KASE нацелилась на крупных спекулянтов

Опубликовано
Kursiv.kz попытался выяснить, каковы шансы KASE получить статус развивающегося фондового рынка

Хотя Казахстанская фондовая биржа создана почти 25 лет назад, она все еще относится к высокорисковому и нестабильному пограничному рынку — Frontier Markets. Но недавно глава KASE Алина Алдамберген заявила об амбициозной задаче получить статус развивающегося фондового рынка. Каковы шансы отечественной торговой площадки на успех, выяснял Kursiv.kz.

Согласно классификации Всемирного банка Frontier Markets – это рынки со значительными препятствиями для инвесторов. К этой категории относятся небольшие по размеру биржи, с низкой ликвидностью или только начинающие привлекать внимание международных инвесторов. Такая оценка теперь не соответствует амбициям KASE. «Мы намерены получить рейтинг Emerging Markets, и в этом направлении мы работаем. Что для нас это означает? Emerging Markets позволит привлечь большую группу иностранных инвесторов», – поделилась планами председатель правления АО «Казахстанская фондовая биржа» Алина Алдамберген.

Брокеры говорят, что статус Emerging Markets позволит отечественной торговой площадке войти в список, в котором находятся Китай, Бразилия, Индия, РФ и другие страны с сильным фондовым рынком. Общие обороты одного торгового дня  – триллионы долларов. Кстати, соседняя Россия умудрилась получить заветную оценку еще в 90-х годах. «Во всем мире принято классифицировать профессиональных фондовых инвесторов по разным стратегиям: кто-то вкладывает деньги только в Developed Markets – развитые рынки, другие – в Emerging Markets, и только единицы рискуют и инвестируют в Frontier Markets, куда мы сейчас относимся. Новый статус даст Казахстану возможность привлечь более широкий класс инвесторов, что, соответственно, увеличит приток капитала в страну», – объяснил председатель правления АО «Сентрас Секьюритиз» Талгат Камаров.

Аргументы «за»

Алина Алдамберген возглавила KASE в начале 2016 года. За год с небольшим биржа выполнила практически все требования консультативного комитета FTSE Russell. Так, была внедрена международная расчетная система Clearstream. Теперь ГЦБ страны включены в список ценных бумаг, которые рассчитываются Clearstream.

«Тем самым биржа обеспечила свободные расчеты инвесторов в долларах и других иностранных валютах. Потом было введено требование расчета Т+2 не только при покупке валюты, но и при приобретении ГЦБ. Если иностранцы получат доступ на наш рынок, они могут заключать сегодня сделку и рассчитываться за нее в тенге на второй день. В режиме Т+0 у всех должны быть активы в тенге, но для иностранных инвесторов это дополнительные риски», – подчеркнул Талгат Камаров.

Согласно стратегии KASE, уже в 2019 году биржа должна стать современной технологичной площадкой, максимально открытой к инновациям, способной удовлетворять потребности отечественных эмитентов, казахстанских и иностранных инвесторов. «Мы двигаемся в нескольких направлениях: улучшение работы с клиентами, развитие рынка, повышение конкурентоспособности биржи. Практически все направления этой работы завершены: мы привлекаем новых эмитентов, запустили несколько торговых площадок, расширили инструментарий», – констатирует Алина Алдамберген.

Трудности

Согласно требованиям Национального банка все эмитенты на отечественном фондовом рынке обязаны иметь рейтинги «большой тройки»: S&P Global Ratings, Fitch Ratings и Moody’s Investors Service. На оценки этих трех агентств ориентируются инвесторы всего мира, так как здесь правильно рассчитывают риски, указывают на слабые места. Кроме того, именно «большая тройка» формирует международную репутацию своего клиента. Естественно, такие услуги не могут стоить дешево. «Национальный банк требует, а это достаточно дорогая процедура. Поэтому необходимо решить ситуацию. Может быть, делать рейтинги с местной компанией, в партнерстве с глобальными рейтинговыми агентствами. Таким образом процесс будет удешевлен», – считает председатель правления АО «Казахстанская фондовая биржа» Алина Алдамберген.

Высокая стоимость услуг рейтинговых агентств обусловлена несколькими факторами: профессионализм, уникальные технологии и неподкупность оценщиков.

«Если рассматривать экономику Казахстана с точки зрения присвоенных компаниям и банкам кредитных рейтингов, становится заметно, что их количество не так велико. Мы обсуждаем с биржей и Национальным банком те шаги, которые помогут расширить масштабы отрейтингованной вселенной, что в конечном итоге приведет к дальнейшему развитию рынка», – поделилась информацией глава филиала S&P Global Ratings, Россия / СНГ Елена Елисеенко.

Необходимо подчеркнуть, что рейтинговые агентства только указывают на сильные и слабые стороны компаний, но не устраняют проблемы. Но если на рынке не будет международных оценок, это существенно увеличит риски инвесторов, что может привести биржу к краху. «Думаю, международная и национальная казахстанская рейтинговые шкалы являются теми инструментами, которые и в дальнейшем будут для рынка и регулятора адекватными индикаторами кредитного риска. Наша задача – расширить доступ к кредитным рейтингам агентства для казахстанских компаний», –подчеркнула глава филиала S&P Global Ratings, Россия / СНГ.

Еще одна проблема, о которой отечественные инвесторы говорят много лет, – это скудность рынка ценных бумаг. Косвенным подтверждением этому может служить информация об объеме торгов. Так, в августе этот показатель составил 9,6 трлн тенге. Большая часть, как всегда, пришлась на валютный рынок и рынок государственных ценных бумаг. На 1 августа к торговле на KASE были доступны ценные бумаги 380 наименований 153 эмитентов.

Профессиональный брокер Талгат Камаров эти цифры объясняет отсутствием инвесторов: «Бумаги на бирже есть. Известно, что Казахстан – богатая недрами и ресурсами страна. У нас большая территория, здесь много неразведанных месторождений и с точки зрения инвестиций есть куда вложиться. У нас очень много возможностей для бизнеса, только не хватает капитала, а капитал — это те инвесторы, которых нужно привести в страну».

Аргументы «против»

О том, что не все радужно в фондовом королевстве, говорит статистика рынка акций Казахстанской фондовой биржи. Так, капитализация здесь за месяц снизилась на 4,8%, или 846,2 млрд тенге, до 16,7 трлн тенге. На объем торгов повлиял выкуп привилегированных акций АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз» на сумму 3,8 млрд тенге. «В категорию развивающихся рынков нам мешают попасть сразу несколько существующих проблем. Первая и самая сложная – отсутствие защиты миноритарных инвесторов. Достаточно острый пример – это ценные бумаги АО «РД «КазМунайГаз». Баталии за акции этого эмитента длились три или четыре года. И все равно материнская компания КМГ добилась своего. Посмотрите, какая долговая нагрузка у нацкомпании и какая прибыль у «РД «КазМунайГаз». Однако материнская компания выкупила ценные бумаги, а миноритарии в очередной раз проиграли. У нас интересы небольших инвесторов просто игнорируются, их законодательство не защищает», – констатировала управляющий партнер Vitis Advisors Group Ольга Эм.

По словам профессионала, не все брокеры честно соблюдают правила игры. На местном фондовом рынке часто наблюдаются манипуляции. «Цена на акции растет против фундаментальных показателей. Без оснований бумага дорожает, и никто не понимает почему. Рано или поздно все начинает вскрываться, и рынок знает, кто это сделал, но за руку таких не ловили, поэтому не стану приводить примеры. Однако нечистая игра для иностранного инвестора – это риски», – подчеркнула управляющий партнер Vitis Advisors Group.

Любое развитие предполагает ошибки. Наверное, главное здесь – вовремя сделать выводы. Ведь если KASE удастся получить заветный статус Emerging Markets, то на отечественную торговую площадку придут большие инвесторы, для которых спекуляции – естественная среда, а это уже существенно повысит риски самой Казахстанской фондовой биржи.

Читайте также