Нацбанк принял решение по базовой ставке

Финрегулятор сохранил ее на уровне 9,25%

Фото: Олег Спивак

Национальный Банк Республики Казахстан решил сохранить базовую ставку на уровне 9,25% годовых с сохранением процентного коридора +/- 1 п.п.

Предыдущее решение о базовой ставке было объявлено 9 сентября 2019 года. Тогда финрегулятор повысил ставку с 9% до 9,25% впервые за год. Следующее решение о базовой ставке будет объявлено 9 декабря 2019 года. Это будет последнее объявление о ставке за текущий год.

Ранее глава Нацбанка Ерболат Досаев не исключил возможности повышения базовой ставки во второй половине года для сдерживания инфляции.

«В сфере денежно-кредитной политики будут приняты меры для сохранения инфляции внутри коридора: главной задачей является сдерживание влияния на рост цен значительно возросших расходов. Во втором полугодии при усилении инфляционного давления возможно ужесточение денежно-кредитной политики через повышение базовой ставки», – сказал он.

Последнее повышение базовой ставки до сентября 2019 года было зафиксировано 2 февраля 2016 года. Тогда базовая ставка поднялась с 16% до 17%.

Безымянный_88.png

Ранее решение по ставке приняли Национальный банк Украины и Центробанк России.

Украинский регулятор (НБУ) снизил ключевую ставку на 100 бп до 15,5%. Снижение ставки в стране зафиксировано в третий раз за год. В начале года показатель находился на уровне 18%. Инфляция в стране в сентябре опустилась до 7,5% гг, а по итогам октября НБУ ожидает инфляцию ниже 7%.

Также Совет директоров Банка России 25 октября снизил ключевую ставку на 50 базовых пунктов - до 6,5%. Последний раз ЦБ РФ снижал ставку на 50 б.п. в декабре 2017 года.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Льготы для МСБ могут осложнить работникам этого сектора доступ к банковским кредитам

«Курсив» изучил, изменились ли скоринговые системы БВУ в связи с наступившими налоговыми каникулами

Коллаж: Вадим Квятковский

Введенные в Казахстане антикризисные налоговые послабления для некоторых видов МСБ могут затруднить доступ наемных работников этого сектора к потребительским займам. При рассмотрении кредитных заявок банкиры отслеживают доходы граждан через ЕНПФ, и если несколько месяцев на пенсионном счете нет отчислений, то финансовые организации оценивают человека как безработного. 

При подготовке этого материала «Курсив» отправил запросы в 15 крупнейших банков страны. Ответили лишь несколько, большая часть кредитных учреждений сообщили, что оценка заемщиков – это «конфиденциальные сведения». Только семь кредитных организаций решили поделиться информацией. «У банка есть заемщики, которые перестали отчислять в ЕНПФ, но точное количество пока назвать сложно, так как ситуация на рынке довольно быстро меняется» – примерно так ответили пресс-службы Халыка, Хоум Кредита, ВТБ, БЦК и Альфа-Банка. 

Ручной режим

До 1 октября текущего года для субъектов 30 видов деятельности МСБ (в список входят предприятия туристской отрасли, IT, сферы услуг и инфраструктуры) будут действовать нулевые ставки по налогам и соцплатежам с фонда оплаты труда.

В этих условиях «банки продолжают аккумулировать запас прочности для абсорбирования возможных стрессов и придерживаться ужесточенных скоринговых и андеррайтинговых процедур», заявил «Курсиву» один из участников рынка. 

Как стало известно «Курсиву», большинство банков страны сегодня отказывают людям без отчислений в ЕНПФ не только в ипотечных, но и в беззалоговых займах. Однако официально об этом редакции рассказал только один банк. «На данный момент клиентов без отчислений в ЕНПФ мы не кредитуем. При улучшении ситуации в стране банк будет рассматривать возможность возврата к кредитованию данных клиентов», – сообщили в пресс-службе Банка Хоум Кредит. Такое жесткое решение отрази­лось на кредитном портфеле структуры – с апреля по май он сократился с 331 млрд до 317 млрд тенге. Но при этом и уровень NPL 90+ в Хоум Кредите не превышает 3,76%, что почти втрое ниже среднерыночного показателя, равного 9,43%.

Наличие отчислений в ЕНПФ для Halyk Bank не может стать причиной отказа. «Сегодня у банка есть разные источники данных, которые Halyk учитывает при принятии решения о кредитовании. Конечно, клиентам нашей организации, имеющим сложившуюся историю взаимоотношений,  по-прежнему будет отдаваться предпочтение при кредитовании», – объяснили в пресс-службе Halyk Bank.

В Альфа-Банке рассказали, что одобрение заявки на кредит зависит от многих параметров: это кредитная история, уровень дохода, размер запрашиваемой суммы, сроки и лишь на последнем месте отчисления в ЕНПФ: «Количество клиентов из этих отраслей небольшое, но для Альфа-Банка каждый клиент важен. Поэтому кредитный отдел будет рассматривать заявки на кредитование от таких клиентов наряду со всеми остальными». 

Клиенты важны и для Банка ВТБ, но и о требованиях регулятора здесь не забывают. «Любые заявления клиентов на получение кредита, в том числе и тех, у кого прекратились пенсионные отчисления, будут рассмотрены банком в индивидуальном порядке. Расчет дохода клиента и суммы кредита определены в законодательстве РК. Банк сумму кредита будет определять исходя из законодательных норм», – сообщили в пресс-службе организации. 

Банк ЦентрКредит занимает, наверное, самую многострадальную нишу на кредитном рынке. Их специализация – ипотека и МСБ. А в Казахстане почти при всех кризисах первыми удар ощущали рынок недвижимости, а также малый и средний бизнес. Поэтому банк запустил новый кредитный продукт в пандемию. «Риск-менеджментом банка разработана инновационная система оценки кредитоспособности с использованием продвинутых методов построения скоринговых моделей на основе машинного обучения», – рассказали в пресс-службе БЦК. 

Коррекция оценки

Скоринговые модели постоянно находятся в процессе изменения с учетом внешних и внутренних факторов, которые наблюдаются в экономике, а также накопленной статистики каждого банка. «В текущих условиях повышенной неопределенности и волатильности все банки принимают меры и вносят корректировки в свои внутренние модели в качестве ответных мер. Данные корректировки осуществляются на постоянной основе, носят упреждающий характер и пересматриваются по мере изменения внешней среды и условий», – объяснили в пресс-службе Евразийского банка.

В БЦК для точной оценки риск-профиля каждого клиента реализована сегментация клиентского потока и разработан ансамбль скоринговых моделей для каждого сегмента. Банк рассчитывает кредитные лимиты на основе модели поведенческого скоринга, которая изучает внутренние и внешние данные клиента. Учитывает, например, постоянные транзакции и информацию из кредитных бюро. «Банк постоянно проводит валидацию системы принятия кредитных решений и скоринговых моделей по каждому продукту и сегменту клиентов», – заверили в БЦК. 

Скоринговые модели Банка ВТБ тоже были скорректированы в момент введения режима ЧП и ограничений деятельности предприятий. В Халыке регулярно отслеживают эффективность собственного скоринга. 

По другому пути пошел Альфа-Банк: «Ситуация с пандемией в стране проверила эффективность работы банка, в том числе и скоринговых моделей. Надежность – один из главных приоритетов, поэтому принятые ранее скоринговые модели остаются актуальными и в период кризиса. Специалисты банка не будут вносить изменений».

Это отразилось и на кредитном портфеле физических лиц Альфа-Банка. Так, средняя сумма займа уменьшилась на 5–20% в зависимости от вида кредитования. «NPL остался на прежнем уровне. Кредитный портфель вырос незначительно, поскольку в марте и апреле действовали ограничения на кредитование. Выросла доля реструктуризированных займов», – сообщили в организации.

В Банке Хоум Кредит отметили, что скоринговые модели используются прежние, но с более высоким пороговым значением одобрения заемщиков. 

Портрет заемщика 

Портрет среднестатистического заемщика в этом году претерпел изменения, так как на него повлиял режим карантина. «К сожалению, многих людей коснулись сокращения, вызванные снижением деловой активности и спроса со стороны населения на некоторые виды услуг. Особенно эти изменения коснулись сферы услуг, сегмента МСБ», – поделились в Евразийском.

В АТФБанке в первом полугодии заемщики «помолодели». «Так, если в прошлом году преобладала возрастная группа от 30 до 39 лет (31,9%), то в первой половине 2020 года более активными стали клиенты в возрасте от 20 до 29 лет (32,6%)», – рассказали в пресс-службе АТФ. Здесь на каждую сотню клиентов приходится 54–56 мужчин и только 44–46 женщин. При этом средняя сумма займа, получаемого клиентами-мужчинами, незначительно превышает 2 млн тенге, в то время как для женщин она находится в пределах 1,7 млн. «Отчасти такая разница объясняется и тем, что наиболее востребованным у мужчин является крупный кредит с суммой свыше 3 млн тенге, в то время как женщины чаще отдают предпочтение средним займам с суммой от 1 млн до 3 млн», – рассказали в банке.
 
Существенных изменений в портрете клиента Банка ВТБ не произошло, но есть изменения в потребностях клиентов. Если раньше люди часто тратили кредит на путешествия, подарки, праздничные мероприятия, то в этом году такие цели значительно сократились. «Сейчас мы наблюдаем, что клиенты более настороженно относятся к кредитам и обращаются в банк в случае существенной необходимости. Хотя значительных изменений размера среднего займа в этом году пока не отмечается», – говорят в ВТБ.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg