Перейти к основному содержанию

2052 просмотра

Как банки и корпорации зарабатывают на данных пользователей

Все подробности у управляющего директора ДБ «Альфа-Банк» Максата Нуриденулы

Фото: Shutterstock

Корпорации знают о своем клиенте даже то, в чем он сам себе не может сознаться. Правда, пока эти данные идут в общем массиве, и никто не изучает отдельно материалы по вам или условному Серику. Данные о пользователях приходят большими объемами и разбираются роботами, алгоритмами.

Откуда банкиры берут эти данные и что с ними делают?

Дата-сайентист Google (data science – наука о данных) Cтивенс-Давидовиц Сет написал книгу «Все лгут. Поисковики, Big Data и Интернет знают о вас все». Книга вышла в 2018 году, но будет актуальна и в 2020 году. Почему? В одном из последних исследований компании Forester Research говорится, что 2020 год станет началом периода, когда накопленная компаниями потенциальная энергия изменений наконец-то сможет превратиться в кинетическую. Другими словами, многие эксперты ожидают, что 2020 год станет поворотным – в технологиях, финансах и в целом – в бизнес-подходах.

Так вот, в книге «Все лгут» автор рассматривает, откуда глобальные корпорации сегодня берут информацию о пользователях и что потом с этим данными делают. В этой работе отмечается, что сами пользователи не расскажут вам о себе много правды. Анкетирование, собеседование, фокус-группы уже не дают релевантной информации необходимого качества. Клиенты, отвечая на вопросы, будут стараться соответствовать тому образу, который они сами для себя создали.

Где выход?

Большие данные знают больше, чем клиент сам скажет о себе. Если вы заболели, то, возможно, напишете об этом в соцсетях. С большей вероятностью вы будете искать «расшифровку» своих симптомов в поисковике, или же начнете поиск доктора, или аптеки, где можно купить то или иное лекарство. Перед поисковиком пользователи максимально откровенны. Тем самым вы даете корпорациям информацию о том, в чем нуждаетесь именно сейчас. Видя это, корпорации предлагают вам какие-то решения, чаще всего – рекламу. Это самое ценное – пользователю этот продукт или услуга нужны прямо здесь и сейчас.

Информацию можно получать из социальных сетей – многие этим занимаются, но я до сих пор не видел ни одного более-менее успешного кейса в плане коммерческой ценности. Потому что не всегда эти персональные данные точны. И не всегда понятно, как можно интерпретировать поведение того или иного пользователя. Тем не менее есть любопытные параметры (мы их называем предикторы), которые уже можно монетизировать – это окружение клиента. Если бы можно было верифицировать эти данные, то, скорее всего, из этого объема можно было бы вычленить любопытную для бизнес-решения информацию.

Мы прекрасно научились писать «пауков» (системы по сбору данных) для соцсетей или агрегаторов, которые поставляют нам Big Data. На профессиональном языке это называется парсинг. Это процесс сбора данных с последующей их обработкой и анализом. К этому способу прибегают, когда предстоит обработать большой массив информации, с которым сложно справиться вручную. Программа, производящая сбор и синтаксический анализ, – это парсер.

Так вот, в соцсетях и агрегаторах есть информация, к примеру, о тех, кто продает машины, квартиры, есть информация о самозанятых, допустим, в Instagram и так далее. Называть эти открытые социальные сети или агрегаторы я не могу, потому что эти ресурсы не всегда рады тому, что с них скачивают данные и потом используют в своих целях. Им интересно продавать эти базы, поэтому они закрывают свои данные. Более того, сбор данных ограничивается серьезными условиями – это все-таки персональные данные, использование которых строго регулируется во всем мире.

Что получается в итоге?

Специализированные агрегаторы покупки-продажи машин, квартир, туристических услуг, социальные сети агрегируют у себя пользователей, а корпорации собирают данные о пользователях на этих площадках. Поэтому банкам, телекому и прочим передовым отраслям эти данные чрезвычайно интересны. Вопрос в другом – как скоро эти данные будут вовлечены в неизбежный глобальный процесс индивидуального предложения нужного продукта или услуги прямо здесь и сейчас? Исследователи говорят, что это время наступило.
 

1 просмотр

Банкиры расскажут налоговикам о деньгах на счетах ИП

О подробностях нововведения в тексте основатель группы компаний «Учет.kz»

Фото: Shutterstock

Когда покупатель использует для оплаты товаров или услуг банковскую карточку, он сокращает объем теневой экономики Казахстана. Безналичный расчет позитивно влияет на финансовую культуру как покупателя, так и продавца.

Налогоплательщики, занимающиеся торговлей, гостиничными услугами, ресторанами, продажей проездных билетов и т. д., обязаны применять POS-терминалы. Также с 1 января 2020 года банки обязаны представлять по запросу налоговиков итоговые суммы платежей налогоплательщика, прошедшие через POS за год. Эти сведения будут использоваться для налогового администрирования.

Банки будут предоставлять информацию по расчетам картами через POS-терминалы: индивидуальных предпринимателей, в том числе крестьянских хозяйств; лиц, занимающихся частной практикой (адвокат, нотариус, частный судебный исполнитель); юрлиц, применяющих специальные налоговые режимы; юридических лиц, занимающихся игорным бизнесом. Списки плательщиков будут формироваться налоговиками до 20 января года, следующего за отчетным годом.

При оплате товара или услуги через POS-терминал покупателю должен быть выдан чек кассового аппарата. Сумма, проведенная через кассу, оплаченная по POS-терминалу, должна быть отражена в Z-отчете отдельной строкой как оплата «Банковской картой», что подразумевает оплату через POS-терминал.

Так как с 1 января 2020 года все налогоплательщики, принимающие наличные деньги, должны применять онлайн-кассы, то данные по выбитым чекам кассового аппарата и сведений по POS-терминалам будут сверяться налоговыми органами.

POS-терминал стоит от 20–200 тыс. тенге, при этом если брать терминал в аренду у банка, то предпринимателю выдвигаются условия по минимальному обороту в 300 тыс. тенге. Помимо этого бизнесмену необходимо ежемесячно платить 1–3,5% с каждой проведенной транзакции; 5 тыс. тенге – если сумма, проведенная через терминал, составляет менее 800 тыс. тенге в месяц.

В Предпринимательском кодексе сказано, что индивидуальное предпринимательство – это «самостоятельная, инициативная деятельность граждан Казахстана, направленная на получение чистого дохода, основанная на собственности самих физических лиц и осуществляемая от имени физических лиц, за их риск и под их имущественную ответственность». Поэтому ИП может использовать текущий счет и платежную карточку в ходе своей предпринимательской деятельности.

Рынок долго будет идти к прозрачности из-за больших комиссий для малого бизнеса, и от этого в целом девальвируется эффект борьбы с теневой экономикой. Ведь предпринимателю легче принимать деньги на личную карточку без комиссии, чем платить за обслуживание POS-терминала. При существующей поддержке банков и вливанию в них государственных денег было бы справедливо пересмотреть суммы комиссий за обслуживание предпринимателей. Это выведет большой объем денег из теневого оборота.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance