Перейти к основному содержанию

1058 просмотров

Государство намерено входить в капитал компаний по крупным ГЧП

Для этого планируется создать специальный фонд

Фото: Shutterstock

Фонд прямых инвестиций для финансирования государственного участия в крупных проектах государственно-частного партнерства (ГЧП) посредством участия в капитале предлагается создать на базе дочерней организации АО «НУХ «Байтерек» – ТОО «Kazakhstan Project Preparation Fund».

Такие предложения содержатся в разработанном министерством национальной экономики концепции проекта закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственно-частного партнерства». Концепция выложена 29 октября на сайте открытых нормативно-правовых актов для публичного обсуждения.

«Якорный» фонд ГЧП. Использование фонда для расширения каналов фондирования проектов. Для повышения инвестиционной привлекательности крупных ГЧП проектов для инвесторов и снижения рисков на этапе строительства и начального ввода в эксплуатацию предлагается предусмотреть в законе меру государственной поддержки в форме участия фонда прямых инвестиций (якорного фонда) в собственном капитале компании-концессионера/частного партнера. Таким образом, участие государства в проекте посредством вхождения якорного фонда в капитал частных компаний будет предусматриваться на стадии организации конкурса (в качестве меры государственной поддержки концессионера)», – говорится в опубликованном документе.

Фонд предлагается организовать на базе дочерней организации АО «НУХ «Байтерек» ТОО «Kazakhstan Project Preparation Fund», которое определено правительством юридическим лицом по консультативному сопровождению республиканских концессионных проектов и проектов ГЧП (постановления правительства от 30 апреля 2014 года № 428 и от 25 декабря 2015 года № 1057).

По мнению разработчиков, это позволит упростить начальное наполнение фонда средствами и в ближайшее время объявить о его создании, а также обеспечить для инвесторов пакетное предложение (ТЭО, проектная документация и так далее).

Концепцией также предлагается «Возвратное ГЧП» или компенсация затрат инвестора при наличии экономического эффекта.

«На сегодняшний день зачастую основной объект частных инвестиций нуждается в общественной инфраструктуре. При этом отсутствует механизм возмещения расходов частному инвестору за счет государственного бюджета создания такой инфраструктуры. С этой целью предлагается внедрить возможность возврата инвестиционных затрат инвестора, направленное на создание инженерно-коммуникационной инфраструктуры (ИКИ)», – отмечается в документе.

Дальнейшая эксплуатация ИКИ может осуществляться как государством, так и бизнесом. Между тем основной объект инвестиций должен иметь значимый экономический эффект для государства, быть по стоимости значительно выше возмещаемых затрат на создаваемую инфраструктуру. Возмещение инвестиционных затрат частного партнера в течение 5 лет после достижения KPI по основному объекту. 

Кроме того, концепцией усиливается роль АО «Казахстанский центр ГЧП». Практика разработки и реализации проектов ГЧП в Казахстане показала, что крупные инвесторы практически не участвуют в реализации проектов ГЧП, что связано, как полагают разработчики, с тем, что большая часть из них не имеет правильного представления о ГЧП либо не заинтересована в реализации планируемых проектов ГЧП, либо требует со стороны государства компенсации всех затрат.

Правительством в мае 2019 года поручено оказание услуг для инвесторов по принципу «одного окна» для формирования и поддержки проектов ГЧП на базе АО «Казахстанский центр ГЧП». Такая информационная поддержка предполагает: обучение и консультативно-информативное сопровождение инвестора; подбор проектов ГЧП республиканского или местного уровня в интересующей инвестора отрасли; информирование потенциальных инвесторов о планируемых, а также объявленных в конкурс проектах ГЧП; работу с частными партнерами на этапе реализации проектов ГЧП.

Государственные органы сталкиваются с трудностями поиска инвесторов на проекты ГЧП. Поэтому предлагается создание единого реестра потенциальных инвесторов, как иностранных, так и казахстанских, заинтересованных в реализации проектов ГЧП. Данный реестр будет обновляться на ежемесячной основе и будет в общественном доступе для всех госорганов и МИО. Поправками в закон о ГЧП предлагается ведение единого перечня всех проектов ГЧП, а не только планируемых, как указано в действующей редакции статьи 26 закона о ГЧП. В этом перечне будет отражена текущая (оперативная) информация о проектах ГЧП, которая будет обновляться на ежемесячной основе, и будет доступна для всех желающих, что даст возможность, в том числе, проводить оперативный общественный мониторинг проектов ГЧП.

25627 просмотров

Банкиры расскажут налоговикам о деньгах на счетах ИП

О подробностях нововведения в тексте основатель группы компаний «Учет.kz»

Фото: Shutterstock

Когда покупатель использует для оплаты товаров или услуг банковскую карточку, он сокращает объем теневой экономики Казахстана. Безналичный расчет позитивно влияет на финансовую культуру как покупателя, так и продавца.

Налогоплательщики, занимающиеся торговлей, гостиничными услугами, ресторанами, продажей проездных билетов и т. д., обязаны применять POS-терминалы. Также с 1 января 2020 года банки обязаны представлять по запросу налоговиков итоговые суммы платежей налогоплательщика, прошедшие через POS за год. Эти сведения будут использоваться для налогового администрирования.

Банки будут предоставлять информацию по расчетам картами через POS-терминалы: индивидуальных предпринимателей, в том числе крестьянских хозяйств; лиц, занимающихся частной практикой (адвокат, нотариус, частный судебный исполнитель); юрлиц, применяющих специальные налоговые режимы; юридических лиц, занимающихся игорным бизнесом. Списки плательщиков будут формироваться налоговиками до 20 января года, следующего за отчетным годом.

При оплате товара или услуги через POS-терминал покупателю должен быть выдан чек кассового аппарата. Сумма, проведенная через кассу, оплаченная по POS-терминалу, должна быть отражена в Z-отчете отдельной строкой как оплата «Банковской картой», что подразумевает оплату через POS-терминал.

Так как с 1 января 2020 года все налогоплательщики, принимающие наличные деньги, должны применять онлайн-кассы, то данные по выбитым чекам кассового аппарата и сведений по POS-терминалам будут сверяться налоговыми органами.

POS-терминал стоит от 20–200 тыс. тенге, при этом если брать терминал в аренду у банка, то предпринимателю выдвигаются условия по минимальному обороту в 300 тыс. тенге. Помимо этого бизнесмену необходимо ежемесячно платить 1–3,5% с каждой проведенной транзакции; 5 тыс. тенге – если сумма, проведенная через терминал, составляет менее 800 тыс. тенге в месяц.

В Предпринимательском кодексе сказано, что индивидуальное предпринимательство – это «самостоятельная, инициативная деятельность граждан Казахстана, направленная на получение чистого дохода, основанная на собственности самих физических лиц и осуществляемая от имени физических лиц, за их риск и под их имущественную ответственность». Поэтому ИП может использовать текущий счет и платежную карточку в ходе своей предпринимательской деятельности.

Рынок долго будет идти к прозрачности из-за больших комиссий для малого бизнеса, и от этого в целом девальвируется эффект борьбы с теневой экономикой. Ведь предпринимателю легче принимать деньги на личную карточку без комиссии, чем платить за обслуживание POS-терминала. При существующей поддержке банков и вливанию в них государственных денег было бы справедливо пересмотреть суммы комиссий за обслуживание предпринимателей. Это выведет большой объем денег из теневого оборота.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance