Перейти к основному содержанию

1268 просмотров

Более 20% казахстанцев готовы не использовать наличные

Безналичные способы оплаты прочно вошли в повседневную жизнь

Фото: Shutterstock

Более 20% казахстанцев готовы полностью избавиться от наличных. До 40% - полностью поддерживают введение платежей с помощью умных устройств и гаджетов. Об этом говорится в исследовании MasterIndex, которое изучает динамику и тенденции распространения безналичных способов оплаты и выявляет покупательские предпочтения и особенности использования банковских карт. 

Результаты опроса показали, что казахстанцы ценят преимущества, связанные с картами и готовы к введению новых технологий в этой сфере. Безналичные платежи с каждым годом становятся более привычными и востребованными среди казахстанцев. 

Ключевые выводы, согласно данным исследования:

  • 74% пользователей карточек убеждены, что в ближайшее время безналичные расчеты будут преобладать над наличными и 22% уже хотели бы полностью перейти на безналичный расчет. 
  • Несмотря на это, 46% опрошенных используют при покупках только наличные, 44% - сочетают наличный и безналичный расчет и только 10% предпочитают использовать банковскую карту при оплате. 
  • Карта также воспринимается как удобный способ хранения и накопления средств – почти 40% с этим полностью согласны.

Среди основных преимуществ, которые стимулируют чаще использовать карту, казахстанцы назвали возможность безналичного перевода денег, удобство и высокую скорость оплаты, а также безопасность.

  • 84% опрошенных привлекает возможность перевода денег с одной карты на другую; 
  • 83% нравятся удобство оплаты и высокая скорость;
  • скидки и бонусы при оплате картой назвали в качестве преимуществ 82% опрошенных.

Также были названы такие факторы как: безопасность (по сравнению с необходимостью носить наличные деньги – 81%), возможность использования для покупок в Интернете (78%), возможность получения кэшбэка (78%), возможность оплаты государственных услуг картой (78%). 

Среди других преимуществ были отмечены: широкая сеть приема карт по всему миру, возможность оплаты за проезд в общественном транспорте за рубежом, возможность оплаты не только картой, но и смартфоном, браслетом, часами. Результат исследования выявил два главных барьера для оплаты карточками в Казахстане − это привычка платить наличными и отсутствие опыта (никогда не пользовались карточными платежами). 

Опрошенные отметили, что хотели бы видеть безналичную оплату более широко внедренной на транспорте – так ответили 32%, а также в продовольственных магазинах/минимаркетах (13%), кинотеатрах и театрах (8%), аптеках (8%). 

Исследование показало, что возможность перевода денег очень востребована среди казахстанцев. Больше всего безналичных переводов происходит с карты на карту. Почти половина пользователей банковских карт в Казахстане использовали денежные переводы в течение трех месяцев к моменту проведения опроса.

Перевод с карты на карту является наиболее известным по сравнению с другими способом перевода денег – 75% опрошенных осведомлены о нем. Этот способ является и самым используемым по сравнению с другими – на это указали 42% опрошенных. Обычно перевод с карты на карту осуществляется родственникам и друзьям (71% переводов) или между собственными счетами (42%). 82% при переводе с карты на карту используют приложение для смартфонов, 23% − банкомат.

Исследование показало, что для современных держателей карт важны бонусы и другие преимущества, которые связаны с картами.

  • По мнению опрошенных, лучшие программы – это накопленные бонусы за каждую покупку (отметили 50%), кэшбэк (48%), проценты на остаток на счете (31%) и скидки в определенных магазинах (21%). 
  • Если банк отменит все бонусные программы, 23% ответили, что перестанут использовать эту карту, 41% будут использовать эту карту реже − и только треть (31%) продолжат использовать карту в том же объёме, что и раньше.
  • Если банк изменит условия на гораздо менее благоприятные − до 57% пользователей карты прекратят пользоваться карточными услугами этого банка.
  • Только 11% точно будут продолжать их использовать.

Исследование показало, что бесконтактная технология оплаты знакома держателям карт, и пользователи положительно воспринимают внедрение новых технологий.

  • 45% держателей карт в Казахстане слышали о бесконтактных платежах, а 22% использовали их в последние 3 месяца. Наиболее известными (и наиболее используемыми) способами бесконтактных платежей являются пластиковая карта и мобильный телефон.
  • 87% тех, кто знает о бесконтактных платежах, воспринимают умные устройства как удобный способ оплаты – причём почти треть из них считают, что бесконтактные платежи удобнее, чем обычная оплата на терминале, 60% – что обычные и бесконтактные способы одинаково удобны.

Казахстанские пользователи бесконтактных карт открыты новым технологиям. До 40% опрошенных полностью поддерживают введение платежей с помощью умных гаджетов и 23% утверждают, что полностью доверяют таким устройствам. 

Использование биометрических данных для подтверждения платежей также ожидается с позитивом: 30% опрошенных полностью его поддерживают.
 
Исследование проведено с целью оценить пользование банковскими картами жителями Казахстана, выявить наиболее удобные способы оплаты товаров и услуг и понять особенности поведения держателей банковских карт в различных форм-факторах. Также одной из задач стояла оценка уровня осведомленности населения о современных бесконтактных технологиях оплаты. Опрос проводился в апреле-мае 2019 года среди держателей карт из городов Казахстана, численность населения которых превышает 50 тыс. человек. Респондентами выступали мужчины и женщины в возрасте от 25 до 45 лет.

1411 просмотров

Как ERM автоматизирует работу с банковскими рисками

Мнение СЕО Prime Source Евгений Щербинин

Фото: Shutterstock

Начало года в любой отрасли сопровождается оценкой влияния рисков, которые ожидают бизнес, на запланированные показатели ближайших 12 месяцев.

Например, инвестиционный банк Morgan Stanley в своем отчете о глобальных рисках 2020 года отмечает, что за последние 12 месяцев 20 мировых ЦБ смягчили монетарную политику. «Средневзвешенная процентная ставка может достигнуть семилетнего минимума уже в марте 2020 года. Ослабление торговой напряженности и успешный ход переговоров между США и Китаем – эти два фактора в совокупности станут мощными драйверами роста», – говорится в отчете инвестбанкиров.

То есть риски – это не только предполагаемые провалы, но и возможности роста. И чем больше становится бизнес, тем чаще топ-менеджменту приходится сталкиваться с рисками – они усиливаются вместе с ростом компании. Особенно актуальны риски для банкиров, к которым со стороны регуляторов выдвигается все больше требований по условиям ведения бизнеса.

Глобальный фон банковского рынка Казахстана сегодня определяется рядом крупных событий, в которые втянуты все игроки финансовой отрасли страны.

Во-первых, в Казахстане идет внедрение международных стандартов финансовой отчетности (МСФО 9), которые регламентируют бухгалтерский учет финансовых инструментов и расчет провизий в соответствии с прогнозными рыночными показателями. Во-вторых, в Казахстане заканчивается оценка качества активов банков (AQR), включая адекватность оценки активов и залогового обеспечения и связанных с ними резервов, для повышения прозрачности банковских рисков. В-третьих, в Казахстане формируется спрос на новый подход к рассмотрению рисков компании –  интегрированную систему управления рисками ERM (Enterprise Risk Management). Причем последнее вытекает из двух предыдущих событий.

ERM – это комплексная интегрированная система управления рисками для достижения бизнес-целей: снижения непредвиденной волатильности прибыли и увеличения стоимости предприятия.

Современная структура банковской ERM состоит из семи компонентов, каждый из которых должен быть разработан и связан друг с другом, чтобы работать как единое целое.

Первый компонент. Корпоративное управление – это выстраивание определенных обязанностей совета директоров и высшего руководства с точки зрения организационных процессов и эффективного управления рисками компании.

Второй. Линейное управление – согласование бизнес-стратегий с корпоративной политикой риска при поиске новых возможностей для бизнеса и роста. Риски бизнес-операций должны быть полностью оценены и включены в ценообразование и показатели прибыльности при реализации бизнес-стратегии. В частности, ожидаемые убытки и стоимость капитала риска должны быть включены в цену продукта или требуемой доходности инвестиционного проекта.

Третий. Активное управление портфелем. Эта концепция применяется ко всем рискам внутри организации для их агрегации, учета их эффектов и мониторинга концентрации.

Четвертый. Передача риска – снижение нежелательных или концентрированных рисков, а также хеджирование рисков внутри портфеля. Чтобы снизить нежелательные риски, руководство должно на постоянной основе оценивать производные, страховые и гибридные продукты и выбирать из них наиболее эффективную альтернативу.

Пятый. Аналитика рисков – количественная оценка риска для дальнейшего анализа и отчетности. Например, если руководство хочет снизить риски, можно использовать аналитику риска для определения наиболее эффективного способа достижения той или иной цели.

Шестой. Технологические и информационные ресурсы улучшают качество данных для поддержки процессов анализа и отчетности.

Седьмой. Управление отношениями с заинтересованными сторонами повышает прозрачность рисков в отношениях компании с основными заинтересованными сторонами, что имеет важное значение для составления кредитных рейтингов, а также для внешнего анализа деятельности компании и принятия кредитных решений.

Все эти компоненты, собранные в одну систему, позволяют руководству банка адекватно оценить свои риски перед принятием того или иного бизнес-решения. Однако названные компоненты лишь структура, которая заполняется данными.

И на этом этапе могут возникнуть дополнительные проблемы типа неактуальности или неточности данных, децентрализации источников информации и подобного. Все эти вопросы снимаются благодаря технологиям.

Тем не менее в целом ERM решает проблему фрагментарного восприятия разных видов рисков на уровне отдельных структурных подразделений. При новом подходе риск-менеджеры и все заинтересованные подразделения компании могут оценивать риски в масштабах всего предприятия.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif