмотря на возражения Узбекистана, продолжала проект по созданию в Каракумах озера Алтын-Асыр, вложив миллиарды долларов в фактический забор воды из Амударьинского речного бассейна. Узбекистан, вопреки прежним договоренностям, заблокировал строительство второй очереди проекта «Регулирование русла Сырдарьи и северной части Аральского моря», который позволил бы не только развивать рыболовство, но и вернуть городу Аральску выход к большой воде. Казахстан в свою очередь завершил строительство Коксарайского контррегулятора на Сырдарье. Обезопасив тем самым от постоянных подтоплений Кызылорду и Туркестан, но вместе с тем существенно сократив сброс воды из Шардаринского водохранилища в Арнасайскую впадину, ресурсы которой активно использовал Узбекистан. Не особо прислушивался к мнению соседей и Таджикистан, продолжая возведение на притоке Амударьи реке Вахш Рогунской ГЭС, работа которой может запросто повлиять на ситуацию в Приаралье в целом. Но больше всех «порадовал» Кыргызстан, в 2016 году заявивший о своем отказе участвовать в деятельности Международного фонда спасения Арала (МФСА), поскольку эта организация «не учитывает гидроэнергетические аспекты водопользования и потребности отдельных государств Центральной Азии».

Несмотря на разногласия

В этой связи, учитывая все существующие между странами региона разногласия, проведение саммита МФСА в городе Туркменбаши с участием первых лиц Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана и Кыргызстана действительно можно назвать историческим. Тем более что, судя по опубликованному, пусть и пространному, тексту коммюнике Совета глав государств-учредителей МФСА, стороны не только подтвердили свою «приверженность принятым решениям по совместному и комплексному управлению и рациональному использованию водных ресурсов и охране окружающей среды в бассейне Аральского моря». Они еще и готовы учитывать интересы «всех стран региона на принципах добрососедства и взаимного уважения». Достаточно позитивным представляется решение стран консолидировать усилия для «комплексного решения проблем, связанных с оздоровлением социально-экономической и экологической обстановки в бассейне Аральского моря, особенно в зонах, подверженных экологическому кризису». Многообещающе выглядит и предстоящее согласование между собой мер, направленных на обеспечение населения питьевой водой, увеличение площадей лесопосадок и уменьшение загрязнения вод, атмосферного воздуха и деградации земель. Соответственно для решения всех перечисленных проблем направлен и призыв к сотрудничеству институтам ООН, международным и региональным организациям.

На бога надейся…

Вот только далеко не факт, что те же международные организации и институты ООН начнут активно финансировать деятельность Международного фонда спасения Арала, который, по информации радио «Азаттык», за 25 лет своего существования уже потратил $15 млрд. По словам источника «Къ» из правительственных кругов в Астане, в настоящий момент как Казахстан, так и Узбекистан вряд ли получат от международных организаций деньги на спасение Аральского моря. «Раньше и Казахстану, и Узбекистану действительно давали гранты на подготовку проектно-сметной документации, на изучение флоры и фауны, на помощь населению, на другие мероприятия, связанные с Приаральем. Но сегодня ситуация несколько изменилась. На международном уровне наши страны уже не относят к развивающимся государствам. Они считаются достаточно развитыми. Если кто и может сегодня рассчитывать на помощь из-за рубежа, то только Кыргызстан, Таджикистан и где-то Туркмения. Но они к тому, что раньше называлось Аральским морем, имеют лишь косвенное отношение», – заметил собеседник «Къ», подчеркнув, что спасать остатки Арала Казахстану и Узбекистану придется собственными силами, постоянно контактируя между собой.

Все по-новому?

Здесь стоит отметить, что некоторые положительные сдвиги в этом направлении уже наметились. К примеру, на прошедшем в городе Туркменбаши саммите глав государств-участниц МФСА президент Казахстана Нурсултан Назарбаев фактически поддержал проект узбекской стороны по высадке в акватории бывшего моря защитных насаждений в виде саксаула и других солеустойчивых растений общей площадью почти в 350 тыс. гектаров. «Были очень полезные предложения, основанные на современных научных подходах. Например, укрепить соль на дне стойкими к ней зелеными насаждениями, которые будут способствовать улучшению экологической ситуации и одновременно служить источником получения кормов для сельскохозяйственных животных», – отметил в частности Нурсултан Назарбаев на прошедшей после завершения саммита МФСА пресс-конференции. О готовности создать все необходимые условия для выработки взаимоприемлемых механизмов взаимодействия в использовании водных ресурсов бассейна Аральского моря сообщил и президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев.

И все же говорить о кардинальных сдвигах в решении вопроса по спасению Аральского региона пока не приходится. По словам руководителя института «Казгипроводхоз» Анатолия Рябцева, с тем же Узбекистаном до сих пор нет договоренностей по старту второй очереди проекта «Регулирование русла Сырдарьи и северной части Аральского моря». «Наш второй этап уже 10 лет топчется на месте. Узбекистан заблокировал этот проект, и мы ничего не можем сделать. По сути дела, нам надо заново все делать, начиная от создания технико-экономического обоснования. А ведь этот этап очень серьезный! Это и восстановление рыбных запасов, и создание инфраструктуры – там два больших моста должны появиться, но, увы, все это было остановлено. Теперь остается надеяться на новое руководство Узбекистана», – отметил в беседе с «Къ» Анатолий Рябцев, заметив, что президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев по образованию мелиоратор, а потому хорошо знает суть проблемы.

А вот от Туркменистана и Кыргызстана особых движений пока не видно. Согласно сообщениям от официального Ашхабада, там пока не собираются отказываться от проекта по созданию озера «Алтын Асыр». В день, когда начался саммит стран-участниц МФСА, правительственный сайт Туркменистана сообщил, что «с вводом в строй первой очереди туркменского озера «Алтын Асыр» коллекторы, отводящие от оазисов дренажные и отработанные воды, соединены в единую гидросистему. Сегодня, всего через несколько лет, в результате естественных биологических процессов вода очистилась до приемлемых норм, там появилась растительность и большое количество рыбы и птицы». Там же приводятся и слова президента Гурбангулы Бердымухамедова, уверяющего, что сооружение этого рукотворного водоема «даёт возможность успешно решать насущные экологические, экономические и социальные вопросы».

Что касается позиции Кыргызстана, то и она как-то не меняется. Достаточно сказать, что новый президент этой страны Сооронбай Жээнбеков присутствовал на саммите МФСА в качестве наблюдателя. При этом никакой информации о том, что Кыргызстан возвратит себе членство в Международном фонде спасения Арала, пока не появлялось.   

Коррективы от погоды

Впрочем, нахождению общего языка между странами-участницами МФСА может поспособствовать начавшееся заметное изменение климата в регионе, которое уже угрожает таянием ледников с последующим значительным понижением уровня воды в реках Центральной Азии, что приведет к очень серьезным внутриполитическим проблемам. В этой связи нельзя не упомянуть об одной из точек зрения, согласно которой еще в начале года саммит глав государств-участников МФСА даже и не планировался. Пока в дело «не вмешалась» погода. Первая, пришедшая с Арала пыльно-солевая буря в конце мая 2018 года, накрыла не только весь северо-запад Узбекистана, но и северо-восток Туркменистана, уничтожив все посевы культурных растений и накрыв белым налетом все дома, машины и деревья. Вторая буря из соли, прошедшая в июле на севере Туркменистана, нанесла непоправимый ущерб хлопковым и пшеничным полям, а также фруктовым садам Дашагузкого велаята. Третья – в начале августа – накрыла белой мглой даже Ташкент, чего ранее никогда не наблюдалось.

banner_wsj.gif

1686 просмотров

Белый дом может ограничить въезд в США гражданам Кыргызстана и Белоруссии

Также под новые ограничения могут попасть Мьянма, Нигерия, Судан, Танзания и Эритрея

Фото: Bob Daemmrich / Zuma Press

ВАШИНГТОН – Администрация Трампа планирует ввести ограничения на въезд в США для еще семи государств, включая Нигерию – самую населенную страну Африки, по словам должностных лиц администрации, которые видели список этих стран.

Новые ограничения коснутся путешественников и иммигрантов из Белоруссии, Кыргызстана, Мьянмы, Нигерии, Судана, Танзании и Эритреи. Гражданам этих стран необязательно полностью запретят въезд в США, но они могут столкнуться с ограничениями по определенным типам виз, например, деловой или гостевой визе, говорят чиновники.

Гражданам некоторых стран могут запретить участвовать в программе розыгрыша виз «Диверсификационная лотерея», в которой граждане стран с низким уровнем иммиграции в США могут выиграть грин-карту. Президент Трамп призвал покончить с этой программой, заявив, что она позволяет нежелательным лицам въезжать в Штаты. Он предложил переориентировать существующую визовую систему в пользу квалифицированных рабочих.

Чиновники сказали, что список еще не утвержден окончательно, а 21 января в Белом доме всё еще велись дебаты о том, включать ли в список одну или две страны.

Министерство внутренней безопасности США не ответило на запрос о комментарии. Госдеп отказался прокомментировать новость.

Администрация президента планирует ввести расширенные ограничения в понедельник 27 января, в третью годовщину первого указа Трампа о запрете на въезд для граждан Ирака, Ирана, Йемена, Ливии, Сирии, Сомали и Судана, который он подписал в седьмой день на посту президента. Указ вызвал неоднозначную реакцию публики в начале президентства Трампа.

Белый дом заявил, что политика ограничения на въезд необходима, чтобы предотвратить возможные террористические акты, так как страны в списке недостаточно тщательно проверяют граждан, отправляющихся в США.

Первый указ, который запрещал въезжать в США большинству категорий граждан семи преимущественно мусульманских стран, был отклонен в федеральном суде и отозван. Второй вариант указа вышел в марте 2017 года и также был отклонен федеральным судьей, который заявил, что указ по-прежнему дискриминирует мусульман по религиозному признаку.

Третий вариант указа, выпущенный в сентябре 2017 года, был поддержан Верховным судом (пять голосов против четырех) в июне 2018 года на том основании, что федеральный закон предоставляет президенту широкие полномочия для приостановления въезда в США.

Согласно нынешней политике, в США не могут въезжать граждане Ирана, Йемена, КНДР, Ливии, Сирии и Сомали, а также политические чиновники из Венесуэлы. Белый дом ненадолго включил в этот список Чад, но убрал страну из списка в апреле 2018 года.

В отличие от первоначального списка, большинство стран-кандидатов для новых ограничений не являются преимущественно мусульманскими. Тем не менее, граждане некоторых из этих стран относительно часто просрочивают визу в США, по данным министерства внутренней безопасности.

В 2018 финансовом году 24% эритрейцев, въехавших в США по деловой или гостевой визе, просрочили визы. Для граждан Нигерии этот показатель составил 15%, для Судана – 12%. При этом в целом процент людей, просрочивших визу, составляет 1,9%.

Газета Politico первой сообщила об этих семи странах, которые могут попасть под ограничения.

Защитники прав иммигрантов раскритиковали планируемое расширение ограничительной политики.

«Десятки тысяч американских семей уже страдают и уже разделены из-за этого жестокого и предвзятого запрета. Усиление запрета не усилит безопасность ни для кого из нас», – сказала Фархана Хера, президент некоммерческой организации по защите гражданских прав мусульман Muslim Advocates.

Решение расширить ограничения на въезд сигнализирует о готовности администрации Трампа ужесточить иммиграционную политику в преддверии выборов 2020 года. Как считают советники Трампа, этот шаг сыграет в его пользу.

В этом месяце администрация Трампа повесила в Юме, Аризона, табличку в честь возведения 100 миль заградительной стены на южной границе Штатов. Администрация президента также усилила критику городов и штатов с лидерами-демократами, которые приняли политику предоставления убежища в отношении иммигрантов. Чиновники Белого дома рассматривают для них новые ограничения.

Федеральный судья в январе заблокировал распоряжение президента, которое дает властям штатов и местным властям право отказаться от размещения беженцев в их общинах.

Американский союз защиты гражданских свобод, который оспорил все три варианта указа Трампа, отказался комментировать вопрос о том, будет ли он снова оспаривать в суде расширение ограничений на въезд.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png