3284 просмотра

Куда уходят миллиарды?

Казахстанские чиновники потратили более 600 млрд тенге неэффективно

Фото: Shutterstock

Депутаты сената РК совместно со Счетным комитетом прорабатывают вопрос внесения в КоАП административного штрафа в отношении чиновников за неэффективное использование бюджетных средств. По их мнению, административное наказание должно быть соразмерным нанесенному ущербу, а не носить формальный характер.

В поиске ответственных

Выступивший в сенате РК на заседании совета по совершенствованию бюджетного законодательства 2 октября министр национальной экономики Руслан Даленов затронул вопрос неэффективности расходования бюджетных средств, выделяемых по госпрограммам. По его информации, по десяти госпрограммам, реализуемым в период с 2011 по 2018 годы, было освоено 9 трлн тенге, однако 608 млрд было освоено неэффективно.
 
Презентуя депутатам «Дорожную карту по реформированию бюджетного процесса», глава Минэкономики озвучил предложение о внесении поправок в постановление о системе гос­планирования. В частности, они затрагивают оценку социально-экономического эффекта реализуемых программ, анализ реализации предыдущих программ, а также проведение внеплановой оценки госпрограмм. 

Кроме этого предлагается внедрение встречных обязательств для представителей бизнес-среды, получающих господдержку.
 
Также было предложено возлагать на чиновников ответственность за неэффективную деятельность на предыдущих должностях независимо от смены места работы.

К слову, в июне этого года в ходе пленарного заседания мажилиса парламента РК по отчету правительства об исполнении республиканского бюджета за 2018 год председатель Счетного комитета Наталья Годунова отметила: в результате некачественных бюджетных решений неэффективные расходы составили 138 млрд тенге. При этом, по ее информации, к дисциплинарной ответственности привлечены 224 работника, руководителей среди них  всего 9%. 

Г-жа Годунова тогда в своем выступлении отметила необходимость введения обязательной ответственности должностных лиц за финансовые нарушения, неэффективное планирование и использование бюджетных средств. 

Другое замечание главы Счетного комитета касалось оптимизации сметной стоимости строящихся объектов на бюджетные средства. По данным Натальи Годуновой, из разработанных и прошедших экспертизу ПСД реализуется только 32%. Остальная часть ПСД остается невостребованной, а со временем и вовсе признается устаревшей, что впоследствии влечет внесение корректировок и проведение пов­торной экспертизы. А это выделение дополнительных средств.

Предложения Счетного комитета довольно актуальны, если говорить о долгостроях, зависшей на неопределенное время реализации проектов и внесении корректировок в ранее утвержденные проекты, которых, надо признать, немало во всех регионах Казахстана. 

Учебные центры от Минобразования

Так, настоящий коррупционный скандал разразился в Усть-Каменогорске в ходе строительства межрегионального центра по подготовке и переподготовке кадров для машиностроительной отрасли на 700 ученических мест. Сдача учебного центра была намечена на декабрь 2013 года. Министерством образования и науки на возведение объекта подрядной организации «ЗАК Сервис» было перечислено 2,9 млрд тенге. Однако еще на этапе строительства стало известно, что возведение центра производится с серьезными нарушениями. 

В результате вице-министр МОН РК Саят Шаяхметов, директор ТОО «Дирекция строящихся объектов образования и науки РК» Александр Пак и генеральный директор подрядной компании «ЗАК Сервис» Алексей Тутубалин оказались на скамье подсудимых. В суде была доказана растрата бюджетных средств в размере 917 млн тенге из выделенных на строительство учебного комплекса 2,9 млрд. Фигуранты этого уголовного дела получили наказание в виде лишения свободы на сроки от 7 до 7,5 лет. 

Между тем недостроенный центр несколько лет находился практически в бесхозном состоянии. В январе 2018 года объект был передан на баланс отдела строительства города Усть-Каменогорска. 

Все эти годы вопрос с завершением строительства учебного центра остается открытым. И только в этом году дело, похоже, сдвинулось с мертвой точки. 

В начале 2019 года усть-каменогорский отдел строительства провел открытый конкурс по определению подрядчика на проведение технического обследования для завершения строительства межрегионального учебного центра. Победителем конкурса госзакупок стало ТОО «MostStroiRemont». Стоимость – проведения техобследования 30,5 млн тенге. Во сколько обойдется бюджету завершение этого долгоиграющего проекта для местной казны, станет ясно по окончании тех­обследования. Каким образом городские власти будут эксплуатировать объект, доставшийся им от Минобразования, в случае завершения его строительства, пока неизвестно.

Не все гладко вышло и со строительством межрегионального учебного центра по подготовке кадров для топливно-энергетической отрасли на 700 ученических мест в Экибастузе Павлодарской области. Проект также реализовывался Министерством образования. Строительство центра стоимостью 4,5 млрд тенге началось в 2009 году. Сдача проекта была запланирована на 2011 год, потом сроки сдвинулись на 2012 год. А уже на конечном этапе строительства вдруг выяснилось, что центр был построен без дренажной системы. Поэтому подвалы отстроенных корпусов начали затопляться грунтовыми водами, некоторые конструкции объекта начали разрушаться. Министерство образования, похоже, потеряло к учебному центру интерес – объект не сдан в эксплуатацию по сей день.

Подвижки в завершении строительства центра начались, когда объект был передан на баланс областного акимата. Была разработана новая ПСД (по информации, распространенной местными СМИ, на завершение строительства учебного центра понадобится 2,8 млрд тенге. – «Курсив») и определен подрядчик в лице павлодарской компании ТОО «Портал-ПВ». В 2018 году строительство центра усилиями местных властей возобновилось. Ожидается, что учебный центр заработает уже в следующем году.

1239418589.jpg

Наследство беглого экс-акима

В Атырауской области немало незавершенных дорогостоящих проектов, которые реализовывались в бытность правления областью акимом Бергеем Рыскалиевым. Среди таких объектов – незавершенный киноконцертный зал на 1200 мест с Музеем искусств и выставочным залом стоимостью 3,7 млрд тенге и банно-оздоровительный комплекс стоимостью 840 млн тенге. Оба объекта располагаются в Атырау, сдача их была запланирована на конец 2012 года. Однако строительные работы на этих объектах были приостановлены осенью 2012 года в свете уголовного дела в отношении бывшего акима Атырауской области Рыскалиева и руководителей ряда подрядных компаний, обвинявшихся в многомиллиардных хищениях бюджетных средств.

В декабре 2013 года на одном из заседаний областного маслихата были озвучены итоги научного института Комитета по делам строительства, который по заказу Атырауского областного акимата провел обследование здания концертного зала. По заключению экспертов, 90% железобетонных конструкций недостроенного концертного зала необходимо демонтировать из-за угрозы обрушения. 

Однако уже летом 2014 года местные власти сообщили, что работы по завершению строительства киноконцертного зала будут возобновлены и объект будет сдан во второй половине 2017 года. Как сообщили «Курсиву», разработкой ПСД по завершении строительства киноконцертного зала с 2015 года занимается Алматинский проектный институт «ПТИ Пищепромпроект». На эти работы из бюджета было выделено 59 млн тенге. Стоимость строительных работ будет определена по завершении проектирования и заключению госэкспертизы. Срок для разработки обновленной ПСД, установленный местными властями, истекает в конце этого года. 

По второму долгострою – банно-оздоровительному комплексу – управление строительства Атырауской области так и не предоставило ответа на редакционный запрос «Курсива». Так что какова дальнейшая судьба недостроенного здания банного комплекса, неизвестно. 

Вместе с тем на охрану недостроенных объектов из местной казны ежегодно выделяются средства. В этом году охранные услуги предоставляет ТОО «DetectiveSecurity». Охрана двух объектов обошлась бюджету только в этом году в 8 млн тенге.

Планировали одно – получили другое

Вместе с тем в нефтяной столице Казахстана немало и менее дорогостоящих проектов, реализация которых зависла на неопределенный срок. О некоторых местные власти, похоже, подзабыли.

Так, к примеру, летом 2012 года на одном из селекторных совещаний местные власти сообщили о выделении из бюджета денежных средств в размере 1,8 млрд тенге на ремонт цокольных этажей двенадцати многоэтажных домов и оборудование их под дошкольные мини-центры. Ремонтные работы произвелись, но ни одного мини-центра так и не открылось. По информации, предоставленной «Курсиву» акиматом города Атырау в ходе подготовки этого материала, в 2012 году городским отделом строительства на ремонт указанных помещений был выделен не 1,8 млрд тенге, как сообщалось ранее, а 453,9 млн тенге. В настоящее время в доверительное управление сроком на 10 лет передано только три помещения – ОО «Спортивный клуб смешанных единоборств «Западный Альянс», ОФ «Центр помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений «Шапагат» и ОО «Мугедекалеми». 

Другой неудавшийся атырауским властям проект – «Интеллектуальный транспорт». В рамках его реализации в 2015 году для установки в городских автобусах было закуплено 250 GPS-трекеров, 250 автоинформаторов для и 20 информационных табло, которые были установлены на автобусных остановках. Все это оборудование обошлось городскому бюджету в 39 млн тенге. Однако система «Интеллектуальный транспорт» за все время с момента реализации проекта так и не заработала. Право на обслуживание оборудования передавалось в течение нескольких лет от компании к компании, но никому так и не удалось наладить работу программного обеспечения – внедрение проекта временно приостановлено.

В рамках реализации в настоящее время проекта по строительству городских автодорог в Атырау предусмотрено строительство велосипедной дорожки по пр. Бейбарыса длиной 15 км. Стоимость дорожки – 207 млн тенге. К слову, это вторая велосипедная дорожка в областном центре. Первая, длиной 4,5 км, протянулась вдоль автомобильной дороги по пр. Абылхаир хана в направлении аэропорта. Бюджету она тогда обошлась в 250 млн тенге, но должного внимания у велосипедистов не нашла – дорожка фактически оторвана от города, не имеет безопасных подъездных путей и ведет в никуда.

banner_wsj.gif

489 просмотров

Финнадзор разработал концепцию реформы фондового рынка

Брокеры обсуждают новые правила

Фото: Kursiv.kz

Агентство по регулированию и развитию финансового рынка разработало концепцию реформы фондового рынка. В Ассоциации финансистов Казахстана уверены: если реформа пройдет гладко, количество иностранных и местных инвесторов на KASE возрастет. 

Попытки реформировать отечественную фондовую площадку делал еще экс-глава Нацбанка Данияр Акишев. При нем регулятор перестал жестко контролировать курс тенге, система расчетов была переведена на режим Т+3 (когда сделку можно оплатить и на третий день после операции), биржа была интегрирована в международную расчетную систему Clearstream (благодаря ей государственные ценные бумаги РК легче покупать зарубежным инвесторам). 

Однако концепция большой реформы была разработана и передана в Ассоциацию финансистов Казахстана (АФК) для обсуждения совсем недавно. «Документ либерализирует требования к эмитентам, сокращает некоторые разрешительные процедуры, совершенствует инфраструктуру», – перечисляет достоинства реформы управляющий директор АФК Ерлан Бурабаев.

Председатель правления АО «Фридом Финанс» Сергей Лукьянов уверен, что признание финнадзором системных проблем – первый шаг к их решению. «Разработка концепции – значительный шаг, направленный на развитие рынка ценных бумаг и экономики страны. Сам процесс обсуждения данной концепции подтверждает политику слышащего государства, объявленную президентом страны», – говорит собеседник.

Инфраструктура

В настоящее время Центральный депозитарий (ЦД) оказывает услуги по открытию и ведению банковских счетов для расчетов по сделкам на KASE. Концепция предполагает, что ЦД будет подключен к государственным базам данных, что позволит организации идентифицировать клиентов. По мнению экспертов, эта функция, с одной стороны, будет противодействовать легализации доходов, полученных преступным путем, с другой – позволит брокерам усовершенствовать системы дистанционного обслуживания. «У нас очень большая страна, и брокерам не имеет смысла открывать офисы в каждом регионе, поэтому на первый план выходит удаленное обслуживание клиентов. Посредством развития электронных сервисов профессиональные участники рынка смогут быстрее и без лишней волокиты оказывать услуги физлицам», – объясняет Бурабаев.

За 30 лет независимости в страну пришел только один глобальный кастодиан – Citibank, поэтому концепция предполагает создание на базе ЦД региональной депозитарно-расчетной системы или учетного хаба, через который международные игроки смогут получить удаленный доступ к местным финансовым инструментам. Законопроект наделяет ЦД правом обмена валюты, что позволит организации проводить расчеты по сделкам с ценными бумагами как в тенге, так и в долларах. «Миноритарным инвесторам импонирует инициатива о наделении Центрального депозитария функциями обменных операций с иностранной валютой, в том числе в интересах клиентов. Данный шаг позволит ликвидировать монополию банков в данной сфере. Безусловно, это послужит повышению интереса иностранных инвесторов к локальному фондовому рынку», – уверен исполнительный директор Казахстанской ассоциации миноритарных акционеров Данияр Темирбаев.

Участники рынка согласны с расширением полномочий Центрального депозитария, но предлагают ввести новый термин – «потерянный клиент». «У каждого брокера есть клиенты, которые имеют долгосрочную задолженность по комиссиям ЦД за хранение активов», – говорит директор юридического департамента Centras Securities Наталья Былина. В компании разработали порядок установления статуса «потерянный клиент»: это долг перед ЦД в размере свыше 50 МРП, который не оплачивается больше двух лет. «Мы предлагаем не начислять комиссии таким клиентам, а их активы замораживать до возмещения задолженности. При этом брокер продолжит искать человека», – делится Былина.

Инструменты 

Игроки отечественного фондового рынка много лет жалуются на нехватку инструментов. Регулятор до недавнего времени объяснял скудный выбор узостью самого рынка. По мнению Лукьянова, развитию рынка мешают две ключевые проблемы – доминирование государственных и квазигосударственных инструментов над частным корпоративным сектором и отношение к риску. «Рынок ценных бумаг РК состоит на 80% из денежных инструментов, 90% из которых – это бумаги государственного и квазигосударственного сектора. Второй момент – это отношение как регулятора, так и участников рынка к риску. Есть стремление исключить риск, который сам по себе является неотъемлемым элементом рынка. Профессио­нальные участники готовы «покупать» риск и могут сами регулировать приемлемый для себя уровень риска», – считает председатель правления «Фридом Финанс».

Новая концепция может изменить эту ситуацию, так как расширяет перечень разрешенных законом долговых бумаг. В частности, предлагается ввести новый класс – инвестиционные облигации, доходность которых не фиксируется на весь срок, а зависит от динамики или значения какого-то базового актива (например, фондового индекса, процентной ставки, курса валют, инфляции). «При этом, как и в случае с классическими облигациями, эмитент гарантирует инвестору возврат их номинальной стоимости при погашении, – говорит Бурабаев. – Такие облигации очень популярны на зарубежных рынках. Актуальность этих бумаг многократно возрастет, если пенсионные активы казахстанцев будут переданы в конкурентную среду».

Еще один пункт концепции – упрощение порядка выпуска ценных бумаг частного (еще говорят, закрытого) размещения. 

«Некоторые компании заинтересованы в небольших размещениях для ограниченного круга инвесторов. Зачем им регистрировать проспект в финнадзоре? Функции по регистрации при частном размещении будут переданы Центральному депозитарию», – рассказал Бурабаев. В США частное размещение ценных бумаг от публичного отличают минимальные требования, которые должен соблюдать эмитент. Такой способ привлечения капитала не подлежит регистрации в Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC), следовательно, не требуется оформления проспекта эмиссии и раскрытия финансовой информации. В Великобритании частное размещение облигаций также осуществляется по упрощенной процедуре. 

Частное размещение – не единственная норма, которая будет приведена к международным стандартам. Еще изменятся требования на рынке свопов и деривативов. Законодательство РК будет соответствовать требованиям Международной ассоциации свопов и деривативов (ISDA). «Это позволит привлечь на рынок зарубежных инвесторов. Единая нормативная база позволит уменьшить затраты в процессе заключения и согласования договоров, обеспечит прозрачность деятельности всех участников», – заключил управляющий директор АФК.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg