Пик выплат по гособязательствам ГЧП придется на 2020-2023 годы

Опубликовано
Ежегодные транши составят в среднем около 95 млрд тенге

Согласно заключению Счетного комитета по отчету правительства по исполнению бюджета 2019 года, принятые государственные обязательства на период с 2016 по 2040 год составляют 1,2 трлн тенге. Пиковые нагрузки на бюджет ожидаются в 2020–2023 годах, следует из документа.  

Хотя в среднем нагрузка в эти четыре года по выплатам из бюджетов всех уровней составит около 95 млрд тенге, максимальный размер компенсаций пришелся на прошедший 2019 год. «Всего по обязательствам ГЧП в 2019 году, согласно графикам платежей, выплачено 157,7 млрд тенге (76,5 млрд тенге – республиканский бюджет и 81,2 млрд тенге из местных бюджетов). 

Счетный комитет отмечает, что министерства по-разному оценивают свои обязательства перед частным бизнесом по проектам ГЧП. Так, по данным ведомства, министерством национальной экономики приняты обязательства на 994,5 млрд тенге, тогда как по данным министерства финансов – 1,197 трлн тенге.

По состоянию на 1 января этого года в Казахстане заключено 717 проектов ГЧП, из которых на долю сферы образования приходится 400 проектов, или 56% от общего количества проектов. В сфере здравоохранения – 148 проектов ГЧП (21%), культуры и спорта – 49 проектов (7%), энергетики и жилищно-коммунального хозяйства – 59 проектов (8%). 

В органах казначейства, согласно графику платежей, зарегистрирован объем государственных обязательств по 487 проектам ГЧП на общую сумму 1,2 трлн тенге. Республиканским бюджетом приняты обязательства по 5 проектам на сумму 817,5 млрд тенге. Местными исполнительными органами – обязательства по 482 проектам на сумму 379,5 млрд тенге. Это составляет 67,9% от общего количества и 75% от общей стоимости (1,6 трлн тенге) проектов ГЧП, по которым заключены договоры.

При этом, по мнению Счетного комитета, «активность заключения проектов ГЧП приводит к росту государственных обязательств, которые не соразмерны с объемами привлекаемых инвестиций». По состоянию на 1 января 2020 года на 1 тенге привлеченных инвестиций (838,9 млрд тенге) приходится 1,4 тенге государственных обязательств, по республиканским проектам данный показатель составляет 2,4 тенге гособязательств на 1 тенге инвестиций.

Из 717 проектов, по которым заключены договоры, только 30% не требуют возмещения затрат (226 из 717).  По отдельным проектам государственные обязательства практически полностью покрывают стоимость проектов (по 44 проектам – 100%, по 177 –  от 50 до 100%, по 490 – до 50%). 

Например, по проекту «Создание и эксплуатация автомобильного пункта пропуска «Нур жолы» на участке автомобильной дороги Алматы – Хоргос международного транзитного коридора «Западная Европа – Западный Китай» при стоимости проекта в 96,5 млрд тенге государственные обязательства приняты в полном объеме.  По данным министерства финансов, на 1 января 2020 года возмещено из республиканского бюджета 73,8 млрд тенге, или 76,5%. 

Аналогичная ситуация наблюдается в регионах.  По проекту «Создание и эксплуатация системы фотовидеофиксации и видеоаналитики для обеспечения безопасности населения г. Атырау» стоимостью 10 млрд тенге предусмотрено полное возмещение затрат. По проекту «Модернизация и передача в доверительное управление системы наружного освещения г. Тараз» полностью возмещается стоимость проекта – 5,7 млрд тенге.  По проекту «Модернизация и сервисное обслуживание пожарной техники города Шымкент» при стоимости проекта в 4,6 млрд тенге капитальные инвестиционные затраты составляет 100%. 

«В соответствии с базой проектов, представленной МНЭ, возмещение затрат по отдельным местным проектам превышает их стоимость, что влечет неэффективное использование бюджетных средств. На момент аудита, в соответствии с данными базы проектов ГЧП (на 1.09.2019 года), по 40 проектам при общей их стоимости 26,5 млрд тенге государством предполагалось покрытие затрат на сумму 44,8 млрд тенге, или с превышением общей стоимости проектов на 70%. В итоге сверхвыплаты составляли 18,3 млрд тенге.  По многим проектам местных исполнительных органов были заложены одновременно меры государственной поддержки и источники возмещения затрат, в отдельных случаях компенсация инвестиционных затрат превышала стоимость проекта», – констатируют аудиторы Счетного комитета.

Как отмечено в заключении Счетного комитета, «по состоянию на 1 января 2020 года данные показатели базы проектов, представленной министерством национальной экономики, значительно изменились: остались 7 проектов стоимостью 4,2 млрд тенге, по которым государством покрываются затраты в объеме 6,6 млрд тенге, или с превышением на 56%. Сверхвыплаты составляют 2,4 млрд тенге».

Читайте также