Казахстанцы стали покупать больше иммуностимулирующих продуктов

Опубликовано (обновлено )
В Нацбанке отметили повышение спроса на яблоки, лимоны, апельсины и чеснок

В августе в Казахстане наблюдалось повышение спроса на овощи и фрукты, в особенности на иммуностимулирующие продукты: яблоки (годовой рост в августе составил 42,4%), лимоны (24,5%), апельсины (44%), чеснок (53,7%). Спрос на гречневую крупу как продукт длительного хранения повысился, что отразилось на росте цен на гречку на 69,5% (год к году). Об этом рассказала начальник управления макроэкономических исследований и прогнозирования департамента денежно-кредитной политики Нацбанка Нургайша Туреханова.

По ее словам, по данным ежемесячного опроса финрегулятора, инфляционные ожидания казахстанцев в августе выросли и составили 6,9%. Инфляционные ожидания – это предположения населения и участников рынка о дальнейшей динамике инфляции. Предположения о возможном уровне инфляции в будущем влияют на экономическую деятельность населения и рынка. 

Отметим, что по результатам предыдущего июльского опроса инфляционные ожидания казахстанцев составили 6,6%. Почти половина респондентов (49%) августовского опроса отметили, что их материальное положение за последние 12 месяцев ухудшилось. 79% не хранят сбережений. 59% казахстанцев, у кого есть накопления, хранят их на депозитах в банках, и 28% – в наличной форме.

Чуть больше половины опрошенных (55%) отметили, что сейчас плохое время для крупных покупок. 86% респондентов заявили, что за последние три месяца не совершали крупных покупок. Доля опрошенных, отметивших более быстрый рост цен за прошедшие 12 месяцев, повысилась до 65% (в июле – 64%). 

Темпы роста цен на мясо и мясопродукты между тем замедлились до 11,3% в годовом выражении на фоне замедления годовых темпов роста цен производителей мяса в живом весе и обрабатывающей промышленности до 1,3% и 5,4%, соответственно. Сдерживающее влияние на годовую продовольственную инфляцию продолжает оказывать дефляция сахара (в августе цены снизились на 7,7%, год к году). 

«На фоне более слабого потребительского спроса темпы роста цен на большинство непродовольственных товаров сохраняются на докризисных уровнях, несмотря на рост цен импортных поставок», – отметила Туреханова.

Вместе с тем наблюдается ускорение темпов роста цен на товары краткосрочного пользования, в частности моющие и чистящие средства подорожали на 9,4%, в том числе мыло – на 10,9%, шампунь – на 10%, зубная паста – на 9%. Рост цен на данную группу товаров, как полагают в Нацбанке, связан с переносом ослабления обменного курса на цены ввиду свободной продажи данных товаров в продовольственных магазинах, которые продолжали свою деятельность во время карантина.

По словам Турехановой, в результате ухудшения эпидемиологической ситуации в летние месяцы вырос спрос на антисептические средства и отдельные лекарства (жаропонижающие), что привело к ускорению роста цен на фармацевтическую продукцию в августе 2020 года до 8,7% (год к году). Максимальный годовой рост цен зафиксирован на медикаменты и товары, используемые при лечении и предупреждении коронавирусной инфекции: антисептики подорожали на 26,1%, корвалол – на 22,4%, жаропонижающие – на 14,8%, шприцы – на 8,9%.

Между тем закрытие границ и сокращение числа международных перелетов привели к снижению цен на услуги воздушных перевозок, туристических услуг, а также прочих видов услуг (услуги фитнес-центров, химчисток, салонов красоты). В результате подавленного спроса цены на данные товары и услуги демонстрировали слабый рост либо снижение.

В августе годовая инфляция замедлилась до 7%. Основной вклад в инфляцию продолжает вносить рост цен на продовольственные товары, которые в годовом выражении подорожали на 10,9%. Годовой рост цен на непродовольственные товары составил 5,5%, на платные услуги – 3,4%.

Опрос населения, направленный на измерение инфляционных ожиданий населения, проводится в Казахстане с января 2016 года. В ежемесячном опросе путем телефонного интервью участвуют 1500 респондентов. Репрезентативность выборки обеспечивается разделением респондентов по таким категориям, как регион (все областные центры, а также города Астана, Алматы, Семей), возраст и занятость. Количество респондентов в каждой категории приближено к данным согласно официальной статистике.

Читайте также