Минфин Казахстана назвал шесть признаков финансовой пирамиды

В комитете по финансовому мониторингу рассказали, как не попасться на уловки мошенников

Фото: Shutterstock.com

В Казахстане предупреждают об учащении случаев создания организаций с признаками финансовых пирамид и вовлечения жителей в их деятельность путем различных мошеннических схем.

В комитете по финмониторингу Минфина РК отметили, что самый главный признак финансовой пирамиды – обещаемая баснословная прибыль, сверхдоходы. Обещания высокой доходности могут быть исполнены единожды для завлечения, но риски потери еще больших средств слишком высоки.

«Примечательно, что вступление в финансовую пирамиду, как правило, происходит на добровольной основе и без правового сопровождения. А значит, никто не дает никаких гарантий возврата вложенных средств», – говорится в сообщении. 

Второй признак: компания не ведёт реальной экономической или инвестиционной деятельности. Пирамиды маскируются под товарные, кредитные, туристические, строительные компании. Но на самом деле все выплаты старым вкладчикам пирамиды идут за счёт взносов новых вкладчиков.

Третий признак: у таких проектов нет материально-правовой базы, то есть такие компании вновь созданы, не имеют финансовой отчётности, не заключают договоры или договоры составлены в пользу самих организаторов и не соответствуют законодательству РК.

Четвертым признаком пирамиды является слишком разносторонняя деятельность компании, которая маскирует отсутствие точного определения деятельности в целом. 

Пятый признак: активная и навязчивая реклама в социальных сетях. Из-за запрета распространения такой реклами в СМИ в соответствии с Законом РК «О рекламе» весь этот незаконный бизнес уходит в соцсети и мессенджеры.

Шестой и очень важный признак – отсутствие лицензии финансового регулятора. Любой вклад можно назвать депозитом, если указаны сроки и ставки вознаграждения. На принятие вкладов от населения требуется лицензия Национального банка РК, которая имеется у банков второго уровня. Согласно Закону РК «Об обязательном гарантировании депозитов, размещенных в банках второго уровня РК» банки работают с населением и гарантируют возврат вложенных средств. Но учредители финансовой пирамиды говорят, что лицензия им не нужна.

«Комитет по финансовому мониторингу МФ РК призывает не вкладывать денежные средства в сомнительные организации с вышеуказанными признаками», – говорится в сообщении. 

Отметим, финансовая пирамида – противозаконная инвестиционная деятельность, где выплаты предыдущим участникам осуществляются за счет привлечения средств новых участников. За создание и руководство финансовой (инвестиционной) пирамидой предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со статьей 217 УК РК.

Ранее сообщалось, что департамент полиции Кызылординской области расследует уголовное дело в отношении ТОО «Гарант 24 Ломбард» по части 2 статьи 217 (Создание и руководство финансовой пирамидой).

Напомним, тысячи казахстанцев вложили свои деньги в надежде на хорошие дивиденды и остались ни с чем, три десятка отечественных «мавроди» обогатились на сотни миллионов тенге. «Курсив» проанализировал характерные черты, чтобы набросать социальный портрет типичного создателя финансовой пирамиды в Казахстане.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Какие цифровые тренды есть в банковской системе Казахстана

Мнение первого заместителя председателя правления Halyk Bank Антона Мусина

Фото: Shutterstock.com

Когда мы говорим о цифровизации, надо понимать, что банковский сектор Казахстана находится в более выгодном положении, чем финансовый рынок развитых стран. У нас нет старых IT-систем, устоявшихся привычек и поставщиков, от которых сложно избавиться. Цифровым финансовым технологиям страны не больше 20 лет, и нам это на руку. 

Очевидный цифровой тренд банковской системы, который нельзя не замечать, – это движение в направлении Open Banking. Уточню, Open Banking – это комплекс решений и процессов, позволяющих банкам надежно обмениваться финансовой информацией и услугами в электронном виде и с разрешения клиентов. Открывая доступ к своим данным и продуктам через прикладной программный интерфейс (API), банк позволяет сторонним разработчикам эффективно интегрировать банковские услуги с финансовыми и нефинансовыми приложениями и сервисами. А уже при взаимодействии потребителей появляются дополнительные возможности, при этом открытая экономика Open Banking позволяет получить новое качество финансовых услуг.

В Европе Open Banking внед­ряется в соответствии с требованиями регулятора (в частности, европейская директива PSD2), в нашей стране вопрос об открытом банкинге пока носит лишь рекомендательный характер. Отдельно стоит отметить, что и в мире, и в Казахстане ключевая сложность с внедрением тренда Open Banking связана с монетизацией. 

Например, в последнем отчете консалтинговой компании McKinsey «Next Generation Technology transformation in Financial Services» говорится, что в среднем в мире 2% API являются полноценно публичными интерфейсами и 7% – парт­нерскими. Все остальные API используются только для задач внутренней интеграции, и, я полагаю, Казахстан в этом смысле повторяет эту тенденцию.

Грубо говоря, мы пытаемся играть на новом цифровом поле, но пока не очень понимаем, как на этом зарабатывать. В любом случае в ближайшее время мы увидим реализацию очень интересных проектов в этой сфере как в Казахстане, так и во всем мире.

Еще одно поле, которое наша страна продолжает осваивать, – это создание собственных развитых платежных систем. Например, в государствах ЕС локальные карточные системы работают на рынке уже более 10 лет, в соседней России несколько лет назад создали как национальную систему платежных карт – «МИР», так и систему быстрых платежей – «СБП». Это достаточно успешные проекты, имеющие существенное положительное влияние на финансовый рынок.

По этому же пути движется Казахстан. Так, Нацбанк, например, выстроил собственную инфраструктуру и пытается развивать мгновенные платежи, другие локальные игроки также создают собственные системы. С рыночной точки зрения такие проекты в первую очередь сильно влияют на повышение конкуренции игроков в этой сфере и давят еще больше на их классические комиссионные доходы, снижая их до минимума. При этом банки пытаются искать другие способы компенсации потерь, стараясь сохранить обороты классического платежного бизнеса.

Кстати, данный тренд становится особенно актуальным в условиях пандемии. В последнем отчете компании Accenture «10 ways COVID-19 impacting payments» отмечается, что объемы платежных транзакций существенно снизились на всех рынках. Например, в Великобритании более чем на 50% упал объем транзакций в розничной торговле, на 78% – в туризме. Происходит смещение объема платежей в электронную торговлю, но даже там аналитики ждут замедления по разным причинам, например из-за ограничений физических цепочек поставок товаров, пострадавших в кризис. 

Платежные системы и банки реагируют изменением своей тарифной политики и предложением новых платежных сервисов на рынке, направленных на поддержку электронной торговли или, например, на разработку сервисов по распределению помощи государства населению. Казахстан во многом повторяет глобальные тенденции. В области развития собственных платежных систем, несмотря на возможные риски для существующих бизнес-моделей, победят игроки с продуманным планом действий, не боящиеся происходящих изменений и пытающиеся реализовать новые возможности. 

Готовы ли банки к цифровой революции

Если честно, я в слово «революция» не сильно верю. Финансовые институты развиваются эволюционно. До сих пор розничные банки сильно завязаны на клиентское поведение, так как очень большое количество людей все равно предпочтет физический контакт: им важно приходить в отделение. Поэтому я не верю в концепцию чисто цифрового банка как работающую бизнес-модель для всех, хотя такие банки существуют и многие из них – достаточно успешно (здесь лидирует Юго-Восточная Азия, есть как минимум один прекрасный пример в России и несколько успешных стартап-проектов в Европе). Тем не менее банки большинства стран мира не отказываются от собственных сетей, поэтому я не думаю, что в Казахстане ситуация развернется иным образом. 

Подчеркну, цифровизация не съест традиционный банкинг, скорее будет какая-то коллаборация продуктов: банки еще больше пойдут в отрасли высоких технологий, а технологичные компании зайдут глубже в финансовые сервисы. При этом мы и наши коллеги готовы эволю­ционировать, ведь по сравнению с другими отраслями в цифровые технологии банкиры вкладывают куда больше средств, энергии и человеческих ресурсов.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg