Перейти к основному содержанию

2809 просмотров

Как профессиональные жалобщики останавливают госзакупки

И что им противопоставит Минфин

Министерство финансов собирается взимать плату за подачу жалоб на итоги госзакупок. Только так, уверены в ведомстве, можно решить проблему появления в Казахстане нового класса предпринимателей – профессио­нальных жалобщиков. Они зарабатывают не на исполнении госзаказа, а на приостановлении конкурса или тендера.

Жалобы на процедуры госзакупок рассматриваются системой камерального контроля, более того, именно поток жалоб и определяет его основные направления, объясняет и.о. председателя Комитета внутреннего государственного аудита Минфина Берик Нажмиденов. Помимо исправления просчетов и ошибок госорганов, проводящих госзакупки, камеральный контроль позволяет проанализировать и количество жалоб, и их содержательную часть.

Жаловаться, так с выгодой

Количество жалоб за четыре года выросло на порядок: если в 2015 году было подано 2 тыс. 265 жалоб на итоги процедур госзакупок, то в 2019-м – уже более 19 тыс. «Из 20 тыс. жалоб удовлетворено 57%, это 11 тыс., отказано по 8 тыс. 200 жалобам», – делится данными Нажмиденов. 

Он акцентирует внимание на том, что среди жалобщиков есть категория профессионалов, которые жалуются исключительно для того, чтобы приостановить конкурсные процедуры. Для чего это делается? Такие жалобщики ожидают, что после приостановки процедуры госзакупки к ним обратится заинтересованное лицо и договорится об отзыве жалобы, естественно, небезвозмездно.

«Он отзовет свою жалобу, закупка пойдет дальше. Вот вам и мотив: он может приостановить закупку и сидеть ждать, пока к нему кто-нибудь не обратится, зарабатывать не на исполнении договора, а на его приостановлении. Чтобы с ним расплачивался либо тот, кто может выиграть, либо тот, кто не заинтересован в исполнении договора», – объясняет Берик Нажмиденов. Так что деньги такие профессиональные жалобщики могут получать как от добросовестных победителей конкурсных процедур, так и от заказчиков, когда те хотят привести на закупки «свои» компании, а их по какой-то причине опередили «сторонние».

Существование описанной схемы у представителей Минфина сомнений не вызывает, но точно сказать, сколько именно жалоб подано исключительно с целью на них заработать, в министерстве затрудняются. Но отмечают общий классифицирующий приз­нак для компаний-жалобщиков: эти компании никогда не становятся победителями тендеров и конкурсов, потому что у них нет цели заключить договор. Они выходят на тендеры и конкурсы с осознанно допущенными ошибками в документации, но получают право участвовать в них и обжаловать их результаты.

Прекратить поток таких жалоб в Минфине РК собираются за счет повышения ответственности за их подачу, для этого решили ввести плату за подачу жалоб. Размер этой платы в ведомстве пока не озвучивают. По мнению специалистов Минфина, чтобы норма была действующей, плата за подачу жалобы должна быть сопоставима с заработком от консервации тендеров.

Под раздачу попадут все

В предпринимательской среде считают, что эта мера ударит по всему бизнесу, как недобросовестному, так добросовестному. Замдиректора департамента закупок НПП «Атамекен» Нурлан Салипов отмечает, что вместе с платой за жалобы также предлагается формировать реестр неблагонадежных поставщиков, которые подают необоснованные жалобы. «Но тут возникает вопрос: а кто будет оценивать обоснованность и необоснованность жалоб? Это ведь ограничение в участии в госзакупках в дальнейшем. Платность жалоб вызывает вопросы, как бы все госорганы не начали брать плату за жалобы, причем уже не только с предпринимателей», – отмечает Салипов.

Председатель совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Каирбек Сулейменов предполагает, что решение об обоснованности и необоснованности будет принимать само Министерство финансов. «Основные функции по организации госзакупок были и остаются в компетенции Минфина: они и регламентируют процедуры, и организовывают их, и проводят, и сами себя контролируют. Минфин сам себе определяет меру ответственности и наказания – я считаю, что именно здесь находится корень зла, и поэтому нет объективности в оценках процедур госзакупок», – считает Сулейменов.

Того же мнения придерживается и член этого Совета Айгуль Соловьева: она говорит о том, что сейчас Минфин и принимает правила игры, и оценивает их соблюдение со стороны всех игроков рынка. Соловьева предлагает разделить эти функции и отдать их разным ведомствам.

А зампредседателя правления НПП «Атамекен» Рустам Журсунов убежден, что профессиональные жалобщики в Казахстане появились потому, что страна все время пытается изобрести свой казахстанский «велосипед» в сфере госзакупок вместо того, чтобы расставить фильтры от жалобщиков на дальних подступах к конкурсу или к тендеру.

«До сих пор непонятно, что мешает ввести процедуру предварительного квалификационного отбора, который смогут пройти только те, кто в состоянии обеспечить качество, а уже после этого отбора должен проходить тендер, – говорит Журсунов. – Я также не могу понять, почему у нас принцип наименьшей цены преобладает в тендере; это экономическая ловушка, никогда качество дешевым не бывает. Поэтому следует установить, что если я даю гарантию на 10 лет, то я могу продать дороже свой товар, работу или услугу», – заключает он.
 

1012 просмотров

Банкиры расскажут налоговикам о деньгах на счетах ИП

О подробностях нововведения в тексте основатель группы компаний «Учет.kz»

Фото: Shutterstock

Когда покупатель использует для оплаты товаров или услуг банковскую карточку, он сокращает объем теневой экономики Казахстана. Безналичный расчет позитивно влияет на финансовую культуру как покупателя, так и продавца.

Налогоплательщики, занимающиеся торговлей, гостиничными услугами, ресторанами, продажей проездных билетов и т. д., обязаны применять POS-терминалы. Также с 1 января 2020 года банки обязаны представлять по запросу налоговиков итоговые суммы платежей налогоплательщика, прошедшие через POS за год. Эти сведения будут использоваться для налогового администрирования.

Банки будут предоставлять информацию по расчетам картами через POS-терминалы: индивидуальных предпринимателей, в том числе крестьянских хозяйств; лиц, занимающихся частной практикой (адвокат, нотариус, частный судебный исполнитель); юрлиц, применяющих специальные налоговые режимы; юридических лиц, занимающихся игорным бизнесом. Списки плательщиков будут формироваться налоговиками до 20 января года, следующего за отчетным годом.

При оплате товара или услуги через POS-терминал покупателю должен быть выдан чек кассового аппарата. Сумма, проведенная через кассу, оплаченная по POS-терминалу, должна быть отражена в Z-отчете отдельной строкой как оплата «Банковской картой», что подразумевает оплату через POS-терминал.

Так как с 1 января 2020 года все налогоплательщики, принимающие наличные деньги, должны применять онлайн-кассы, то данные по выбитым чекам кассового аппарата и сведений по POS-терминалам будут сверяться налоговыми органами.

POS-терминал стоит от 20–200 тыс. тенге, при этом если брать терминал в аренду у банка, то предпринимателю выдвигаются условия по минимальному обороту в 300 тыс. тенге. Помимо этого бизнесмену необходимо ежемесячно платить 1–3,5% с каждой проведенной транзакции; 5 тыс. тенге – если сумма, проведенная через терминал, составляет менее 800 тыс. тенге в месяц.

В Предпринимательском кодексе сказано, что индивидуальное предпринимательство – это «самостоятельная, инициативная деятельность граждан Казахстана, направленная на получение чистого дохода, основанная на собственности самих физических лиц и осуществляемая от имени физических лиц, за их риск и под их имущественную ответственность». Поэтому ИП может использовать текущий счет и платежную карточку в ходе своей предпринимательской деятельности.

Рынок долго будет идти к прозрачности из-за больших комиссий для малого бизнеса, и от этого в целом девальвируется эффект борьбы с теневой экономикой. Ведь предпринимателю легче принимать деньги на личную карточку без комиссии, чем платить за обслуживание POS-терминала. При существующей поддержке банков и вливанию в них государственных денег было бы справедливо пересмотреть суммы комиссий за обслуживание предпринимателей. Это выведет большой объем денег из теневого оборота.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance