Перейти к основному содержанию

163743 просмотра

Решение для проблемных кредитов

Интервью председателя правления АО «Фонд проблемных кредитов» Ержана Елшибаева

В сентябре 2019 года Фонд проблемных кредитов заявлял, что выставит на торги более 220 объектов имущества – активы БТА и Цеснабанка. Сколько из них удалось реализовать, куда и в каком объеме поступают вырученные от продажи средства и из каких объектов сейчас состоит портфель ФПК – в интервью председателя правления АО «Фонд проблемных кредитов» Ержана Елшибаева.

– Ержан Иманкулович, для чего был создан Фонд проблемных кредитов? 

– Первоочередной целью создания Фонда являлась очистка кредитного портфеля отечественных банков от неработающих займов, это займы с просрочкой платежей более 90 дней. Начиная с 2012 года, который пришелся на посткризисный период, уровень проблемных кредитов в банковском секторе достиг максимальных значений – до 33% от общего объема ссудного портфеля! А это уже грозило устойчивости всей финансовой системы страны. Если посмотреть на историю развития банковской системы Казахстана за период независимости, до 2007 года система функционировала в условиях устойчивого экономического роста страны: увеличение ВВП, низкие темпы инфляции, дешевые внешние займы, способствовавшие бурному росту финансовых институтов. В этот период банки второго уровня Казахстана выдвигались на передовые позиции среди стран СНГ не только по абсолютным показателям, но и по уровню реформирования, отвечающего международным стандартам.

Начало влияния мирового финансового кризиса банки Казахстана ощутили в конце 2008 года, когда возникли трудности по выполнению обязательств перед внешними кредиторами. Тогда правительству пришлось вмешаться, чтобы уберечь банки от банкротства и провести в некоторых из них реструктуризацию. Это решило два важных вопроса: проблемы плохих банков не отразились на финансовых институтах страны, было простимулировано участие частного капитала и минимизировано использование денег государства, а через него – налогоплательщиков. Таким образом, реструктуризация банков в условиях финансового кризиса имела важное значение для развития страны, так как банки являются кровеносной системой экономики. Благодаря принятым государством превентивным мерам экономика Казахстана не испытала тех серьезных последствий мирового финансового кризиса, от которого пострадали многие страны мира. Одной из мер программы посткризисного восстановления и было создание АО «Фонд проблемных кредитов» – организации, специализирующейся на улучшении качества кредитных портфелей банков второго уровня. Таковы были предпосылки создания фонда. 

С момента своего создания фонд осуществил ряд крупных сделок по выкупу активов системообразующих банков – БТА и Цеснабанка. В результате сделки с БТА в 2017 году были сохранены депозиты населения на сумму более 4,5 трлн тенге. Впоследствии Казком был реорганизован путем присоединения к Народному банку. По Цеснабанку: фонд выкупил активы в рамках оздоровления агропромышленного комплекса страны.

– Какие задачи сегодня стоят перед фондом? 

– Сегодня помимо оздоровления банковского сектора перед фондом стоит еще одна стратегическая задача – оздоровление выкупленных проблемных активов и вовлечение их в экономический оборот. 

Наиболее приоритетным для нас является оздоровление должников. Поэтому после выкупа активов мы в первую очередь рассматриваем возможность проведения реструктуризации займов. Она может быть представлена в виде пересмотра графика платежей, снижения процентных ставок, конвертации валютных кредитов и так далее. Сейчас в портфеле фонда от БТА находится 17 проектов, которые проходят процесс реструктуризации. А это уже действующий бизнес, который выплачивает налоги и обеспечивает рабочими местами. По Цеснабанку это крупные холдинги агропромышленного комплекса «КазЭкспортАстык» и «Атамекен-Агро». После реструктуризации они продолжают производственную деятельность. 

С каждым заемщиком мы проводим индивидуальную работу с целью ускорения процесса оздоровления. Если реструктуризация не приводит к стабильному погашению задолженности, то принимается решение о проведении процедур взыскания.

Не менее важной задачей является реализация активов. Все имущество, выкупленное фондом и взысканное по безнадежным проектам, мы реализуем на электронной торговой площадке АО «Информационно-учетный центр» Министерства финансов РК. Это коммерческая и жилая недвижимость, движимое имущество. Приобрести имущество могут как юридические лица, так и граждане страны. 

– Фонд – получающая госфинансирование подведомственная организация Минфина. Насколько оправданна помощь частным банкам за счет бюджетных средств?

– Я уже говорил, что банки – это кровеносная система экономики. И чем лучше функционирует эта система, тем лучше ситуация в экономике. И если неработающие займы накапливаются, то банки уменьшают объем кредитования реального сектора экономики, предприятия не получают достаточного финансирования, сокращаются объем производства и рабочие места. Компании уже не могут обслуживать займы из-за снижения объемов производства, сбыта, сокращения рабочих мест. Высокая доля проблемных активов вынуждает банк нести дополнительные операционные расходы. Для населения подобная ситуация отражается прежде всего в снижении покупательной способности, доходов и качества жизни в целом. Турбулентная ситуация в банковском секторе снижает доверие населения к банкам и приводит к оттоку вкладов.

Именно поэтому государство вынуждено идти на такие непопулярные меры, как оказание финансовой поддержки банкам, это делается для решения накопленных в результате экономических кризисов проблем – как правило, глобальных.

Накопленный опыт как развитых, так и развивающихся стран показывает, что без участия государства и финансовой поддержки банковского сектора высокий уровень NPL может привести к стагнации в экономике. Власти ведущих стран мира были вынуждены национализировать некогда крупнейшие банки, а также обратиться за финансовой помощью к международным банкам развития. Это мировая практика, и Казахстан в этом не пионер. Хочу подчеркнуть, что госфинансирование посредством нашего фонда было предоставлено лишь в рамках первого выкупа БТА. А вот по Цеснабанку средства из государственного бюджета уже не привлекались, это исключительно заимствования фонда. 

– Если говорить о мировой практике, расскажите, как в других странах решается воп­рос проблемных банков. Есть ли компании, подобные Фонду проблемных кредитов? Каковы их показатели? 

– В США, Испании, Ирландии, Корее, Индонезии, Малайзии и других странах существуют компании по управлению активами (КУА). Перед ними стоит задача уменьшить государственные расходы на устранение последствий финансовых кризисов, а не извлекать прибыль. Среди инструментов КУА – приобретение и управление проблемными активами банков и других финансовых учреждений, взыскание проблемной задолженности, реструктуризация активов, осуществление дальнейших инвестиций в управляемые активы. 

При реализации активов многое зависит от конъюнктуры рынка. Например, ирландская компания по управлению проблемными активами NAMA при осуществлении сделки переоценила ряд выкупаемых активов, полагая, что для них временно отсутствуют рыночные условия и их цена в будущем возрастет. Однако ее ожидания по восстановлению цен на рынке не оправдались, и компания признала убытки на сумму порядка 5,6 млрд евро. Следует отметить, что и в целом по миру уровень возвратности вложенных средств организациями – аналогами фонда остается невысоким. Например, возвратность средств Корейской корпорации по управлению активами, чей опыт в решении проблемы с NPL считается одним из наиболее успешных, составила 46,8%, индонезийского агентства IBRA – 22%, а турецкой SDIF – 16%.

– Какими видами активов представлен портфель фонда? 

– Активы, выкупленные у БТА в 2017 году, представлены в виде прав требования по займам юридических и физических лиц, объектов недвижимого и движимого имущества, а также акций и долей участия в организациях. 

У Цеснабанка мы приобрели права требования к сельхозпроизводителям в рамках мер по оздоровлению агропромышленного комплекса страны. Земельные участки, являвшиеся залоговым обеспечением по данным правам требования, составляли десятую часть посевных площадей страны. 

– Вы говорите об имуществе и о правах требования. О каких правах требования идет речь?

– Взыскание по правам требования – это огромная работа, которая включает множество этапов, начиная от претензионно-исковой работы, судебных процессов, исполнительного производства, процесса банкротства и заканчивая постановкой актива на баланс фонда. 

По БТА картина выглядит таким образом: 71% составляют права требования и 29% – имущество. По 40 искам к неплатежеспособным должникам судами приняты решения о взыскании 447,7 млрд тенге. При этом взыскание данной суммы в полном объеме не представляется возможным ввиду недостаточности покрытия залоговым обеспечением. 

По активам, выкупленным у Цеснабанка, это стопроцентные права требования, которые все обеспечены залогом. 

– А какие активы представлены фондом к реализации? Какую долю занимают жилая и коммерческая недвижимость, движимое имущество, земельные участки?

– Задача фонда – организовать открытые, прозрачные торги для всех участников рынка. После проведения оценки все активы выставляются на торги. 

На сегодняшний день большую часть в портфеле активов к реализации занимает коммерческая недвижимость – 48%. Далее идут земельные участки – 35%, движимое имущество – 12% и жилая недвижимость – 5%.

111111.png
 
– Сколько фонду уже удалось реализовать в каждой из категорий – и в процентном соотношении, и в денежном выражении?

– На сегодняшний день фонд реализовал 146 земельных участков, 81 объект коммерческой недвижимости, 34 объекта жилого фонда и 24 объекта движимого имущества на общую сумму порядка 4,7 млрд тенге.

Фондом было реализовано 78 объектов недвижимого имущества на общую сумму 9,75 млрд тенге.

Если смотреть в процентном соотношении, то больше всего реализовано объектов жилой недвижимости – 64%. Далее идут земельные участки – 51%, объекты движимого имущества – 34% и коммерческая недвижимость – 30%. 

– Как фонд планирует осуществить возврат вложенных средств в госбюджет?

– Возврат средств осуществляется за счет трех направлений: реструктуризации, судебного взыскания и реализации активов через торги. По первому направлению – реструктуризации – возврат средств осуществляется через выплату налогов, погашение задолженности действующего бизнеса. Судебное взыскание осуществляется через претензионно-исковую работу, когда возвращается взысканная сумма или имущество. И третье направление – реализация имущества, которая была начата фондом только в прошлом году. До того как начать этот процесс, фонд провел колоссальную работу.

Расскажу по порядку. В первую очередь фонд осуществляет выкуп активов у банков. По каждому объекту проводятся визуальный осмотр, инвентаризация, прием всей документации, подписание актов приема. Следующий этап – управление этими активами путем реструктуризации, судебного взыскания и реализации. То есть если актив перспективный, по нему проводится реструктуризация, а если нет такой возможности, начинается процесс судебного взыскания. В результате фонд принимает имущество на баланс и может начать реализацию активов на торгах. Только по направлению реализации фонд осуществил добровольное перечисление порядка 10,8 млрд тенге в Национальный фонд, в ближайшее время готовится к перечислению еще 3 млрд тенге. 

По Цеснабанку обязательств по перечислению средств в НФ РК нет, так как государственные средства не привлекались. 

– Есть мнение, что у выставленного на реализацию имущества нередко очень высокие цены, явно не соответствующие рыночным. Насколько в среднем падает цена при голландском методе и насколько растет при английском методе торгов?

– Сначала фонд проводит обязательную независимую оценку имущества. Надо отметить, что отбор оценочной компании проходит через закупки фонда, способом открытого конкурса, где указаны квалификационные требования к потенциальному поставщику. По результатам закупа фонд отбирает оценочную компанию.

Вообще, хочу сказать, что оценка активов – это вопрос, который стоит перед всеми компаниями по управлению активами во всем мире. Мы ориентируемся на оценку активов от независимых компаний, прошедших процедуру открытого конкурса. После получения результатов оценки объекты, планируемые к реализации, выставляются на электронную торговую площадку АО «Информационно-учетный центр» Министерства финансов РК. Предусмотрено пять этапов торгов. На первом этапе торги проводятся на повышение цены, на втором этапе – на понижение цены до минус 20% от оценочной стоимости, третий этап проводится снова на повышение, но с возможностью приобретения объекта в рассрочку сроком до трех лет. Если на этом этапе объект не реализуется, то  четвертые торги проводятся на понижение цены до 50% от оценочной. Ну и на пятом, последнем этапе торги опять проводятся на понижение цены до 50% от оценочной, но с возможностью приобретения объекта в рассрочку сроком до трех лет. 

Что касается мнения о высоких ценах, не соответствующих рыночным, поясню, чтобы было понятно. Например, независимая компания оценила объект в 1 млн тенге, но он не продается ни на первом, ни на втором, ни на третьем этапе торгов. Тогда к объекту применяется коэффициент 3, то есть объект выставляется уже за 3 млн тенге с возможностью понижения стоимости до 50% от оценочной, то есть до 500 тыс. тенге. 

На сегодня реализовано 135 объектов имущества, из них 54 объекта, или 40%, были проданы на четвертом этапе торгов, то есть при понижении стоимости до 50% от оценочной. 32% объектов было реализовано на пятом этапе торгов, а именно при возможности приобретения объекта в рассрочку при снижении стоимости до 50% от оценочной. По итогам всех проведенных торгов фонд реализовал имущество на 1,1% выше балансовой стоимости объектов.

– Кто гарантирует прозрачность и открытость сделок?

– В Казахстане есть прозрачная платформа реализации имущества, это сайт реестра госимущества Информационно-учетного центра при Министерстве финансов РК. Сама система организации электронных торгов на портале реестра госимущества основана на принципе конфиденциальности участия. То есть мы до подведения итогов торгов не знаем, кто участвовал в торгах. Соответственно, как продавец, так и участники торгов не имеют возможности влиять на итоги торгов. 

Что касается открытости сделок, перед выставлением тех или иных активов на торги мы публикуем соответствующие объявления на нашем сайте и в СМИ. Кроме того, работает call-центр по поддержке лиц, заинтересованных в приобретении имущества.

– Какие крупные сделки с активами ФПК состоялись в 2019 году? 

– В 2019 году мы осуществили второй этап сделки с Цеснабанком и выкупили сельскохозяйственные активы. Этой сделкой мы спасли очень серьезный актив – земли, технику и другое имущество агропромышленного комплекса. Чтобы вам было понятно, это порядка миллиона гектаров земель сельскохозяйственного назначения, включающих пашни, пастбища, элеваторы, хлебоприемные пункты. Причем большая поддержка со стороны фонда была оказана в тот момент, когда началась посевная. Если бы этой поддержки не было, Казахстан бы недополучил значительную часть урожая зерна. Это колоссальная сумма для Казахстана, который, как известно, является одним из мировых производителей зерна. Эта работа была проведена совместно с акиматами и правительством. 

Эффект от сделки по выкупу активов можно определить как поддержание уровня продовольственной безопасности путем обеспечения своевременного проведения весенне-полевых работ на 9% посевных площадей Республики Казахстан и сохранение более 83 тыс. рабочих мест. Путем реструктуризации задолженности 25 компаний была спасена значительная часть агропромышленного комплекса страны, которая охватывает 141 населенный пункт с населением более 105 тыс. человек. Конечно, формально наша основная задача – вернуть деньги бюджету.

Но в первую очередь перед нами стоит задача, чтобы проблемное предприятие в итоге продолжило работать, чтобы бизнес был восстановлен, чтобы рабочие места сохранились.

В прошлом году фонд также выступил финансовым оператором в реализации указа главы государства о снижении долговой нагрузки граждан. В рамках данного указа мы подписали соглашения с 24 банками и 92 микрофинансовыми организациями. Также мы осуществили перечисление в размере примерно 115 млрд тенге для погашения задолженности по основному долгу и вознаграждению граждан определенных категорий.

Кроме того, мы возместили 30%, а именно 10 млрд тенге, прощенной банками и микрофинансовыми организациями неустойки по беззалоговым потребительским кредитам.

В целом благодаря указу президента средняя долговая нагрузка казахстанцев снижена более чем на 40%. А задолженность ряда граждан с учетом общего размера их займов была полностью погашена.

banner_wsj.gif

9099 просмотров

42 500 теңгені алуға байланысты түйткілді сауалдардың жауабын оқыңыз

Заңгер Гүлмира Қарасай сұхбат берді

Фото: жеке мұрағатынан

Қазақстанда төтенше жағдай (ТЖ) жарияланып, Нұр-Сұлтан, Алматы, Атырау, Қарағанды, Теміртау, Шахтинск, Саран, Абай, Ақтау қалаларының және Ақмола, Ақтөбе облыстарының карантинге жабылуы – бірқатар азаматтардың жұмыстан қысқаруына әкеліп соқты. Осыған байланысты президент Қасым-Жомарт Тоқаев ТЖ кезінде табысынан айырылғандарға 42 500 теңге көлемінде (еліміздегі минималды жалақы) жәрдемақы төлеуді тапсырған. Алайда осы жәрдемақыны алуға байланысты халық арасында көптеген түсінбеушілік туындап жатыр. Сол орайда белгілі заңгермен пікірлесіп, түйткілді сұрақтарға жауап алдық. 

– 42 500 теңге әлеуметтік төлем алатын азаматтар санаты кеңейтілді. Соңғы өзгеріс бойынша бұл көмекті кімдер ала алады? Ал кімдер алмайды?

– Бірінші кезекте, бұл көмекті кіші, орта және микро бизнестің жұмыссыз қалған жұмысшылары, карантин енгізілген аймақтардағы ірі кәсіпорындардың қысқартылған, жұмыстан босатылған және ақысыз демалыстағы азаматтары алады. Алайда бұл ереже барлық аймақтағы емес, тек карантин енгізілген аймақтардағы (облыс, қала, аудан) орналасқан ірі кәсіпорындарға байланысты. Карантин жоқ өңірлердегі ірі кәсіпорын жұмысшыларына бұл көмек төленбейді. Көмекті алатын азаматтар қатарында – ИП (жеке кәсіпкер) ретінде тіркелгендер және ИП болып тіркелмей-ақ өз-өзін жұмыспен қамтамасыз етіп бірыңғай жиынтық төлем (БЖТ - ЕСП) төлеп отырғандар, жеке практикамен айналысатын адвокат, нотариус, медиаторлар, азаматтық-құқықтық келісімшарт бойынша табыс тауып отырғандар бар. Жалпы, төтенше жағдайға байланысты жұмысы тоқтап қалған барлық азаматтар бұл көмекті алуға толық құқылы. Бұл ретте, ақысыз демалысқа кеткен азаматтардың тізімін жұмыс беруші өкілетті органға (Еңбек және халықты әлеуметтік қорғау министрлігі) жібереді. Сосын барып аталған орган жәрдемақы тағайындайды. Егер «жұмыс уақытша тоқтатылды» деген бұйрық шықса, онда 42 500 теңгені жұмыс беруші төлейді. 

– Аймақтарда қол жұмысымен айналысатын, бірақ ол қызметін ешқандай құжат түрінде заңдастырмаған азаматтар бар. Олар бұл әлеуметтік төлемнен үміттене ала ма?

– Егер ресми жұмысы жоқ болса, онда соңғы 12 ай ішінде жасаған (кемі 1 мәрте) әлеуметтік төлемі болуы тиіс. Жалпы, соңғы 12 ай ішінде әлеуметтік төлем жасау – 42 500 теңгені алудан үміттенген барша азамат үшін міндетті шарт. Адам еңбек шартымен, не жеке кәсіпкер ретінде жұмыс істеген кезінде, не жеке практикамен жұмыс атқарғанда – міндетті зейнетақы жарнасын және әлеуметтік аударым төлейді. Егер осы талапқа сай болса, онда әуелі egov.kz порталы арқылы онлайн түрде электронды-цифрлы қолтаңба алып, тіркеліп, әлеуметтік төлем алуға өтініш жібере алады. Әлеуметтік аударым дегеніміз – мемлекеттік әлеуметтік сақтандыру қорына (МӘСҚ) аударылатын міндетті төлемдер. Яғни, жалдамалы жұмысшылар да, өзін-өзі жұмыспен қамтып отырғандар да, елімізде тұрақты табыс тауып отырған шетелдік және азаматтығы жоқ тұлғалар да МӘСҚ аясында сақтандырылуы тиіс. Әлеуметтік аударым жасаған адам кейін мемлекеттен әлеуметтік төлем ала алады. Ереже бойынша, сіз бір қиын жағдайға ұшырасаңыз, сол әлеуметтік сақтандыру қорындағы ақшаңыз сізге көмек болып келеді. Ал қазіргі ТӨТЕНШЕ ЖАҒДАЙ – баршамызға қиындық болып тиіп отырғаны белгілі. Әу баста бұл төлемді алатын азаматтардан: 
- табысынан айырылғанын растайтын құжат; 
- ақысыз демалысқа кеткені жөніндегі бұйрықтың көшірмесі; 
- әлеуметтік аударым немесе зейнетақы жарнасының бар-жоғын дәлелдейтін қағаз талап етілген. Кейіннен бұл шарттар алынып тасталды. Мемлекет сіздің өтінішіңізді 3 күн ішінде қарайды. Менің ойымша, бұл анықтаманың бәрі қажет етілмесе, мемлекет осы көмекке мұқтаж азаматтарды қаншалықты әділетті анықтай алады деген сұрақ туындайды. Енді бұл орайда мен осы көмектен үміттенген барлық азаматтарды egov порталы арқылы өтініш жіберіп көруге шақырамын. Ешқандай еңбек шартынсыз, келісімшартсыз қол жұмысымен, фрилансерлікпен айналысып жүрген азаматтар egov-та жұмыссыз ретінде тіркеліп, егер соңғы 12 айдың ішінде кемі 1 рет әлеуметтік аударым жасаған болса, 42 500 теңге алуға өтініш бере алады. 

– Дәл қазірге дейін әлеуметтік аударым жасамаған, бірақ осы көмекті алу үшін шұғыл түрде сол төлемді жасағысы келгендер үлгере ала ма?

– Төтенше жағдай енгізілгенге дейінгі соңғы 12 айда әлеуметтік аударым жасалуы тиіс. Негізі зейнетақы жарнасы және әлеуметтік аударымды кешіктіріп те төлеуге болатын жағдайлар кездеседі. Соның өзінде ол қаңтар немесе ақпан айларына есептеліп түсуі тиіс. Әрі кешіктірген сайын өсетін өсімпұлы да бар. Ол тек әр айдың 25-іне дейін төленуі тиіс. Заң бойынша, қаңтар айының барлық аударымдары ақпан айының 25-іне дейін өтуі тиіс.  Демек, ақпан айына есептету үшін наурыздың 25-іне дейін төлеп үлгеру керек еді. Негізі әлеуметтік аударымды жасау – жұмыс берушінің міндетіне жатады. Бірақ әлеуметтік аударымды әркім өзіне де жасай алады, егер бірыңғай жиынтық төлем (БЖТ - ЕСП) жасап отырса. Нұр-Сұлтан, Алматы, Шымкент қаласының азаматтары үшін ай сайынғы БЖТ көлемі – 1 АЕК (2651 теңге), ал басқа өңір тұрғындары үшін – 0,5 АЕК. Бірыңғай жиынтық төлем жасайтындар – бала күтуші, сантехник, электрик, массажист, шаштараз сияқты жұмыспен айналысатын азаматтар. Нәтижесінде олар өздігінен әлеуметтік аударым жасай алады. 

– Қазір атаулы әлеуметтік көмекті (АӘК) алып отырған отбасылар 42 500 теңгені де алуға құқылы ма?

– АӘК алып отырғандар соңғы 12 айдың бірінде әлеуметтік аударым жасаған болса онда әрине, тапсырып көруге болады. АӘК алғандар 42 500 теңгені алмайды деген сөз жоқ. Бірақ ешқандай табысы жоқ, сондықтан жыл бойы ешқандай әлеуметтік аударым жасамаған, сол себепті АӘК алып отырған болса, онда олар ала алмайды. 

– Алдағы сәуір, мамыр, маусым айларында декретке шығатын келіншектер осы әлеуметтік көмекке алуға өтініш жіберсе мақұлдана ма? Мақұлданған күнде мұның кейінгі декреттік төлемін алуына зияны тимей ме?

– Бұл әлеуметтік көмек қой. Сондықтан шартқа сай келген (соңғы 12 айда кемі 1 рет әлеуметтік аударым жасау) кез-келген азамат алады. Декреттік төлемақы бөлек есептелетіндіктен, оған әсер етпейді. Ал қазір баламен декреттік демалыста отырған әйелдер ала алмауы мүмкін. Мәселен, олар былтыр жазда декретке шықты делік, ал соған дейінгі жасаған әлеуметтік аударымы оның декреттік төлемақысына есептеліп жіберіліп, 42 500 теңге берілмеуі ықтимал. Десе де өтініш жіберіп көруге болады. Сондай-ақ отбасындағы ерлі-зайыптылардың екеуі де егер соңғы бір жылда бір әлеуметтік аударым жасағандары анық болса, онда осы әлеуметтік төлемге (42 500) өтініш жібере алады. 

– Біздің елде тұрып кәсіп ашқан, салық төлеп отырған өзге ел азаматтары бұл көмекті ала ма?

– ИП-ны тек біздің азаматтар ғана аша алады. Ал бірыңғай жиынтық төлем туралы жоғарыда айтып өттік. Ал ЖШС жұмысы тоқтап қалып жатса, онда ЖШС жұмысшылары да, басшылары да бұл көмекті ала алады. Сонымен қатар кез-келген азамат жұмыстан шығып қалған жағдайда жұмыссыз ретінде тіркелсе және соңғы жұмысында 6 айдан ұзақ уақыт істеген болса, онда оған жалақысының 40 пайызы көлемінде әлеуметтік төлем төленеді. Бұл - қазіргі төтенше жағдайға байланысты емес, бұрыннан келе жатқан ереже. Яғни, сіз бір жерде 6 айдан артық істедіңіз, сосын жұмыстан шықтыңыз ба (шығарып жіберді ме, әлде өз еркіңізбен кеттіңіз бе – маңызды емес) онда жұмыссыз ретінде тіркеліп, осындай әлеуметтік көмек алыңыз. 

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif