Выпуск конвертируемых облигаций растет

Опубликовано
Пострадавшие от пандемии компании используют их как источник дешевых денег

Компании, сильно пострадавшие от пандемии коронавируса, наводнили рынок самым большим с 2007 года количеством конвертируемых облигаций. Инвесторы, которые приобрели эти ценные бумаги, были вознаграждены высокой доходностью.

Глобальные туристические и гостиничные операторы, в числе которых Carnival Corp., Southwest Airlines Co. и Royal Caribbean Group, по состоянию на 30 октября привлекли через продажи конвертируемых облигаций (эти бумаги можно обменять на акции) $147 млрд, используя их как источник дешевых денег для того, чтобы остаться на плаву во время пандемии. Для сравнения: за аналогичный период 2019 года выпуск таких облигаций составил сумму $108 млрд.

Сейчас в обращении находятся конвертируемые облигации на сумму около $450 млрд, и почти треть из них была выпущена в этом году. Активно продавать такие бумаги компании начали в апреле, после очень сложного месяца, когда инвесторы выводили деньги даже из самых безопасных активов. Компании из сферы путешествий, туризма и гостеприимства, акции которых сильно потеряли в цене, использовали эту опцию вплоть до июня.

Конвертируемые облигации – это гибрид облигаций и акций. Как и у облигаций, у них есть купон, по которому выплачивается установленная процентная ставка за определенный период, что обеспечивает стабильную доходность. Однако, в отличие от облигаций, в случае если цена акций компании превышает определенный показатель, держатель этих облигаций может конвертировать их в акции, фиксируя при этом значительную прибыль.

Процентные ставки, по которым компании должны погашать конвертируемые облигации, как правило, ниже, чем по обычным облигациям, поскольку у инвестора есть шанс получить прибыль в случае, если цена акций будет расти. Этот инструмент оказался весьма привлекательным для тех компаний, которым не хватало денег – ведь из-за пандемии авиаперелеты и морские круизы были приостановлены, а магазины и рестораны – закрыты.

«Оценивая те события, можно сказать, что самый лучший способ играть на рынке [конвертируемых облигаций] – это покупать все, что становится доступным, поскольку, достигнув дна, фондовый рынок снова растет», – говорит Максим Перрин, менеджер клиентского портфеля в компании Lombard Odier Investment Management. 

vypusk-konvertiruemyx-obligacij-rastet-2.jpg

В рейтинге Reuters Qualified Global Convertible Index стоимость конвертируемых облигаций в этом году выросла почти на 22%.

По данным FactSet, конвертируемые облигации компании Carnival, выпущенные в апреле на сумму $2 млрд с купоном 5,75%, теперь торгуются по цене свыше 155% от своей номинальной стоимости. Это произошло после того, как, достигнув минимума, акции круизного оператора показали быстрый рост. В том же месяце Carnival выпустила обычные корпоративные облигации на сумму $4 млрд с купоном 11,5%, что вдвое выше стоимости конвертируемых облигаций.

Условия продажи конвертируемых облигаций Carnival обеспечили инвесторам возможность обменять каждую бумагу на 100 акций по цене $10 за штуку в момент, когда акции компании торговались в этом году почти на минимальных значениях. Четыре месяца спустя, когда цена приблизилась к $15, Carnival досрочно погасила облигации на сумму почти $900 млн. За облигацию номинальной стоимостью $1000 компания предложила инвесторам 112 акций по цене $14,02 за штуку.

Этот шаг позволил держателям конвертируемых облигаций зафиксировать определенную прибыль, хотя и означал отказ от потенциальной возможности выиграть от дальнейшего роста.

Когда-то на этом рынке доминировали хедж-фонды и трей­динговые отделения инвестиционных банков. Как правило, они скупали конвертируемые облигации, а затем торговали привязанными к ним акциями и кредитными рисками по отдельности, зачастую применяя деривативы и кредитное плечо, чтобы воспользоваться даже небольшими отличиями в стоимости.

Сегодня же значительно возросла роль долгосрочных инвесторов, действующих по принципу «купил и держи». Трейдинговых отделов в инвестиционных банках больше нет, и хедж-фондам стало намного труднее получить кредитное плечо для совершения рисковых сделок.

Максим Перрин выступает как раз в качестве долгосрочного инвестора, которому интересны сделки, способные приносить прибыль в течение многих лет, тогда как краткосрочный трейдер или специалист по арбитражу будет искать быструю прибыль. Это означает, что в этом году Перрин упустил возможность сыграть на резком взлете цены акций, поскольку не уверен, что эти сделки будут выглядеть столь же привлекательными через несколько лет. 

«Не думаю, что для круизных операторов худшее уже позади. Пока я не вижу устойчивого роста продаж», – отмечает Перрин.

Среди компаний, которым он отдает предпочтение, Southwest Airlines, французский промышленный конгломерат Safran SA и принадлежащая Booking Holdings молодая и быстрорастущая туристическая компания Booking.com.

«Объем выпуска облигаций был огромным и по своему характеру имеет историческое значение. Мы заметили бум на рынке выпуска облигаций и нарастили наши позиции здесь, чтобы не упустить эту возможность», – говорит Кевин Рассел, директор по инвестициям хедж-фонда O’Connor (входит в группу UBS).

По словам Рассела, он вложил в рынок немного свободных денег и за счет сокращения спекулятивных облигаций нарастил долю конвертируемых облигаций.

Недавно Рассел продал несколько позиций, чтобы зафиксировать прибыль, но полон оптимизма в отношении дальнейшего роста – ведь рынки остаются волатильными.

Читайте также