Перейти к основному содержанию

27846 просмотров

Кто кого кормит в Казахстане

Рэнкинг регионов-доноров и реципиентов

Иллюстрация: Анна Рахилькина

Бюджетная самодостаточность регионов страны по итогам 2019 года остается на низком уровне. Лишь четыре из 17 регионов и городов республиканского значения способны самостоятельно прокормить себя. Доходная часть остальных дотируемых областей в большей мере состоит из трансфертов. Судя по прог­нозному трехлетнему бюджету, в ближайшие годы ситуация не поменяется.

Богатые и не очень

По итогам исполненного бюджета 2019 года в число регионов – доноров Казахстана вошли Алматы, Нур-Султан, Атырауская и Мангистауская области. Это единственные территориальные единицы, которые по итогам прошлого года имели профицит местного бюджета (без учета целевых трансфертов). Согласно статье 45 Бюджетного кодекса РК, в случае если объем доходов региона превышает объем расходов, то «излишки» изымаются из местного в республиканский бюджет.

По информации, опубликованной на сайте Министерства финансов РК, самое крупное бюджетное изъятие в 2019 году было зафиксировано в южной столице страны. Алматы перечислил в рес­публиканскую казну 115,3 млрд тенге. В прошлые годы мегаполис не раз возглавлял рэнкинг регионов-доноров, более того, в этом году объем изъятий из казны Алматы увеличится на 49% (до 171,7 млрд тенге), но все же лидерство по итогам 2020 года перейдет к Атырауской области. 

Нефтяная столица Казахстана в этом году перечислит в республиканский бюджет 207,3 млрд тенге, что в два раза больше, чем в 2019-м.

Нур-Султан с последней строчки рэнкинга регионов-доноров в этом году переместился на третью позицию, потеснив Мангис­таускую область. Однако скачок произошел не из-за экономического роста столицы, а на фоне снижения доходов Мангышлака.

Для выравнивания уровня финансовой обеспеченности бюджетный кодекс предполагает выделение дополнительных перечислений (субвенций) тем местным бюджетам, у которых затраты значительно выше, чем доходы. Их в Казахстане превалирующее большинство.

Возглавляет список аутсайдеров в рэнкинге со значительным отрывом Туркестанская область. В прошлом году объем субвенций из республиканского бюджета для нее превысил отметку в 402 млрд тенге (без учета целевых трансфертов). 

Это связано как с низким уровнем экономического развития (налоговые поступления за 2019 год составили всего 59 млрд тенге), так и с высокой плотностью населения, значительным уровнем затрат на образование (более 270 млрд тенге) и социальную помощь (92 млрд тенге).

На втором месте в списке дотируемых регионов промышленно развитый Восточный Казахстан. Ему выделено 163,9 млрд тенге. Так как корпоративный налог промышленных гигантов черной и цветной металлургии региона уходит в республиканскую казну, собственные доходы местного бюджета сформированы за счет ИПН, соцналога и акцизов. В прошлом году эта сумма составляла всего 112 млрд тенге. И этих денег не хватает, чтобы покрыть растущие потребности востока на образование, ЖКХ, сельское хозяйство.

Тройку аутсайдеров замыкает Жамбылская область, для которой в прошлом году были выделены субвенции в объеме 161,9 млрд тенге. Ситуация в этом регионе аналогична с соседней Туркестанской областью. Собственные доходы от налогов (чуть более 56 млрд тенге) не покрывают даже половины главной статьи расходов местного бюджета – образования (133 млрд тенге). 

Исходя из утвержденного бюджета, в 2020 году всем дотируемым регионам увеличены объемы субвенций минимум на 20%, максимум – на 94%.

9-трансферт-фактор-01.png

Проедаем больше, чем зарабатываем

Общий объем бюджетных изъятий у регионов-доноров в 2019 году составил 285,7 млрд тенге. Это лишь небольшое дополнение (8%) к гарантированному и целевому трансфертам, выделенным в 2019 году из Нацфонда (3,070 трлн тенге) для обеспечения основных потребностей страны. Впервые за многие годы объем изъятия из Нацфонда превысил уровень его годового дохода.

Судя по данным о движении средств на счете Нацфонда, опуб­ликованным Минфином РК, из заработанных в прошлом году 2,8 трлн тенге 99,9% доходов фонда приходится на налоговые поступления от нефтяного сектора. Географически это все те же западные регионы страны. По данным Комитета госдоходов Минфина РК, треть всех налогов в бюджет в прошлом году пришлась на ТОО «Тенгизшевройл», «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.» и АО «Мангистаумунайгаз».
 
«Адрес» главных кормильцев страны также можно проследить, исходя из статистики по вкладу регионов в ВВП Казахстана. Диаграмма показывает, что главными производителями продукции являются Алматы, Атырауская область и Нур-Султан. 

Прогнозный бюджет на 2020–2022 годы позволяет сделать вывод, что расстановка сил и источников дотаций в ближайшую трехлетку не поменяется. Начиная уже с этого года регио­ны-доноры, согласно плану, должны «сдать» в бюджет на 47% больше – уже 420 млрд тенге. Небольшой рост, на 7–8%, про­изойдет и в следующие годы. 

А вот размер гарантированного целевого трансферта из Нацфонда в 2022 году власти намерены уменьшить, но лишь на 100 млрд тенге. Трансфертозависимость республиканского и, как следствие, местных бюджетов останется на том же высоком уровне. Для сравнения: в докризисный 2006 год доля трансферта Нацфонда в общем объеме доходов госбюджета составляла 5%, а в 2019 году – 32,7%.

Сложно, но возможно?

Как повысить уровень экономической самодостаточности регио­нов и что нужно сделать, чтобы начать зарабатывать не только на экспорте сырья – эти вопросы «Курсив» адресовал экспертам.

Управляющий директор Цент­ра исследований прикладной экономики AERC, автор телеграм-канала Tengenomika Олжас Тулеуов считает, что единственный путь, который сможет привести экономику Казахстана к независимости от экспорта сырья, – это развитие человеческого капитала, создание новых технологий и товаров через НИОКР. Именно научно-технические разработки представляют собой неисчерпаемые ресурсы для роста экономики, стоимость и спрос на которые мало зависимы от внешнеэкономической конъюнктуры, чего не скажешь о природных ресурсах.

«На мой взгляд, повышение уровня экономической самодостаточности регионов необходимо начинать с увеличения вовлеченности местного населения и представителей бизнес-среды в процессы принятия важных решений. Это позволит более точечно подходить к имеющимся проблемным вопросам и возможностям повышения социально-экономических условий жизни и ведения бизнеса. Кроме того, начиная с уровней городов областного значения и районов, городов республиканского значения необходимо внедрять выборность акимов, которые в условиях состязательности смогут предлагать лучшие и наиболее эффективные решения главных региональных проблем», – комментирует Олжас Тулеуов.

Менее оптимистично настроен политолог, экономист Петр Своик

«В существующей внешне- ориентированной экономической модели самодостаточность регионов невозможна. Основные экономические потоки сосредоточены в тех местах, где добывается сырье для экспорта, а они распределены по территории Казахстана неравномерно. К сожалению, у нас нет национального кредита, и 75% всех инвестиций в Казахстан – это иностранные потоки. А куда они идут? В те же самые регионы. Да, правительство много лет пытается проводить программу внутреннего развития, но реальная экономическая модель, настроенная на экспорт сырья и импорт готовых материалов, не может распространяться на весь Казахстан», – отметил в интервью «Курсиву» Петр Своик.

В Докладе по развитию казахстанской экономики аналитики Всемирного банка указывают, что в 2020 году мировые цены на сырьевые товары могут снизиться из-за больших объемов поставок и низкого спроса – как это сейчас и происходит.

Вместе с увеличением социальных расходов в Казахстане это может привести к увеличению ненеф­тяного дефицита бюджета. По мнению экспертов Всемирного банка, сохранение устойчивости госбюджета Казахстана возможно только при увеличении ненефтяных доходов и сокращении плановых трансфертов Нацфонда.

banner_wsj.gif

7429 просмотров

Нацбанк Казахстана снизил базовую ставку до 9,5%

Процентный коридор расширен до +/- 2 п.п.

Фото: Олег Спивак

Национальный банк Казахстана принял внеочередное решение о снижении базовой ставки до уровня 9,5% годовых и расширении процентного коридора до +/- 2 п.п. Соответственно, ставка по операциям постоянного доступа по предоставлению ликвидности составит 11,5% и по операциям постоянного доступа по изъятию ликвидности – 7,5%. Настоящее решение вступает в силу с 6 апреля 2020 года. Об этом говорится в сообщении финрегулятора.

В НБ отметили, что решения, принятые в марте 2020 года на фоне двукратного падения цен на нефть, неопределенности дальнейших перспектив в отношении соглашения OPEC+ и пандемии коронавируса COVID-19, о повышении базовой ставки до 12,0% и формировании обменного курса тенге на равновесном уровне были направлены на стабилизацию инфляционных ожиданий и ограничение распространения влияния внешнего шока на финансовый рынок.

Для смягчения негативных последствий влияния внешних шоков президентом Республики Казахстан Касым-Жомартом Токаевым были инициированы 2 пакета антикризисных мер по обеспечению социально-экономической стабильности страны в объеме 4,4 трлн тенге. Для реализации данных инициатив правительством Республики Казахстан пересмотрены ключевые параметры бюджетной политики, предусмотрены значительные расходы на финансирование антикризисных мер. В этой связи Национальный банк считает, что в дальнейшем продолжительное поддержание базовой ставки на текущем уровне может оказать ограничивающий эффект на экономическую активность.

Тем не менее одновременные шоки спроса и предложения со стороны внешнего сектора, обусловленные расширением пандемии коронавируса COVID-19 и резкого снижения цены на нефть до многолетних минимумов, а также ограничения внутреннего предложения привели к повышению уровня инфляции. По итогам марта 2020 года инфляция в годовом выражении составила 6,4%, превысив установленный целевой коридор 4-6%. По итогам текущего года мы ожидаем, что годовая инфляция сложится в пределах 9-11% с последующим замедлением в 2021 году. Оценки Национального банка демонстрируют, что при сохранении текущих условий экономический рост в текущем году будет отрицательным.

«Настоящее решение является одной из ряда мер Национального банка, направленных на обеспечение финансовой стабильности, ограничение рисков для нашей экономики и ее адаптацию к изменившимся условиям внешней и внутренней среды. Снижение базовой ставки в комплексе с другими мерами Национального банка, включая расширение Программы «Экономика простых вещей» до 1 трлн тенге и принятие Программы льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства на сумму 600 млрд тенге, позволит сгладить влияние последствий коронавируса на казахстанскую экономику и поддержит экономическую активность», – объяснили в НБ.

Национальный банк непрерывно проводит мониторинг внешней и внутренней ситуации и при необходимости будет гибко корректировать свою монетарную политику. Национальный банк располагает всеми необходимыми возможностями и инструментами для обеспечения финансовой стабильности и готов принять адекватные решения в случае значительного ухудшения ситуации в мировой экономике.

Очередное плановое решение Национального банка Республики Казахстан по базовой ставке будет объявлено 27 апреля 2020 года в 15:00 по времени Нур-Султана.

Напомним, 10 марта 2020 года Нацбанк Казахстана впервые за долгое время повысил базовую ставку до 12%, что оказало превентивное воздействие на распространение паники на рынках и внесло своевременные коррективы в стратегии рыночных агентов. Это позволило ограничить возникающие инфляционные риски и  защитить стоимость тенговых активов.16 марта 2020 года Национальный банк Казахстана сохранил базовую ставку и процентный коридор на уровне 12% годовых +/- 1,5 п.п.

«Необходимо обеспечить поддержание стабильности цен, а также защиту обменного курса тенге, поэтому в рамках своего мандата Национальный банк на внеочередном заседании принял решение 10 марта текущего года повысить базовую ставку до 12% с процентным коридором плюс-минус 1,5 процентных пункта», – заявил тогда глава регулятора Ерболат Досаев.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif