Перейти к основному содержанию

2164 просмотра

Влияние госпрограмм Фонда «Даму» на развитие МСБ и диверсификацию экономики Казахстана

Развитие малого и среднего бизнеса – один из приоритетов государственной политики Казахстана в области экономики. Основное направление господдержки МСБ – финансовая поддержка, которая включает субсидирование ставок, гарантирование кредитов и обусловленное размещение средств для финансирования МСБ.

За последние семь лет правительство через Фонд «Даму» обеспечило объемы льготного финансирования МСБ, сопоставимые с объемами поддержки МСБ в странах ОЭСР. Так, за 2018 год кредиты, выданные казахстанскому малому и среднему бизнесу по программам господдержки, составили 526 млрд тенге (или $1,3 млрд). При этом, по данным отчета Financing SMEs and Entrepreneurs 2018 в Канаде, сумма кредитов, выданных МСБ по госпрограммам в 2018 году, составила $1 млрд, в Турции – $2,9 млрд, в Южной Корее – $3,9 млрд. Бюджет программ поддержки МСБ только за 7 лет составил 652,8 млрд тенге.

Объем привлеченных средств для поддержки МСБ и сумма выданных кредитов за счет данной поддержки, млрд тг.

Данные меры позволили за 7 лет профинансировать 65,6 тыс. проектов МСБ на общую сумму кредитов 3,2 трлн тенге, в том числе 10,2 тыс. проектов на сумму 1,6 трлн тенге в обрабатывающей промышленности.

Количество поддержанных проектов, тыс. ед.

   

Рост налоговых выплат МСБ

За счет роста производства продукции и доходов от реализации малый бизнес увеличивает налоговые поступления в бюджет. В частности, наблюдается положительная динамика по выплатам малого бизнеса по КПН:

– за 7 лет расходы по КПН малого бизнеса выросли более чем в 4,2 раза и достигли в 2018 году 937,5 млрд тенге;

– удельный вес малого бизнеса в общих расходах по КПН всех предприятий вырос с 9 до 30%.

Расходы по КПН малого бизнеса, млрд тг.

Доля малого бизнеса в общих расходах по КПН всех предприятий

 

Предприятия МСБ, участвующие в программе «ДКБ 2020», за 2012–2018 годы выплатили 1,2 трлн тенге налогов, в том числе 306,4 млрд тенге КПН. В 2018 году сумма уплаченных налогов участниками ГП «ДКБ 2020» составила 316,1 млрд тенге, что на 252,6 млрд тенге больше, чем в 2012 году (63,5 млрд тенге).

По данным КГД МФ РК и аналитической службы Фонда, в рамках «ДКБ 2020» сложились следующие средние значения по итогам 2018 года:

– среднегодовая выручка на одно предприятие – 575 млн тенге;

– среднегодовая сумма уплаченных налогов на одно предприятие – 33 млн тенге;

– среднее количество работников на одном предприятии – 44 человека;

– в среднем 1 тенге субсидий способствует получению 135 тенге выручки;

– в среднем 1 тенге субсидий способствует уплате 8 тенге налоговых отчислений.

Расширение доступа МСБ к кредитам

Базовым ресурсом роста МСБ являются кредиты. Именно поэтому основной упор в рамках госпрограмм был сделан на расширение доступа МСБ к кредитам. Динамика изменения портфеля БВУ по кредитам МСБ в 2012–2018 годах свидетельствует о том, что такие инструменты господдержки, как субсидирование, гарантирование и обусловленное размещение средств для дальнейшего финансирования МСБ, выполнили свои задачи, а именно:

– обеспечили рост кредитования сегмента МСБ. За 7 лет портфель кредитов МСБ вырос на 2,7 трлн тенге, с 1,9 трлн тенге в 2012 году до уровня 4,6 трлн тенге в 2018 году, доля МСБ в портфеле выросла на 17,1 процентных пункта (п. п.), до уровня 33,2%;

– содействовали росту кредитования приоритетных секторов и, в частности, обрабатывающей промышленности – ключевого сектора в диверсификации экономики страны. За 7 лет портфель кредитов малому бизнесу данного сектора вырос на 161 млрд тенге, с 187 млрд тенге в 2012 году до уровня 348 млрд тенге в 2018 году, доля промышленности выросла на 2,9 п. п., до уровня 25,6%.

Портфель кредитов БВУ экономике, млрд тг.

Доля кредитов МСБ

Рост количества субъектов МСБ и новых производств

Активная инвестиционная деятельность предпринимателей выразилась в росте количества субъектов МСБ и новых производственных предприятий. До 2015 года количество активных субъектов МСБ в среднем увеличивалось на 2,4% в год. В 2015 году в результате естественного прироста, а также изменения критериев МСБ в законодательстве и перехода к учету действующих субъектов наблюдается резкий рост субъектов МСБ: +39%.

В итоге на конец 2018 года насчитывалось 1 241,3 тыс. действующих субъектов МСБ. В сравнении с 2012 годом (810 тыс. ед.) рост составил 53%. По показателю удельного веса субъектов МСБ в общем количестве хозяйствующих субъектов Казахстан с каждым годом приближается к уровню стран ОЭСР (98–99%). На конец 2018 года показатель вырос до уровня 96,3%.

Количество субъектов МСБ, тыс. ед.

 

Еще более быстрыми темпами растет количество малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей в обрабатывающей промышленности:

– в 2018 году действовало 39,3 тыс. субъектов МСБ в обрабатывающем секторе;

– за 7 лет удельный вес предприятий обрабатывающего сектора в общем количестве субъектов МСБ вырос с 2,7 до 3,2%.

Удельный вес МСБ в общей массе хозяйствующих субъектов

Доля занятых на предприятиях – участниках программ Фонда «Даму» в общей численности занятых в МСП составила 19,2%

По данным Комстата МНЭ РК, по состоянию на 01.01.2019 численность занятых в стране составила 8,7 млн человек. В сравнении с итогами 2012 года рост составил 2,0%. Численность занятых в МСП растет опережающими темпами, и рост за аналогичный период составил 40,0% (или 929 тыс. человек). По состоянию на 01.01.2019 численность занятых в МСП составила 3,3 млн человек. При этом доля МСП в занятости выросла на 10,1 п. п. за последние 7 лет и составила 38,1%.

Численность занятых в РК, тыс. человек (на конец периода)

Доля МСП в занятости

По данным КГД МФ РК и аналитической службы Фонда «Даму», на предприятиях – участниках программ Фонда «Даму» по состоянию на 01.01.2019 г. занято 636 тыс. человек, что превышает показатели итогов 2012 года почти в 8 раз. Доля занятых на предприятиях – участниках программ Фонда «Даму» в общей численности занятых в МСП составила 19,2% по состоянию на конец 2018 года. Важно отметить рост доли на 15,9 п. п. за последние 7 лет.

 

Численность рабочих мест на предприятиях Фонда «Даму», тыс. человек

(на конец периода)

Доля занятых на предприятиях – участниках программ Фонда в общей численности занятых в МСП

Доля выпущенной продукции участниками программ Фонда «Даму» в общем выпуске МСП составила 20,7%

Выпуск продукции является одним из ключевых индикаторов развития экономики страны. По данным Комитета по статистике МНЭ РК, за 2018 год выпуск продукции экономики Республики Казахстан составил 102,7 трлн тенге, за последние 7 лет выпуск вырос более чем в 2 раза.

Важно отметить большую роль МСБ в формировании выпуска продукции. Доля МСБ в выпуске составила 25,8%. При этом выпуск МСБ составил 26,5 трлн тенге по итогам 2018 года, в сравнении с 2012 годом чистый прирост составил 18,2 трлн тенге.

Выпуск продукции в экономике, млрд тг.

Доля МСБ в выпуске РК

По данным КГД МФ РК и аналитической службы Фонда «Даму», субъектами МСП, получившими поддержку в рамках финансовых программ Фонда «Даму», за 2018 год выпущено продукции на общую сумму 5,5 трлн. Данный показатель увеличился почти в 8 раз в сравнении с 2012 годом. Доля выпуска СМСП – участников финансовых программ Фонда «Даму» в общем выпуске СМСП РК с 2012 года выросла на 12,5 п. п. и составила 20,7% в 2018 году.

Выпуск продукции участниками программ Фонда «Даму», млрд тг.

Доля выпуска участников программ Фонда «Даму» в общем выпуске СМСП

Фонд «Даму» был создан в 1997 году на основании постановления Правительства Республики Казахстан. Миссией Фонда «Даму» является активная роль в устойчивом развитии микро-, малого и среднего предпринимательства в Казахстане посредством реализации комплексных и эффективных инструментов поддержки. На сегодняшний день Фонд, используя собственную разветвленную филиальную сеть, оказывает финансовую и нефинансовую поддержку предпринимателям как оператор государственных и собственных программ поддержки МСБ.

Основными инструментами поддержки Фонда являются: финансирование через обусловленное размещение средств в финансовых институтах, субсидирование ставки вознаграждения, гарантирование кредитов и нефинансовые программы в виде обучения и консультаций.

Авторы: Аналитическая служба Фонда «Даму» Керимбеков Адлет, Оспанов Ануар.

Контактные телефоны: +7 (727) 244 55 66, внутр. 1701, 1702

*Партнерский материал

1576 просмотров

Индивидуальные предприниматели отказываются от бизнес-ссуд в пользу потребкредитов

Их проще оформить и не нужно подтверждать кредитоспособностью своего бизнеса

Фото: Shutterstock/ Jan_S

По данным Первого кредитного бюро, за год количество индивидуальных предпринимателей (ИП) с действующими кредитами сократилось на 23 тысячи субъектов и составило 133,4 тысячи. В то же время ИП стали чаще брать займы как физлица, и в том числе за счет этого в сегменте розничного кредитования произошел существенный рост.

В Первом кредитном бюро (ПКБ) считают, что индивидуальные предприниматели берут для развития своего дела не бизнес-займы, а потребительские ссуды. «Количество субъектов, когда ИП оформляют кредит как физическое лицо, выросло за год на 39 тыс. и составило 76 тыс. ИП, – говорит гендиректор ПКБ Руслан Омаров. – С учетом того, что в среднем индивидуальные предприниматели берут кредиты на сумму 2,5–2,9 млн тенге, взять такую ссуду как физлицу им гораздо проще».

В Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) подтверждают догадки аналитиков. «Предположение о том, что ИП предпочитают получать кредиты как физлица, возможно, верно и объяснимо тем, что для получения бизнес-кредитов от лица ИП заемщику необходимо предоставить банку план развития своего бизнеса, прогноз доходов, который позволит погасить заем», – объясняет ситуацию зампредседателя совета АФК Ирина Кушнарева. Начинающие бизнесмены не всегда готовы просчитать и обосновать планы развития компаний, и в этом случае им проще получить кредиты как физическим лицам под залог имущества. 

«Часто ИП пытаются получить кредит в начале своей деятельности, для того чтобы вложить полученные деньги в бизнес, но в данном случае подтвердить свою кредитоспособность как бизнесмена весьма затруднительно. Полный пакет документов и условия кредитования для физлиц гораздо проще, чем для индивидуальных предпринимателей», – рассуждает независимый финансовый аналитик Сергей Полыгалов. При этом предельная сумма кредитования как для физических, так и для юридических лиц примерно одинаковая. 

У ИП могут возникнуть трудности с подтверждением дохода, так как не все формы налогообложения предполагают форму отчетности с четким размером дохода предпринимателя. «Еще одна причина, по которой банки неохотно выдают кредиты индивидуальным предпринимателям, – это риски. ИП – риск для банка. Банки предпочитают выдавать потребительские кредиты, сокращая долю кредитов для бизнеса. Невыплата кредита одного заемщика в бизнес-сегменте будет для банка гораздо более ощутимым негативом, чем несколько невозвратов в потребительском», – уверен Полыгалов.

Эксперты ожидают дальнейшего развития этой тенденции, если не произойдет существенных изменений в двух направлениях: увеличение среднего чека по кредитам для ИП и упрощение процессов получения займов для этой целевой аудитории. По данным ПКБ, в 2019 году кредитный портфель ИП составил 697 млрд тенге, сократившись за год на 5,8%.

В то же время кредиты, полученные индивидуальными предпринимателями как розничные, выросли на 88% и составили 413 млрд тенге. 

По мнению Полыгалова, казахстанские БВУ не готовы кредитовать индивидуальных предпринимателей – слишком много лет банки концентрировали внимание только на крупных и средних предприятиях. «Сама система бизнес-кредитования в банках находится в стадии развития. Когда будет разработана эффективная система заимствования для ИП, предполагающая отсутствие «драконовских» условий, тогда бизнес-кредиты начнут пользоваться спросом», – считает он.

Немного статистики

А пока специалисты ПКБ разработали новый индекс кредитной активности МСБ (FCB SME Index). Индекс отображает процентное соотношение количества субъектов бизнеса с открытыми кредитами и количества действующих предприятий МСБ в Казахстане. «По нашим данным, лишь 12,1% предприятий МСБ (или 150,5 тыс. субъектов, включая индивидуальных предпринимателей) имеют действующие кредиты. Всего на конец 2019 года в Казахстане работало более 1,2 млн субъектов предпринимательства», – сообщил Руслан Омаров. 

По информации ПКБ, большая часть портфеля бизнес-кредитов (76,7%) была выдана в Алматы, Нур-Султане, Алматинской, Акмолинской и Костанайской областях. Средний бизнес-кредит в Казахстане составляет 91,3 млн тенге. Самые большие ссуды выдаются в Алматы (средняя сумма – 249 млн тенге), самые маленькие – в Туркестанской области (18 млн тенге). 

Качество портфеля зависит от категории заемщиков. Так, по субъектам малого бизнеса доля ссуд с просрочкой свыше 90 дней составила 30,3%, по ИП – 22%, по субъектам среднего бизнеса – 8,5%, по крупному бизнесу – 3,3%.

Слово банкам

В прошлом году «Курсив» проводил опрос среди банков, в рамках которого в том числе пытался выяснить, что мешает финансовым институтам более активно кредитовать МСБ. Ниже мы публикуем ответы шести организаций, которые согласились участвовать в опросе.

1. В чем заключаются главные риски кредитования МСБ?

2. Какие законодательные или регуляторные решения, на ваш взгляд, могли бы послужить тому, чтобы банки активизировали кредитование МСБ?

Халык Банк

1. Стабильность курса валют и культура ведения бизнеса (квалификация менеджмента, качество отчетности и учета субъектов МСБ, качество и полнота оформления документов на имущество).

2. Официальное декларирование предпринимателями всех своих доходов и имущества. Внедрение практики всеобщего декларирования будет важным и нужным инструментом, значительным шагом в увеличении прозрачности всех экономических процессов, происходящих в предпринимательской среде внутри страны.

АТФБанк

1. Непрозрачность бизнеса (отсутствие возможности проверить в достоверных государственных источниках финансовые данные, предоставляемые клиентом); валютный риск (нестабильный и постоянно меняющийся курс валюты, который сказывается на деятельности субъектов МСБ, имеющих партнеров из других стран); отсутствие грамотного менедж­мента и нехватка квалифицированных кадров.

2. На наш взгляд, сегодня нормы РК достаточно просты и приемлемы для кредитования МСБ. Если же говорить о совершенствовании процессов, то для благотворного развития кредитования МСБ требуется единая база данных по субъектам МСБ, где бы содержалась вся информация по запрашиваемому клиенту: статистические данные, кредитная история, данные по различным видам задолженности перед государством и третьими лицами, данные о правонарушениях, о судебных исках и т. д. База дала бы банкам возможность упростить пакет документов клиента, а также существенно ускорить предоставление банковских услуг.

Банк ЦентрКредит

1. В настоящий момент основным риском, присущим финансированию МСБ, остается кредитный риск, то есть риск невозврата или просрочки платежа по кредиту. Текущая кредитная политика нашего банка достаточно консервативна и нацелена на минимизацию данного типа риска при финансировании МСБ, что выражается в требованиях к финансовому состоянию заемщиков и предоставляемому залоговому обеспечению. При этом Банк ЦентрКредит совершенствует свою кредитную политику в части ускорения процессов рассмотрения кредитных заявок МСБ с сохранением высокого качества выдаваемых займов.

2. Банкам необходим свободный доступ к информации, а именно интеграция с госбазами данных (возможно, с базой Налогового комитета). Чем полнее и корректнее информация, тем ниже степень возможного кредитного риска. Это позволит снизить административные расходы банков, связанные с уточнением данных о заемщиках, и, соответственно, банковские ставки по кредитам.

Jýsan Bank

1. Сегмент МСБ считается более рискованным, но этот риск управляем за счет повышения требований к заемщикам, диверсификации портфеля и программ кредитования. Основной риск – кредитный. Есть более рискованные активы, есть менее, баланс, конечно же, в пользу качества. В любой отрасли, где представлен МСБ, есть компании с хорошей кредитной историей и потенциалом роста. Если бизнес таких компаний прозрачен, есть залоговая база и качественный менеджмент, мы всегда рады с ними сотрудничать.

2. Расширение объемов государственной поддержки МСБ, масштабный доступ малых и средних предприятий к госзакупкам, стимулирование покупательской способности населения на товары и услуги сектора МСБ могли бы стать существенной мерой поддержки и развития малых и средних предприятий. Это в свою очередь повлияет на расширение объемов кредитования МСБ и снижение ставок по кредитам.

Евразийский банк

1. Кредитование МСБ сопровождается рядом рисков, таких как отсутствие залогов, риски, связанные с платежеспособностью клиента, кредитная история и т. д. Банки стремятся к разработке универсальных методик определения рисков. Снижение рисков одинаково выгодно и заемщикам, и кредиторам – их сотрудничество всегда взаимовыгодно, поэтому искать пути снижения рисков кредитования необходимо с двух сторон. Банки должны более четко и достоверно оценивать финансовое положение предприятий, которые в свою очередь обязуются предоставлять эти сведения и использовать ссуду максимально эффективно.

Bank RBK

1. На наш взгляд, основным риском в кредитовании клиентов МСБ является непрозрачность/недостоверность финансовой отчетности, предоставляемой в банк при рассмотрении вопроса о финансировании. Понятно, что для любого банка хороший клиент – платежеспособный, соответственно, при принятии решения по финансированию особое значение банки придают финансовой отчетности клиента, а именно ее достоверности и прозрачности.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif