Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


9182 просмотра

Как кредиторы используют цифровой след казахстанцев

Рассказывает генеральный директор МФО «Solva»

Микрофинансовые организации начали создавать цифровой профиль клиента, который помогает оценивать его платежеспособность и уберегает от мошенничества. Каковы особенности новой технологии?

Цифровые кредиты завоевывают все большую популярность среди казахстанцев. Возможность получить заем за пару минут, не выходя из дома, привлекает прогрессивное население. 

Какой бы простой ни казалась процедура выдачи таких кредитов, каждому впервые выданному из них предшествует масштабная проверка. Своих заемщиков компания-кредитор знает, что называется, в лицо, создавая уникальный цифровой профиль каждого клиента. Это позволяет быстрее идентифицировать пользователя, что экономит компании средства на проведение проверки, а для клиента оборачивается беспрецедентно быстрым принятием решения по кредиту. При этом такой профиль является собственностью кредитора, поэтому переживать за сохранность данных нет причин – доступ к данным для третьих лиц закрыт.

Впрочем, для того чтобы эта система эффективно работала, сервисам по цифровому кредитованию необходимо постоянно находиться на острие технического прогресса, в целях защиты заемщиков от злоумышленников.

Грубые взломы персональной почты или чуть более элегантное хищение личных данных при помощи фишинговых сайтов – одни из немногих примеров того, как мошенники могут получить доступ к конфиденциальным данным любого подключенного к сети интернет-пользователя, ко всем цифровым аспектам жизни человека и к его деньгам.

В цифровом альтернативном кредитовании для защиты используют врожденные биометрические данные, так как они остаются неизменными на протяжении всей жизни человека и подделать их практически невозможно. При этом, говоря о биометрии, важно отметить, что речь идет не о сканировании отпечатков пальцев или сетчатки глаза, а о поведенческой биометрии, не требующей как дополнительных внешних устройств, так и специальных действий самого пользователя для аутентификации. Поведенческая биометрия позволяет проводит так называемую в зарубежной практике continuous authentication, то есть бесшовную непрерывную аутентификацию. Но для этого системе нужен поведенческий образец – «слепок», с которым в режиме реального времени будет сравниваться поведение пользователя.

Для создания цифрового профиля клиента финтех-компании используют целый ряд современных инструментов, в первую очередь скоринг, основанный на анализе большого объема данных о заемщике, которые в сумме дают полную картину о его характере, склонностях и позволяют выявлять потенциальных мошенников.

Речь идет, например, о специфическом поведении клиента при работе с клавиатурой компьютера или мобильного устройства об особенностях взаимодействия с мышкой, о том, как быстро человек вводит данные, как нажимает на клавиши, сколько времени занимают паузы между вводом имени и данных удостоверяющего личность документа. Учитывается и многое другое, что формирует так называемый поведенческий паттерн, который затем в виде цифрового слепка попадает в базу данных компании.

Важно, что подобный цифровой профиль клиента не представляет каких-либо рисков для пользователя, скорее наоборот, ведь чем лучше кредитор знает своего заемщика, тем более доверительные между ними отношения, а значит, получить очередной заем можно быстрее.

На основании базы цифровых профилей Solva удалось выяснить, что их клиент в столичном регионе и в Алматы отличается от типичного заемщика в регионах страны. В первом случае это, как правило, мужчина или женщина с высшим образованием в возрасте от 28 до 45 лет, производящий большую часть ежедневных операций онлайн (регулярные платежи, регистрации, покупки), активно использующий социальные сети и мессенджеры, с беглым клавиатурным почерком. В регионах Казахстана клиенты компании в большей степени представляют собой индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан, также являющихся активными пользователями социальных сетей и мессенджеров, но с меньшей вовлеченностью в систему онлайн-платежей и с не всегда столь же высоко развитыми компьютерными навыками.

Таким образом, стоит отметить, что сбор и анализ общедоступных данных в случае с выдачи микрозаймов является полезной практикой МФО, нацеленной на предоставление качественного сервиса и защиту клиентов.


710 просмотров

"Казахтелеком" привлек БРК к строительству интернета на селе

Соответствующее соглашение об открытии кредитной линии было подписано 18 октября в Нур-Султане

Дочерняя компания АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» -  "Банк развития Казахстана", будет участвовать в финансировании проекта телекоммуникационного оператора АО «Казахтелеком» по строительству линий оптоволоконных линий связи в сельской местности. Соглашение об открытии соответствующей кредитной линии было подписано в пятницу, 18 октября, в Нур-Султане.

Проект строительства волоконно-оптических линий связи реализуется компанией «Казахтелеком» с конца прошлого года: предполагается, что по его завершении в следующем году доступ к высокоскоростному интернету получат почти 2,5 млн жителей отдаленных сел страны.  Для этого до конца 2021 года АО «Казахтелеком» построит порядка 15 тыс. километров волоконно-оптических линий связи для обеспечения интернетом 2 тыс. 496 государственных органов и бюджетных организаций в 828 селах страны – с учетом уже подключенных к оптоволоконным линиям сельских населенных пунктов, их общее количество перевалит за 2 тыс. 

В настоящее время компания уже подключила к волоконно-оптическим линиям связи государственные учреждения в селах Алматинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Кызылординской, Павлодарской и Туркестанской областей. Согласно программе «Цифровой Казахстан» до конца 2021 года планируется подвести волоконно-оптические линии связи (ВОЛС) к более чем 2 тыс. сельским населенным пунктам: сотрудничество «Казахтелекома» и «Байтерека» по данному проекту началось до подписания соглашения – внешним техническим экспертом и финансово-техническим консультантом строительства линий выступает дочерняя организация холдинга «Байтерек», компания АО «QazTechVentures».

Безымянный1.png

Теперь же «Банк Развития Казахстана» и холдинг «Байтерек» заходят в проект деньгами: согласно подписанному соглашению, БРК предоставит «Казахтелекому» в рамках открытой кредитной линии для финансирования проекта ВОЛС заём в сумме 26,7 млрд тенге сроком до 13 лет, со своей стороны «Казахтелеком» в качестве инициатора проекта, задействует собственные средства в размере 31,1 млрд тенге.

При этом в ходе церемонии подписания, в которой приняли участие Председатель Правления АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» Айдар Арифханов, Председатель Правления АО «Банк Развития Казахстана» Абай Саркулов и Председатель Правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев, было подчеркнуто, что средства БРК привлекаются для эффективной реализации проекта. Который является одной из инфраструктурных основ государственной программы «Цифровой Казахстан».

Безымянный2.png

«Мы рады, что участвуем в таком важном проекте, как обеспечение высокоскоростным Интернетом сел и аулов с населением более 500 человек: там действуют школы, медучреждения, госорганы, работает бизнес, которым скоростной Интернет мог бы значительно облегчить жизнь, ведь с помощью него можно получать разные справки, консультации врачей, доступ к онлайн-образованию, учебным материалам, заказывать необходимые товары», - прокомментировал подписанный документ Председатель Правления АО «НУХ «Байтерек» Айдар Арифханов.

Отметим, что проект «Обеспечение широкополосным доступом сельских населенных пунктов Республики Казахстан по технологии волоконно-оптических линий связи» считается одним из самых успешных проектов, реализуемых в Казахстане по схеме государственно-частного партнерства. Таковым его считают в министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, которое курирует данный проект в рамках реализации программы «Цифровой Казахстан»: государство и телекоммуникационный оператор рассчитывают, что выстроенная линия оптоволокна позволит со временем обеспечить покрытие широкополосным интернетом всех сельских территорий.

Подведение волоконно-оптических линий до крупных сельских населенных пунктов позволит в дальнейшем развернуть передачу данных с помощью других технологий в близлежащие небольшие аулы. Всего в Казахстане насчитывается порядка 6 тысяч сельских населенных пунктов, проект ВОЛС охватит треть из них, еще 3,5 тыс. сел окажутся в зоне охвата радиосигналом от базовых станций, к которым будет подведено оптоволокно. Таким образом, строительство ВОЛС станет главным шагом для обеспечения покрытия всей страны доступом к широкополосному интернету.

Безымянный3.png

Для самого «Казахтелекома» такой охват интересен не только с точки зрения извлечения коммерческой выгоды (компания на протяжении 14 лет будет обслуживать созданные ею сети ВОЛС под гарантированный государственный заказ), но и для масштабирования новых видов услуг на всем рынке республики. Кредитные средства, выделенные БРК, будут освоены на протяжении ближайших двух лет и позволят ускорить технологическую модернизацию экономики Казахстана. Это далеко не первый совместный проект Банка развития и «Казахтелекома», направленный на появление в республике качественной телекоммуникационной инфраструктуры, напоминает Председатель Правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев.

«Ранее мы уже сотрудничали с Банком развития Казахстана, тогда нам удалось успешно реализовать проект по развертыванию сети 4G вместе с нашей дочерней компанией ТОО «Мобайл Телеком-Сервис», - говорит он. - Сегодня перед нами стоит еще более масштабная задача – обеспечение отдаленных сел высокоскоростным интернетом, реализация проекта станет важным этапом в повышении уровня цифровой грамотности жителей в сельской местности», - подчеркивает глава правления крупнейшего телекоммуникационного оператора страны.

По его словам, проект долго отрабатывался с холдингом «Байтерек», одна из граней миссии которого – развивать цифровые технологии в стране, под которые «Казахтелеком» выстраивает инфраструктуру, в том числе – и на селе, для устранения цифрового неравенства.

«Нам с вами трудно оценить, что такое подключение к широкополосному доступу, потому что мы с вами находимся в городе, где есть 4G, и нам сложно представить, что 2,5 млн человек только-только получат доступ к цифровым сервисам, которыми мы пользуемся ежедневно, к возможности высокоскоростной передачи данных, что изменит инфраструктуру образования страны, здравоохранения, государственного управления, - говорит Есекеев. – Объем абонентов смартфонов увеличится в тех населенных пунктах, которые мы подключаем – у нас сейчас порядка 30% сельских населенных пунктов широкополосным доступом охвачено, приход новых технологий изменит и деловую инфраструктуру в этих регионах, структуру внутренней коммерции», - добавил он.

Безымянный4.png

Открытие кредитной линии со стороны БРК для реализации проекта строительства ВОЛС отражает не только понимание государством социальной важности проекта для населения страны, но и высокий уровень финансовой устойчивости телеком-оператора, подтвержденный международными кредитными рейтингами. Так, текущий уровень кредитного рейтинга АО «Казахтелеком», согласно оценкам FitchRatings и Standard & Poor's, зафиксирован на отметке «ВВ+», что является одним из самых высоких показателей среди компаний-аналогов на телекоммуникационном рынке. Позволяющий привлекать средства под проекты, которые способны кардинально изменить жизнь в стране.

«Стратегические цели данного проекта - повышение качества жизни сельского населения за счет использования цифровых технологий и создание инфраструктуры для реализации проектов по государственной Программе «Цифровой Казахстан». Наличие качественной интернет-связи на селе позволит улучшить скорость и качество работ в государственных учреждениях, а также увеличить долю государственных услуг, полученных в электронном виде, до 80% от общего объема госуслуг к 2022 году. В целом, ожидается увеличение доли пользователей сети интернет к 2022 году до 82%», - отметил Председатель Правления «Банк Развития Казахстана» Абай Саркулов.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций