Перейти к основному содержанию

1611 просмотров

Каких инвестиционных резидентов ищет МФЦА

Они вместе с членами семей смогут беспрепятственно посещать Нур-Султан

Фото: Shutterstock

В проекте Конституционного закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О Международном финансовом центре «Астана» уточняется что имеется в виду под инвестиционным резидентством на МФЦА.

Инвестиционными резидентами МФЦА будут иностранцы и лица без гражданства, осуществившие инвестиции в соответствии с программой инвестиционного налогового резидентства и соответствующие следующим условиям: 

  • не признавались резидентом Казахстана в целях Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) в течение последних 20 лет, предшествующих обращению для участия в программе инвестиционного налогового резидентства МФЦА;
  • не являются лицами, гражданство которых прекращено, в течение последних 20 лет, предшествующих обращению для участия в программе инвестиционного налогового резидентства МФЦА;
  • уплачивают ежегодную обязательную фиксированную плату, размер которой устанавливается Налоговым кодексом.

МФЦА установит своим актом объем инвестиций и инструменты инвестирования, при осуществлении которых  иностранцам и лицам без гражданства и членам их семей выдается многократная въездная виза Республики Казахстан. Программа инвестиционного налогового резидентства Центра принимается по согласованию с органами национальной безопасности, внутренних дел, государственных доходов и уполномоченными государственными органами Республики Казахстан, осуществляющими руководство в сферах стратегического планирования и государственной инвестиционной политики.

Соответствующие акты должны быть разработаны и приняты органами МФЦА до 1 января 2020 года, поскольку планируется, что законопроект вступит в действие с 2020 года.

В частности, физические и юридические лица освобождаются от уплаты индивидуального и корпоративного подоходного налогов до 1 января 2066 года по доходам:

  • от прироста стоимости при реализации ценных бумаг, находящихся на дату реализации в официальных списках фондовой биржи;
  • от прироста стоимости при реализации акций участников-юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с действующим правом Центра, или долей участия в уставных капиталах участников-юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с действующим правом МФЦА;
  • в виде дивидендов и вознаграждений по ценным бумагам, находящимся на дату начисления таких дивидендов или вознаграждений в официальных списках фондовой биржи;
  • в виде дивидендов по акциям участников-юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с действующим правом Центра, или по долям участия в уставных капиталах участников-юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с действующим правом МФЦА;
  • из источников за пределами Республики Казахстан, если физические лица являются инвестиционными резидентами МФЦА и признаются резидентом Республики Казахстан в целях Налогового кодекса.

Ранее в концепции законопроекта сообщалось, что программы, предполагающие получение инвестором вида на жительство в обмен на определенный объем инвестиций, переживают период значительного роста. Наиболее успешные в этом отношении страны ежегодно выдают от двух до трех тысяч разрешений на временное или постоянное место жительство, привлекая в совокупности от $500 млн до $1 млрд от заинтересованных инвесторов. Так, 70% заявок на американские визы EB-5 по итогам 2016 года поступило от граждан Китая.

В среднем за 2001-2010 годы более половины иммиграционных виз Канады для инвесторов были выданы гражданам Китая, в то время как в рамках аналогичной программы Австралии, их доля в 2009-2013 годах достигала 60-70%. С каждым годом число стран, предлагающих возможность получения резидентства или гражданства взамен на инвестиции, растет, что повышает конкуренцию на этом рынке и делает его все более разнообразным для инвесторов. Если в 1990 году насчитывалось всего пять подобных программ, к 2000 году их число увеличилось до 19, к 2010 году - до 43, а теперь в мире функционирует более 80 программ. При этом 80% спроса на рынке инвестиционного резидентства приходится на англоговорящие страны, среди которых наибольшей популярностью среди инвесторов, несмотря на дороговизну, пользуются программы США, Канада, Великобритания и Гонконга.

Большинство действующих программ предоставляют инвесторам возможность временного (2 – 5 лет) или постоянного места жительства, с последующей возможностью получения гражданства. В некоторых случаях инвесторам может понадобиться провести определенный период времени в стране для дальнейшего продления пребывания. Некоторые страны, такие как представители Карибского бассейна, предлагают незамедлительное получение гражданства.

По мнению разработчиков, наиболее действенным способом повышения спроса к программе, с точки зрения быстроты реализации, является налоговое стимулирование и исключение обременительных требований в отношении физического пребывания инвестора и его семьи в стране.  Исходя из опыта, инвесторам будет предоставлена максимальная гибкость в выборе инструментов для инвестирования, что будет оговорено условиями программы инвестиционного резидентства, которую предполагается утвердить актом МФЦА, и которая будет иметь отличные от действующего законодательства нормы и условия для индивидуальных инвесторов, в том числе в части их пребывания в Республике Казахстан.

На начальном этапе на МФЦА собирались предоставить четыре опции для получения резидентства:

  • инвестирование не менее $150 тыс. в один или несколько инвестиционных фондов, зарегистрированных согласно нормативно-правовым актам МФЦА и находящихся под управлением одной или нескольких управляющих компаний, имеющих соответствующие лицензии регулирующего органа МФЦА;
  • инвестирование не менее $150 тыс. в ценные бумаги, обращаемые на бирже МФЦА;
  • приобретение недвижимости в пределах утвержденной территории МФЦА на сумму не менее $150 тыс.;
  • инвестирование не менее $150 тыс. в любую комбинацию вышеперечисленных опций.

30126 просмотров

Банкиры расскажут налоговикам о деньгах на счетах ИП

О подробностях нововведения в тексте основатель группы компаний «Учет.kz»

Фото: Shutterstock

Когда покупатель использует для оплаты товаров или услуг банковскую карточку, он сокращает объем теневой экономики Казахстана. Безналичный расчет позитивно влияет на финансовую культуру как покупателя, так и продавца.

Налогоплательщики, занимающиеся торговлей, гостиничными услугами, ресторанами, продажей проездных билетов и т. д., обязаны применять POS-терминалы. Также с 1 января 2020 года банки обязаны представлять по запросу налоговиков итоговые суммы платежей налогоплательщика, прошедшие через POS за год. Эти сведения будут использоваться для налогового администрирования.

Банки будут предоставлять информацию по расчетам картами через POS-терминалы: индивидуальных предпринимателей, в том числе крестьянских хозяйств; лиц, занимающихся частной практикой (адвокат, нотариус, частный судебный исполнитель); юрлиц, применяющих специальные налоговые режимы; юридических лиц, занимающихся игорным бизнесом. Списки плательщиков будут формироваться налоговиками до 20 января года, следующего за отчетным годом.

При оплате товара или услуги через POS-терминал покупателю должен быть выдан чек кассового аппарата. Сумма, проведенная через кассу, оплаченная по POS-терминалу, должна быть отражена в Z-отчете отдельной строкой как оплата «Банковской картой», что подразумевает оплату через POS-терминал.

Так как с 1 января 2020 года все налогоплательщики, принимающие наличные деньги, должны применять онлайн-кассы, то данные по выбитым чекам кассового аппарата и сведений по POS-терминалам будут сверяться налоговыми органами.

POS-терминал стоит от 20–200 тыс. тенге, при этом если брать терминал в аренду у банка, то предпринимателю выдвигаются условия по минимальному обороту в 300 тыс. тенге. Помимо этого бизнесмену необходимо ежемесячно платить 1–3,5% с каждой проведенной транзакции; 5 тыс. тенге – если сумма, проведенная через терминал, составляет менее 800 тыс. тенге в месяц.

В Предпринимательском кодексе сказано, что индивидуальное предпринимательство – это «самостоятельная, инициативная деятельность граждан Казахстана, направленная на получение чистого дохода, основанная на собственности самих физических лиц и осуществляемая от имени физических лиц, за их риск и под их имущественную ответственность». Поэтому ИП может использовать текущий счет и платежную карточку в ходе своей предпринимательской деятельности.

Рынок долго будет идти к прозрачности из-за больших комиссий для малого бизнеса, и от этого в целом девальвируется эффект борьбы с теневой экономикой. Ведь предпринимателю легче принимать деньги на личную карточку без комиссии, чем платить за обслуживание POS-терминала. При существующей поддержке банков и вливанию в них государственных денег было бы справедливо пересмотреть суммы комиссий за обслуживание предпринимателей. Это выведет большой объем денег из теневого оборота.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance