bavaria_x6_1200x120.gif

275 просмотров

Регулятор готовит новый «льготный» пакет для казахстанских банков

Но возможно он не потребуется

Коллаж: Вадим Квятковский

Регуляторные послабления позволили поддержать объемы банковского кредитования экономики, сообщила глава Агентства по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) Мадина Абылкасымова на заседании правительства 23 июня. По информации «Курсива», в случае необходимости финнадзор готов пойти на дальнейшие временные смягчения.

Первый раз о временных послаблениях в надзоре за банками Мадина Абылкасымова сообщила 17 марта, также выступая с докладом в правительстве. В частности, АРРФР расширило перечень твердых залогов при финансировании проектов в рамках госпрограмм; ввело пониженное риск-взвешивание по кредитам МСБ; разрешило банкам не формировать провизии по кредитам, просроченным из-за введения режима ЧП. Глава финнадзора уточнила, что либеральные меры, направленные на недопущение снижения уровня кредитования бизнеса, будут действовать с 1 апреля по 1 октября и позволят банкам высвободить собственный капитал в размере 168 млрд тенге. 

По данным АРРФР, на 1 июня ссудный портфель банков второго уровня составил 15,1 трлн тенге, увеличившись с начала года на 325 млрд тенге, или на 2,2%. В апреле кредитование в целом просело на 2,5%, после чего в мае наблюдался слабый рост на 1,2%. «Портфель кредитов МСБ пока еще не вышел в рост, после апрельского падения на 3,4% оставшись на том же уровне», – сказала Абылкасымова на заседании правительства 23 июня.

Потенциальные риски

«Из-за уже введенных регуляторных послаблений довольно сложно сказать, насколько сильно ухудшилось качество активов банков, – отметила в беседе с «Курсивом» директор направления «Финансовые институты и государственные финансы» S&P Global Ratings Ирина Велиева. – Более того, полный эффект мы сможем наблюдать лишь к концу года, поскольку он еще не до конца проявился в банковских балансах. Очевидно, что банки столкнутся с необходимостью формирования дополнительных резервов на возможные потери по кредитам».

По базовому сценарию S&P, к концу года банки Казахстана должны будут сформировать дополнительные резервы. «Отчисления достигнут порядка 4,5% от среднего кредитного портфеля в этом году, а прибыль банковского сектора сократится вдвое. Однако мы понимаем, что вероятность перехода от базового к негативному сценарию по-прежнему высока – тогда потребности в резервах будут еще выше», – уточнила Велиева. 

Как следует из статистики АРРФР, за три месяца кредитных каникул (с 16 марта по 15 июня) банки только от заемщиков-физлиц недополучили 268 млрд тенге. Отсрочкой воспользовались 1,9 млн человек, или 34% от всех розничных заемщиков. В среднем отсроченный долг одного заемщика-физлица составил 142 тыс. тенге. Также получили отсрочку 12,5 тыс. предприятий МСБ (41,5% от общего количества заемщиков этого сегмента) на сумму 165 млрд тенге.

«Ситуация в банковском секторе неоднозначная. С одной стороны, сектор достаточно хорошо капитализирован. С другой – банки, активно работающие в сегментах МСБ и потребительского кредитования, наблюдают резкий рост числа заемщиков, которые перестали обслуживать кредиты. И пока сложно понять, сколько из них вернутся «в график», а сколько так и останутся проблемными», – говорит вице-президент – старший аналитик Moody’s Семен Исаков.

Зачем нужны послабления 

В S&P считают, что основная задача финансового сектора – это мягко и осторожно пережить «острую фазу» экономического кризиса и дождаться восстановительного роста ВВП. «Регуляторные послабления могут привести к тому, что банки смогут отложить формирование необходимых провизий на последующие периоды, таким образом сохранив запас капитала и поддержав показатели прибыльности», – говорит Велиева.

Международные аналитики отмечают, что регуляторы по всему миру вводят послабления для банков, в основном связанные с расчетом провизий и понижением риск-весов по отдельным классам активов. «Есть смысл дать сектору некоторую передышку, прежде чем требовать начисления резервов, – рассуждает Исаков. – Если же этого не сделать, есть вероятность, что у некоторых банков, работающих с низким запасом прочности по капиталу, могут возникнуть трудности из-за необходимости создавать резервы в момент резко сократившейся рентабельности, что приведет к сильной просадке нормативов достаточности капитала».

Источник в финансовых кругах напомнил «Курсиву», что после независимой оценки качества активов (АQR) состояние банковского сектора не вызывало тревоги у регулятора. В 14 крупнейших банках страны превышение капитала k1 относительно пруденциального минимума составило 70%. «AQR показала, что запас капитала на системном уровне составляет порядка 800 млрд тенге, поэтому банкирам не нужны льготы. Регулирование необходимо ослабить для того, чтобы банки продолжили кредитовать экономику», – пояснил собеседник. 

В режиме ожидания 

На заседании правительства 23 июня Мадина Абылкасымова заявила, что регулятор принял решение о снижении требований к консервационному буферу собственного капитала банков на 1 п. п. По информации «Курсива», эта мера начала работать с 1 июня. «Снижены требования к собственному капиталу, в том числе по кредитам, выданным субъектам МСБ; смягчены требования по коэффициентам ликвидности, что позволило высвободить капитал банков в размере 468 млрд тенге и ликвидность в размере 1,767 трлн тенге. В целом принятые меры позволили поддержать объемы банковского кредитования экономики», – сказала глава АРРФР.

По сведениям «Курсива», финнадзор и Нацбанк разрабатывают второй пакет антикризисных либеральных мер, который может быть принят в случае необходимости. «Насколько мне известно, рассматривается вариант предоставления ликвидности банковскому сектору под нерыночные залоги. Механизм до конца не разработан, да и у банков пока нет недостатка денег. Это страховка для рынка, которая, скорее всего, не понадобится», – рассказывает наш источник.

Кроме того, банкиры полагают, что финнадзор может ввести лояльные требования к оценке заемщиков. «Режим ЧП позволил отложить оплату налогов, соцсборов и выплат в ЕНПФ. Многие предприниматели воспользовались этой льготой. А требования надзора запрещают нам выдавать займы людям и предприятиям, не совершающим эти операции», – сообщил представитель одного из банков.

По мнению всех собеседников «Курсива», сейчас АРРФР и Нацбанк заняли выжидательную позицию. Дело в том, что 15 июня закончился льготный трехмесячный период, когда физлицам можно было не выплачивать кредиты без штрафных санкций.

«Скорее всего, регуляторы ждут статистику по возвратам займов, после чего и будет ясно, нужен ли второй пакет мер и что он должен в себя включать», – считают банкиры.

banner_wsj.gif

327 просмотров

Несие төлеуді кейінге шегеру несие тарихына кері әсер ете ме?

Қазірге дейін 2 миллионға жуық адам төлемдерін кейінге шегерген

Фото:Shutterstock

Қазір көптеген қазақстандықтар коронавирус пандемиясына байланысты уақытша табысынан айырылып жатыр. Соған байланысты біразы ай сайынғы несиелерін де төлеп жатқан жоқ. Бірқатары үкіметтің несие төлемін кейінге шегеру туралы мүмкіндігін пайдаланған.

Қаржы нарығын реттеу және дамыту агенттігі 15 маусымда бизнеске несие төлемін кейінге шегеру бойынша арнайы тәртібін жария еткен болатын. Ол ереже бойынша жеке адамдар да, заңды тұлғалар да екінші деңгейлі банктердегі қарызын кештетіп өтей алады. Төлемді тоқтата тұру 90 күнтізбелік күнге шегеріледі. Шенеуніктердің айтуынша, пандемияға байланысты үкіметтен әлеуметтік төлем алып, несие төлемін шегеріп жатқан азаматтардың келешектегі несие тарихы үшін алаңдауына негіз жоқ.

«Қаржы нарығын қадағалау агенттігінің нормативтік актісі бойынша 42 500 теңге әлеуметтік жәрдемақы алу және несие төлемін кейінге шегеру – несие тарихының әлсіреуіне әкеліп соқпайды. Егер банк дәл осы себеппен бас тартатын болса онда клиент құзіретті органдарға шағымдана алады»,- дейді ұлттық экономика вице-министрі Берік Шолпанқұлов.

Еңбек және халықты әлеуметтік қорғау министрлігінің мәліметінше, 42 500 теңге әлеуметтік жәрдемақысын 3 ай ішінде 3 миллионнан астам қазақстандық алған. Ол үшін мемлекеттік әлеуметтік сақтандыру қорынан 370 миллиард теңге бөлінген.

16 наурыз бен 15 маусым аралығында несие төлемін кейінге шегеру мүмкіндігін 1 890 443 адам пайдаланған. Бұл барлық борышкерлердің 34 пайызы. Кейінге қалдырылған жалпы қарыз көлемі – 268 млрд теңге болған. Ал қарыздарын қайта құрылымдау бойынша 12 455 субъекті өтініш білдірген. Бұл барлық борышкерлердің 41,5 пайызы. Қайта құрылымдалған жалпы қарыз көлемі – 165 млрд теңге. Жеңілдік ТЖ кезінде зардап шеккен 12 сала мен 346 экономика саласын қамтыған.
Әрине, кредит беруші ұйым әр клиенттің қаржылық жағдайын, ТЖ-ның оның бизнесіне қалай әсер еткенін, қаржылық-шаруашылық ахуалын жеке қарастырады.

«Жағдай қиындаған болса қолдаудың екі түрі қарастырылады. Біріншісі, қаржылық ахуалы қалыпқа келгенше несие төлемін кейінге шегеру. Аталған шара бизнеске қарыз салмағын түсірмейді. Екіншісі, кәсіпкерлік субъектілерін қолдайтын мемлекеттік бағдарлама аясында жеңілдетілген шарттармен қайта қаржыландыру қарастырылған. Мұндай мүмкіндікті шағын және орта бизнестің барлық өкілдері пайдалана алады. Оның ішінде бұрын да несие төлемін кейінге шегергендер бар» деген еді ҚНРДА басшысы Мәдина Әбілқасымова.

Еске салсақ, мемлекет басшысының тапсыруымен 1 қазанға дейін орта және шағын бизнесті тексеруге мораторий енгізіліп, табыс салығынан босатылды. Ұлттық экономика министрлігінің мәліметінше, ведомство бизнесті қолдауға бағытталған 43 шара әзірлеген.

«Ол бойынша кәсіпкерлік мәселелерін шешу, мемлекеттік сатып алу, ауылшаруашылығы техникалары лизингі және тауарларды экспортқа шығару мәселелері бар» деген еді вице-министр Мәди Тәкиев.

 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер