Перейти к основному содержанию

593 просмотра

Нацбанк подвел предварительные итоги состояния платежного баланса РК

Дефицит счета текущих операций в 2019 году составил $5,5 млрд

Фото: Kursiv.kz

По предварительной оценке Нацбанка, текущий счет платежного баланса РК по итогам 2019 года сложился с дефицитом в $5,5 млрд. Соответствующая информация размещена на сайте регулятора.

В 2018 году дефицит счета текущих операций составил $51,7 млн. Таким образом, за прошедший год отрицательное сальдо по текущему счету платежного баланса увеличилось в 106 раз.

Основным фактором, по информации Нацбанка, послужило снижение профицита торгового баланса на 23,4%, или на $6 млрд, – до $19,5 млрд. Экспорт товаров в 2019 году снизился на 4% (до $57,4 млрд), в то время как импорт вырос на 10,6% (до $37,9 млрд). Для сравнения: в 2018 году экспорт товаров продемонстрировал рост на 25,7% (до $61 млрд), при этом рост импорта составил 9,9% (до $32,5 млрд).   

Баланс торговли услугами по итогам 2019 года сложился с дефицитом в $3,5 млрд. В 2018 году дефицит баланса международных услуг составил $4,6 млрд, таким образом, в прошлом году дефицит сократился на 24,1%. В структуре баланса экспорт услуг увеличился на 4,8% (до $7,7 млрд), а импорт снизился на 6,5% (до $11,2 млрд).

Доходы иностранных прямых инвесторов за 2019 год снизились на 1% (до $20,2 млрд). Причем, как отмечает Нацбанк, более половины доходов нерезидентов от прямых инвестиций было направлено на финансирование дочерних казахстанских предприятий.

По финансовому счету (за исключением операций с резервными активами Нацбанка) чистый отток капитала за 2019 год сократился втрое и составил $0,9 млрд. При этом по прямым иностранным инвестициям чистый приток капитала составил $5,6 млрд. Чистый рост зарубежных инвестиций резидентов по портфельным инвестициям составил $4,7 млрд, по другим инвестициям – $2,7 млрд.

Резервные активы (без учета Нацфонда) по состоянию на 1 января 2020 года составили $29 млрд. Для сравнения: по итогам 2018 года международные резервы Нацбанка составляли $30,9 млрд.

1344 просмотра

Как ERM автоматизирует работу с банковскими рисками

Мнение СЕО Prime Source Евгений Щербинин

Фото: Shutterstock

Начало года в любой отрасли сопровождается оценкой влияния рисков, которые ожидают бизнес, на запланированные показатели ближайших 12 месяцев.

Например, инвестиционный банк Morgan Stanley в своем отчете о глобальных рисках 2020 года отмечает, что за последние 12 месяцев 20 мировых ЦБ смягчили монетарную политику. «Средневзвешенная процентная ставка может достигнуть семилетнего минимума уже в марте 2020 года. Ослабление торговой напряженности и успешный ход переговоров между США и Китаем – эти два фактора в совокупности станут мощными драйверами роста», – говорится в отчете инвестбанкиров.

То есть риски – это не только предполагаемые провалы, но и возможности роста. И чем больше становится бизнес, тем чаще топ-менеджменту приходится сталкиваться с рисками – они усиливаются вместе с ростом компании. Особенно актуальны риски для банкиров, к которым со стороны регуляторов выдвигается все больше требований по условиям ведения бизнеса.

Глобальный фон банковского рынка Казахстана сегодня определяется рядом крупных событий, в которые втянуты все игроки финансовой отрасли страны.

Во-первых, в Казахстане идет внедрение международных стандартов финансовой отчетности (МСФО 9), которые регламентируют бухгалтерский учет финансовых инструментов и расчет провизий в соответствии с прогнозными рыночными показателями. Во-вторых, в Казахстане заканчивается оценка качества активов банков (AQR), включая адекватность оценки активов и залогового обеспечения и связанных с ними резервов, для повышения прозрачности банковских рисков. В-третьих, в Казахстане формируется спрос на новый подход к рассмотрению рисков компании –  интегрированную систему управления рисками ERM (Enterprise Risk Management). Причем последнее вытекает из двух предыдущих событий.

ERM – это комплексная интегрированная система управления рисками для достижения бизнес-целей: снижения непредвиденной волатильности прибыли и увеличения стоимости предприятия.

Современная структура банковской ERM состоит из семи компонентов, каждый из которых должен быть разработан и связан друг с другом, чтобы работать как единое целое.

Первый компонент. Корпоративное управление – это выстраивание определенных обязанностей совета директоров и высшего руководства с точки зрения организационных процессов и эффективного управления рисками компании.

Второй. Линейное управление – согласование бизнес-стратегий с корпоративной политикой риска при поиске новых возможностей для бизнеса и роста. Риски бизнес-операций должны быть полностью оценены и включены в ценообразование и показатели прибыльности при реализации бизнес-стратегии. В частности, ожидаемые убытки и стоимость капитала риска должны быть включены в цену продукта или требуемой доходности инвестиционного проекта.

Третий. Активное управление портфелем. Эта концепция применяется ко всем рискам внутри организации для их агрегации, учета их эффектов и мониторинга концентрации.

Четвертый. Передача риска – снижение нежелательных или концентрированных рисков, а также хеджирование рисков внутри портфеля. Чтобы снизить нежелательные риски, руководство должно на постоянной основе оценивать производные, страховые и гибридные продукты и выбирать из них наиболее эффективную альтернативу.

Пятый. Аналитика рисков – количественная оценка риска для дальнейшего анализа и отчетности. Например, если руководство хочет снизить риски, можно использовать аналитику риска для определения наиболее эффективного способа достижения той или иной цели.

Шестой. Технологические и информационные ресурсы улучшают качество данных для поддержки процессов анализа и отчетности.

Седьмой. Управление отношениями с заинтересованными сторонами повышает прозрачность рисков в отношениях компании с основными заинтересованными сторонами, что имеет важное значение для составления кредитных рейтингов, а также для внешнего анализа деятельности компании и принятия кредитных решений.

Все эти компоненты, собранные в одну систему, позволяют руководству банка адекватно оценить свои риски перед принятием того или иного бизнес-решения. Однако названные компоненты лишь структура, которая заполняется данными.

И на этом этапе могут возникнуть дополнительные проблемы типа неактуальности или неточности данных, децентрализации источников информации и подобного. Все эти вопросы снимаются благодаря технологиям.

Тем не менее в целом ERM решает проблему фрагментарного восприятия разных видов рисков на уровне отдельных структурных подразделений. При новом подходе риск-менеджеры и все заинтересованные подразделения компании могут оценивать риски в масштабах всего предприятия.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif