Фондовые биржи Центральной Азии демонстрируют потенциал роста

Опубликовано (обновлено )
Обозреватель отдела "Фондовые рынки"
«Курсив» изучил, как работают площадки соседних с Казахстаном государств

Фондовые биржи в республиках Центральной Азии были созданы в 90-х годах прошлого столетия либо в 10-х – нынешнего. «Курсив» посчитал количество эмитентов, динамику индексов и капитализацию площадок Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана.

Узбекистан 

Республиканскую фондовую биржу «Тошкент» создали в апреле 1994 года, и ее деятельность, как говорится на официальном сайте, «тесно связана с проводимыми в республике реформами и политикой создания акционерных обществ открытого типа на базе приватизируемых государственных предприятий». На этой бирже торгуют только ценными бумагами, в числе ее акционеров – Агентство по управлению государственными активами с долей в 50%, а также Корейская фондовая биржа с 25% и четыре местных банка с 6,25%-ной долей у каждого. 

Общая капитализация фондового рынка Узбекистана к концу сентября 2020 года составила 51,84 трлн сумов, или около $5,02 млрд. Всего к концу III квартала этого года в биржевом листе «Тошкента» числились ценные бумаги 128 акционерных обществ. В сентябре объем торгов ценными бумагами составил 14,34 млрд сумов, или $1,4 млн. 

Индекс UCI, или Uzbekistan Composite Index, продолжает показывать ниспадающую динамику несколько лет подряд. Так, 2018 год он открыл на отметке в 1001,7 пункта, 2019-й – уже на 857,15, а нынешний, 2020-й, – на уровне 643,15 пункта. 30 октября этот показатель был 621,67 пункта. Снижение UCI с начала года в обзоре деятельности биржи за девять месяцев 2020 года объяснили «высокой волатильностью на рынке». 

Тем не менее 2020 год стал для этой фондовой площадки годом роста, что особенно интересно на фоне пандемии и глобального замедления экономического роста. За девять месяцев этого года было зафиксировано свыше 27,5 тыс. сделок на сумму 368,24 млрд сумов, или $35,7 млн. В сравнении с 2019 годом последний показатель вырос сразу на 10,59%.

Например, в первом полугодии прошло IPO крупного производителя пластмассовых изделий АО «Jizzax plastmassa», где было размещено 397 659 штук акций на 1,35 млрд сумов, или $130,8 тыс. При этом пик торгов пришелся на летние месяцы, когда объемы превышали даже январские, докарантинные. 

Первое IPO в истории страны, напомним, прошло в 2018 году – свои ценные бумаги разместила компания «Кварц», крупный производитель стекла. По итогам классического аукциона было продано 54% из 4,5 млн выпущенных акций на сумму 7,5 млрд сумов, или $926,5 тыс. В результате IPO 3305 жителей Узбекистана стали новыми акционерами компании. 

Практика первичных, а также вторичных размещений, как сообщает биржа, будет продолжена. Большой вклад в этот процесс вносит государство, которое планирует наращивать приватизацию, – всего частному сектору предложат более тысячи предприятий с госучастием, в том числе и через фондовый рынок. Так, еще в 2019 году сообщалось, что к 2023 году планируется провести IPO и SPO не менее 20 госкомпаний. В результате IPO 10 крупных госпредприятий, как сообщают СМИ, на рынке появятся новые компании с капитализацией $13 млрд. 

Такие крупные размещения могут привлечь внимание не только внутренних, но и зарубежных инвесторов, в том числе и из других стран Центральной Азии. В этом плане потенциальным козырем Узбекистана может стать создание собственного международного финансового центра в Ташкенте. Пока официальных заявлений по этому поводу не было сделано, но на экспертном уровне обсуждения уже ведутся. Это позволит Узбекистану соединиться с мировыми рынками капитала и привлечь больше иностранных инвесторов в компании «открывающегося» государства. 

Кыргызстан 

Кыргызская фондовая биржа была создана в 1994 году и сейчас имеет 17 акционеров, в числе которых, например, казахстанская биржа KASE и стамбульская BORSA Istanbul. До 2018 года на бирже вели торговлю только ценными бумагами, но затем появился товарно-сырьевой сектор. Там, например, торгуют строительными материалами. 

В размещенном на сайте интервью сопредседателя совета директоров биржи Абдуталипа Султанова говорится, что в листинге биржи находятся ценные бумаги 25 компаний, а по итогам первого полугодия 2020 года весь объем рынков капитала составлял около 35 млрд сомов (около $473 млн по курсу в июне). 

К концу октября капитализация снизилась, составив 32,75 млрд сомов, или $400,4 млн, но число эмитентов уже достигло 28. Последняя компания – местный производитель пищевых продуктов «Баркад» – выпустила на бирже корпоративные облигации 30 октября, несмотря на сохраняющуюся в стране политическую ситуацию. 

Месячный объем торгов за сентябрь составил около 681,9 млн сомов, или $8,57 млн. 

Индекс KSE показывает устойчивый рост: если в начале января 2018 года он был на отметке 550,93 пункта, то 2019-й открыл уже на 742,59. Октябрь 2020 года индекс завершил на уровне 939,81 пункта. 

В сентябре 2020 года на площадке биржи прошло первое в истории страны IPO. Привилегированные акции на 50 млн сомов, или $636 тыс., выпустила микрофинансовая компания «Салым Финанс», зафиксировав дивиденды на каждую ценную бумагу на первые три года обращения. 

Таджикистан 

Хотя нормативно-правовая база рынка ценных бумаг была создана в Таджикистане еще в 1992 году, площадка для централизованных торгов ценными бумагами – Центрально-Азиатская Фондовая Биржа, или CASE, появилась в 2015 году. В числе акционеров биржи – британская компания GMEX Group, которая занимается инновациями и технологиями в области финансовых рынков. Ее акционером, в свою очередь, является Deutsche Borse Group – одна из крупнейших биржевых организаций мира. 

Созданная весной 2015 года биржа первые торги открыла лишь спустя два года, в апреле 2017-го, когда местный Банк Эсхата разместил на ней двухгодичные корпоративные облигации на 20 млн сомони. В пересчете на доллары по курсу того времени это соответствует чуть более $2 млн. 

До появления биржи сделки по купле-продаже ценных бумаг акционерных обществ регистрировали в частных реестрах, при этом такие сделки не преследовали цели привлечения капитала для развития бизнеса, говорится в аналитическом обзоре CASE. Чаще всего банки совершали транзакции с ценными бумагами Национального банка страны или казначейскими векселями Министерства финансов. 

На официальном сайте CASE нет котируемых акций и государственных ценных бумаг, есть лишь одна позиция в списке облигаций, поэтому нельзя обозначить и объемы рынка в целом. 

Туркменистан 

Туркменистан – самое отстающее государство региона с точки зрения развития фондового рынка. Из открытых источников известно, что в 2016 году была создана, а в 2017-м начала работать Ашхабадская фондовая биржа. 

Единственный ее возможный владелец, если судить по особенностям экономики страны, – государство, а ее главная цель – «создание вторичного рынка ценных бумаг». 

Известно, что биржа реализует государственные казначейские облигации, выпуск которых начался в стране с конца 2015 года. Однако информацию о проводимых торгах или листинге ценных бумаг в открытом доступе найти не удалось – сайт биржи не работает. 

fondovye-birzhi-centralnoj-azii-demonstriruyut-potencial-rosta.png

Читайте также