130 просмотров

Внедрение прогрессивной шкалы ИПН может быть преждевременным

В Казахстане отсутствуют налоговая культура и декларирование населения

Фото: Shutterstock

Внедрение прогрессивной шкалы индивидуального подоходного налога (ИПН) в Казахстане может оказаться преждевременным, считает генеральный директор ТОО «DAMU Capital Management» Мурат Кастаев. Об этом пишет «Интерфакс-Казахстан».

По его мнению, в Казахстане отсутствуют как налоговая культура с доверием к государству, так и декларирование населения.

«Поэтому внедрение прогрессивной шкалы преждевременно. Какие бы экономисты не показывали расчеты, что для значительной части населения с наименьшими доходами налоги снизятся - доверие к государству настолько низкое, что граждане все равно не поверят. Таким образом, прогрессивная шкала налогообложения не только не выведет, напротив - вытолкнет часть доходов в «серую» зону и вернет зарплаты в конвертах», - сообщает он.

Внедрение прогрессивной шкалы, как отмечает Кастаев, требует высокой налоговой культуры и понимания гражданами, на что тратятся их налоги.

«К примеру, в США значительная часть миллиардеров не только не уклоняются от налогов, но и просят государство повысить им налоги, так как понимают, что эти налоги будут использованы во благо граждан и богатые сами напрямую заинтересованы, чтобы бедным жилось лучше, иначе те станут угрозой их же безопасности», - подчеркивает эксперт.

По словам Кастаева, для успешного внедрения прогрессивного налогообложения должно хорошо работать декларирование доходов граждан.

«Декларирование позволяет классифицировать доходы по шкале, где растущая ставка налогообложения применяется не ко всему доходу, а только к определенной его части, а также, что не менее важно - применять систему вычетов для снижения налогооблагаемого дохода», - поясняет он.

Эксперт обращает внимание на то, что для внедрения прогрессивного налогообложения время еще не наступило даже по технологическим и инфраструктурным причинам. Он подчеркивает важность развития безналичных платежей и постепенного ограничения наличного оборота.

«Безналичные платежи быстры, безопасны и прозрачны и в ряде стран мира уже доказано, что сокращение наличного оборота денег напрямую влияет на сокращение преступности», - отмечает Кастаев.

При этом действующая ставка в 10% ИПН, как считает он, является оптимальной для граждан Казахстана.

«Однако с точки зрения бизнеса, фонд заработной платы облагается еще соцналогом и отчислениями, поэтому общая нагрузка на фонд оплаты труда в пределах 35% - это довольно много. (...) Государство должно идти по пути сокращения госрасходов бюджета, что высвободит пространство и откроет возможность для снижения налоговой нагрузки на население и бизнес. Почувствовав облегчение налогового бремени, как граждане, так и бизнес увеличат свои расходы и инвестиции, увеличится создание рабочих мест», - поясняет Кастаев.

Он считает, что для вывода денег из тени нужно создать выгодные условия как для бизнеса, так и для граждан республики.

«Для этого налоги должны быть низкими, а штрафы за сокрытие дохода и неуплату налогов - высокими. (...) Сам процесс и алгоритм исчисления и уплаты налогов должен быть простым и понятным», - говорит он.

Так, в пример он приводит внедрение единого социального платежа.

«Как бы ни возмущались так называемые самозанятые в период внедрения, сейчас большинство поняло, что проще заплатить государству 1 МРП в месяц в городах и 0,5 МРП в сельской местности, зато у государства не будет вопросов, будет учитываться трудовой стаж, а также государство само распределяет поступления на пенсионный счет, налоги и отчисления. Аналогично нужно сделать и для бизнеса, чтобы с зарплаты уплачивался один налог, который дальше будет распределяться на пенсионные, налоговые и соцотчисления», - комментирует Кастаев.

Также для вывода доходов из тени, как отмечает эксперт, необходимы борьба с коррупцией на всех уровнях, политические реформы, подконтрольность и подотчетность власти перед населением.

«По мере борьбы с коррупцией и становления действительно правового, демократического государства, капиталы из «серой» зоны будут перетекать в «белую», и тогда государству останется бороться только с теневыми, криминальными потоками денег», - говорит Кастаев.

По мнению старшего аналитика «Альпари» Анны Бодровой, вывести доходы из тени будет не так просто.

«Просто так взять и вывести бизнес из тени вряд ли получится. Нужно, чтобы бизнес сам захотел это сделать, чтобы на виду ему было комфортнее и перспективнее, чем в «серой» зоне», - отмечает она.

Эксперт считает, что стоит начать с 5% ИПН при зарплате ниже $700.

«Ставка налога должна быть такой, чтобы и бюджет наполнять, и бизнес «без штанов» не оставить, и заработную плату специалисту не уменьшить. Интересно должно быть всем участникам процесса, а не только «государственной машине»«, - комментирует Бодрова.

Глава офиса рейтингового агентства «Аналитическое кредитное рейтинговое агентство» (АКРА) в МФЦА Аскар Елемесов считает, что прямой связи между введением прогрессивной шкалы налогообложения и выводом денег из тени нет. 

«Во-первых, по сути и сейчас значительная часть населения не платят подоходный налог или платят очень небольшую сумму. Во-вторых, наиболее богатые люди по всему миру, и Казахстан не исключение, используют различные легальные схемы по оптимизации своих облагаемых налогами доходов, и по сути платят все равно гораздо меньше в процентах, нежели средний класс», - поясняет он.

Таким образом, как отмечает Елемесов, так или иначе плоская шкала взимания налогов существует в основном для населения, работающего по найму в формальном секторе экономики.

«Теневой сектор экономики налогов не платил и платить не начнет, если просто изменится шкала ИПН.  Легализация только такой части затрат как заработная плата потянет за собой интерес фискальных органов и к другим составляющим частям расходной части предприятий, поэтому если экономический агент был в тени, то он там и останется», - уточняет он.

По его мнению, даже резкое увеличение сбора налогов с населения не сильно изменит картину по доходам бюджета в целом.

«В Казахстане основными источниками пополнения бюджета являются корпоративный подоходный налог – около четверти всех собираемых налогов, и НДС (налог на добавленную стоимость - ИФ-К) - около трети. Есть также трансфер из Нацфонда, по сути опосредованные налоги на пользование недрами. ИПН обычно составляет около 10% в собираемых налогах в Казахстане. При этом в странах ОЭСР он в среднем находится на уровне 30%, причем в странах Северной Европы он ближе к 40%, а в США – более половины доходов бюджета. То есть, структура нашей экономики - небольшое население, обширные сырьевые ресурсы - определяют во многом и структуру собираемых налогов», - поясняет он.

Елемесов считает, что в стране необходимы усиление роли безналичного оборота, уменьшение роли человеческого фактора в исчислении налогооблагаемой базы и автоматизация процессов налогового администрирования, борьба с коррупцией.

В мае президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил проработать вопрос введения прогрессивной шкалы ИПН в отношении заработных плат и других доходов.

Для определения ставки в рамках планируемого внедрения прогрессивной шкалы ИПН министерство национальной экономики создало рабочую группу, в состав которой вошли депутаты парламента, представители национальной палаты «Атамекен», отраслевых министерств и известные общественные деятели.

«Люди, зарабатывающие более 25 млн тенге в год, как я считаю, должны платить больше 10%. Какую сумму они должны платить, определит комиссия, это будет 13%, 15%, но не больше 15%. Я считаю, что в нашей стране подоходный налог не должен быть больше 15%», - пояснял Токаев.

banner_wsj.gif

11 просмотров

Коронавируспен күреске қанша қаржы бөлінді?

ДСМ мәліметі бойынша, бөлінген қаржының жалпы сомасы 114 млрд теңгені құрайды

Фото: Курсив

ҚР Денсаулық сақтау министрі Алексей Цой елімізде коронавирусқа күреске бөлінген қаражат туралы айтып берді. Ведомство басшысының айтуынша, ауруға қарсы тұруға бөлінген қаржының жалпы сомасы 114 млрд 826 млн теңгені құраған.

«Бұл қаржының 40 млрд 58 миллионы Үкімет қорынан бөлінді. Жеке қорғаныш құралдарын сатып алуға  – 21 млрд 184 млн теңге, дәрі - дәрмек, медициналық бұйымдар сатып алуға – 2 млрд 30 млн теңге, зертханалық жабдықтар мен коронавирусты анықтауға арналған жүйелерді сатып алуға 2,5 млрд теңге қарастырылған», – деді министр  Орталық коммуникациялар қызметінде өткен баспасөз мәслихатында.

Сонымен қатар, коронавирусты анықтауға қажетті реагенттерді әзірлеу және шығару қызметін сатып алуға –  100 млн теңге, ПТР әдісімен зертханалық зерттеулерге –13,7 млрд теңге, жедел медициналық көмек автомобильдерін жабдықтауға қажетті өкпені жасанды желдету аппараттарын сатып алуға 310 млн теңге кеткен.

Бұл ретте Алексей Цой Қазақстан азаматтарын эвакуациялауға 131 млн теңге жұмсалғанын мәлімдеді.

"Республикалық бюджеттен 74 млрд теңге бөлінді. Соның ішінде 19,5 млрд теңге – инфекциялық, карантиндік және провизорлық стационарлардағы медициналық қызметтерге, 40,4 млрд теңге –карантин шараларына тартылған қызметкерлерді ынталандыруға, 14,8 млрд. теңгесі – Нұр-Сұлтан, Шымкент және Алматы қалаларында жедел салынатын үш инфекциялық ауруха салуға жұмсалды",–  деп түйіндеді министр.

Айта кетейік, наурыз айында АҚШ үкіметі коронавирус инфекциясымен күрес әлеуетін күшейту үшін Қазақстанға $ 890 мың бөлуге дайын екендігі хабарланған. Бұл жөнінде олар Қазақстанда алғашқы вирус жұқтырғандар анықталғанға дейін мәлімдеген болатын. Кейінірек CDC агенттігі (АҚШ Ауруларды бақылау және алдын алу орталығы) осы мақсатқа 1,68 млн доллар бөлінгенін хабарлады.

Мамыр айында АҚШ коронавируспен күреске Қазақстанға қосымша 1,5 млн доллар бөлетінің мәлімдеп, нәтижесінде көмектің жалпы сомасы 3,11 млн долларға жетті.
 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg