Казахстанские предприниматели подсчитывают убытки после погромов

Опубликовано
Сумма ущерба приближается к 100 млрд тенге

Более 94 миллиардов тенге потеряли казахстанские предприниматели из-за погромов и мародерства. Самые большие убытки – у малого и среднего бизнеса Алматы. Сроки восстановления для многих остаются неопределенными, поскольку не все владельцы торговых точек могут документально доказать полную сумму ущерба или получить страховое возмещение.

По данным пресс-службы НПП «Атамекен» на 18 января, пострадавшими от погромов считаются 1,8 тыс. предпринимателей в девяти регионах страны. За пять дней беспорядков и мародерства они потеряли имущество на сумму 94,4 млрд тенге. Из них 92,4 млрд тенге – убытки 1,5 тыс. алматинских бизнесменов. Указанная сумма пока предварительная, так как владельцы некоторых компаний еще не получили отчеты технических экспертов и оценщиков, лишь высказали свое предположение о финансовых потерях. Кроме того, по информации прокурора Алматы Берика Жуйриктаева, озвученной на заседании городского штаба, сотрудниками правоохранительных органов осмотрено только 70% пострадавших объектов МСБ. Работа по оценке будет закончена в ближайшие несколько дней.

Портрет пострадавших

Пострадавших бизнесменов можно разделить на две группы. Первая, самая многочисленная (более 1,4 тыс. предпринимателей), – это ИП, владельцы небольших торговых точек и бутиков. Размер убытков у них может значительно отличаться: если в одних магазинах преступники лишь выбили входные группы и окна, то другие сожгли дотла. Судя по суммам, озвученным бизнесменами на страницах соцсетей и в СМИ, средний размер ущерба у представителей этой группы – 8–10 млн тенге. С учетом простоя убытки увеличиваются каждый день, поскольку возобновить деятельность таким предпринимателям просто негде. Только восемь из 17 пострадавших крупных ТРЦ Алматы возобновили деятельность, остальным нужен серьезный ремонт, а значит, время на восстановление.

Kazaxstanskie-predprinimateli-podschity'vayut-uby'tki-posle-pogromov-.jpg

По данным НПП «Атамекен», в целом убытки малого бизнеса в Алматы превысили 70 млрд тенге.
Вторая группа – крупный и средний бизнес. По количеству пострадавших объектов они занимают долю менее 10%, но индивидуальный финансовый ущерб у них масштабнее. Например, 25 магазинов «Спортмастер» и точек по продаже одежды O`stin (входят в одну группу) ограблены на 3 млрд тенге. Из магазинов «Технодом» вынесли бытовую и компьютерную технику на 5,5 млрд тенге.

Продуктовые супермаркеты бренда Magnum, по предварительным оценкам, потеряли около 10 млрд тенге. Крупные торговые центры и ТРЦ пострадали не только при разграблении бутиков (взлом замков, дверей, порча витрин), но и, главное, от умышленного уничтожения имущества. Преступники намеренно поджигали магазины, рестораны, взрывали гранаты, взламывали серверные комнаты.

Цель повредить и уничтожить преследовали неизвестные, которые сожгли несколько автобусов в Шымкенте. Из-за поджога полностью уничтожен крупный автосервис в Алматы Das Auto.
Компания «Астана Моторс» сумела избежать крупных финансовых потерь только благодаря собственному плану защиты.

«5 января мы приостановили работу дилерских центров «Астана Моторс», эвакуировали сотрудников, вывезли оргтехнику, новые автомобили перегнали в безопасные места, охрана дилерских центров была усилена. Территория завода Hyundai Trans Kazakhstan была забаррикадирована по периметру. В ночь с 5 на 6 января мародеры предприняли попытки проникнуть в здания Hyundai Qalqaman и Subaru Haval Almaty, однако им нечем было поживиться. Никто из работников дилерских центров за время беспорядков не пострадал. Здания центра остались целыми», – рассказала директор департамента корпоративных коммуникаций компании Ляззат Альжанова.

Вопросы на руинах

После завершения беспорядков власти заявили о том, что пострадавшим предпринимателям будет оказана поддержка – для этого был создан специальный фонд. Чтобы получить помощь, нужно заполнить заявку на портале infokazakhstan.kz и предоставить документы о причиненном ущербе.

Последний пункт для многих мелких бизнесменов стал проблемой. У одних документация уничтожена, сожжена, компьютеры повреждены или украдены, у других подтверждающих бумаг и вовсе не было.

«Как проверить, на какую сумму действительно был причинен ущерб? Если говорить о крупных торговых сетях, то у них есть накладные, аудит может провести оценку. А что сделать с малым бизнесом, который не застрахован и у него нет документов на часть продукции? Многие товары, оборудование торговцы могут покупать без накладных, на рынке. Нужно войти в положение таких предпринимателей, найти возможности помочь им. Иначе не исключено, что некоторые просто не выживут, обанкротятся», – говорит член комитета развития МСБ НПП Шынгыс Темир.

Kazaxstanskie-predprinimateli-podschity'vayut-uby'tki-posle-pogromov-_0.jpg

Эта проблема обсуждалась на заседании городского штаба по восстановлению жизнеобес­печения южной столицы, но определенного решения принято не было. У Палаты предпринимателей Алматы есть свое видение, как помогать таким бизнесменам.

«Наше предложение – взять на вооружение методику возмещения ущерба, исходя из данных по торговому обороту за последние полгода. В частности, чтобы сумма компенсации была равна 80% от среднемесячного торгового оборота. Если говорить о помощи для субъектов крупного бизнеса, то здесь ситуация сложнее, так как у них большой ущерб. Есть вариант сделать для них послабления в части выплаты КПН на определенную сумму. Все предложения и расчеты по ущербу мы направили в правительство», – сообщил в интервью «Курсиву» директор ПП Алматы Айтуар Кошмамбетов. 

Средний и крупный бизнес в большинстве своем имеет страховую защиту, но предприниматели сомневаются, что смогут получить возмещение от страховых компаний. Основатель компании по производству и продаже одежды Free-DA-Sagan Ольга Агапова рассказывает, что ее бутик в ТЦ «Promenade» в Алматы был застрахован, но лишь от пожара. Никто не страховался от погромов и мародерства, поэтому на выплаты теперь рассчитывать не приходится – не страховой случай.

«Наши прямые убытки не самые глобальные в сравнении со многими, около 13 млн тенге. Но мы производители, нам проще. Основная проблема состоит в том, что мы потеряли торговую площадь. Торговый центр сильно пострадал, и потребуется время на его восстановление. Быстро найти подходящее помещение не так просто. Сейчас мы вынуждены закрыть продажи в Казахстане. Следовательно, наши убытки – это не только разграбленный магазин, но и недополученная прибыль на неопределенный период времени», – говорит Ольга Агапова.

Страховой юрист, адвокат Динара Жубатова, опираясь на свой опыт работы, комментирует, что получение возмещения от страховых компаний и до режима ЧП было довольно сложным. Так как зачастую страховщики включают в договоры дополнительные условия, которые могут служить основанием для отказа. 

«Если говорить о произошедших событиях, то большинство страховых компаний, мотивируя отказ, скорее всего, будут ссылаться на исключение из страховых случаев. Ведь в типовых договорах есть такое положение: «Страховым случаем не является и страховая выплата не осуществляется, если ущерб причинен в результате военных действий или военных мероприя­тий и их последствий, а также террористических актов, массовых беспорядков и забастовок», – объясняет Жубатова.

Она не исключает, что предприниматели будут оспаривать отказы в судебном порядке. По мнению Динары Жубатовой, эффективным вариантом в сложившейся ситуации могло бы стать создание специальных комиссий с участием страхового омбудсмена и экспертов, которые будут заниматься рассмотрением вопросов о страховых выплатах населению в результате ЧП.

Чего хочет бизнес

Предложения – каким мерам поддержки быть – приходят и непосредственно от представителей бизнеса. Член комитета развития МСБ Шынгыс Темир собрал предложенные меры в один список и направил его в Национальную палату предпринимателей.

«Меры поддержки, которые предлагает бизнес, условно разделены на оперативные и системные. Первая группа включает в себя те механизмы, которые необходимы предпринимателям сейчас, в острый период. Они касаются налоговых послаблений, приостановления всех проверок, отказа от арестов счетов, других требований принудительного взыскания. Нужно дать возможность бизнесу встать на ноги, отдышаться и снова пойти вперед, – считает Шынгыс Темир. – Что касается системных мер, то в их число вошли предложения по темам, которые были болезненными и до январских событий. Например, пресловутый утильсбор, внедрение цифровой маркировки или штрафы за превышение порога по НДС».

Часть инициатив снизу уже включили в план оперативных действий, принятый на заседании правительства 18 января. Среди них отсрочка по кредитам, приостановка налоговых проверок, пересмотр системы утильсбора.

Айтуар Кошмамбетов полагает, что кроме мер поддержки государственного масштаба будут и дополнительные – региональные. Каждая область будет выделять средства исходя из потребностей бизнеса на местах.

Например, в Алматы будет работать программа льготного финансирования до 10 млн тенге для пополнения оборотных средств под 2% под гарантию СПК «Алматы». Идут переговоры с владельцами деловых, торговых центров о скидках на аренду для пострадавших бизнесменов. Три бизнес-центра в Бостандыкском районе Алматы уже согласились бесплатно разместить в свободных офисах тех предпринимателей, чьи компании понесли значительный ущерб. Обо всех утвержденных инструментах поддержки акимат города сообщит в ближайшие несколько дней.

Читайте также