123 просмотра

Счетный комитет предлагает изменить правила закупок для госхолдингов

Сейчас квазигоссектор в большинстве случаев осуществляет их методом из одного источника

Фото: Shutterstock

Согласно данным счетного комитета, большая часть средств госхолдингов (в среднем 80%) в Казахстане тратится на государственные закупки неконкурентным способом, с высокой долей внутригрупповых закупок (в том числе технологически связанных). 

Ранее, в январе, на расширенном заседании правительства, на это указывал и президент страны Касым-Жомарт Токаев.

«Необходимо продолжить работу по обеспечению доступа отечественного бизнеса к регулируемым закупкам. Их объем достигает 14-15 триллионов тенге. Несмотря на определенные сдвиги, проблемы еще есть. До 49% закупок в государственных органах и от 70% до 90% в закупках квазигосударственного сектора по-прежнему осуществляются из одного источника. Следует прекратить закуп неконкурентными способами, сведя до абсолютного минимума так называемые исключительные обстоятельства», - дал он прямое поручение правительству и руководителям нацкомпаний. 

Одна из ключевых проблем подобного способа ведения бизнеса, помимо коррупции, заключается в крайне высокой степени концентрации рынка Казахстана, что приводит к резкому падению конкурентоспособности как экономики в целом, так и казахстанских компаний.

Собственно, это отметил и президент, заявив, что «слишком высокий уровень концентрации и монополизации наблюдается практически во всех базовых отраслях: в электроэнергетике, поставке нефтепродуктов, железнодорожных перевозках, предоставлении сотовой связи, банковских услугах и других. Это исключает рыночное ценообразование, конкуренцию между поставщиками, перекладывает монопольные издержки на потребителей». 

Он также указал на еще одно важное явление в экономике страны.

«Если ранее мы говорили в основном о чрезмерном присутствии на рынке государственных монополий, то теперь мы имеем дело с частными монополиями», - заявил Касым-Жомарт Токаев. 

Что характерно, это относится не только к тяжелым, базовым секторам экономики, но и к тем, кто по определению считается высококонкурентными, например IT. Практика «Самрук Казына» и других госхолдингов по закупу из одного источника фактически убивает конкуренцию, даже если она есть изначально. Например, по данным из открытых источников, выясняется, что разработчик систем документооборота ТОО «Documentolog» никогда не участвовала в тендерах и конкурсах на поставку своего продукта ФНБ. Тем не менее с 2016 по 2020 компания заключила 132 договора с 36-ю компаниями Фонда способом из одного источника, на сумму около 1,4 млрд тенге. Из них в первом полугодии этого года - 347.6 млн тенге. 

Приведенный пример - это лишь частичная иллюстрация проблемы, которую не могут решить уже много лет. Выступая в феврале этого года на первом форуме предпринимателей глава ФНБ «Самрук Казына» Ахмеджан Есимов констатировал, что «анализ структуры закупок Фонда на 1 января 2018 года показал значительную долю закупок из одного источника (90%). В связи с чем, контракты заключались «под бюджет», отсутствовала экономия и конкурентная среда».

«Ужесточили условия принятия решений и основания для закупа из одного источника. В результате, с 2019 года объем закупок из одного источника сократился на 700 миллиардов тенге — с 2,9 до 2,2 триллионов тенге. Закупки способом тендера увеличились в 4 раза — до более чем 1 трлн тенге. Эти меры способствовали получению экономии по итогам проведенных закупок в сумме 276 миллиардов тенге в 2018 – 2019 годах», - заявил на форуме Ахметжан Есимов. 

В настоящий момент закупки национальных компаний и госхолдингов выведены из-под общей юрисдикции и осуществляются по своим правилам. Положение могут исправить изменения в законодательстве.

«Необходимо ускорить принятие единого закона о государственных закупках и закупках субъектов квазигосударственного сектора с проведением всех процедур на централизованной платформе (на портале е-закупок министерства финансов)» - говорится заключении Счетного комитета на отчет правительства. 

Подобное поручение давал и президент страны Касым-Жомарт Токаев.

«Ранее поручалось проработать вопрос разработки единого закона о государственных закупках, а также создания единой IT-платформы закупок. Сделана только часть работы. Правительству следует оценить целесообразность принятия единого Закона по государственным и квазигосударственным закупкам, включая ФНБ «Самрук-Казына», - ставил он задачу в январе на расширенном заседании кабинета министров по итогам 2019 года. 

banner_wsj.gif

410 просмотров

Финнадзор разработал концепцию реформы фондового рынка

Брокеры обсуждают новые правила

Фото: Kursiv.kz

Агентство по регулированию и развитию финансового рынка разработало концепцию реформы фондового рынка. В Ассоциации финансистов Казахстана уверены: если реформа пройдет гладко, количество иностранных и местных инвесторов на KASE возрастет. 

Попытки реформировать отечественную фондовую площадку делал еще экс-глава Нацбанка Данияр Акишев. При нем регулятор перестал жестко контролировать курс тенге, система расчетов была переведена на режим Т+3 (когда сделку можно оплатить и на третий день после операции), биржа была интегрирована в международную расчетную систему Clearstream (благодаря ей государственные ценные бумаги РК легче покупать зарубежным инвесторам). 

Однако концепция большой реформы была разработана и передана в Ассоциацию финансистов Казахстана (АФК) для обсуждения совсем недавно. «Документ либерализирует требования к эмитентам, сокращает некоторые разрешительные процедуры, совершенствует инфраструктуру», – перечисляет достоинства реформы управляющий директор АФК Ерлан Бурабаев.

Председатель правления АО «Фридом Финанс» Сергей Лукьянов уверен, что признание финнадзором системных проблем – первый шаг к их решению. «Разработка концепции – значительный шаг, направленный на развитие рынка ценных бумаг и экономики страны. Сам процесс обсуждения данной концепции подтверждает политику слышащего государства, объявленную президентом страны», – говорит собеседник.

Инфраструктура

В настоящее время Центральный депозитарий (ЦД) оказывает услуги по открытию и ведению банковских счетов для расчетов по сделкам на KASE. Концепция предполагает, что ЦД будет подключен к государственным базам данных, что позволит организации идентифицировать клиентов. По мнению экспертов, эта функция, с одной стороны, будет противодействовать легализации доходов, полученных преступным путем, с другой – позволит брокерам усовершенствовать системы дистанционного обслуживания. «У нас очень большая страна, и брокерам не имеет смысла открывать офисы в каждом регионе, поэтому на первый план выходит удаленное обслуживание клиентов. Посредством развития электронных сервисов профессиональные участники рынка смогут быстрее и без лишней волокиты оказывать услуги физлицам», – объясняет Бурабаев.

За 30 лет независимости в страну пришел только один глобальный кастодиан – Citibank, поэтому концепция предполагает создание на базе ЦД региональной депозитарно-расчетной системы или учетного хаба, через который международные игроки смогут получить удаленный доступ к местным финансовым инструментам. Законопроект наделяет ЦД правом обмена валюты, что позволит организации проводить расчеты по сделкам с ценными бумагами как в тенге, так и в долларах. «Миноритарным инвесторам импонирует инициатива о наделении Центрального депозитария функциями обменных операций с иностранной валютой, в том числе в интересах клиентов. Данный шаг позволит ликвидировать монополию банков в данной сфере. Безусловно, это послужит повышению интереса иностранных инвесторов к локальному фондовому рынку», – уверен исполнительный директор Казахстанской ассоциации миноритарных акционеров Данияр Темирбаев.

Участники рынка согласны с расширением полномочий Центрального депозитария, но предлагают ввести новый термин – «потерянный клиент». «У каждого брокера есть клиенты, которые имеют долгосрочную задолженность по комиссиям ЦД за хранение активов», – говорит директор юридического департамента Centras Securities Наталья Былина. В компании разработали порядок установления статуса «потерянный клиент»: это долг перед ЦД в размере свыше 50 МРП, который не оплачивается больше двух лет. «Мы предлагаем не начислять комиссии таким клиентам, а их активы замораживать до возмещения задолженности. При этом брокер продолжит искать человека», – делится Былина.

Инструменты 

Игроки отечественного фондового рынка много лет жалуются на нехватку инструментов. Регулятор до недавнего времени объяснял скудный выбор узостью самого рынка. По мнению Лукьянова, развитию рынка мешают две ключевые проблемы – доминирование государственных и квазигосударственных инструментов над частным корпоративным сектором и отношение к риску. «Рынок ценных бумаг РК состоит на 80% из денежных инструментов, 90% из которых – это бумаги государственного и квазигосударственного сектора. Второй момент – это отношение как регулятора, так и участников рынка к риску. Есть стремление исключить риск, который сам по себе является неотъемлемым элементом рынка. Профессио­нальные участники готовы «покупать» риск и могут сами регулировать приемлемый для себя уровень риска», – считает председатель правления «Фридом Финанс».

Новая концепция может изменить эту ситуацию, так как расширяет перечень разрешенных законом долговых бумаг. В частности, предлагается ввести новый класс – инвестиционные облигации, доходность которых не фиксируется на весь срок, а зависит от динамики или значения какого-то базового актива (например, фондового индекса, процентной ставки, курса валют, инфляции). «При этом, как и в случае с классическими облигациями, эмитент гарантирует инвестору возврат их номинальной стоимости при погашении, – говорит Бурабаев. – Такие облигации очень популярны на зарубежных рынках. Актуальность этих бумаг многократно возрастет, если пенсионные активы казахстанцев будут переданы в конкурентную среду».

Еще один пункт концепции – упрощение порядка выпуска ценных бумаг частного (еще говорят, закрытого) размещения. 

«Некоторые компании заинтересованы в небольших размещениях для ограниченного круга инвесторов. Зачем им регистрировать проспект в финнадзоре? Функции по регистрации при частном размещении будут переданы Центральному депозитарию», – рассказал Бурабаев. В США частное размещение ценных бумаг от публичного отличают минимальные требования, которые должен соблюдать эмитент. Такой способ привлечения капитала не подлежит регистрации в Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC), следовательно, не требуется оформления проспекта эмиссии и раскрытия финансовой информации. В Великобритании частное размещение облигаций также осуществляется по упрощенной процедуре. 

Частное размещение – не единственная норма, которая будет приведена к международным стандартам. Еще изменятся требования на рынке свопов и деривативов. Законодательство РК будет соответствовать требованиям Международной ассоциации свопов и деривативов (ISDA). «Это позволит привлечь на рынок зарубежных инвесторов. Единая нормативная база позволит уменьшить затраты в процессе заключения и согласования договоров, обеспечит прозрачность деятельности всех участников», – заключил управляющий директор АФК.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg