Перейти к основному содержанию

870 просмотров

Госорганы Казахстана не освоили около 95 млрд тенге

До конца года остались считаные недели

Фото: Shutterstock

Министр финансов Алихан Смаилов на заседании правительства сообщил, что, несмотря на проведенные три уточнения и две корректировки бюджета, имеют место значительные суммы неосвоения как у центральных государственных органов, так и на местном уровне. 

Так, по его данным, наибольшее неосвоение допущено министерствами экологии (10,1 млрд тенге), образования и науки (9,3 млрд тенге), индустрии и инфраструктурного развития (7,8 млрд тенге), культуры и спорта (6,1 млрд тенге), цифрового развития и аэрокосмической промышленности (5,1 млрд тенге).

Между тем акиматами на местах не освоено 27 млрд тенге. Наибольшее неосвоение сложилось в Нур-Султане (6,1 млрд тенге) и Алматы (4,9 млрд тенге), а также в Туркестанской (3,4 млрд тенге) и Западно-Казахстанской (2,9 млрд тенге) областях.

Основные причины неосвоения, по словам Смаилова, являются реорганизация государственных учреждений и создание двух министерств – министерства экологии и министерства торговли, а также несвоевременное представление актов выполненных работ, длительное проведение процедур заключения договоров, дополнительных соглашений.

«Вношу на рассмотрение привлечь к ответственности руководителей бюджетных программ вышеперечисленных министерств и местных исполнительных органов за допущенные недостатки, приведшие к значительной сумме неосвоения бюджетных средств… До конца финансового года осталось мало времени. Поэтому приоритетной задачей данного периода является, во-первых, полное и эффективное освоение бюджетных средств. Для этого необходимо своевременно разработать и принять все документы, а также нужно успеть провести все бюджетные процедуры для реализации уточненного республиканского бюджета на 2019 год», – сказал Смаилов. 

Он также напомнил, что недавно парламентом одобрены поправки в бюджетное законодательство в части усиления ответственности за неэффективное планирование и использование бюджетных средств. Теперь предусмотрена административная ответственность. Более того, к ответственности будут привлекаться не только руководители бюджетных программ, но и первые руководители центральных и местных исполнительных органов. Данная поправка войдет в законную силу уже с 1 января 2020 года.

Позже на соответствующий вопрос премьер-министра Аскара Мамина все министры и главы регионов пообещали до конца года все средства освоить. 

«До конца года планируем освоить на 100%. Экономию средств вернем в бюджет», – сказал министр экологии Магзум Мирзагалиев.
 
Аналогичное обещание дала и министр культуры и спорта Актоты Раимкулова

В свою очередь глава МОН Асхат Аймагамбетов сообщил, что неосвоение складывалось по процедурам госзакупок. На сегодня все процедуры закончены, наибольшая сумма – 6,5 млрд тенге – это были трансферты по строительству и ремонту. На 5 ноября они возвращены в бюджет. 

Освоить средства по итогам 11 месяцев пообещал также министр цифрового развития и аэрокосмической промышленности Аскар Жумагалиев. Освоить средства пообещали и акимы регионов. 

1411 просмотров

Как ERM автоматизирует работу с банковскими рисками

Мнение СЕО Prime Source Евгений Щербинин

Фото: Shutterstock

Начало года в любой отрасли сопровождается оценкой влияния рисков, которые ожидают бизнес, на запланированные показатели ближайших 12 месяцев.

Например, инвестиционный банк Morgan Stanley в своем отчете о глобальных рисках 2020 года отмечает, что за последние 12 месяцев 20 мировых ЦБ смягчили монетарную политику. «Средневзвешенная процентная ставка может достигнуть семилетнего минимума уже в марте 2020 года. Ослабление торговой напряженности и успешный ход переговоров между США и Китаем – эти два фактора в совокупности станут мощными драйверами роста», – говорится в отчете инвестбанкиров.

То есть риски – это не только предполагаемые провалы, но и возможности роста. И чем больше становится бизнес, тем чаще топ-менеджменту приходится сталкиваться с рисками – они усиливаются вместе с ростом компании. Особенно актуальны риски для банкиров, к которым со стороны регуляторов выдвигается все больше требований по условиям ведения бизнеса.

Глобальный фон банковского рынка Казахстана сегодня определяется рядом крупных событий, в которые втянуты все игроки финансовой отрасли страны.

Во-первых, в Казахстане идет внедрение международных стандартов финансовой отчетности (МСФО 9), которые регламентируют бухгалтерский учет финансовых инструментов и расчет провизий в соответствии с прогнозными рыночными показателями. Во-вторых, в Казахстане заканчивается оценка качества активов банков (AQR), включая адекватность оценки активов и залогового обеспечения и связанных с ними резервов, для повышения прозрачности банковских рисков. В-третьих, в Казахстане формируется спрос на новый подход к рассмотрению рисков компании –  интегрированную систему управления рисками ERM (Enterprise Risk Management). Причем последнее вытекает из двух предыдущих событий.

ERM – это комплексная интегрированная система управления рисками для достижения бизнес-целей: снижения непредвиденной волатильности прибыли и увеличения стоимости предприятия.

Современная структура банковской ERM состоит из семи компонентов, каждый из которых должен быть разработан и связан друг с другом, чтобы работать как единое целое.

Первый компонент. Корпоративное управление – это выстраивание определенных обязанностей совета директоров и высшего руководства с точки зрения организационных процессов и эффективного управления рисками компании.

Второй. Линейное управление – согласование бизнес-стратегий с корпоративной политикой риска при поиске новых возможностей для бизнеса и роста. Риски бизнес-операций должны быть полностью оценены и включены в ценообразование и показатели прибыльности при реализации бизнес-стратегии. В частности, ожидаемые убытки и стоимость капитала риска должны быть включены в цену продукта или требуемой доходности инвестиционного проекта.

Третий. Активное управление портфелем. Эта концепция применяется ко всем рискам внутри организации для их агрегации, учета их эффектов и мониторинга концентрации.

Четвертый. Передача риска – снижение нежелательных или концентрированных рисков, а также хеджирование рисков внутри портфеля. Чтобы снизить нежелательные риски, руководство должно на постоянной основе оценивать производные, страховые и гибридные продукты и выбирать из них наиболее эффективную альтернативу.

Пятый. Аналитика рисков – количественная оценка риска для дальнейшего анализа и отчетности. Например, если руководство хочет снизить риски, можно использовать аналитику риска для определения наиболее эффективного способа достижения той или иной цели.

Шестой. Технологические и информационные ресурсы улучшают качество данных для поддержки процессов анализа и отчетности.

Седьмой. Управление отношениями с заинтересованными сторонами повышает прозрачность рисков в отношениях компании с основными заинтересованными сторонами, что имеет важное значение для составления кредитных рейтингов, а также для внешнего анализа деятельности компании и принятия кредитных решений.

Все эти компоненты, собранные в одну систему, позволяют руководству банка адекватно оценить свои риски перед принятием того или иного бизнес-решения. Однако названные компоненты лишь структура, которая заполняется данными.

И на этом этапе могут возникнуть дополнительные проблемы типа неактуальности или неточности данных, децентрализации источников информации и подобного. Все эти вопросы снимаются благодаря технологиям.

Тем не менее в целом ERM решает проблему фрагментарного восприятия разных видов рисков на уровне отдельных структурных подразделений. При новом подходе риск-менеджеры и все заинтересованные подразделения компании могут оценивать риски в масштабах всего предприятия.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif