Топ-5 неудачных инвестпроектов ЗКО

Опубликовано (обновлено )
Рассказываем про откормплощадки, шиншилловую ферму и два завода

Власти ЗКО регулярно работают над привлечением инвесторов для создания глобальных предприятий, которые могли бы пополнять бюджет региона. Они оказывают им господдержку в виде бесплатных земельных участков, льготных кредитов и помогают находить инвесторов. Часть проектов не выходят на полную мощность и перестают функционировать на первых годах работы.

Откормочная площадка ТОО «Кроун Батыс»

Откормплощадка появилась в поселке Январцево района Байтерек в 2010 году. На ее строительство было затрачено 3,5 млрд тенге, из них 40% принадлежали частному инвестору Евгению Алиеву, а 60% были получены в кредит от сельхозкорпорации «КазАгроФинанс».

Изначально проект задумывался как предприятие для поставки мяса за границу, все оборудование на предприятии было современным и масштабным. Заявленная мощность – 2 тыс. тонн мяса в год, что приносило бы ежегодный доход предпринимателю в 1,5 млрд тенге.

Однако в 2011 году «Кроун Батыс» выпустил мяса лишь на 13% от заявленной мощности. В 2012 году откормплощадка простаивала, а в 2013 году получила кредит на покупку скота в размере 500 млн тенге. В этом же году арестовали директора «Кроун Батыс» Евгения Алиева за растрату бюджетных средств в размере 53 млн тенге, выделенных в виде субсидий за экспорт мяса.

Согласно материалам дела, Алиев предоставлял в госорганы подложные документы с завышенными объемами реализованного мяса и получал за них субсидии. Суд признал Алиева виновным и приговорил его к трем годам лишения свободы, а также конфисковал имущество предпринимателя.

С момента ареста Алиева откормплощадку отдали другому владельцу. Но и тот разорился. Четыре года откормлощадка была без владельца, ею управлял сам холдинг «КазАгроФинанс» через дочерние компании. Производство мяса было, но в небольшом объеме. В 2017 году на «Кроун Батыс» забили оставшийся скот из-за отсутствия кормовой базы, само предприятие закрыли. С тех пор власти вели регулярную работу по поиску инвесторов, способных реанимировать комплекс.

Так, в 2018 году директор регионального представительства АО НК «Kazakh Invest» Анвар Ниеткалиев сообщил о том, что ирландские инвесторы заинтересовались проектом. Они планировали восстановить откормлощадку вместе с убойным цехом и экспортировать мясо.

В 2019 году карагандинский предприниматель Роман Гуссамов, руководитель ТОО «Тұлпар», сообщил, что планирует вложить 4,2 млрд тенге в откормлощадку и открыться до конца 2019 года. Он планировал переориентировать производство на более дешевое мясо для среднего класса и реализовывать его без посредников по низкой цене на рынках Казахстана и России. На 19 мая 2021 года, по словам представителей ТОО «Тулпар», откормплощадка начала свою работу, ежедневно они принимают по 100-150 голов скота и планируют выйти на мощность в 3,5 тыс. голов.

Завод ягнятины ТОО «Батыс Марка Ламб»

В 2015 году в селе Чапаево Акжайыкского района ЗКО открылся мясоперерабатывающий комплекс ТОО «Батыс Марка Ламб», который был ориентирован на экспорт охлажденной халяльной баранины премиум класса в страны Ближнего Востока. Заявленная мощность завода – 1400 голов МРС в сутки. Как и предыдущий проект, ТОО «Батыс Марка Ламб» на 85% был создан из средств сельхозхолдинга «КазАгроФинанс». Стоимость проекта – 3 млрд тенге.

С самого начала своей работы «Батыс Марка Ламб» зарекомендовал себя как проблемный завод. Так, в 2016 году из-за запрета на ввоз казахстанского мяса в Россию завод простаивал полгода. В этом же году один из фермеров, сдававших на предприятие баранину, обратился в правоохранительные органы: ему не выплатили 4 млн тенге. В начале 2018 года выяснилось, что предприятие задолжало 63 своим сотрудникам заработную плату в размере 12 млн тенге. Проблему удалось решить после обращения рабочих в трудовую инспекцию.

Все это время завод работал в вялотекущем режиме – не закрывался, однако заявленным мощностям не соответствовал. В 2017 году власти заявили, что для завода «Батыс Марка Ламб» найден соинвестор — китайская компания Zheng&Agrotechnology Co. Ltd, с ней подписан меморандум на строительство откормплощадки при заводе, объем всех инвестиций – $47 млн. Почему исполнять условия меморандума не удалось, власти умалчивают, однако в 2020 году замакима ЗКО Мухтар Манкеев заявил, что поиск инвесторов продолжается.

На 19 мая 2021 года, по информации банкротного управляющего ТОО «Батыс Марка Ламб» Марата Турманова, несмотря на то, что завод простаивает несколько лет, специализированный межрайонный экономический суд по ЗКО отказал предприятию и в процедуре банкротства, и в процедуре реабилитации. Иную информацию он отказался предоставлять. По данным из судебного кабинета, «Батыс Марка Ламб» позиционирует себя как действующее предприятие, временно не способное работать в связи с арестом счетов. Кредиторская задолженность «Батыс Марка Ламб» составляет 3,2 млрд тенге, из которых перед АО «КазАгроФинанс» — 2,4 млрд тенге, по налогам – 63 млн тенге, по заработной плате — 26 млн тенге, перед другими кредиторами — 716 млн тенге.

Шиншилловая ферма

Предприниматель из Семея Аскар Момынжанов приехал в Таскалинский район ЗКО, чтобы открыть шиншилловую ферму в 2014 году. В Семее он выращивал норку. Момынжанов вложил собственные средства на покупку 50 пар шиншилл из Москвы и запросил помощи у государства на оборудование по выделке меха грызуна. По идее предпринимателя, продажа одной шиншиллы приносила бы ему $10 тыс., а предприятие бы быстро окупилось за счет того, что шиншилла быстро размножается.

Районный акимат Таскалы содействовал предпринимателю в оформлении заявки на кредит. В течение двух лет инвестор пытался наладить производство, но государственной поддержки так и не получил. Местные власти объяснили это тем, что потенциальные покупатели из России отказались принимать мех шиншилл, в итоге предприниматель перепрофилировался на выпуск молока.

Маслозавод ТОО «Батыс Кунбагыс»

Завод по переработке подсолнечника и выпуску масла открылся в поселке Пойма Теректинского района ЗКО в 2009 году. Стоимость проекта – 2,4 млрд тенге, заявленная мощность – 7,4 тыс. тонн масла в год. 53% вложенных средств приходилось на частные инвестиции предпринимателя Мурата Жаркеева, 47% предоставило АО «КазАгроФинанс». Власти позиционировали завод как предприятие, которое будет выкупать подсолнечник у местных крестьян – до 21 тыс. тонн семян в год.

Масло под торговой маркой «Премьера» пропало с рынков спустя несколько месяцев со дня открытия завода. Причину исчезновения масла ни власти, ни руководство завода не озвучивали. В 2013 году директора завода Мурата Жаркеева арестовали. Ему предъявили обвинения в хищении бюджетных средств. По версии следствия, бизнесмен заключал договоры поставок подсолнечного масла с квазигосударственными компаниями, занимающимися формированием стабфонда в разных регионах Казахстана. Но масло не поставлял, а деньги пересылал на счета подконтрольных ему юрлиц. Общая сумма ущерба – 402 млн тенге.

Спустя время Жаркееву предъявили еще одно обвинение, на этот раз — по хищению 340 млн тенге, выделенных на посадку подсолнечника. Суд признал его виновным в хищениях и лишил свободы на 8 лет, с конфискацией имущества.

Во время суда и следствия всплыл еще один скандал: фермеры, сдававшие на маслозавод подсолнечник, не могли добиться выплаты за него, сумма составила 200 млн тенге. Позже долг погасила СПК «Орал», соакционер маслозавода. В 2014 году маслозавод со всеми долгами выкупил местный предприниматель Мурат Жакибаев, владелец хлебокомбината. На протяжении четырех лет он восстанавливал завод, выплатил долг «КазАгроФинансу», модернизировал оборудование на 1 млрд тенге и в 2018 году выпустил первую партию масла под маркой «Белес». Масло, по мнению местных жителей, неплохое по качеству, однако отнюдь не дешевое. Около двух месяцев назад акимат Уральска принял предельные цены на масло в размере 624 тенге за литр, однако реальная цена масла в розничных точках составляла 800-850 тенге за литр.

Лакричный завод ТОО «Licorice Kazakhstan»

Лакричный завод ТОО «Licorice Kazakhstan» был открыт в поселке Кушум Байтерекского района ЗКО в 2011 году. Предприятие было профинансировано БРК-Лизинг, его стоимость составляла 565 млн тенге. Проект был направлен на экспорт и намеревался перерабатывать лакрицу, или солодковый корень, в лекарство на его основе. Полученную продукцию планировали отправлять в Китай, Россию, Европу и США. Свой интерес к этому производству инвесторы объясняли тем, что это традиционное для Уральска производство, еще в 18 веке солодкой в Уральске занимались казаки – коренное население города.

Сразу же после открытия завод смог выйти только на 50% заявленной мощности, а спустя два года оно и вовсе простаивало. В СПК «Орал» (сейчас СПК «Акжайык» – ред.) сообщили, что из-за недостатка сырья и отсутствия оборотных средств у лакричного завода начались проблемы по выплате кредита БРК-Лизингу. Позже областной акимат не раз объявлял о поиске инвестора для лакричного завода.

В базе «Судебный кабинет» есть как минимум 15 исков в отношении ТОО «Licorice Kazakhstan» за разные годы, в их числе – иск от управления по контролю за использованием земель по ЗКО. Управление ходатайствовало об изъятии 500 га неиспользованных полей, сданных в безвозмездную аренду солодковому заводу. Суд иск удовлетворил.

Имеется в судебном кабинете и дело о признании предприятия банкротом. У Licorice Kazakhstan имелись долги – 49 млн перед СПК «Орал», 70 млн перед АО «БРК Лизинг», а также долги перед департаментом госдоходов за невыплаченные налоги и перед коммунальными службами. Несмотря на задолженности, суд не признал лакричный завод банкротом. На 19 мая 2021 года, по словам руководителя управления предпринимательства и индустриального развития по ЗКО Жанны Беккалиевой, производство ТОО «Licorice Kazakhstan» простаивает.

Ранее Kursiv.kz писал о пяти объектах госимущества в ЗКО, которые были переданы в доверительное управление. Среди них имелись как удачные проекты по передаче рощи и пляжей, так и провалившиеся проекты.

Также сообщалось о поисках потенциальных инвесторов властями области. Они намерены развить хозяйство по выращиванию малины, рыбный завод и теплицу. Экономисты раскритиковали ряд проектов.

Читайте также