3380 просмотров

Черный понедельник Казахстана

Правительство и Национальный банк заявили о готовности оперативно реализовать пакет антикризисных мер

Фото: Аскар Ахметуллин

В понедельник, 9 марта, случилось одно из крупнейших обрушений стоимости углеводородов. В тот день, который на мировых рынках уже успели окрестить «черным понедельником», нефть марки Brent на мировых рынках торговалась в пределах $31–33 за баррель, потеряв сразу почти треть своей цены. В обменных пунктах Алматы и Нур-Султана доллар одномоментно подскочил с 382 до 399 тенге, лишь к вечеру снизившись до 394 тенге. Эта корректировка произошла после совместного заявления правительства и Нацбанка, в котором отмечалось, что власти намерены предотвращать спекулятивные операции с курсом тенге. 

Черный-лебедь-над-гнездом-кукушки.png

Со стороны Нацбанка прозвучали уверения в том, что регулятор будет принимать необходимые шаги по обеспечению стабильности цен за счет ужесточения монетарной политики через повышение базовой ставки и проведение адекватной курсовой политики, что ограничит ускорение инфляции и позволит избежать чрезмерной волатильности курса тенге. А кабмин заявил, что совместно с акиматами особое внимание будет уделять предотвращению необоснованного роста цен, особенно на социально значимые товары и услуги. Кроме того, сообщалось, что первостепенное внимание правительство направит на исполнение социальных обязательств в полном объеме, для чего будут приняты меры по сокращению неприоритетных бюджетных расходов. 

Для оперативного реагирования в Казахстане был создан штаб под руководством премьер-министра Аскара Мамина. О первых решениях этого штаба стало известно на заседании правительства во вторник, 10 марта.

Что поручил премьер

Глава кабмина заявил, что правительство вместе с Национальным банком разработали несколько вариантов дальнейшего развития событий. Каждый из этих вариантов обеспечен необходимыми ресурсами, в первую очередь финансовыми.

Также разработаны меры по снижению влияния негативной внешней конъюнктуры на национальную экономику. «Основной целью данных мер является поддержание благосостояния населения: никто из наших граждан не будет оставлен в сложной ситуации, – заверил Мамин. – Наша общая задача – это обеспечение социальной стабильности и занятости. Особое внимание необходимо уделить сохранению действующих рабочих мест и созданию новых. Подчеркиваю, все социальные обязательства государства будут исполнены, все пенсии и пособия будут выплачиваться своевременно и в полном объеме».

Одной из первоочередных мер поддержки национальной экономики премьер-министр видит стимулирование спроса на товары и услуги отечественных предприятий. Позже министр национальной экономики Руслан Даленов пояснил, что одним из основных инструментов может стать увеличение доли государственных закупок у отечественных производителей.

Министерству труда и социальной защиты населения поручено не только обеспечивать своевременные социальные выплаты в полном объеме, но и разработать новую «Дорожную карту занятости». В ее рамках предлагается развернуть в регионах реализацию инфраструктурных проектов, в том числе по ремонту социальных объектов и благоустройству населенных пунктов – это позволит создать рабочие места. Также ведомство совместно с акиматами должно обеспечить жесткий контроль за соблюдением трудовых прав граждан.

ФНБ «Самрук-Қазына», нацио­нальным управляющим холдингам и другим подотчетным правительству организациям поручено согласовывать свои операции на валютном рынке с Национальным банком, чтобы избежать излишнего давления на курс тенге. Наконец, Министерству финансов совместно с госорганами поручено в недельный срок внести предложения по пересмотру приоритетов бюджетных расходов с переносом сроков реализации непри­оритетных инвестпроектов.

«Дорожная карта» в поддержку занятости

На 2020 год в Казахстане было запланировано создание 431 тыс. новых рабочих мест при чуть большем количестве безработных (к концу прошлого года их количество, по статданным, составляло 440 тыс. человек), сообщил министр труда и социальной защиты населения Биржан Нурымбетов. Теперь, с учетом появления временных рабочих мест в рамках разрабатываемой «Дорожной картой занятости», число трудовых вакансий будет увеличено. 

Параллельно ведомство будет мониторить предприятия, которые планируют высвобождение работников. «Дорожная карта занятости» предусматривает ряд мер, чтобы эти люди могли снова трудоустроиться. Основные – это переобучение уволенных работников, субсидирование сохранения рабочих мест на тех действующих предприятиях, которые оказались в тяжелой ситуации и рассматривают возможность сокращения штата, а также развитие микробизнеса, чтобы сокращенные наемные работники могли не только трудоустроиться, но и попытаться открыть собственное дело. По плану такие меры охватят около 735 тыс. работников. Кроме того, Нурымбетов вслед за премьером заверил: все социальные обязательства государства будут сохранены в полном объеме – том, который действует с начала года, уже после увеличения с учетом уровня инфляции. На эти цели государством в бюджет заложено 3,4 трлн тенге. Министр отдельно отметил, что индексация социальных выплат может быть произведена и в течение года в случае инфляционного скачка.  

Как будут сдерживать инфляцию и поддерживать тенге 

Инфляционного скачка в правительстве не ожидают: Даленов подчеркнул, что большая часть продуктов питания производится в Казахстане, привязана к местным ресурсам, и курсовые изменения на нее существенного влияния не оказывают. Те факторы, которые могут поднимать стоимость продовольственных товаров – торговые барьеры, отсутствие конкуренции и ценовые сговоры, – будут устраняться местными и центральными исполнительными властями. 

«Что касается непродовольственных товаров – техники, электронной техники, фармации, где внутреннее производство отсутствует либо не на должном уровне, – конечно, курс будет оказывать влияние, – признал спикер. – Но мы проходили это в 2009 и 2016 годах: существует институт контрактования в сфере фармации, и единый дистрибьютор уже основную продукцию законтрактовал. Что касается электроники, мировые бренды заранее учитывают локальную составляющую – то, что цена должна соответствовать внутренним возможностям спроса. Поэтому, как правило, цены на электронику остаются в прежних диапазонах», – добавил он. 

По оценке главы Нацбанка Ерболата Досаева, сейчас существует риск снижения спроса на казахстанский экспорт, что на фоне падения мировых цен на сырьевые товары приведет к дальнейшему ухудшению в 2020 году текущего счета платежного баланса, который по итогам 2019 года сложился с дефицитом в $5,5 млрд. 

«Это, возможно, окажет давление на обменный курс тенге и на ускорение инф­ляции, – сказал председатель НБ РК. – На фоне возросших рисков со стороны внешнего сектора необходимо обеспечить поддержание стабильности цен, а также защиту обменного курса тенге. Поэтому в рамках своего мандата Национальный банк на внеочередном заседании принял решение с 10 марта повысить базовую ставку до 12% с процентным коридором +/-1,5 процентных пункта. Повышение базовой ставки создаст условия для сохранения макроэкономической и финансовой стабильности, предупреждения негативного влияния внешних рынков на внутренние цены и уровень долларизации», – считает он. 

Кроме того, в Национальном банке не исключают проведения валютных интервенций на внутреннем рынке для обеспечения стабильности финансовой системы. 

Председатель совета Ассоциации финансистов Казахстана Елена Бахмутова охарактеризовала повышение базовой ставки как вполне ожидаемую и адекватную, но лишь первостепенную меру для стабилизации макроэкономической ситуации. В дальнейшем, по ее мнению, правительству и Нацбанку предстоит мобилизовать имеющиеся ресурсы на приоритетные направления, отказавшись от лишних расходов. При этом эксперт полностью согласна с теми приоритетами, которые уже озвучены кабмином: сохранение рабочих мест и фокус на импортозамещении. Более того, с точки зрения Бахмутовой, эти направления тесно связаны между собой и способны обеспечить главную задачу кабмина по поддержанию благосостояния населения. 

«С точки зрения финансовых организаций, сейчас никаких скрытых проблем нет. Результаты AQR показали, что ситуация в финансовых организациях стабильна, поэтому правительству и Нацбанку необходимо сосредоточиться на экономических мерах стабилизации, сохранении рабочих мест, на контрциклических мерах, которые будут поддерживать производительную занятость в приоритетных отраслях», – считает Елена Бахмутова.

Откуда возьмут деньги на антикризисный план

Министр финансов Казахстана Алихан Смаилов обещает предоставить уточненный бюджет в апреле. Смаилов уже заявил, что будут секвестированы такие статьи, как приобретение дорогостоящей мебели и транспорта, проведение семинаров, форумов и других имиджевых мероприятий. Кроме того, будут оптимизированы проекты и мероприятия, которые можно отложить на более поздние сроки, и новые проекты, в том числе те, что были включены в бюджет с отлагательными условиями. 

Минфин обещает принять меры по индексации пенсий и пособий с учетом пересмотра коридора инфляции. Индексации потребует и ряд расходов, привязанных к курсу тенге, – это обслуживание правительственного долга, лекарственное обеспечение населения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, лечение граждан Казахстана за рубежом, обучение в рамках программы «Болашак» и другие. На сбалансированность бюджета должен работать и пересмотр дивидендной политики компаний квазигоссектора, а также ограничение в приобретении ими валюты.

«Квазигосударственный сектор может приобретать валюту в рамках выполнения своих валютных обязательств: если он приобретает за рубежом оборудование или есть обязательства по займам валютных операций, но только в пределах этих обязательств», – сказал первый вице-министр финансов Берик Шолпанкулов.

Руслан Даленов напомнил, что правительство может воспользоваться возможностью нарастить дефицит бюджета, поскольку по действующей методологии допускается размер дефицита до 3% к ВВП, а на этот год сверстан дефицит в меньшем размере – 2,4%. Наконец, по его словам, не исключено и обращение к средствам Национального фонда. 

«Пока официального заявления делать не буду, поскольку таких решений нет. Нынешний сценарий, который мы вырабатывали, не предусматривает обращения в Национальный фонд. Но при крайнем сценарии у нас, конечно, есть вариант обращения в Национальный фонд за небольшим дополнительным изъятием: в Национальном фонде сегодня накоплено 27 трлн тенге. Если даже ежегодно взять по 2,7 трлн тенге, то практически это очень большая сумма», – отметил он.  

Другой, даже более вероятный вариант, – заимствования правительством средств на внешнем и внутреннем рынках. 

Шолпанкулов сообщил, что Минфином планируется привлечь по $500 млн посредством выпуска облигаций в России и на территории международного финансового центра «Астана». Вице-министр финансов не считает цену нефти в районе $30 за баррель сильной угрозой для бюджета страны – он напоминает, что в прошлые годы цены на нефть падали и ниже этого показателя, однако бюджет государства «очень легко и оперативно справился с этой задачей». Главное, уверены в Минфине, – это своевременное принятие антикризисного плана и его четкое исполнение.

banner_wsj.gif

29 просмотров

Қазақстан ең танымал индикаторды немен алмастырады?

«Курсив» еліміз LIBOR индикаторынан кетуге қалай дайындалып жатқанын зерттеп көрді

Иллюстрация: Сатоши Камбаяшш

2021 жылдан кейін әлемдік индикаторлардың бірі  – LIBOR өз қызметін тоқтатады. Банктердің осы индикаторға байланған несие келісімдерін қайта рәсімдеп үлгеруіне бір жыл ғана уақыты бар. 

London Interbank Offered Rate (LIBOR) –банкаралық несие нарығындағы ең танымал, 20 жылдан бері әлемдік қаржы нарығындағы қысқа мерзімді пайыздық мөлшерлемеде бағдар ретінде ұстанатын лондондық ставка. 

LIBOR-ды ірі халықаралық банктердің баға белгіленімі негізінде  ICE Benchmark Administration компаниясы есептейді. Индикатор негізгі бес валюта үшін есептеледі және әр валюта бойынша  1 апта, 1 ай, 2 ай, 3 ай, жарты жыл және бір жыл – «овернайт» мерзіміне индикативті пайыздық мөлшерлеме саналады. 

2008-2016 жылдары бірқатар банктер LIBOR-ды ессептеу үшін бір пайыздық мөлшерлемені ұсына отырып, нақты шарттарында өзгесін қолданып отырғаны белгілі болған. Осыған байланысты дамыған елдердің регуляторлары мен халықаралық ұйымдар LIBOR-дан бас тартып, балама индикаторларды қолдану туралы бастама көтерген. Бұл ретте Британ қаржылық қадағалау басқармасы (FCA) 2021 жылдан банкаралық LIBOR мөлшерлемесін жариялауды тоқтатуы мүмкін екенін аңғартты. Енді бүкіл банктер қазірден бастап оған балама болатын индикатор іздеуде. 

Қазіргі кезде LIBOR-дың орнын басуы мүмкін тәуекелі төмен  (risk-free rates, RFR) бірнеше балама, овернайт индекс бар. Secured Overnight Financing Rate (SOFR) – долларлық қарыздар, деривативтер және қарыздық міндеттемелер үшін, Sterling Overnight Index Average (SONIA) – фунт стерлинг келісімшарттары үшін, Euro Short-Term Rate (€STR) – еуродағы келісімшарттар үшін және т.б. қолданылады.

Жаңа индикаторлардың тәуекелі төмен саналады, өйткені, біріншіден, бір күндік келісім бойынша есептеледі, несие тәуекелі үшін үстемақы есептелмейтіндіктен пайыздық мөлшерлеменің жалпы динамикасын біршама нақты көрсетеді. Одан бөлек RFR толығымен белгілі бір мерзімде  жасалған келісімдер туралы ақпаратқа негізделген,  ал овернайт сегменті қаржы нарығының ең өтімді және тұрақты сегменті саналады.  Мәселен долларлық SOFR күнделікті өтімділігі 800 млрд доллардан асатын нарыққа негізделген. 
Ресейдің орталық банкі өткен аптада LIBOR-ды алмастыра алатын жеті шетелдік пайыздық индикатор тізімін жариялады. Тізімде көрсетілген индикаторлар Халықаралық бағалы қағаздар жөніндегі комиссия ұйымының (IOSCO) қаржы индикаторларына қажетті қағидаттарға сәйкес келеді. 

Ұлттық банк kursiv.kz-ке берген жауабында реттеуші LIBOR ставкасын Effective Federal Funds Rate (EFFR) ставкасына ауыстырғанын хабарлады.

EFFR– бұл АҚШ Федералды резерв жүйесіндегі банктердің артық резерві есебінен туындайтын банкаралық несиенің орташа  өлшемді мөлшерлемесі.

Осы ретте регулятор АҚШ ФРЖ-сы құрған комитет LIBOR-ға балама ретінде SOFR-ты үсынып отырғанын еске салып өтті.

«Дегенмен, EFFR есебі нарықтық келісімдердің көп бөлігін қамтиды, оған қоса біршама репрезентативті және SOFR мөлшерлемесімен салыстырғанда  аса құбылмалы емес»,– деп атап Ұлттық банктің баспасөз қызметі.

LIBOR-дың өзге баламаларын ұсыну мәселесі бойынша ҰБ Қаржы нарығын реттеу және дамыту агенттігіне жүгінуге кеңес берді. Ал агенттік болса LIBOR-ға қатысты мәселелер ведомствоның құзыретіне кірмейді деп жауап беріп, бұл сұрақты Ұлттық банкке қоюды ұсынды.

Осы ретте KASE-нің баспасөз қызметі биржа Еуропалық қайта құру және даму банкі (ЕҚДБ), Ұлттық банк, Қазақстан қаржыгерлер қауымдастығы және екінші деңгейлі банктермен бірлесе отырып,  жергілікті қаржы нарығына қатысушылар үшін пайыздық мөлшерлеме бағдары ретінде қызмет етуге қабілетті бенчмарк құру жөнінде жұмыс істеп жатқанын хабарлады. 

Мұндай бенчмарк қызметін  қазір TONIA (tenge OverNight Index Average) индикаторы атқарып тұр, ол мемлекеттік бағалы қағаздар бойынша автоматты РЕПО нарығында жасалған, бір күндік РЕПО мәмілелерінің орташа кірістілік ставкасын білдіреді.

«Кеңесу барысында TONIA-ның репрезентативтілігін арттыру үшін аталған индикатордың есебіне өзгеріс енгізу талқыланады. Жұмыс әлі біткен жоқ, жаңа индикатор  биыл жыл соңына таман іске қосылады»,– деп атап өтті KASE баспасөз қызметі.

Халықаралық есеп айырысу банкінің дерегі бойынша, 2018 жылдың ортасында бүкіл әлемде LIBOR  индикаторын пайдаланатын қаржы келісім-шарттарының көлемі шамамен $400 трлн құраған. Тәуелсіз сарапшы, «Синий Маркс» білім беру платформасының негізін қалаушы Эльдар Шамсутдинов Қазақстанда LIBOR-ге байланған келісім-шарттардың үлесі төмен, өйткені жергілікті қарыз алушылардың сыртқы қарызы аз деп пайымдайды.

«LIBOR бірнеше банк қатысатын клубтық мәмілелер кезінде ескерілетін еді. Ал Қазақстанда мұндай мәмілелер жоқ десек те болады. LIBOR-ды пайдалану мәмілені құрылымдауды қиындатын жіберетіндіктен, оны елдің бәрі қолданыла алмаған соң, бекітілген мөлшерлемені пайдалануды жөн көреді»,– дед ол. 

Еліміздегі ең ірі банктердің бірі – Халық банк өз келісім-шарттарын бір сараптап қойғанын мәлімдеді.

«Банк активтері бойынша да, міндеттемелері бойынша да пайыздық мөлшерлемесі құбылмалы келісім-шарттардың саны аз», – деді қаржы ұйымының баспасөз қызметі. 

Банк бұндай келісім-шарттардің саны жайлы нақты мәлімет бермеді. Банктің 2019 жылғы шоғырландырылған қаржы есебінің деректері бойынша, өткен жылдың аяғында банктің қаржы институттары алдындағы міндеттемелерінің 86%-ы қазақстандық банктерден алынған қарыз (репо келісімдері бойынша қарызды қоса алғанда) бен экономиканың жекелеген секторларын мемлекеттік қолдау бағдарламалары шеңберінде мемлекеттік даму институттарынан тартылған қарыздан тұрды.

«Бұл жағдайды бүкі әлем басынан өткереді, елдің бәрі соған дайындалып жатыр. Тіпті келісімдерді қайда жасау қажет болса да, ол дер уақытында, еш ауыртпалықсыз өтеді», – делінген Халық банктің ресми жауабында.

Банк  келісім-шарттарды қайта жасау 2021 жылы басталуы мүмкін деп пайымдайды. 
Осы ретте Эльдар Шамсутдинов даму банктері индикаторлардың жаһандық реформасы нәтижесінде несие беру шарттарын қайта қарауы мүмкін санайды.

"Олар валютаның эмитент-елдегі индикаторын пайдалананатын шығар. Яғни, егер несие АҚШ-тан алынаты болса, онда SOFR қолданылады", - деді ол.

2019 жылдың қазан айында ЕҚДБ Ұлттық банкпен бірлесе отырып, LIBOR-дан кейінгі кезең туралы семинар өткізген. Осы іс-шараның регулятордың сайтында жарияланған хаттамасында ЕҚДБ  банктерге LIBOR ставкасын неғұрлым транспарентті, репрезентативті және қатаң бақыланатын бағдармен ауыстыруды ұсынған.

LIBOR ставкасын ЕҚДБ және Еуразиялық Даму Банкі (ЕАДБ) және Азия Даму Банкі (АДБ) қарыз беру кезінде пайдаланады. Материал жарыққа шыққанға дейін бірде-бір даму институтты "Курсивтің" сауалына жауап берген жоқ.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg