162 просмотра

Пик выплат по гособязательствам ГЧП придется на 2020-2023 годы

Ежегодные транши составят в среднем около 95 млрд тенге

Фото: Pixabay

Согласно заключению Счетного комитета по отчету правительства по исполнению бюджета 2019 года, принятые государственные обязательства на период с 2016 по 2040 год составляют 1,2 трлн тенге. Пиковые нагрузки на бюджет ожидаются в 2020–2023 годах, следует из документа.  

Хотя в среднем нагрузка в эти четыре года по выплатам из бюджетов всех уровней составит около 95 млрд тенге, максимальный размер компенсаций пришелся на прошедший 2019 год. «Всего по обязательствам ГЧП в 2019 году, согласно графикам платежей, выплачено 157,7 млрд тенге (76,5 млрд тенге – республиканский бюджет и 81,2 млрд тенге из местных бюджетов). 

Счетный комитет отмечает, что министерства по-разному оценивают свои обязательства перед частным бизнесом по проектам ГЧП. Так, по данным ведомства, министерством национальной экономики приняты обязательства на 994,5 млрд тенге, тогда как по данным министерства финансов – 1,197 трлн тенге.

По состоянию на 1 января этого года в Казахстане заключено 717 проектов ГЧП, из которых на долю сферы образования приходится 400 проектов, или 56% от общего количества проектов. В сфере здравоохранения – 148 проектов ГЧП (21%), культуры и спорта – 49 проектов (7%), энергетики и жилищно-коммунального хозяйства – 59 проектов (8%). 

В органах казначейства, согласно графику платежей, зарегистрирован объем государственных обязательств по 487 проектам ГЧП на общую сумму 1,2 трлн тенге. Республиканским бюджетом приняты обязательства по 5 проектам на сумму 817,5 млрд тенге. Местными исполнительными органами – обязательства по 482 проектам на сумму 379,5 млрд тенге. Это составляет 67,9% от общего количества и 75% от общей стоимости (1,6 трлн тенге) проектов ГЧП, по которым заключены договоры.

При этом, по мнению Счетного комитета, «активность заключения проектов ГЧП приводит к росту государственных обязательств, которые не соразмерны с объемами привлекаемых инвестиций». По состоянию на 1 января 2020 года на 1 тенге привлеченных инвестиций (838,9 млрд тенге) приходится 1,4 тенге государственных обязательств, по республиканским проектам данный показатель составляет 2,4 тенге гособязательств на 1 тенге инвестиций.

Из 717 проектов, по которым заключены договоры, только 30% не требуют возмещения затрат (226 из 717).  По отдельным проектам государственные обязательства практически полностью покрывают стоимость проектов (по 44 проектам – 100%, по 177 –  от 50 до 100%, по 490 – до 50%). 

Например, по проекту «Создание и эксплуатация автомобильного пункта пропуска «Нур жолы» на участке автомобильной дороги Алматы – Хоргос международного транзитного коридора «Западная Европа – Западный Китай» при стоимости проекта в 96,5 млрд тенге государственные обязательства приняты в полном объеме.  По данным министерства финансов, на 1 января 2020 года возмещено из республиканского бюджета 73,8 млрд тенге, или 76,5%. 

Аналогичная ситуация наблюдается в регионах.  По проекту «Создание и эксплуатация системы фотовидеофиксации и видеоаналитики для обеспечения безопасности населения г. Атырау» стоимостью 10 млрд тенге предусмотрено полное возмещение затрат. По проекту «Модернизация и передача в доверительное управление системы наружного освещения г. Тараз» полностью возмещается стоимость проекта – 5,7 млрд тенге.  По проекту «Модернизация и сервисное обслуживание пожарной техники города Шымкент» при стоимости проекта в 4,6 млрд тенге капитальные инвестиционные затраты составляет 100%. 

«В соответствии с базой проектов, представленной МНЭ, возмещение затрат по отдельным местным проектам превышает их стоимость, что влечет неэффективное использование бюджетных средств. На момент аудита, в соответствии с данными базы проектов ГЧП (на 1.09.2019 года), по 40 проектам при общей их стоимости 26,5 млрд тенге государством предполагалось покрытие затрат на сумму 44,8 млрд тенге, или с превышением общей стоимости проектов на 70%. В итоге сверхвыплаты составляли 18,3 млрд тенге.  По многим проектам местных исполнительных органов были заложены одновременно меры государственной поддержки и источники возмещения затрат, в отдельных случаях компенсация инвестиционных затрат превышала стоимость проекта», – констатируют аудиторы Счетного комитета.

Как отмечено в заключении Счетного комитета, «по состоянию на 1 января 2020 года данные показатели базы проектов, представленной министерством национальной экономики, значительно изменились: остались 7 проектов стоимостью 4,2 млрд тенге, по которым государством покрываются затраты в объеме 6,6 млрд тенге, или с превышением на 56%. Сверхвыплаты составляют 2,4 млрд тенге».

banner_wsj.gif

411 просмотров

Финнадзор разработал концепцию реформы фондового рынка

Брокеры обсуждают новые правила

Фото: Kursiv.kz

Агентство по регулированию и развитию финансового рынка разработало концепцию реформы фондового рынка. В Ассоциации финансистов Казахстана уверены: если реформа пройдет гладко, количество иностранных и местных инвесторов на KASE возрастет. 

Попытки реформировать отечественную фондовую площадку делал еще экс-глава Нацбанка Данияр Акишев. При нем регулятор перестал жестко контролировать курс тенге, система расчетов была переведена на режим Т+3 (когда сделку можно оплатить и на третий день после операции), биржа была интегрирована в международную расчетную систему Clearstream (благодаря ей государственные ценные бумаги РК легче покупать зарубежным инвесторам). 

Однако концепция большой реформы была разработана и передана в Ассоциацию финансистов Казахстана (АФК) для обсуждения совсем недавно. «Документ либерализирует требования к эмитентам, сокращает некоторые разрешительные процедуры, совершенствует инфраструктуру», – перечисляет достоинства реформы управляющий директор АФК Ерлан Бурабаев.

Председатель правления АО «Фридом Финанс» Сергей Лукьянов уверен, что признание финнадзором системных проблем – первый шаг к их решению. «Разработка концепции – значительный шаг, направленный на развитие рынка ценных бумаг и экономики страны. Сам процесс обсуждения данной концепции подтверждает политику слышащего государства, объявленную президентом страны», – говорит собеседник.

Инфраструктура

В настоящее время Центральный депозитарий (ЦД) оказывает услуги по открытию и ведению банковских счетов для расчетов по сделкам на KASE. Концепция предполагает, что ЦД будет подключен к государственным базам данных, что позволит организации идентифицировать клиентов. По мнению экспертов, эта функция, с одной стороны, будет противодействовать легализации доходов, полученных преступным путем, с другой – позволит брокерам усовершенствовать системы дистанционного обслуживания. «У нас очень большая страна, и брокерам не имеет смысла открывать офисы в каждом регионе, поэтому на первый план выходит удаленное обслуживание клиентов. Посредством развития электронных сервисов профессиональные участники рынка смогут быстрее и без лишней волокиты оказывать услуги физлицам», – объясняет Бурабаев.

За 30 лет независимости в страну пришел только один глобальный кастодиан – Citibank, поэтому концепция предполагает создание на базе ЦД региональной депозитарно-расчетной системы или учетного хаба, через который международные игроки смогут получить удаленный доступ к местным финансовым инструментам. Законопроект наделяет ЦД правом обмена валюты, что позволит организации проводить расчеты по сделкам с ценными бумагами как в тенге, так и в долларах. «Миноритарным инвесторам импонирует инициатива о наделении Центрального депозитария функциями обменных операций с иностранной валютой, в том числе в интересах клиентов. Данный шаг позволит ликвидировать монополию банков в данной сфере. Безусловно, это послужит повышению интереса иностранных инвесторов к локальному фондовому рынку», – уверен исполнительный директор Казахстанской ассоциации миноритарных акционеров Данияр Темирбаев.

Участники рынка согласны с расширением полномочий Центрального депозитария, но предлагают ввести новый термин – «потерянный клиент». «У каждого брокера есть клиенты, которые имеют долгосрочную задолженность по комиссиям ЦД за хранение активов», – говорит директор юридического департамента Centras Securities Наталья Былина. В компании разработали порядок установления статуса «потерянный клиент»: это долг перед ЦД в размере свыше 50 МРП, который не оплачивается больше двух лет. «Мы предлагаем не начислять комиссии таким клиентам, а их активы замораживать до возмещения задолженности. При этом брокер продолжит искать человека», – делится Былина.

Инструменты 

Игроки отечественного фондового рынка много лет жалуются на нехватку инструментов. Регулятор до недавнего времени объяснял скудный выбор узостью самого рынка. По мнению Лукьянова, развитию рынка мешают две ключевые проблемы – доминирование государственных и квазигосударственных инструментов над частным корпоративным сектором и отношение к риску. «Рынок ценных бумаг РК состоит на 80% из денежных инструментов, 90% из которых – это бумаги государственного и квазигосударственного сектора. Второй момент – это отношение как регулятора, так и участников рынка к риску. Есть стремление исключить риск, который сам по себе является неотъемлемым элементом рынка. Профессио­нальные участники готовы «покупать» риск и могут сами регулировать приемлемый для себя уровень риска», – считает председатель правления «Фридом Финанс».

Новая концепция может изменить эту ситуацию, так как расширяет перечень разрешенных законом долговых бумаг. В частности, предлагается ввести новый класс – инвестиционные облигации, доходность которых не фиксируется на весь срок, а зависит от динамики или значения какого-то базового актива (например, фондового индекса, процентной ставки, курса валют, инфляции). «При этом, как и в случае с классическими облигациями, эмитент гарантирует инвестору возврат их номинальной стоимости при погашении, – говорит Бурабаев. – Такие облигации очень популярны на зарубежных рынках. Актуальность этих бумаг многократно возрастет, если пенсионные активы казахстанцев будут переданы в конкурентную среду».

Еще один пункт концепции – упрощение порядка выпуска ценных бумаг частного (еще говорят, закрытого) размещения. 

«Некоторые компании заинтересованы в небольших размещениях для ограниченного круга инвесторов. Зачем им регистрировать проспект в финнадзоре? Функции по регистрации при частном размещении будут переданы Центральному депозитарию», – рассказал Бурабаев. В США частное размещение ценных бумаг от публичного отличают минимальные требования, которые должен соблюдать эмитент. Такой способ привлечения капитала не подлежит регистрации в Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC), следовательно, не требуется оформления проспекта эмиссии и раскрытия финансовой информации. В Великобритании частное размещение облигаций также осуществляется по упрощенной процедуре. 

Частное размещение – не единственная норма, которая будет приведена к международным стандартам. Еще изменятся требования на рынке свопов и деривативов. Законодательство РК будет соответствовать требованиям Международной ассоциации свопов и деривативов (ISDA). «Это позволит привлечь на рынок зарубежных инвесторов. Единая нормативная база позволит уменьшить затраты в процессе заключения и согласования договоров, обеспечит прозрачность деятельности всех участников», – заключил управляющий директор АФК.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg