Не имеющая производства и продаж компания Nikola привлекла внимание инвесторов

Опубликовано
Обозреватель отдела "Фондовые рынки"
Есть ли у стартапа шанс доказать, что он не пустышка, – в материале «Курсива»

Тревор Милтон, основатель Nikola Corp – стартапа, который обещает представить миру грузовики на электротяге, продал 3,5 млн акций компании по $13,89 за штуку, сообщило в начале апреля издание Bloomberg. Летом прошлого года акции компании стоили более $60, но в сентябре 2020 года Милтон ушел в отставку с поста главы Nikola из-за обвинений федеральных властей США в обмане, а стоимость акций неудержимо поползла вниз.

Новый игрок на рынке

Компания Nikola Corp была создана Тревором Милтоном в 2014 году – именно тогда начались основные работы по проектированию и инжинирингу. Стартап, который многие называли конкурентом Tesla, занимается подготовкой к производству грузовиков на электрической тяге и водородных топливных элементах. Спустя шесть лет, в июне 2020 года, Nikola Corp. вышла на биржу через SPAC (special purpose acquisition company), ставший в последнее время популярным способом публичного размещения.

ne-imeyushhaya-proizvodstva-i-prodazh-kompaniya-nikola-privlekla-vnimanie-investorov-2.jpg

Уже через несколько дней после размещения акции компании подскочили более чем на 20%, и вскоре капитализация Nikolа составила $28,799 млрд. На тот момент это было чуть больше капитализации Ford, крупного американского автопроизводителя с реальным производством и продажами, в отличие от самой Nikola. Внимание инвесторов привлекли как смелые планы компании, так и очевидные параллели с производителем электромобилей Tesla (обе компании названы в честь изобретателя Никола Тесла).

ne-imeyushhaya-proizvodstva-i-prodazh-kompaniya-nikola-privlekla-vnimanie-investorov-1.jpg

В сентябре прошлого года Nikola договорилась о сотрудничестве с General Motors. Согласно условиям соглашения GM обязалась изготавливать разработанные стартапом электропикапы Badger, которые бы работали на батареях GM и использовали системы топливных ячеек GM. Взамен автоконцерн получал 11% акций Nikola на сумму $2 млрд и право назначить своего члена совета директоров.

Однако все изменилось в сентябре, когда шортселлерская компания Hindenburg Research опубликовала 67-страничный отчет, в котором заявлялось, что Nikola сознательно обманывала своих инвесторов. В качестве примера приводилось в том числе выступление основателя компании Тревора Милтона на презентации электрогрузовика Nikola One в 2016 году, где Милтон заявил о том, что автомобиль «полностью функционален». Как впоследствии выяснила Hindenburg Research, рекламное видео, демонстрирующее возможности Nikola One, было сфабриковано: грузовик на видео просто катился под гору. Nikolа позже признала, что это действительно было так.

Hindenburg Research подвергла сомнению и другие заявления Nikola. В частности, авторы отчета процитировали компанию Powercell AB, производящую водородные топливные элементы, которая ранее была партнером Nikola. Powercell AB назвала амбиции Nikola по разработке батарей и водородных топливных элементов «пустым звуком».

Вскоре после публикации отчета Тревор Милтон подал в отставку с поста председателя, а GM пересмотрела условия соглашения с Nikola. Теперь речи о производстве грузовика и доле в Nikola не идет. GM предоставит стартапу свою систему топливных ячеек для производства полуприцепов класса 7 и класса 8. В ноябре 2020 года департамент юстиции и комиссия по ценным бумагам США в связи с обвинениями Hindenburg Research инициировали расследование в отношении Nikola Corp. и ее основателя.

Сорвалось и другое потенциальное партнерство – с BP, которая собиралась участвовать в разработке водородных заправочных станций для электромобилей Nikola. Это партнерство было одной из основных составляющих бизнес-плана компании Nikola по выводу на рынок грузовых электромобилей с водородными топливными элементами. После заявления ВР об отказе сотрудничать с Nikola цена акций последней упала более чем на 25% в течение дня.

ne-imeyushhaya-proizvodstva-i-prodazh-kompaniya-nikola-privlekla-vnimanie-investorov-4.jpg

Почему инвесторы выбирали Nikola?

Взрывной рост цен на акции Nikola и не менее динамичное их падение напрямую связаны с интересом инвесторов к этой компании. 13 апреля 2021 года ее капитализация составила чуть больше $4,5 млрд, а стоимость одной ценной бумаги – $12,05, хотя на момент размещения летом 2020-го на бирже Nasdaq эти показатели были $12 млрд и $33,75 соответственно. Почему так произошло?

Фондовый рынок живет ожиданиями, и поэтому оценки многих компаний строятся исходя из предположений о будущей прибыли фирмы. И чаще всего это гораздо более важный фактор, чем текущие выручка и прибыль, отмечает аналитик компании «Фридом Финанс» Тамерлан Абсалямов. Солидный рост акций Nikola, по его словам, можно объяснить слишком высокими ожиданиями по будущему развитию компании. И этот оптимизм, по мнению Абсалямова, был вполне оправданным, учитывая большой рынок грузовиков класса 8 (массой более 15 тонн), на который нацелена компания, а также глобальную базу предварительных заказов.

В управлении аналитики BCC Invest отметили, что инвесторам «достаточно непросто оценить эмитентов, которые не имеют истории и результатов деятельности на момент оценки». Представители компании посоветовали инвесторам формировать свое мнение об оценке таких эмитентов сразу по нескольким параметрам. Среди них, например, перспективы реализации проекта с учетом его актуальности и инновационности, фактическая реализация заявленных компанией стадий развития проекта и вовлеченность в проект известных стабильных компаний.

ne-imeyushhaya-proizvodstva-i-prodazh-kompaniya-nikola-privlekla-vnimanie-investorov-3.jpg

«В истории с Nikola стоимость акции формируется больше на основе спекулятивного интереса», – подчеркивают в BCC Invest.

Леонид Делицын из группы компаний «ФИНАМ» поделился, что перед аналитиками регулярно ставится задача оценить компанию, у которой еще нет продаж.

«Разумеется, на фондовом рынке более типичны компании более зрелых стадий, поскольку у массового инвестора нет ни информации, ни времени и умений для построения финансовых моделей. Кстати, поэтому Nikola и подобные ей компании и выходят на рынок не через обычную процедуру IPO, а при помощи SPAC. На фондовом рынке обращались акции бланковой компании, которая слилась с Nikola, в результате чего последняя и стала публичной», – говорит Леонид Делицын.

Он обращает внимание на то, что инвесторы доверились опыту менеджеров бланковой компании VectorIQ Acquisition, а те провели «не слишком тщательное изучение Nikola». Судя по тому, что независимые исследователи сумели по изображениям догадаться, что грузовик сам не едет, инвестиционным менеджерам VectorIQ достаточно было бы подойти и проверить.

«Впрочем, возможно, в тот момент, когда организовывали слияние, движение грузовика было только в планах. В конце концов, ведь и государства доверяют генеральным конструкторам, которые создают космические корабли и подводные лодки. Как можно определить, какой именно космический корабль Маска вернется, а какой взорвется?» – говорит Леонид Делицын.

Владельцу электромобиля из Алматы Максиму Барышеву автомобильный бренд Nikola с самого начала показался «хайпом» и попыткой сделать успешную историю на аналогичном «взлёте» компании Tesla.

«Самая большая проблема – это быстрая зарядка электромобилей. Такие быстрые зарядки, позволяющие заряжать легковые автомобили быстрее одного часа в Казахстане, – большая редкость. Для крупных тяжеловозных автомобилей потребуется отдельная дорогостоящая инфраструктура», –отметил он «Курсиву», добавив, что стоимость такой инфраструктуры гораздо выше, чем стоимость зарядок «Суперчарджер» от Tesla.  

Барышев добавил, что создание большегруза от Tesla задерживается по той же причине. «Считаю, что вряд ли в ближайшее время будет возможно создание подобной отдельной инфраструктуры для большегрузных автомобилей. Для бизнеса перевозок выгодно, когда автомобиль минимально простаивает и максимально перевозит груз. В случае электротранспорта такое невозможно с текущими технологиями», – полагает он.

Шансы еще есть

«Курсив» обратился в Nikola с запросом по ситуации в компании, однако там воздержались от каких-либо комментариев. Директор по публичным и корпоративным коммуникациям Николь Роз сообщила только, что «ответы на все вопросы могут быть найдены на сайте».

Аналитики дают разные оценки Nikola и во многом связывают ее перспективы с развитием отрасли электромобилей в целом. В 2020 году сегмент показывал значительный рост. По данным портала Research Affiliates, к концу января 2021 года общая рыночная стоимость восьми крупнейших производителей электрокаров достигла $1 трлн. Для сравнения: общая стоимость традиционных автопроизводителей оценивается в $1,1 трлн.

«По всему миру есть много стартапов в сфере электротранспорта, но лишь немногие сделали реальный продукт. На этом рынке много хайпа», – заявил в комментарии «Курсиву» глава британского аналитического агентства AutoAnalysis Иэн Генри. По его мнению, выпуском электрокаров занимаются и традиционные автопроизводители, а потому лидерство в отрасли сохранится именно за ними. Они продолжат доминировать в отрасли – и по выпуску обычных автомобилей на сгораемом топливе, и по экотранспорту. «Tesla пользуется успехом, но все крупные автомобильные компании имеют программы по выпуску электромобилей, и я думаю, что они в конечном итоге продолжат доминировать на рынке. Некоторые «новые компании», в основном из Китая, смогут занять небольшую долю рынка, но теперь, когда VW, Hyundai, Mercedes и другие серьезно относятся к этому сектору, я думаю, что новые компании будут постепенно вытесняться», – добавил Иэн Генри.

В американской группе компаний Cox Automotive отметили, что в США, где и работает Nikola, рынок электромобилей и гибридных автомобилей показывает опережающий рост. «Нынешняя администрация Белого дома предлагает новые инициативы для поддержки роста продаж электромобилей.

Тем не менее интерес по-прежнему ограничен, и электрифицированные автомобили пока составляют лишь небольшую часть рынка. Большинство потребителей считают их слишком дорогими и беспокоятся о радиусе их действия и возможностях зарядки. Это меняется с течением времени, и мы считаем, что в конечном итоге электрифицированные автомобили станут доминирующей формой мобильности в США, но этот день все еще находится далеко в будущем», – прокомментировали аналитики компании.

Именно за этим трендом еще может успеть Nikola, которая, несмотря на падение стоимости акций и уход основателя, продолжает работу над своими проектами. Например, 23 февраля компания обнародовала новую программу по прототипам грузовиков на водородных топливных элементах – к 2024 году должно стартовать их производство.

Эксперты также отмечают, что на компании-производителе рано ставить крест. «Мы не можем утверждать, что Nikola – это компания-пустышка».

Из финансовой отчетности по состоянию на 31 декабря 2020 года видно, что у компании зафиксированы расходы на исследования и развитие проекта в размере около $185,6 млн, а в структуре активов около $840,9 млн занимают денежные средства и их эквиваленты», – говорят в управлении аналитики BCC Invest.

По мнению Тамерлана Абсалямова из «Фридом Финанс», основное, с чем сталкивается Nikola сейчас, – это организация и наладка производственного процесса. «С этим сталкивается большинство EV-стартапов на ранних этапах, в том числе и Tesla в свое время, которой удалось решить данную проблему, что и объясняет рост акций после некоторой консолидации с 2014 года», – констатирует Абсалямов. Он добавляет, что создать прототип, красиво оформить идею и продать предзаказы могут многие стартапы, но наладить качественное и эффективное производство и умудриться при этом выжить – более сложная задача. «Соответственно, в ближайшее время компании Nikola предстоит доказать свою способность наладить процесс производства и соответствовать срокам, учитывая обновленные прогнозы компании», – резюмирует Тамерлан Абсалямов.

Читайте также